УДК. 33.338
М.Б. Щепакин, Л.В. Попова, Е.В. Каменецкая
КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ)
Экономическая нестабильность заставляет российские предприятия искать новые пути выхода из кризисных ситуаций или приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Например, П.Ф. Друкер утверждает - «если организация, неважно какая - коммерческое предприятие, университет, больница или любая другая, - не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности» [6, с. 103-104].
Ключевым звеном в системе управления предприятием на современном этапе развития российской экономики является повышение конкурентоспособности предприятия. Преобразования, происходящие в стране за последние десятилетия, показали неустойчивость большинства производственных предприятий в меняющейся рыночной среде. Адаптация к новым реалиям рынка определила их потребность в поиске конкурентных преимуществ. Особенно это актуально для пищевой промышленности, которая имеет стратегическое значение в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны в условиях негативных тенденций. Безусловно, не для всех предприятий перерабатывающих отраслей пищевой промышленности этот путь одинаков. Так, для производственных предприятий хлебопекарной отрасли использование возможностей повышения конкурентоспособности выступает действенным инструментом в их деятельности. Обретение конкурентного преимущества позволяет хлебо-
пекарным предприятиям выстроить свою деятельность в интересах устойчивого развития общества и достижения ощутимого экономического роста отрасли.
В экономической литературе встречаются описания различных подходов к повышению конкурентоспособности предприятий за счет активизации внутрипроизводственного ресурсного компонента (материального, трудового, информационного, социального и др.). Наиболее значительными были исследования профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. В 1990-х гг. он разработал теорию конкурентного преимущества [15, с. 25]. Из обозначенной теории конкурентное преимущество получают предприятия, если: а) базируются в тех странах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки; б) имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях в стране базирования; в) совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала; г) имеется возможность для постоянных капиталовложений. Таким образом, можно утверждать, что предприятия для обеспечения своей конкурентоспособности должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся и приобретаемых ресурсов, определяющих предпосылки устойчивого роста и завоевания конкурентных позиций. Такое утверждение совпадает с нашей позицией в отношении факторов, определяющих состояние конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли. В условиях реального промышленного производства набор факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, изменчив. Одни факторы влияют значительно при определенных состояниях рынка, другие слабо себя
проявляют в действии при меняющихся обстоятельствах внешнего окружения. Значимость оценки влияния различных факторов на конкурентоспособность предприятий определила необходимость разработки их классификации.
Подходы к классификации факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность предприятий, наиболее полно освещены в работах А. А. Воронова [3, с. 16-24], Е.П. Го-лубкова [5, с. 112], Е.Е. Кузьмина [9, с. 54], А. А. Полиди [13, с. 25-35], М. Портера [16, с. 97107], К. Уэста [22, с. 134], Р.А. Фатхутдинова [23, с. 245-251; 24, с. 222-225], М.Б. Щепакина [31, с. 36-44]. Для формирования классификационного подхода к оценке факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий хлебопекарной отрасли, представляется целесообразным исходить из экономической природы понятия «фактор». В современной трактовке фактор выступает как условие, причина, параметр, показатель, оказывающие влияние (воздействие) на экономический процесс и результат этого процесса. Данное определение свидетельствует о многоаспектности экономической природы понятия «фактор». Но основной акцент сделан на явлениях, наблюдаемых в процессе построения исключительно экономических отношений. Однако в условиях рынка сферой функционирования хозяйствующего субъекта являются отношения, складывающиеся в процессе организации общественного труда, в процессе обмена деятельностью, товарами или услугами, в процессе управленческих (между сотрудниками структурных подразделений) и коммуникационных (атмосфера коммуникационно-мотивационного взаимодействия между участниками рынка) взаимоотношений. В междисциплинарном контексте нам представляется целесообразным выделить внутренние и внешние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий применительно к той отрасли, в которой действует субъект хозяйствования.
