СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
нирования за счет включения подсистемы корпоративного менталитета, культуры, корпоративной эволюции и их координации между собой с традиционными стратегическими подсистемами. Учитывая, что в данном случае «рабочим материалом» является человек, то успех стратегии достигается путем процессов последовательной социализации.
Системное взаимодействие всех элементов, отражаемое в предложенном алгоритме диагностики корпоративной культуры, определяет состояние культурного развития организации и является основой для выстраивания социального механизма ее регулирования, реализация которого способствует достижению соответствия между культурой и стратегией организации.
Библиографический список
1. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.- мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. — 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.
ИЛЬИНА Оксана Сергеевна, соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры экономики, организации и управления.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.11.06 г.
© Ильина О.С.
УДК 659 19 А. Ю. СИДЛОВА
Омский государственный технический университет
ЭТНИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГ: ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В статье перечислены характеристики выделяемой на основе этнической принадлежности целевой аудитории, которые необходимо учитывать при создании рекламного обращения. Упоминаются основные техники BTL-рекламы, которые могут быть целесообразными при взаимодействии с этническими группами.
Единый вектор, который Запад (безусловно, прежде всего, страны-союзницы Великобритания и США) придал своему развитию после Второй мировой войны, образование ООН и других международных организаций, появление глобальных проблем человечества послужили объективными предпосылками к возникновению однородного мирового сообщества, что, в свою очередь, способствовало созданию т.н. «глобальных товаров» и их продвижению на отдельные национальные рынки. В 80-е гг. прошлого века господствовала концепция «глобального потребителя», реакцию которого было легко предсказать, а потребности — так же легко удовлетворить, но на практике она часто оказывалась несостоятельной. Так, Б.Д. Семенов отмечает, что факторы внутринационального характера стран могут повлиять на стратегию выхода «глобального товара» на этнические рынки. К наиболее значимым он относит:
а) рекламное законодательство в разных странах и специфика налогообложения;
б) национальная или этническая культура;
в) средства размещения рекламы;
г) специфика производства;
д) ценовые факторы.
Автор подчеркивает, что эти факторы могут играть лимитирующую роль, т.е. накладывать определенные ограничения на возможности проведения эффективной рекламной кампании фирмы, работающей на международном рынке. Задача менеджмента в этом случае состоит в адекватном ана-
лизе таких факторов и нахождении оптимальных приемов нейтрализации их негативного влияния на рекламную кампанию [1]. Культурные различия значительно усложняют задачу «стандартизации» рекламы, направленную на то, чтобы сделать ее пригодной к повсеместному использованию в неизменном виде, потому что практически невозможно найти сообщения, одновременно и одинаково эффективного в обращении к различным странам и культурам.
Несмотря на усиление экономических, политических, культурных и духовных связей, существующих между странами и народами, и развитии интеграционных процессов в планетарном масштабе, все большую значимость стали получать поиск точек преткновения и взаимовыгодных способов сотрудничества в самых разных областях человеческой деятельности. Особенно актуальна разработка ноу-хау коммуникаций в рекламе и маркетинге, которые изменяются вслед за обществом и отражают его основные тенденции, что наглядно иллюстрирует история их развития и становления. Соединенные Штаты Америки традиционно являются лидером в разработке и внедрении новейших маркетинговых и рекламных технологий. Брэндинг как деятельность по созданию и продвижению брэнда американские специалисты применяли еще в 50-х годах прошлого века. Многие термины рекламного бизнеса, например, В^-реклама и потребительская лояльность, возникли из обихода маркетинговых
служб и рекламных агентств, действующих на североамериканском рынке. Термин «этнический маркетинг», или «этномаркетинг» (американский термин «multicultural marketing») также был разработан в США, где эта технология быстро завоевала популярность и большое количество приверженцев. Это связано с эпохой социально ответственного маркетинга, подразумевающего под собой не только ориентацию производства на потребителя, но и непосредственную взаимосвязь общества и компании, ответственность компании перед обществом [2]. Квинтэссенцией этно-маркетинга является ориентация на менталитет и специфические особенности народов. Индивидуальный подход к каждой из этнических групп предполагает более тесные, глубокие связи между производителем и потребителем. На практике ее применение упрощенно сводится к нескольким основным действиям:
-выделение из общего числа потенциальных потребителей специфической целевой аудитории в соответствии с этнической принадлежностью;
-описание культурных и религиозных особенностей такой целевой аудитории (например, запрещенная к употреблению пища, оскорбительные символы, традиционные праздники и т.д.);
-изучение жестовой и языковой специфики;
-создание новой, этнически ориентированной рекламной кампании или рекламного обращения с возможным сохранением некоторых элементов общенациональной рекламной кампании.
