Научная статья на тему 'Состояние и пути развития рыбного рынка Омской области'

Состояние и пути развития рыбного рынка Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Г. В.

Проведен анализ рыбного хозяйства Омской области и предложены пути расширения ассортимента рыбной продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fish Market condition and ways of development in the Omsk Region

The analysis of fish market in Omsk region is carried out; the ways of increasing of fish product assortment are offered.

Текст научной работы на тему «Состояние и пути развития рыбного рынка Омской области»

мельных участков позволит не только более эффективно использовать недвижимое имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации — Омской области либо любой другой собственности (Российской Федерации, другого субъекта Российской Федерации, муниципального образования, юридического лица или гражданина), но также окажет существенное влияние на развитие рынка земли Омского региона, поскольку естественно расширит рамки существующих сделок с земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения.

При подготовке данной статьи использовалась общероссийская сеть распространения правовой информации - правовая информационно-справочная система Консультант Плюс; Технология 3000.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. «Собрание законодательства Российской Федерации», 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. «Собрание законодательства Российской Федерации», 29 января 1996 г., №5, ст. 410.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ. «Собрание законодательства Российской Федерации», 29 октября 2001 г., №44, ст. 4147.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. «Собрание законодательства Российской Федерации»,7января 2002г.,№ 1 (ч. 1),ст. 1.

5. Письмо Роскомэема от 19 октября 1994 г., № 2-16/1629 «Типовые договоры дарения и мены земельными участками». Документ опубликован не был,

6. Кресникона Н.И. Правовые аспекты л экономическая сущность оборота земель в рыночной системе. «Право и экономика», N6 4, 2004.

РОГАТНЕВ Юрий Михайлович, проректор по учебной работе, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии аграрного образования, заслуженный землеустроитель Российской Федерации.

ЗАБОРСКИХ Александр Юрьевич, заместитель директора ООО «Экспертное бюро «Юникон», соискатель 5-го года обучения кафедры землеустройства.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.11.2006 г. © Рогатнев Ю.М., Заборских А.Ю.

УДК 637.56 (571.13)

Т. В. РОМАНОВА

Омский государственный аграрный университет

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО РЫНКА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Проведен анализ рыбного хозяйства Омской области и предложены пути расширения ассортимента рыбной продукции.

Изучение возможности развития рыбного рынка является актуальным, поскольку рыба — это легкоусвояемый продукт, позволяющий удовлетворять потребности населения в полноценном питании. [1,2]

Омская область обладает значительным водным фондом, насчитывающим 255754 тыс. га (р. Иртыш, пойменные и материковые озера, рыбоводные пруды).

Водно-биологические ресурсы представлены осетровыми (осетр, стерлядь), лососевыми (нельма), карповыми (карась, язь, лещ, плотва, елец и др.), щуко-выми (щука), окуневыми (окунь, судак, ерш), тресковыми (налим), из класса круглоротых — минога, а также другими гидробионтами. С 1998 года в силу общеэкономических и внутриотраслевых причин в Омской области сельскохозяйственная отрасль переориентировалась на озерное рыбоводство.

Характерные особенности озер Омской области — малая глубина, обильная зарастаемость и напряженный гидрохимический режим в зимний период.

Освоение озер происходит в основном в северной лесостепной зоне, где они занимают около 65% от общего водного фонда области и дают до 20% рыбной продукции.

При анализе данных Омской областной инспекции рыбоохраны за период 1994-2005 гг. видно, что объем вылова рыбы из материковых озер составил до 92%. Практически во всех озерах доминирует карась золотой, присутствуют в больших количествах гальян и верховка. Другие виды рыб встречаются в уловах из р. Иртыша и пойменных водоемов. Следует отметить, что рост сиговых и других видов рыб тормозит сорная рыба верховка, в огромном количестве заселившая все рыбохозяйственные водоемы.

Современное положение рыбного хозяйства Омской области следующее: ОАО «Таврический зональный рыбопитомник», ФГУП «Учхоз №2 Омского аг-роуниверситета» и СПК «Сибирь» снизили производство годовиков карпа на 80%, т.к. их материальная база изношена и находится в аварийном состоянии. Бездействует ОАО «Крутинский рыбозавод» . Требуют ремонта нерестовые и зимовальные пруды. Не проводятся научные исследования в области инфекционных и инвазионных болезней, селекционная работа с главным объектом рыбодобычи — карасем, формы которых на отдельных озерах измельчали до карликовых. Наблюдается значительное заражение карася гельминтами.

