УДК 656.1:338
М. В. МОГИЛЕВИЧ О. М. ТЕТЕРИНА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На основании проведенных исследований проанализированы основные проблемы в работе городского пассажирского транспорта в современных условиях. Выявлены направления развития транспорта. Выбраны подходы к решению существующих проблем, позволяющих улучшить работу городского пассажирского транспорта.
Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования. Городской пассажирский транспорт (ГПТ) является составной частью единой транспортной системы. На его долю приходится 81 % общего объема пассажирских перевозок всех видов транспорта РФ и 28 % пассажирооборота. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем в совокупности железнодорожным, речным и авиационным. Поэтому нормальная работа транспорта во всех производственных направлениях является необходимым условием для роста экономики, решения социальных проблем, так как давно общеизвестно, что ГПТ дает эффект в основном в других отраслях. В процессе перехода функционирования от планово-централизованной экономики к рыночной изменяется механизм функционирования ГПТ, появляется множество трудноразрешимых проблем.
С начала 90-х годов значительно снизился объем пе-ревозокпассажиров, сопровождающийся одновременно ухудшением транспортного обслуживания, старением подвижного состава, недостатком финансирования из бюджета для поддержания провозных возможностей и сбора платы за проезд в результате введения льгот. Основные проблемы ГПТ представлены на рис. 1.
Проблема развития и улучшения работы ГПТв России является в настоящих рыночных условиях одной из важных проблем в силу социальной значимости ГПТ и в то же время сложной проблемой для региональных властей и правительственных органов Федерации.
Несмотря на то что с начала XXI века наблюдается небольшой экономический рост, отмечаемый правительством РФ, значительных улучшений на ГПТ не наблюдается. Остающиеся отрицательные тенденции ведут к еще одной проблеме, связанной со снижением роли ГПТ и возрастанием роли индивидуального транспорта. Ежегодный прирост автомобилей составляет до 20% от имеющейся численности. Пропускная способность улиц находится в критическом состоянии, что не может не сказываться на работе ГПТ. Эксплуатационная скорость автобусов снижается с 20 км/ч до 18 км/ч в связи с загрузкой улиц. Следовательно, появляется еще одна значимая проблема, связанная с загрязнением воздуха отработанными газами автотранспорта.
Небольшим прогрессом в решении данной проблемы можно считать тенденцию снижения эксплуатации автобусов особо малой вместимости марки «Газель» с заменой на автобусы большой и особо
большой вместимости, позволяющей решать экологические проблемы, проблемы безопасности движения транспортных средств и улучшения финансового состояния пассажирских автотранспортных предприятий. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом.
Транспортные предприятия в течение ряда лет российских реформ сталкиваются с общим ухудшением финансового положения, вызванным быстрым ростом расходов. Доля затрат на топливо в структуре эксплуатационных расходов достигает 40%. Происходит рост но статьям «Заработная плата и ремонтные работы». Ограниченные дотации из бюджета местных органов власти на нужды транспорта и неоплата пассажирами своего проезда вызваны общим ухудшением экономического положения в России.
Многократное повышение тарифов на ГПТ не сделало его рентабельным и не позволило решить существующие проблемы. Отсутствие устава АТ, отвечающего современным рыночным условиям, затрудняет нормальное функционирование автомобильного транспорта, в том числе и ГПТ.
По экспертным оценкам, для нормализации инвестиционного процесса и стабилизации положения к 2010 году среднегодовой объем капитальных вложений в этот сектор должен возрасти почти в 5 раз. Поэтому без федеральной поддержки не обойтись. Прогноз развития ГПТ представлен в таблице 1.
Развитие транспорта России является одной из приоритетных задач государственной деятельности и отражается в экономической стратегии правительства РФ. Решение общих экономических проблем возможно только через решение транспортных проблем, поэтому оно является одной из целей, рассматриваемых в программных документах, таких, как федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы); Стратегия развития транспорта до 2010 года; Транспортная стратегия до 2020 года.