Популярность этномаркетинга постоянно возрастает, что проявляется в увеличении рекламных агентств, специализирующихся исключительно на знании характерных черт этнических ниш и создании для них адекватных рекламных посланий. Так, в Австралии появилась престижная награда «National Multicultural Marketing Awards», которая вручается компаниям, максимально эффективно продвигающим товары на основе подчеркивания австралийской самобытности и образа жизни. Как объясняется в описании этого конкурса, награда вручается лишь тем, кто отвечает на вызов времени и приветствует культурное разнообразие [3].
В чем причина такой популярности? Актуальность применения технологии этномаркетинга продиктована реалиями международной торговли, необходимостью следования основным тенденциям современной экономики. Компании стремятся к получению как можно большей прибыли, а для осуществления этой цели необходимо постоянное развитие, освоение новых рынков и появление таких конкурентных преимуществ, которые не смогут скопировать конкуренты. Например, производитель продуктов питания американская компания Kraft предприняла несколько успешных шагов на пути освоения рынка американцев азиатского происхождения, выпустив мультиязыковую рекламу, демонстрацию продукции и рекомендации по приготовлению блюд западной кухни [4]. Таким образом, прибегнув к технологии этномар-кетинга, можно не только опередить конкурентов на данном рынке, но и заручиться долгосрочной поддержкой потребителей, которая часто закрепляется в виде лояльности к брэнду.
Американский рынок можно мысленно разделить на несколько крупных этнических групп, к которым и обращаются рекламодатели, причем часто — на языке, на котором говорит потреби-
тель. Существуют даже телевизионные каналы, на которых звучит, к примеру, исключительно испанский. В США представлены около 120 этнических групп, семь из которых составляет 55% населения. Через пару десятилетий численный перевес будет на стороне «небелых» рас Америки. Маркетинговые усилия на этнические группы в США в 2004 г. распределялись следующим образом: латиноамериканцы — $3,9 млрд, афроамериканцы —
$1,7 млрд, американцы азиатского происхождения — $100 млн [4].
Каждая группа обладает собственной спецификой, ведь, по сути, она представляет небольшую часть какого-либо народа. Например, на первом месте по приоритетности покупки среднестатистической китайской семьи является дом, и даже больше, желание облада ть «домом мечты». Следовательно, в рекламе, нацеленной на китайцев, следует показывать товар в контексте красивых и гармоничных интерьеров, говорить о его роли в приумножении домашнего уюта.
Глобальная продукция, рассчитанная на одну и ту же по всем основным критериям целевую аудиторию, существует и в ряде случаев успешно продается. Но «глобальных людей», людей-космо-политов, без отличий в образе жизни и системе ценностей, достаточно мало. Тенденция, которая наблюдалась в последние десятилетия XX в., выражавшаяся в стандартизации предпочтений основной массы потребителей, была во многом результатом возрастающей популярности западного образа жизни в развивающихся странах мира, в том числе и в России. Торговые марки, исполнители популярных песен, культовые режиссеры и многое другое, что олицетворяло западный образ жизни, завоевали признание благодаря массированной поддержке самих стран Запада по продвижению своих ценностей и идеалов в другие регионы мира. Pepsi-Cola стала популярным напитком в Восточной Европе, как только появилась в свободной продаже, потому что несла в себе идею бунтарства и снятия запретов. Джинсы Levi's, кроссовки Nike, сигареты Marlboro для потребителей новых рынков не просто товары, но и символы свободной, богатой, а потому притягательной западной жизни. Иначе говоря, если торговая марка глобальна, то самое главное - это то, что она собой олицетворяет, благодаря чему она завоевала. Например, высокие технологии (Sony, Kodak) или престижность (Rolex, Mercedes, Gucci, Lacoste) [6].