карась-92,0%

плотва-2,6%

сиговые-1,7%

сазан (карп)-окунь-0,7% | 13%

лвщ-1,1%

Рис. 1. Диаграмма рыбодобычи за 2005 год по Омской области

В связи с отсутствием ресурсосберегающих технологий происходит сокращение численности таких видов рыб, как осетр сибирский, стерлядь, муксун, нельма, пелядь, ряпушка, вьюн, линь, минога сибирская. Практически не развиваются предприятия по переработке местного рыбного сырья.

Несмотря на отмеченные недостатки, переработкой рыбной продукции занимается более 30 фирм, которые нацелены на производство сушеной, вяленой, холоднокопченой продукции и пресервов. При этом около 90% сырья закупается в других регионах. Рыба местных водоемов практически не используется. Розничными продажами рыбопродуктов занимается более 1500 фирм, ассортимент продукции которых, в основном, представлен продукцией из других регионов, выпускаемой лидерами российской рыбной отрасли.

Совершенно отсутствуют такие группы ассортимента, как рыба горячего копчения, быстрозамороженные готовые блюда, слабо представлена рыбная кулинария и полуфабрикаты из рыбы.

Структура предложения свежемороженой рыбы в омских фирмах выглядит следующим образом: сельдь, горбуша, минтай, треска и др. Высокий стабильный спрос на дешевую рыбу позволяет оптовикам чувствовать себя уверенно. В последние годы в Омске наблюдается тенденция повышения спроса на:

- благородную рыбу (форель, семгу);

- полуфабрикаты, нарезки, филе;

- снековую продукцию.

Большое влияние на активность торговли оказывает сезонность. В летний период объемы продаж резко падают, что происходит из-за сложности хранения и переработки.

В настоящее время правительство Омской области уделяет огромное внимание вопросам состояния рыбных запасов, использованию, охране и воспроизводству водных биологических ресурсов, согласуясь с европейской программой «Качество жизни» сразу по двум направлениям:

- устойчивое ведение рыбного, лесного и сельского хозяйства;

- продовольствие, питание и здоровье.

Разработка целевой программы «Развитие рыбного хозяйства Омской области на период 2006-2010тг.» позволит достигнуть устойчивого функ-

ционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, увеличения и качественного улучшения рыбных запасов во внутренних водоемах. Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет собственных средств организаций, занимающихся деятельностью в этой отрасли.

Омский областной комитет государственной статистики в соответствии с «Концепцией развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г.» предполагает проведение сплошной инвентаризации и паспортизации всех предприятий, занятых разведением и переработкой гидробионтов.

В связи с этим планируется провести:

- обследование озер Крутинского, Тевризского, Тарского, Тюкалинского, Большеуковского, Коло-совского, Саргатского, Большереченского иЛюбин-ского районов с целью создания озерных товарных хозяйств;

- мероприятия по восстановлению рыбопитомников и научно-исследовательские разработки по технологии выращивания рыбы;

- развитие сети инкубационных цехов для сиговых;

- освоение заморных озер с применением турбоаэ-раторов и системой каналов с водоемами-спутниками;

- максимальное уменьшение гельминтоноситель-ства у аборигенной ихтиофауны;

- включение в рыбооборот высокопродуктивных пород рыб;

- увеличение уловов до 2000 т.

Несмотря на глобальные цели программы для Омского региона, необходимо обратить внимание на развитие перерабатывающих предприятий по комплексной переработке рыбного сырья, совершенствование методов хранения и транспортировки, разработку и внедрение новых технологических приемов с целью получения комбинированных рыбных изделий с оригинальным вкусом с учетом физиологических потребностей организма, разработку нормативной документации, позволяющей проводить качественную идентификацию продукции. Планирование и реализация поставленных целей позволят расширить ассортимент рыбной продукции за счет увеличения объемов реализации рыбного сырья из местных водоемов, Частично сократить затраты на транспортировку сырья, добиться наиболее полного удовлетворения потребностей в полноценном питании людей с более низким уровнем дохода, улучшить социально-экономические показатели Омской области, повысить качество жизни.

Библиографический список

1. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбныхтоваров / В.В.Шевченко. — СПб.: Питер, 2005 - 256 с.

2. Проселков В.Г. Требования к информации для потребителей в рыбной промышленности / В. Г. Проселков//Прудовое хозяйство. - 2003. - №7. - С. 14.