Внутренние факторы представляют собой совокупность параметров, оказывающих регулирующее воздействие на деятельность субъекта в экономических, трудовых, организацион-
ных и коммуникационных взаимоотношениях (табл. 1). Внешние факторы - набор не поддающихся влиянию условий и сил, требующих систематического адаптационно-коммуникационного приспособления к ним всех участников рыночного пространства (табл. 2).
В свою очередь внутренние и внешние факторы можно подразделить на «жесткие» и «мягкие», предложенные в научной литературе зарубежными учеными [32, с. 69-88]. Такое деление обусловлено тем, что деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта хозяйствования, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой. Так, «жесткие» факторы в течение длительного времени сохраняют свое постоянное действие, а «мягкие» изменчиво проявляют себя под воздействием меняющихся внешних условий. Именно «мягкие» факторы предопределяют формирование экономического успеха в условиях институциональной, потребительской и конъюнктурной трансформации бизнес-среды. «Мягкие» факторы учитывают влияние «жестких» и, в свою очередь, определяют состояние субъекта (его положение среди конкурентов, отношение к нему потребителей, взаимодействие с рыночными агентами, характеристику коммуникационных отношений и инвестиционно-инновационной деятельности и др.) и создают предпосылки к повышению конкурентоспособности предприятий.
Итак, к внутренним «жестким» факторам, определяющим состояние конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли, относят:
1. Управленческий фактор [1, с. 65; 23, с. 245251; 24, с. 225-235; 31, с. 36-44] - включает в себя следующие подфакторы: а) состояние системы управления предприятием; б) трудовой потенциал; в) состояние трудовых ресурсов.
В современных рыночных условиях хлебопекарные предприятия достигают большей эффективности, гибкости и конкурентоспособности за счет непрерывного улучшения бизнес-процессов, которые поддерживаются, с одной
Таблица 1
Классификация внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий
хлебопекарной отрасли
Внутренние с закторы
Жесткие Мягкие
Фактор Подфактор Показатель Фактор Подфактор Показатель
1. Управленческий Состояние системы управления предприятием Качество системы управления организацией 1. Инве- стицион- ный Характеристика инвестиционной деятельности предприятия Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений; сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений; коэффициент инвестирования научных разработок и исследований
Трудовой потенциал Комплексная характеристика трудового потенциала предприятия (численность работающих, уровень квалификации, образования, профессионализма, уровень производительности труда, интенсивности труда, уровень качества продукции)
Состояние трудовых ресурсов Производительность труда; коэффициент прибыли на одного работника; зарплатоемкость; зарплаторентабельность; коэффициенты - оборота по приему работника и по выбытию работника, текучести кадров, постоянства персонала предприятия, сокращения текучести кадров, доли затрат на управление, динамики оплаты, соотношения численности аппарата управления Инвестиционная привлекательность предприятия Интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности
Характеристика инвестиционной активности Количество инвестиционных ресурсов / стоимость активов
2. Технико-экономический Эффективность использования основных фондов Фондоотдача 2. Научно-технический Характеристика инновационной деятельности предприятия Экономический эффект от инноваций
Фондоемкость Вовлеченность инновационных продуктов Коэффициент продуктовых инноваций
Уровень использования материальных ресурсов Материалоемкость
Инновационный потенциал предприятия Коэффициенты внедрения инноваций, внедрения рационализаторских предложений, финансирования научных исследований
Запасоемкость
Уровень использования производственных мощностей Коэффициент использования производственной мощности
3. Финан- сово-эконо- мический Эффективность внутреннего потенциала предприятия Рентабельность: предприятия, производства, продукции, продаж, оборотных активов, внеоборотных активов, собственного капитала, инвестиций 3. Комму-никацион-ный Состояние атмосферы коммуникационного взаимодействия между сотрудниками Оценивается путем опроса при помощи пятибалльной шкалы
Ликвидность и платежеспособность Коэффициенты: абсолютной, быстрой и текущей ликвидности дебиторской задолженности, восстановления платежеспособности Степень мотивации сотрудников
Уровень проницаемости воздействия
Окончание табл. 1
Внутренние с закторы
Жесткие Мягкие
Фактор Подфактор Показатель Фактор Подфактор Показатель
3. Финансово-экономический Деловая активность Коэффициенты: оборачиваемости: собственного капитала, свободных денежных средств, кредиторской задолженности, совокупных активов, оборотных активов, внеоборотных активов, готовой продукции; коэффициент дебиторской задолженности 3. Комму-никацион-ный Характеристика организационной культуры предприятия и поведения сотрудников Оценивается путем опроса при помощи пятибалльной шкалы
4. Маркетинговый Характеристика сбытовой деятельности Состояние системы логистики Интегральный критерий эффективности логической системы
Характеристика продвижения Оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы
5. Конкурентного преимущества продукции Уровень качества продукции Характеристика упаковки Престиж торговой марки Уровень цены продукции Степень защищенности продукции патентами Характеристика широты ассортимента Степень уникальности Характеристика условий и порядка расчета (предоплата, кредит, сроки оплаты) Оценивается путем опроса при помощи пятибалльной шкалы с расчетом показателя конкурентоспособности продукции
запасоемкость); в) уровень использования производственных мощностей.
