Научная статья на тему 'Оценка факторов, влияющих на инвестиционную политику на городском пассажирском транспорте'

Оценка факторов, влияющих на инвестиционную политику на городском пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могилевич Михаил Валентинович, Тетерина Ольга Михайловна

На основании проведенных исследований выявлены и классифицированы факторы, влияющие на инвестиционную политику предприятий городского пассажирского транспорта (ГПТ) в условиях рыночной экономики. Проведен подробный анализ внутренних и внешних факторов. Анкетным методом (анкеты составлены Тетериной О.) проводился опрос специалистов, после обработки материала сделана оценка значимости влияния тех или иных факторов на инвестиционную политику предприятий ГПТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Могилевич Михаил Валентинович, Тетерина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of factors, effecting on investment policy at the city passenger transport

On the research base of literary resources and questioning of specialists, working at passenger transport, were revealed factors, effecting on investment policy at the city passenger transport in market terms. In the paper was made classification of factors and subfactors and was found importance of their effect on investment policy at the organizations of city passenger transport.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов, влияющих на инвестиционную политику на городском пассажирском транспорте»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

12. Кафтанджиев, Х. Гармония в рекламной коммуникации. — М.: Эксмо, 2005. — 368 с. — (Профессиональные издания для бизнеса). — с. 56

13. Там же, с. 57.

14. Фролов, Д. Казань — реклама - бик эйбэт // Индустрия рекламы. — 2006. - № 22. — С. 15.

СИДЛОВА Анна Юрьевна, аспирант кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» ОмГТУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.12.06 г.

© Сидлова А.Ю.

УДК 656 1:338 М. В. МОГИЛЕВИЧ

О. М. ТЕТЕРИНА

Сибирская государственная автомобильнодорожная академия

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

На основании проведенных исследований выявлены и классифицированы факторы, влияющие на инвестиционную политику предприятий городского пассажирского транспорта (ГПТ) в условиях рыночной экономики. Проведен подробный анализ внутренних и внешних факторов. Анкетным методом (анкеты составлены Тетериной О.) проводился опрос специалистов, после обработки материала сделана оценка значимости влияния тех или иных факторов на инвестиционную политику предприятий ГПТ.

В современных рыночных условиях и на протяжении всего переходного периода предприятия автомобильного транспорта сталкиваются с проблемой выбора пути развития, что не является исключением и для городского пассажирского транспорта (ГПТ).

В условиях экономической нестабильности (рост цен, дефицит свободных денежных средств, инфляция, высокая цена кредитов и др.) особенно актуальным становится вопрос обоснования выбора инвестиционной политики как одного из главных факторов экономического развития.

В свою очередь, эффективность инвестиционной политики зависит от разработки и реализации инвестиционной стратегии, которая является составной частью общей стратегии предприятия.

Одни предприятия в современных условиях реализуют возможность проводить широкую инвестиционную политику, имея достаточно финансовых ресурсов, другие значительно ограничены. Другие, в первую очередь муниципальные предприятия автомобильного транспорта (предприятия ГПТ), относятся к разряду убыточных, особенностью которых является ограниченность в самостоятельном функционировании, что не дает возможность осуществлять инвестиционную политику. Хотя данный вопрос уже давно назрел, исходя из тех проблем, которые сложились на ГПТ, необходимо провести более подробный анализ причин, препятствующих осуществлению нормальной инвестиционной политики на ГПТ.

На процесс инвестирования влияет множество факторов. Знание механизма влияния факторов на

инвестиционную деятельность позволяет разработать научно обоснованную и эффективную инвестиционную политику. Любое предприятие существует в окружающей его среде. Действие внешней среды на предприятия проявляется во времени по-разному, поэтому с учетом влияния факторов внешней среды необходимо перманентное формирование гибкой политики инвестирования, оказывая тем самым регулирующее воздействие на внутреннее состояние системы.

Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность отечественных предприятий в условиях рыночной экономики, еще недостаточно изучены.