РОМАНОВА Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры товароведения.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.2006 г. © Романова Т.В.

УДК 656.1:338

М. В. МОГИЛЕВИЧ О. М. ТЕТЕРИНА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

На основании проведенных исследований проанализированы основные проблемы в работе городского пассажирского транспорта в современных условиях. Выявлены направления развития транспорта. Выбраны подходы к решению существующих проблем, позволяющих улучшить работу городского пассажирского транспорта.

Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования. Городской пассажирский транспорт (ГПТ) является составной частью единой транспортной системы. На его долю приходится 81 % общего объема пассажирских перевозок всех видов транспорта РФ и 28 % пассажирооборота. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем в совокупности железнодорожным, речным и авиационным. Поэтому нормальная работа транспорта во всех производственных направлениях является необходимым условием для роста экономики, решения социальных проблем, так как давно общеизвестно, что ГПТ дает эффект в основном в других отраслях. В процессе перехода функционирования от планово-централизованной экономики к рыночной изменяется механизм функционирования ГПТ, появляется множество трудноразрешимых проблем.

С начала 90-х годов значительно снизился объем пе-ревозокпассажиров, сопровождающийся одновременно ухудшением транспортного обслуживания, старением подвижного состава, недостатком финансирования из бюджета для поддержания провозных возможностей и сбора платы за проезд в результате введения льгот. Основные проблемы ГПТ представлены на рис. 1.

Проблема развития и улучшения работы ГПТв России является в настоящих рыночных условиях одной из важных проблем в силу социальной значимости ГПТ и в то же время сложной проблемой для региональных властей и правительственных органов Федерации.

Несмотря на то что с начала XXI века наблюдается небольшой экономический рост, отмечаемый правительством РФ, значительных улучшений на ГПТ не наблюдается. Остающиеся отрицательные тенденции ведут к еще одной проблеме, связанной со снижением роли ГПТ и возрастанием роли индивидуального транспорта. Ежегодный прирост автомобилей составляет до 20% от имеющейся численности. Пропускная способность улиц находится в критическом состоянии, что не может не сказываться на работе ГПТ. Эксплуатационная скорость автобусов снижается с 20 км/ч до 18 км/ч в связи с загрузкой улиц. Следовательно, появляется еще одна значимая проблема, связанная с загрязнением воздуха отработанными газами автотранспорта.

Небольшим прогрессом в решении данной проблемы можно считать тенденцию снижения эксплуатации автобусов особо малой вместимости марки «Газель» с заменой на автобусы большой и особо

большой вместимости, позволяющей решать экологические проблемы, проблемы безопасности движения транспортных средств и улучшения финансового состояния пассажирских автотранспортных предприятий. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом.

Транспортные предприятия в течение ряда лет российских реформ сталкиваются с общим ухудшением финансового положения, вызванным быстрым ростом расходов. Доля затрат на топливо в структуре эксплуатационных расходов достигает 40%. Происходит рост но статьям «Заработная плата и ремонтные работы». Ограниченные дотации из бюджета местных органов власти на нужды транспорта и неоплата пассажирами своего проезда вызваны общим ухудшением экономического положения в России.

Многократное повышение тарифов на ГПТ не сделало его рентабельным и не позволило решить существующие проблемы. Отсутствие устава АТ, отвечающего современным рыночным условиям, затрудняет нормальное функционирование автомобильного транспорта, в том числе и ГПТ.

По экспертным оценкам, для нормализации инвестиционного процесса и стабилизации положения к 2010 году среднегодовой объем капитальных вложений в этот сектор должен возрасти почти в 5 раз. Поэтому без федеральной поддержки не обойтись. Прогноз развития ГПТ представлен в таблице 1.

Развитие транспорта России является одной из приоритетных задач государственной деятельности и отражается в экономической стратегии правительства РФ. Решение общих экономических проблем возможно только через решение транспортных проблем, поэтому оно является одной из целей, рассматриваемых в программных документах, таких, как федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы); Стратегия развития транспорта до 2010 года; Транспортная стратегия до 2020 года.

Согласно программе «Модернизация транспортной системы России» реализация ее предусмотрена в два этапа. Первый этап (2002-2005) ориентирован на модернизацию имеющихся мощностей, второй этап (2006-2010) — на ускоренное развитие транспортной системы, повышение эффективности и качества транспортного обслуживания. При этом на выполнение всех мероприятий предусмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.