Техническая и экономическая стабильность предприятий является залогом их долгосрочного существования в нестабильной рыночной среде. Наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов может дать хлебозаводам ощутимое экономическое преимущество в хлебопекарной отрасли. И как следствие, сформирует конкурентный потенциал бизнеса и станет залогом устойчивого его развития в средне- и долгосрочной перспективах.
стороны, высокой вовлеченностью персонала, а с другой - грамотно выстраиваемой системой управления. Рациональное построение системы управления трудовыми ресурсами может создать возможность своевременной ответной реакции предприятий на изменения, происходящие в среде организаций.
2. Технико-экономический фактор [2, с. 249; 4, с. 189-194; 17, с. 75-76; 31, с. 36-44] - включает в себя следующие подфакторы: а) эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондоемкость); б) уровень использования материальных ресурсов (материалоемкость,
Таблица 2
Классификация внешних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий
хлебопекарной отрасли
Внешние факторы
Жесткие Мягкие
Фактор Подфактор Показатель Фактор Подфактор Показатель
1. Риск Риск банкротства Двухфакторная и пятифактор-ная модель Альтмана; модель Таффлера; модель Лиса; модель Бивера 1. При-родно-климатический Месторасположение ресурсов Оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы
Коммерческий риск Оценка системы мер по предотвращению, локализации и ликвидации аварийных ситуаций на предприятии (оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы) Экологическое состояние Критерий экологич-ности
Предпринимательский риск Оценка условий: а) по отсрочке платежей; б) предоплате; в) изменений ценовой политики; г) введения различных бонусов предприятий (оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы) Уровень плодородности почвы Оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы
Риск неисполнения хозяйственных договоров Оценка платежеспособности поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции (оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы) Обеспеченность гидроресурсами
Инвестиционный риск Коэффициент вариации, оценивающий размер риска на величину доходности и оценка рейтинговых показателей Температурные условия
2. Макро-экономический Уровень инфляции Оценка показателя и индекса инфляции 2. Урбанизации Прирост населения Коэффициенты -прироста населения, прироста городского населения
Уровень налогообложения Показатель уровня налогообложения Состояние миграции Коэффициент чистой миграции
3. Рыночный Уровень конкуренции Коэффициент интенсивности конкуренции на рынке; коэффициент степени монополизации рынка; показатель динамики рынка; индекс Харфиндала -Хиршмана
Характеристика денежно-кредитной политики в стране Оценивается экспертным путем
Девальвация национальной валюты Оценивается экспертным путем
Уровень платежеспособного спроса Оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы
Уровень качества жизни Оценивается методом анкетирования (использование шкалы семантического дифференциала) при помощи пятибалльной шкалы
Политическая ситуация в стране Оценивается экспертным путем
Окончание табл. 2
Внешние факторы
Жесткие Мягкие
Фактор Подфактор Показатель Фактор Подфактор Показатель
3. Инвестиционный Инвестиционный климат Интегральный показатель оценки состояния инвестиционного климата 3. Рыночный Уровень ценообразования Оценивается методом мониторинга цен конкурентов
Инвестиционная привлекательность отрасли Интегральный показатель инвестиционного потенциала и риска; показатель инвестиционной привлекательности отрасли Уровень продуктовой приверженности Оценивается методом анкетирования (использование шкалы семантического дифференциала) при помощи пятибалльной шкалы
Инвестиционная привлекательность территории Показатель инвестиционной привлекательности территории 4. Комму- никаци- онный Характеристика имиджа предприятия Объем повторных заявок в стоимостном выражении / общий объем реализации
Угроза потери репутации Оценивается экспертным путем при помощи пятибалльной шкалы
Узнаваемость бренда Оценивается при помощи анкетирования по пятибалльной шкале
Характеристика рыночных агентов Оценивается качество взаимодействия по пятибалльной шкале
Степень регулятивной проницаемости внешнего воздействия Оценивается эксперт-ныш путем при помощи пятибалльной шкалы
ятия (коэффициенты - абсолютной, быстрой, текущей и ликвидности дебиторской задолженности, а также восстановления платежеспособности).