Среди множества факторов, рассматриваемых в научной литературе различными авторами, нет единого подхода к их систематизации, разделению на внутренние и внешние. Одни авторы рассматривают в единстве экономические и финансовые, социальные и политические, правовые факторы, другие -раздельно маркетинговые, производственные, финансовые, макроэкономические показатели, куда включают также экономические, политические, социальные факторы, не разделяя их на внешние и внутренние.

Так, например, С.В. Валдайцев и П.П. Воробьев выделяют ряд важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в масштабах общества. Одним из первых они считают соотношение между потреблением и сбережением, затем безопасность вложений, уровень прибыли на инвестиции, степень организованности финансового рынка. Хотя данные факторы не относятся напрямую к огра-

Факторы, влияющие на инвестиционную политику предприятия

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды

1. Политические Политическая стабильность в стране Экономическая политика правительства Налоговая политика правительства Изменение законодательства Таможенная политика Государственное регулирование в инвестиционной сфере Криминализация Форма собственности Отраслевая принадлежность Тип предприятия Размер предприятия Внешняя среда функционирования 2. Социальные Низкий жизненный уровень Расслоение населения по доходам и собственности Безработица Дискриминация Коррупция Наличие стереотипов Фаворитизм 3.Правовые Частая сменяемость законов Низкий уровень исполнения Недостаточно проработанная правовая база Отсутствие механизма контроля за исполнением законов 4. Экономические Темп экономических реформ Уровень инфляции Ставки коммерческих банков, учетная ставка ЦБ Колебание валютного курса Национальная валюта (стабилизация рубля) Уровень налогов (налоговый пресс) Цены на энергоресурсы, топливо Среднеотраслевой уровень доходности Общий спад производства Инвестиционные риски Состояние фондового рынка Рынок страхования Дефицит или профицид бюджета Контроль за использованием государственных инвестиций Амортизационная политика 5. Демографические Миграция Рождаемость Уровень смертности Продолжительность жизни 6. Технологические Государственная техническая политика Тенденции в научных разработках Скорость обновления и освоения новых технологий Связь с международными информационными системами (базы данных) Развитие информационных технологий (эл. почта, спутниковое, цифровая связь) 7. Географические Инвестиционная привлекательность региона, государства Уровень развития инфраструктуры в регионе 1. Производственные Состояние основных производственных фондов и их использование Уровень технологического развития предприятия Наличие необходимой производственной инфраструктуры Производственная мощность Качество услуг 2.Финансово - экономические Изменение дохода (темп роста) Величина собственных средств финансирования (прибыль, амортизация) Привлекательность предприятия для использования внешних источников инвестиционного капитала Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность Прибыльность Платежеспособность Деловая активность Финансовая устойчивость З.Человеческие Укомплектованность персонала (состав, структура) Профессионализм, квалификация Способности Социально-бытовые условия Образование Текучесть кадров Система мотивации Организационная культура Повышение квалификации 4. Маркетинговые Особенности ценообразования Инновационная политика Репутация Реклама Коммуникации Особенности общей стратегии предприятия 5. Управленческие Управление предприятием (организация работы) Работа с кадрами Финансовая деятельность

ничителям производственных инвестиций, но в то же время они могут существенно влиять на инвестиционный процесс предприятий за счет вложений сбережений населения в производство.

Наиболее подробно группируют факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России и приводящие к ее сдерживанию, рассматривают авторы Я.С. Мелкумов и С.И. Абрамов.

Более полную информацию приводит Д.А. Ендовицкий, его классификация включает мар-

кетинговые, производственные, человеческие, макроэкономи-ческие, финансовые факторы, не разделенные на внешние и внутренние.

Г.А. Маховикова и В.Е.Кантор, основываясь на опыте функционирования западных фирм, считают, что инвестиционная политика отдельных предприятий существенно варьирует в зависимости от таких факторов как форма собственности, отраслевая принадлежность, тип предприятия, размер предприятия, внешняя среда функционирования.

_57п

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

В.А. Швандар и А.И.Базилевич рассматривают факторы, определяющие инвестиционную политику, больше со стороны внутренних.