Уравнивание потребительских предпочтений, так или иначе, наталкивается на преграду существующей в мире дифференциации, которая затрагивает не только такие чисто внешние признаки, как цвет кожи и используемый язык, но и глубинные пласты психологии, архетипы, свойственные тому или иному народу. И поэтому, продвигая один и тот же, по своей сути, товар, компании, занимающейся международным маркетингом, приходится в разных странах предлагать разные выгоды и использовать разную мотивацию для совершения покупки. Например, плеер Sony Walkman на Западе покупают затем, чтобы получить удовольствие от прослушивания музыки, когда окружающие не могут тебе помешать. Однако его разработчик Масару Ибука был вдохновлен другой идеей. Ему хотелось слушать музыку, не причиняя неудобства окружающим. Этим примером наглядно иллюстрируется разница в мотивации жителей стран
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
Запада и Востока, хотя и те, и другие будут покупать один и тот же товар. Следовательно, создание нескольких рекламных обращений и тщательная проработка аргументации действительно могут стать бесспорным преимуществом перед конкурентами, которые не стремятся с каждой потребительской аудиторией найти общий язык.
Вкусы и предпочтения представителей разных стран во многом зависят от исторической традиции, обычаев, и мировой рекламодатель должен учитывать эти немаловажные факторы при разработке рекламного обращения. Общеизвестно, что потребление таких продуктов, как пища и напитки, в основном связано с культурными традициями, и стандартизация таких продуктов сопряжена с большими трудностями. Например, транснациональная компания McDonald's пришла к решению изменить свои меню в различных странах, предлагая пиво в Германии, вино - во Франции, молочные коктейли с добавлением соков из местных фруктов - в Сингапуре и Малайзии [7]. В Республике Татарстан пользуются огромной популярностью халяльные продукты, которые приготавливаются в соответствии с канонами ислама [8]. Учитывая предпочтения жителей России в еде, многие рестораны быстрого питания включают в меню такие традиционные блюда национальной кухни славянских народов, как блины, окрошка, пельмени и т.д.
Сол Гитлин (Saul Gitlin), начальник отдела услуг по стратегическому маркетингу Kang & Lee Advertising Inc., компании, которая является лидирующим рекламным агентством полного цикла, предоставляющим компаниям Америки выход на рынки американцев азиатского происхождения, считает, что компании должны изыскивать возможность установления взаимосвязи с этническими нишами не только непосредственно в момент продажи или промоушна, но они должны также стараться узнать больше о культурном своеобразии своей целевой группы. Интерес нужно проявлять к культурным мероприятиям и праздникам, которые и будут способом построения взаимосвязи и поможет осознанию образа жизни и желаний потребителей [9].
Действительно, праздник — это отличная возможность поздравить представителей той или иной этнической ниши, напомнить им о себе и показать интерес к их культуре и обычаям, а также это способ перенести взаимоотношения компании и потребителей на более высокий эмоциональный, личностный уровень. Например, религиозные праздники очень важны для выходцев из Латинской Америки, а китайский Новый год, который отмечается азиатами, является крупнейшим ночным парадом на территории США. Говард Буфорд (Howard Buford), президент Prime Access Inc., маркетинговой компании, специализирующейся на рекламе и прямом маркетинге, нацеленных на афроамериканцев, латиноамериканцев, гомосексуалистов и лесбиянок, отметил несколько праздников, отмечаемых разными этническими группами, к которым составляются специальные рекламные послания или проводятся промоушн-акции. «Это покажет им, что вы думаете о них, и что они важны для вашей компании», - добавляет он [9].