Все бизнес-процессы, происходящие на предприятиях хлебопекарной отрасли, связаны с финансами, которые отражают состояние экономического потенциала предприятия и эффективность его использования. Максимальный уровень финансового фактора свидетельствует о том, что предприятия являются платежеспособными, рентабельными и способны погашать свои обязательства перед поставщиками, а минимальный говорит о неплатежеспособности предприятий или их банкротстве. Поэтому способность предприятий пользоваться своими внутренними финансово-экономическими ре-
3. Финансово-экономический фактор [14, с. 182-184; 18, с. 48, 53, 62, 84; 20, с. 15-20; 28, с. 326-330; 31, с. 36-44] - включает в себя следующие подфакторы: а) эффективность внутреннего потенциала предприятия (рентабельность: предприятия, производства, продукции, продаж, оборотных активов, внеоборотных активов, собственного капитала, инвестиций);
б) деловую активность (коэффициенты - оборачиваемости собственного капитала, оборачиваемости свободных денежных средств, дебиторской задолженности, оборачиваемости кредиторской задолженности, оборачиваемости совокупных активов, оборачиваемости оборотных активов, оборачиваемости внеоборотных активов, оборачиваемости готовой продукции);
в) ликвидность и платежеспособность предпри-
сурсами позволяет им создавать долгосрочные конкурентные преимущества в отрасли и адекватно реагировать на изменения в конкурентной среде.
К внутренним «мягким» факторам, определяющим состояние конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли относят:
1. Инвестиционный фактор [12, с. 170-178, 25, с. 179-186; 26, с 57-66] - включает в себя следующие подфакторы: а) характеристику инвестиционной деятельности предприятия; б) инвестиционную привлекательность предприятия; в) характеристику инвестиционной активности.
Инвестиционный фактор весьма важен для предприятий хлебопекарной отрасли. Когда резервы производственных мощностей на грани исчерпания, необходим масштабный приток инвестиций в технологические и управленческие процессы. Внедрение инвестиций в инновационные разработки новых рецептур и методов управления помогут выстроить взаимовыгодные отношения между участниками рынка для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности предприятий.
2. Научно-технический фактор [12, с. 186188; 13, с. 25-35; 23, с. 245-251; 29, с. 58-63] -включает в себя следующие подфакторы: а) инновационный потенциал предприятия; б) характеристику инновационной деятельности предприятия; в) вовлеченность инновационных продуктов в деятельность предприятия.
Научно-техническая революция - один из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий. Сегодня большинство предприятий хлебопекарной отрасли повышают свою конкурентоспособность за счет достижений научно-технического прогресса через соответствующие инвестиции, позволяющие вести непрерывное обновление производства. Вовлечение в процесс производства различных рыночных контрагентов нивелирует слабые стороны хлебопекарных предприятий, обусловленных отсутствием гибких производственных процессов и автоматизированных систем управления, низкой отлаженностью структур снабжения и сбыта. Научно-технический фактор может создать предпосылки для роста уровня эффективности использования ресурсов предприятий,
что в свою очередь позволит хлебозаводам сформировать потенциал собственного экономического развития.