Для разработки и осуществления инвестиционной политики, для формирования потребности в инвестициях, поиска их источников, разработки и реализации инвестиционных предложений на предприятии необходим постоянный анализ внутренней и внешней его среды. Все факторы необходимо делить на внешние (не управляемые предприятием) и внутренние (управляемые).

В процессе проведенного исследования были выявлены факторы и подфакторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на инвестиционную политику на ГПТ (табл.).

Представленные факторы и подфакторы следует разделить на две группы — способствующие и препятствующие осуществлению инвестиционной политики на ГПТ.

Чтобы изучить степень влияния различных факторов на инвестиционную политику, был проведен экспертный опрос среди специалистов и руководящих работников ГПТ на шести пассажирских автотранспортных предприятиях г. Омска. В опросе приняло участие 24 эксперта. Экспертам было предложено расположить факторы внешней среды и внутренней среды в зависимости от их влияния на инвестиционную политику предприятия. Степень согласованности мнений или прочности связи проверялись с использованием коэффициента конкордации.

В процессе исследования была выявлена согласованность мнений экспертов как по внешним, так и по внутренним факторам.

Среди внешних факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционную политику на ГПТ, специалистами предприятий на первое место были поставлены экономические факторы, получившие 38 баллов, на второе - политические (45 баллов), третье и четвертое места поделили социальные и правовые факторы (по 97 баллов), затем расположились технологические, географические и демографические факторы.

Среди внутренних факторов предпочтение было отдано финансово- экономическим и производственным факторам поделившим первое место (по 43 балла), затем расположились управленческие факторы (81 балл), человеческие (86 баллов), маркетинговые (105 баллов).

Результаты исследования важности подфакто-ров:

1) политические — экономическая политика правительства РФ и регионального правительства, политическая стабильность в стране, налоговая политика;

2) технологические — скорость обновления и освоения новых технологий, государственная техническая политика;

3) правовые — недостаточно проработанная правовая база, низкий уровень исполнения;

4) демографические — рождаемость, продолжительность жизни, миграция;

5) географические — уровень развития инфраструктуры в регионе, инвестиционная привлекательность региона;

6) социальные — низкий жизненный уровень, расслоение населения по доходам и собственности;

7) экономические — цены на энергоресурсы, общий спад производства, дефицит или профицит бюджета;

8) производственные — состояние основных производственных фондов и их использование, уровень технологического развития предприятия и производственная мощность;

9) финансово-экономические — величина собственных средств финансирования, прибыльность;

10) управленческие — финансовая деятельность, управление предприятием (организация работы);

11) маркетинговые — особенность общей стратегии предприятия, особенности ценообразования;

12) человеческие — квалификация, профессионализм, укомплектованность персонала.

Таким образом, результаты экспертного опроса дали возможность оценить степень влияния внешних и внутренних факторов на проведение инвестиционной политики на ГПТ. Предприятиям можно рекомендовать проведение такой инвестиционной политики, когда больше внимания уделяется производственным и финансово-экономическим факторам, а также подфактору организации работы предприятия.

Выбор экспертами среди внешних факторов политических и экономических еще раз подтверждает значимость государственного регулирования в сфере реального сектора экономики и услуг по созданию благоприятных условий осуществления инвестиционной политики на пассажирском транспорте.

Библиографический список

1. Федеральный закон №39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, 2000. — 248с.

3. Ендовицкий Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учеб. пособие /Под. ред. Л.Т. Гиляровской. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 352с.

4. Швандар В.А., Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 208с.

5. Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Инвестиционный процесс на предприятии. — СПб: Питер, 2001. — 176с.

6. Инвестиции: учеб./С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев и др.; под ред. В.В.Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 440с.

7. Могилевич М.В. Менеджмент на пассажирском транспорте. Научная монография.- Киев, КМУГА, 1996.- 76 с.

МОГИЛЕВИЧ Михаил Валентинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ОмГТУ.

ТЕТЕРИНА Ольга Михайловна, старший преподаватель СибАДИ.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.10.06 г.

© Могилевич М.В., Тетерина О.М.

ъ8~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.