Любимым и самым массовым праздником по-прежнему остается Новый год. Довольно успешными в эти дни являются акции, традиционные для BTL-рекламы: скидки, розыгрыши, новогоднее
поздравление, присылаемое по почте, организация утренников для детей и праздничных вечеров для взрослых. Помимо общих для всех россиян праздников в последнее время широко отмечаются религиозные христианские и мусульманские праздники, которые также стоит принимать во внимание, особенно при создании имиджевой рекламы фирмы.
Немаловажным является и взаимодействие со СМИ, издающимися на языке выделяемой этнической группы. Исследование, которое компания обычно проводит для общенациональных СМИ, необходимо осуществить и в отношении этнического СМИ, чтобы иметь полное представление о покрываемой им аудитории. Использование технологии паблик рилэйшнз (взаимодействие с общественностью) помогут сформировать этнолояль-ный имидж компании. Например, компания может стать партнером или спонсором этнического СМИ, проводить совместные акции, осуществлять благотворительные акции и т.д.
До недавнего времени в России практически ничего не знали о продвижении на основе выделения этнических групп вследствие относительно небольшой продолжительности существования в нашей стране рыночной экономики, конкуренции и рекламы. Однако это не значит, что инструменты этномаркетинга совершенно не используются. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 г., непосредственно к русским относят себя 79,8 % (115868,5 млн) из 145 млн человек, проживающих на территории России [10]. Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной, в состав которой входят республики, в которых официальными признаны два языка, что обязывает делать вывески и рекламные объявления двуязычными.
Три мировых религии сосуществуют в нашей стране. Достаточно многочисленны сплоченные вокруг ислама народности, проживающие в национальных республиках. Татары, башкиры и чеченцы занимают в этом списке первое место. Семь народов имеют численность более чем 1 млн человек (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне). Таким образом, перепись подтвердила, что Российская Федерация является одной из самых многонациональных стран в мире. В Татарстане, например, такие крупные компании, как «Евросеть» (сеть салонов сотовой связи) и «Орими-трейд» (производитель чая) использовали этнически-ориентированные, составленные на татарском языке рекламные обращения для коммуникации с потребителями. В рекламном ролике «Орими-трейд» была показана стандартная сцена из жизни целевой аудитории (смешанная семья), что имело впоследствии огромный успех, который выражался в росте продаж в 2,5 раза [11].
Для рекламы имеют первостепенное значение чувства, связанные с национальной принадлежностью, потому что их также можно использовать, как и связанные с нетрадиционной сексуальной ориентацией манеру поведения и образ жизни (создание целой индустрии, направленной на гомосексуалистов и лесбиянок, в том числе специализированных СМИ и лобби в государственных структурах) или ценности и стереотипы истово верящих в бога людей (большинство американцев признают себя весьма религиозными). Ярким примером последнего является небывалая популярность скандальной книги Дэна Брауна «Код да
Винчи», в которой основные христианские символы и тайны, существующие вокруг них, использованы лишь как коммерческая приманка для массового читателя. В России процент людей, верящих в бога, намного меньше, что связано с официальной политикой государства, пропагандирующего атеизм всеми возможными способами, практически на протяжении всего XX века. Однако можно отметить увеличение количества людей, которые соблюдают религиозные посты, ходят в церковь и совершают церковные обряды. Пока что только компании, специализирующиеся на продуктах питания, используют все возрастающую заинтересованность в религии в коммерческих целях.
Х. Кафтанджиев отмечает, что для рекламы важным является изучение, связанное с «феноменами, отражающим различные характеристики национальной гордости и феноменами, выражающими то, как представители других наций воспринимают данный народ» [12]. Задеть национальные чувства — значит буквально играть с огнем, т.к. недовольство и раздражение, как при цепной реакции, могут передаться другим целевым аудиториям.
Дополнительные затраты — одна из отличительных черт этномаркетинга, которые также сопряжены с известной долей риска. Но также несомненным является и то, что выход на национальный рынок без предварительного тщательного изучения «культурных нюансов» невозможен. Членов этнических групп следует рассматривать как культурно отличающихся от других групп в обществе, причем основой для дифференциации могут выступать сразу несколько характеристик [13]. Следует рассмотреть ценности, религию, образ жизни, язык, степень ассимиляции, которые присущи данной группе. Рынок нельзя более рассматривать как монолитное образование на том этапе, на котором он находится сейчас. Деление на субсегменты по этническому признаку диктуется условиями времени и необходимостью.