3. Коммуникационный фактор [30, с. 99102] - включает в себя следующие подфакторы:
а) состояние атмосферного коммуникационного взаимодействия между сотрудниками;
б) степень мотивации сотрудников; в) уровень проницаемости воздействия (мера восприятия управленческого воздействия, определяющего поведенческую реакцию субъекта на это воздействие); г) характеристику организационной культуры предприятия и поведения сотрудников.
Ранее коммуникационный фактор как один из внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность производственных предприятий хлебопекарной отрасли, не учитывался. Основные усилия компаний и фирм были направлены в основном на обеспечение качества предлагаемых товаров и установление низких на них цен. Руководители предприятий, считали, что их продукция вполне соответствует запросам покупателей, имеет достаточно приемлемую цену и отвечает качественным характеристикам товара. И при этом не обращали внимания на такой потенциал предприятия, как человеческий ресурс. Соответственно, в организациях нарушился баланс интересов наемных работников и собственников-работодателей. Таким образом, вне рассмотрения оказался коммуникационный фактор взаимодействия между сотрудниками во внутренней среде предприятий, что в современных условиях конкурентного состояния рыночной среды просто необходимо. Единый корпоративный дух сотрудников, положительная атмосфера взаимодействия между структурными подразделениями, высокая степень мотивации персонала обеспечивают эффективный процесс продвижения товара к потребителю и способствуют повышению уровня конкурентоспособности предприятий в сложной и противоречивой рыночной среде.
4. Маркетинговый фактор [26, с. 71; 29, с. 58-63] - включает в себя следующие подфак-торы: а) характеристику сбытовой деятельности; б) состояние системы логистики; в) характеристику продвижения.
Маркетинговая составляющая становится определяющим фактором конкурентоспособности предприятий. При выходе компаний на рынок именно маркетинг призван найти ресурсы для формирования устойчивых конкурентных позиций. Так, эффективно организованный сбыт на предприятиях, своевременная поставка товара, организация логистических систем в маркетинге, выбор действенных методов продвижения продукции могут создать предпосылки к завоеванию лидирующих позиций организаций в хлебопекарной отрасли.
5. Фактор конкурентного преимущества продукции [15, с. 25; 24, с. 197-202; 26, с. 71; 29, с. 58-63] - включает в себя: а) уровень качества продукции; б) характеристику упаковки; в) престиж торговой марки; г) уровень цены продукции; д) степень защищенности продукции патентами; е) характеристику широты ассортимента; ж) степень уникальности; з) характеристику условий и порядка расчета (предоплата, кредит, сроки оплаты).
Конкурентоспособность товара - важнейший фактор достижения коммерческого успеха предприятия на рынке. В процессе покупки потребитель осуществляет выбор товара и устанавливает отличительные признаки, характеризующие превосходство данного товара над аналогичными товарами конкурентов. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает привлекательность предприятий, производящих данные изделия, вследствие чего у потребителя формируется лояльность отношения к предприятию и его продукции, что способствует обеспечению перманентного конкурентного преимущества товара на рынке.
К внешним «жестким» факторам, определяющих состояние конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли, относятся:
1. Фактор риска [8, с. 181-231; 10, с. 169-188; 21, с. 1-17; 22, с. 245-251] - включает в себя следующие подфакторы: а) риск банкротства (от неспособности фирмы выполнить свои текущие обязательства); б) коммерческий риск (при возникновении аварийных ситуаций в подразделениях хлебозаводов); в) предпринимательский риск (от взаимоотношений с контрагентами и клиентами); г) риск неисполнения хозяйствен-
ных договоров (от ненадлежащего исполнения партнерами договоров); д) инвестиционный риск (возникающий при вложении средств).