Согласно программе «Модернизация транспортной системы России» реализация ее предусмотрена в два этапа. Первый этап (2002-2005) ориентирован на модернизацию имеющихся мощностей, второй этап (2006-2010) — на ускоренное развитие транспортной системы, повышение эффективности и качества транспортного обслуживания. При этом на выполнение всех мероприятий предусмот-
Рис. 1. Основные проблемы ГПТ
рен объем финансирования в ценах 2001 года 4646,3 млрд рублей. В соответствии с мировыми показателями минимальный уровень финансирования транспортной инфраструктуры должен составлять не менее 4% ВВП в год.
В отличие от предыдущей программы Транспор-тпая стратегия до 2020 года предполагает развитие транспорта с учетом нескольких сценариев: умеренный, оптимистический, критический. Умеренный направлен на сохранение темпов роста ВВП на уровне
4-5%, оптимистический — при темпе роста ВВП
5-6% с повышением до 6-8% в период 2007-2015 гг., кри тический — при неизменных (неблагоприятных) условиях.
В свою очередь, оптимистический сценарий предполагает два этапа развития. Первый этап (2004-2010 годы) — развитие ориентировано на ускоренную диверсификацию транспор тной отрасли и решение задач федеральной целевой программы с привлечением до 2010 года 20 млрд долларов ежегодно.
Второй этап (2010-2011 годы) — дальнейшее преобразование, направленное на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создания надежных транспортных связей.
Основные направления развития ГПТ можно свести в четыре основные группы. Во-первых, это нормативно-законодательное направление развития, включающее в себя создание единых действующих законов и нормативных актов для ГПТ на всей территории РФ, принятие их па федеральном уровне.
Во-вторых, финансирование операционной деятельности, включающее нормативный метод планирования затрат, дотаций. Создание действенного механизма оплаты всеми пользователями услуг ГПТ, единая методология формирования тарифов.
В-третьих, организационное направление развития, включающее конкурсное распределение маршрутов и допуск на маршрут, введение телекоммуникационных систем. В-четвертых, инвестиционное направление развития. Стабильная система финансирования является одним из важнейших условий реализации Транспортной стратегии.
Городскому пассажирскому транспорту необходимы значительные объемы капиталовложений. Отсуг-ствие их является главным препятствием подъема реального сектора. Как известно, объемы государственного финансирования в виде государственных инвестиций с начала рыночных реформ значительно сократились.
В качестве одного из направлений развития по формированию источника инвестирования пассажирского транспорта в ФЦП предлагается создание федерального целевого инвестиционного фонда, а также регионального. Расширение финансирования за счет концентрации средств в целевых фондах практикуется во многих странах. Источниками такого фонда могут быть средства за счет акцизов на реализацию ав томобильного бензина и дизельного топлива, добровольные взносы перевозчиков от доходов, получаемых в результате транспортной деятельности, добровольные взносы предприятий и организаций, заинтересованных в улучшении транспортного обслуживания их рабочих и служащих, часть сумм единого налога на вмененный доход от коммерческих перевозок пассажиров, отчислений от дорожных фондов и от реализации автомобильного топлива, амортизационные средства предприятий и другие источники по предложению транспортных органов. Таким образом, создание такого фонда можно считать одним из направлений государственной поддержки пассажирского транспорта.
По направлениям реформирования в сфере инвестиций на государственном уровне рассматривается несколько подходов. [2]
1.Создание системы обновления основных фондов предприятий ГПТ с привлечением бюджетных и частных инвестиций.
2.Осуществление перехода к конкурсному распределению маршрутов социального сектора с учетом предлагаемого объема инвестиций.
3.Осуществление государственной поддержки инвестиций, в том числе на основе частичного субсидирования лизинговых и кредитных схем.
4.Создание условий для привлечения, снижения рисков и обеспечения приемлемых сроков окупаемости частных инвестиций в ГПТ.
В финансовой области планируются переход на нормативный метод планирования затрат, замена дотаций оплатой транспортных услуг всеми пользователями, прозрачные механизмы компенсации потерь от льгот, единая методология формирования тарифов.