В такой ситуации компаниям приходится дополнительно выделять деньги, чтобы изучить каждую из этнических ниш, - предпочтения, образ жизни, привычки. Поскольку традиционные рынки становятся все более насыщенными и сложными в плане конкуренции, компании начинают использовать технологию этномаркетинга, чтобы дистанцироваться от других компаний и позиционировать себя «точечно», обращаясь к потребителям на их родном языке. Конечно, нельзя утверждать, что все этнические группы абсолютно самобытны и не подвергаются различным влияниям извне. На них действует помимо их собственной и общемировая культура. Некоторые ассимилируются настолько, что ведут себя так же, как и представители титульной нации. Даже в пределах независимой страны мы можем наблюдать ситуацию, когда целый народ принимает ценности "mainstream culture", т.е. следует американскому образу жизни, как это происходит, например, в Польше. Однако даже в самих США в школах изучается испанский язык, т.к. выходцы из Латинской Америки сохраняют свою лингвистическую обособленность. 1,5 млн китайцев, проживающих в США, по-прежнему не ассимилированы и живут, как если бы никуда не уезжали за пределы США.
По мнению зарубежных специалистов эффективнейшей стратегий выхода на многонациональные, «сложные» рынки была бы опора на одну из
этнических ниш, что работало бы одновременно как и тест-маркетинг в масштабах одной конкретной диаспоры. Этномаркетинг активно применяется в США и уже доказал свою эффективность и целесообразность в качестве инструмента достижения более личностного контакта с потребителем. В России эта технология пока вызывает известные опасения в силу своей малой изученности и дороговизны полного исследования этнических ниш и дифференциации рекламных сообщений. Однако, дискуссии на тему технологии этномар-кетинга уже идут. Главный вопрос, который задают себе российские специалисты по маркетингу и рекламе: «Насколько перспективно создавать продукт, направленный на конкретную национальную группу?». Многие по-прежнему считают, что продвигать товар на отдельную выборку людей не эффективно и дорого, а этническими продажами занимаются сами этносы. Однако в российских условиях выход национальных компаний на столь узкие потребительские аудитории слишком сложен и в любом случае потребует привлечения специалистов местных рекламных агентств и СМИ, которые естественным образом вовлечены в местные события и могут видеть ситуацию изнутри. Так, например, сеть салонов сотовой связи «Евросеть» прибегла к услугам татароязычной радиостанции TATAR RADiOSI, где поместила перевод своей скандально известной рекламы [14].
Попытки выйти на ту или иную этническую группу на основе внешних признаков (т.е. «взгляда извне» на данную нацию) обычно бывают не очень успешны. Так что вполне возможно, что в будущем появятся рекламные агентства, которые будут оказывать услуги исключительно для определенного этнического сегмента, как это сейчас происходит в США,
Достижение этногрупп в России, видимо, будет являться инновационной технологией, которую в изменяющихся условиях будут применять компании, стремящиеся сделать свой бизнес успешным в долгосрочной перспективе.
Библиографический список
1. Семенов, Б.Д. Рекламный менеджмент: учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2GG1. — с. 87.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, г. рмстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. — 2-е европ. изд. — М.; СПб.; К.; Вильямс, 2GG2. —с. 8G.
3. Multicultural marketing awards: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.multicultural.com/
4. Рейз, С. Незаметный рынок // Индустрия рекламы. — 2GG6. - № 22. — С. 2В.
5. Там же, С. 27.
6. Батра, Р. Рекламный менеджмент: пер. с англ. / Р. Бат-ра, Д. Майерс, Д. Аакер. - 5-е изд. - М.; СПб.; К.: Вильяме, 2GG4. — с. 744.
7. Там же, с. 742.
В. Фролов, Д. Казань — реклама - бик эйбэт // Индустрия рекламы. — 2GG6. - № 22. — С. 15.