Риск и конкуренция - неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. С одной стороны, именно риск включает предприятия в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу, а с другой -усиливающаяся конкуренция заставляет предприятия искать новые пути развития, подвергая себя разного рода рискам.
2. Макроэкономический фактор [19, с. 201203; 23, с. 178-180, 294; 25, с. 178-186] - включает в себя следующие подфакторы: а) уровень инфляции; б) уровень налогообложения; в) характеристику денежно-кредитной политики в стране; г) девальвацию национальной валюты; д) политическую ситуацию в стране.
Необходимо отметить, что к макроэкономическому фактору как к одному из определяющих конкурентоспособность предприятий различные ученые относят следующие подфакторы: характеристику денежно-кредитной политики в стране; девальвацию национальной валюты; политическую ситуацию в стране, уровень инфляции и уровень налогообложения. Результаты анализа годовых отчетов хлебозаводов за 2009-2011 гг. [33] показали, что уровень инфляции и уровень налогообложения оказывают наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий хлебопекарной отрасли. Влияние остальных факторов на уровень конкурентоспособности предприятий значительно меньше. В случае значительного превышения фактического уровня инфляции над прогнозным хлебопекарные предприятия должны принимать меры по ограничению роста затрат, снижению дебиторской задолженности и сокращению ее средних сроков. Увеличение налоговой нагрузки на хлебозаводы может сказаться на их деятельности отрицательным образом, а снижение будет иметь положительный результат. Возможный рост ставки по налогам, выплачиваемым предприятиями в ходе их производственно-финансовой деятельности, может привести к увеличению расходов и снижению денежных средств, остающихся на финансирование текущей деятельности и исполне-
ние обязательств. Таким образом, своевременный учет влияния макроэкономического фактора даст возможность способствовать дальнейшему развитию хлебопекарных предприятий.
3. Инвестиционный фактор [7, с. 106-107; 11, с. 49-51; 25, с. 178-186] - включает в себя следующие подфакторы: а) инвестиционный климат; б) инвестиционную привлекательность отрасли; в) инвестиционную привлекательность территории.
Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности в хлебопекарной отрасли и, как следствие, вынуждает предприятия адаптироваться к меняющимся условиям. Инвестор, выбирая отрасль или территорию для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным климатом, инвестиционной привлекательностью отрасли или инвестиционной привлекательностью территории. Соотношение этих трех характеристик и будет определять инвестиционное развитие предприятий.
К внешним «мягким» факторам, определяющим состояние конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли, относятся:
1. Природно-климатический фактор [19, с. 203; 24, с. 247] - включает в себя следующие подфакторы: а) месторасположение ресурсов; б) экологическое состояние; в) уровень плодородности почвы; г) обеспеченность гидроресурсами (реки, водоемы, осадки); д) температурные условия (заморозки зимой, засуха летом и т. п.).
Вероятность наступления неблагоприятных природно-климатических явлений, влияющих на работу хлебопекарных предприятий, сравнительно высока. Снижение плодородности почвы, отдаленность водоемов и ресурсов, засухи, заморозки, выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (загрязнение сточных вод, атмосферы, почвы) представляют собой неконтролируемые явления, которые предприятию для удержания его конкурентоспособности необходимо учитывать в силу их проявления.
2. Фактор урбанизации - включает в себя следующие подфакторы: а) прирост населения; б) состояние миграции.
Не учитываемый ранее, при определении конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли, фактор урбанизации, по-нашему мнению, является сегодня важным условием формирования конкурентных преимуществ хлебозаводов. Урбанизация представляет собой процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах при одновременном преобразовании сел в поселки городского типа. Итогом урбанизации является формирование больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) - многофункциональных центров, обладающих разносторонним потенциалом развития и способных выступать в качестве центров экономического роста страны. Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия из-за огромной концентрации в них людей. Таким образом, за счет использования в полной мере своих производственных мощностей, широкого ассортиментного ряда, отвечающего потребностям потребителей, а также рационального построения системы управления трудовыми ресурсами крупные предприятия хлебопекарной отрасли могут создать предпосылки к повышению уровня их конкурентоспособности.