В настоящее время одним из направлений дополнительного привлечения денежных средств в транспортную отрасль является введение концессий, определяемых принятым в 2005 году Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Министр транспорта Левитин отмечает необходимость участия государства в долевом развитии инфраструктурных проектов и считает, что создание концессий — самый оптимальный вариант государственно-частного партнерства, где государство готово взять на себя от 25 до 75 % финансирования проекта, Немаловажную роль в финансировании концессий (государственно-частных партнерств) призван сыграть инвестиционный фонд, финансирующий малоокупаемые, не особенно привлекательные проекты для инвесторов. Хотя в качестве таких проектов в основном рассматривается проблема дорог и их восстановление, что является важным и для ГПТ, пользующегося этими дорогами, Минтрансом предлагается новый подход: платит тот, кто по ней ездит. В качестве дополнительных источников рассматриваются транспортный налог, штрафы за нарушение Правил дорожного движения, доходы от придорожной инфраструктуры, реклама, сборы с грузовиков свыше 12 тонн. Все эти средства предлагается аккумулировать на едином казначейском счете и направлять дорожникам. Суммарный объем такого внебюджетного
Таблица 1
Основные показатели работы ГПТ с учетом перспектив его развития [4]
Показатель 1985 | 1990 1994 2000 2010
РСФСР Прогноз
Объем перевозок пассажиров, млрд пассаж. 37,2 40;5 36,7 40,6 46,4
Пассажирооборот, млрд пасс./км 464,0 524.0 452.0 539,0 662,0
Средняя дальность поездки одного пассажира,км 12,5 12,9 12.3 13,3 14,2
фонда, по расчетам Минтранса, составит более 100 млрд рублей в год. В качестве перспективного направления, позволяющего привлечь значительные инвестиции, рассматривается развитие экспорта транспортных услуг на территории РФ (коридор север-юг, запад-восток). Такая тенденция увеличения финансовых средств за пользование дорогами может быть одним из источников финансирования ГПТ.
Реализация вышеперечисленных направлений развития на ГПТ позволит улучшить качество транспортных услуг, снизить расходы, совершенствовать и усилить механизмы государственной поддержки, повысить устойчивость, управляемость и безопасность работы, установить соответствие цены и качества транспортных услуг, обновить основные фонды, улучшить финансовое состояние предприятий ГПТ.
Библиографический список
I. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», www mintrans. ru
2. Коллегия Министерства транспорта РФ «О работе по стабилизации и реформированию системы пассажирского транспорта». //Автомобильный транспорт. - №8, стр. 2-11.
3. Итоги работы транспортной отрасли России в 2004 году. //Автомобильный транспорт. - 2005 - №5, стр. 11-17.
4. Единая транспортная система: Учеб. для вузов/В.Г. Галл-бурда, В.А. Персианов, A.A. Тимошин и др.; Под. ред. В.Г. Гала-бурды. - М.: Транспорт, 1996, - 295 с.
5. Минтранс наводит мосты// Российская газета. — 21 ноября 2006. - №261 (4227).
МОГИЛЕВИЧ Михаил Валентинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмент.
ТЕТЕРИНАОльга Михайловна, старший преподаватель.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.10.2006 г. © Могилевич М.В., Тетерина О.М.
удк 347 7 Е. М. ВОЛКОНИЦКАЯ
Сибирский юридический институт МВД России
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕВРОПЫ И РОССИИ
В статье подробно описаны все "за" и "против" в вопросе государственной регистрации коммерческих организаций, дано сравнение законодательства о госрегистрации стран Европы и России, обоснована целесообразность использования западного опыта при внесении изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся госрегистрации.
Уже не одно десятилетие специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое «начало» от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.
Международный опыт показывает, что первым шагом по созданию благоприятных условий для раз-
вития экономики и способствующих привлечению иностранных инвестиций является создание эффективной системы государственной регистрации юридических лиц — коммерческих организаций.
Юридическая энциклопедия понятие «регистрация» раскрывает в двух значениях:
- внесение в список, книгу; составление перечня, описи;
- запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности'1'.