9. Skriloff, L. Ethnic Holiday Marketing: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.multicultural.com/ archives/articles/9В_Ш2_mmr.html
1G. Всероссийская перепись населения: данные по численности населения России на 2GG2 г.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.perepis2GG2.ru/index.
html?id=11
11. Фролов, Д. Казань — реклама - бик эйбэт // Индустрия рекламы. — 2GG6. - № 22. — С. 16.
Ъ5\
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
12. Кафтанджиев, Х. Гармония в рекламной коммуникации. — М.: Эксмо, 2005. — 368 с. — (Профессиональные издания для бизнеса). — с. 56
13. Там же, с. 57.
14. Фролов, Д. Казань — реклама - бик эйбэт // Индустрия рекламы. — 2006. - № 22. — С. 15.
СИДЛОВА Анна Юрьевна, аспирант кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» ОмГТУ.
Дата поступления статьи в редакцию: 09.12.06 г.
© Сидлова А.Ю.
УДК 656 1:338 М. В. МОГИЛЕВИЧ
О. М. ТЕТЕРИНА
Сибирская государственная автомобильнодорожная академия
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
На основании проведенных исследований выявлены и классифицированы факторы, влияющие на инвестиционную политику предприятий городского пассажирского транспорта (ГПТ) в условиях рыночной экономики. Проведен подробный анализ внутренних и внешних факторов. Анкетным методом (анкеты составлены Тетериной О.) проводился опрос специалистов, после обработки материала сделана оценка значимости влияния тех или иных факторов на инвестиционную политику предприятий ГПТ.
В современных рыночных условиях и на протяжении всего переходного периода предприятия автомобильного транспорта сталкиваются с проблемой выбора пути развития, что не является исключением и для городского пассажирского транспорта (ГПТ).
В условиях экономической нестабильности (рост цен, дефицит свободных денежных средств, инфляция, высокая цена кредитов и др.) особенно актуальным становится вопрос обоснования выбора инвестиционной политики как одного из главных факторов экономического развития.
В свою очередь, эффективность инвестиционной политики зависит от разработки и реализации инвестиционной стратегии, которая является составной частью общей стратегии предприятия.
Одни предприятия в современных условиях реализуют возможность проводить широкую инвестиционную политику, имея достаточно финансовых ресурсов, другие значительно ограничены. Другие, в первую очередь муниципальные предприятия автомобильного транспорта (предприятия ГПТ), относятся к разряду убыточных, особенностью которых является ограниченность в самостоятельном функционировании, что не дает возможность осуществлять инвестиционную политику. Хотя данный вопрос уже давно назрел, исходя из тех проблем, которые сложились на ГПТ, необходимо провести более подробный анализ причин, препятствующих осуществлению нормальной инвестиционной политики на ГПТ.
На процесс инвестирования влияет множество факторов. Знание механизма влияния факторов на
инвестиционную деятельность позволяет разработать научно обоснованную и эффективную инвестиционную политику. Любое предприятие существует в окружающей его среде. Действие внешней среды на предприятия проявляется во времени по-разному, поэтому с учетом влияния факторов внешней среды необходимо перманентное формирование гибкой политики инвестирования, оказывая тем самым регулирующее воздействие на внутреннее состояние системы.
Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность отечественных предприятий в условиях рыночной экономики, еще недостаточно изучены.
Среди множества факторов, рассматриваемых в научной литературе различными авторами, нет единого подхода к их систематизации, разделению на внутренние и внешние. Одни авторы рассматривают в единстве экономические и финансовые, социальные и политические, правовые факторы, другие -раздельно маркетинговые, производственные, финансовые, макроэкономические показатели, куда включают также экономические, политические, социальные факторы, не разделяя их на внешние и внутренние.
Так, например, С.В. Валдайцев и П.П. Воробьев выделяют ряд важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в масштабах общества. Одним из первых они считают соотношение между потреблением и сбережением, затем безопасность вложений, уровень прибыли на инвестиции, степень организованности финансового рынка. Хотя данные факторы не относятся напрямую к огра-