3. Рыночный фактор [19, с. 201; 24, с. 16, 107; 25, с. 178-186] - включает в себя следующие подфакторы: а) уровень конкуренции; б) уровень платежеспособного спроса; в) уровень качества жизни; г) уровень ценообразования; д) уровень продуктовой приверженности.
Современный этап развития хлебопекарной отрасли характеризуется повышением конкуренции за счет выхода на рынок новых глобальных игроков. Предложение хлеба и хлебобулочных изделий в современных рыночных условиях формируется не только крупными промышленными производителями, но и малыми предприятиями, а также розничными торговыми сетями. За счет малых объемов производства пекарни способны более чутко реагировать на потребительские предпочтения и быть устойчивыми к повышению цен на зерно и муку при условии постоянства цен
на хлеб. А для крупных предприятий такое повышение цен приводит к снижению объемов реализации продукции. Соответственно, уменьшается прибыль, и у хлебозаводов нет возможности развития собственного производства для удовлетворения потребностей разных целевых групп. В таких условиях хлебопекарным предприятиям необходимо: выявить свои преимущества, устранить слабые стороны, определить уровень платежеспособного спроса, оценить уровень качества жизни населения, установить уровень продуктовой приверженности потребителя. Все это поможет хлебопекарным предприятиям выбрать наиболее эффективные меры по повышению своей конкурентоспособности.
4. Коммуникационный фактор [29, с. 71; 30, с. 59-76] - включает в себя следующие подфак-торы: а) характеристику имиджа предприятия; б) угрозу потери репутации; в) узнаваемость бренда; г) характеристику рыночных агентов; д) степень регулятивной проницаемости внешнего воздействия.
Успешный имидж хлебопекарных предприятий, узнаваемость бренда дает организациям возможность занять лидирующее положение на конкурентном рынке. Это обусловливает получение относительно большего дохода на единицу продукции, потеря же репутации ведет к убыткам. Поведение различных рыночных агентов (властных структур и общественных органи-
заций, контактных аудиторий, посредников, поставщиков и др.) могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие на хлебопекарных предприятиях, что непременно скажется на конкурентоспособности последних. Именно в процессе коммуникаций между многими участниками рыночного взаимодействия в хлебопекарной отрасли (потребителем и посредником, потребителем и рыночным агентом, производителем и государством и т. д.) будет формироваться отношение потребителей к самому товару и к его производителям.
Таким образом, предлагаемый классификационный подход к оценке факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий хлебопекарной отрасли, дает возможность высшему менеджменту учитывать факторы, которые ранее не рассматривались при определении уровня конкурентоспособности хлебозаводов. Нами акцент сделан на дополнительно выявленных «жестких» и «мягких» факторах, обеспечивающих способность субъекта к снижению кризисных ситуаций внутренней среды и своевременной его адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Набор определяющих конкурентоспособность факторов позволит сформировать методический подход к оценке конкурентоспособности предприятий в условиях нестабильной рыночной среды
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абчук, В.А. Менеджмент [Текст] : учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Союз, 2002. - 463 с.
2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] : учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. -3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 288 с.
3. Воронов, А. А. Конкуренция в XXI веке [Текст] / А.А. Воронов // Маркетинг. - 2001. - № 5. - С. 16-24.
4. Гинзбург, А.М. Экономический анализ: учебник для вузов [Текст] / А.М. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
5. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 1998. - 416 с.
6. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] : пер. с англ. / П. Друкер. - М.: Вильямс, 2000. -272 с.
7. Игонина, Л.Л. Инвестиции [Текст] : учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2005. - 478 с.
8. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность [Текст] / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов; под. ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Экономика, 1997. - 289 с.
9. Кузьмина, Е.Е. Теория и практика маркетинга [Текст] : учебник / Е.Е. Кузьмина. - М.: КНОРУС, 2005. - 224 с.
10. Лапуста, М.Г. Риск в предпринимательской деятельности [Текст] / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шаршуко-ва. - М.: Инфра-М, 1998. - 224 с.
11. Левченко, Н.А. Вопросы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия через механизм инвестиционной политики [Текст] /
Н.А. Левченко // Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. - 2004. - № 1. - С. 49-51.
12. Минаков, И.А. Экономика отраслей АПК [Текст] / И.А. Минаков, Н.И.Куликов, О.В. Соколов; под ред. И.А. Минакова. - М.: Колос-С, 2004. - 464 с.
13. Палладова, Т. А. Эффективные методы развития конкурентного потенциала хлебопекарных предприятий [Текст] / Т.А. Палладова, А.А. Полиди // Изв. вузов. Пищевая технология. - № 6. - 2006. -С. 25-35.
14. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент [Текст] : учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.
15. Портер, М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М.Е. Портер; пер. с англ. Е. Калинина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 714 с.
16. Портер, М.Е. Международная конкуренция [Текст] / М.Е. Портер. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
17. Рубин, Г.Я. Организационно-экономическое обеспечение эффективного использования материальных ресурсов [Текст] / Г.Я. Рубин, М.Б. Щепакин, Л.В. Алуян // Депонированные научные работы: библиограф. указатель ВИНИТИ. - 1986. - № 7 (177). -С. 75-76.
18. Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент [Текст] : учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 495 с.
19. Соколова, С.И. Управление процессом поддержки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях экономического кризиса [Текст] / С.И. Соколова, А.П. Градов // Научно технические ведомости. - 2009. - № 3(79). - С. 198-208.
20. Соловьев, Ю.П. Финансово-экономические результаты работы промышленности за 2002 г. [Текст] / Ю.П. Соловьев // Банковское дело. - 2003. -№ 3. - С. 15-20.
21. Степанов, А.С. Комплексная оценка влияния хлебопекарных предприятий на компоненты окружающей среды [Текст] : автореф. / А.С. Степанов. -Оренбург: Оренб. гос. университет. - 2008. - 17 с.
22. Уэст, К. Маркетинговые исследования [Текст] / К. Уэст // Маркетинг / под ред. М. Бейкера. - СПб: Питер, 2002. - 1200 с.
23. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Маркетинг, 2002. - 892 с.
24. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М.: ЭКСМО, 2005. - 544 с.
25. Фомченкова, Л.В. Оценка конкурентного потенциала промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Фомченкова // ЭКО. - 2005. - № 10. - С. 179-186.
26. Черников, А.В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия [Текст] / А.В. Черников // Вестник Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. -2007. - № 3. - С. 57-66.
27. Шестопал, Н.Ю. Конкурентоспособность и реинжиниринг в антикризисном управлении [Текст] : моногр. / Н.Ю. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Ю.Т. Шестопал. - Пенза: ПИЭРАУ, 2002. - 180 с.
28. Шохин, Е.И. Финансовый менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Е.И. Шохин. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 408 с.
29. Шушкин, М.А. Оценка конкурентоспособности предприятий с дивизиональной структурой управления [Текст] / М.А. Шушкин, М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1. -С. 58-63.
30. Хандамова, Э.Ф. Концептуальные аспекты организационной культуры в развивающемся рыночном пространстве [Текст] / Э.Ф. Хандамова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2007. - № 4(52) - С. 26-32.
31. Щепакин, М.Б. Методический подход к оценке эффективности использования ресурсов на предприятиях хлебопродуктового подкомплекса [Текст] / М.Б. Щепакин, В.М. Цицилина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. -2007. - № 4(52) - С. 36-44.
32. Wilkinson, A. Manufacturing More Effective TQM: Implications for the Management of Human Resources [Text] / A. Wilkinson, M. Marchington, B. Daleuman // Research and Practice in Human Resource Management. - 1994. - Vol. 2, no. 1. - P. 69-88.
33. Годовые отчеты за 2009 г: ОАО «Хлебозавод № 3», ОАО «Краснодарский хлебозавод № 6», ОАО «Каравай», ОАО «Краснодарский хлебокомбинат № 1».