Научная статья на тему 'Оценка емкости зернового рынка'

Оценка емкости зернового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНА / ЕМКОСТЬ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталова О. И.

Рынок зерна обладает несомненными достоинствами по сравнению с другими формами организации экономических отношений, так как рыночный механизм естественным образом без приказов и команд соединяет интересы производителей зерна и его потребителей, продавцов и покупателей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении потребностей населения в хлебопродуктах, которые выражаются через спрос. Под влиянием рыночных процессов происходит естественный отбор тех товаропроизводителей, которые способны эффективно осуществлять выпуск, продвижение, обмен, потребление хлебопродуктов по равновесным ценам. Рынок освобождает народное хозяйство от дефицита товаров и услуг, поскольку это противоречит экономическим интересам всех участников рынка, сокращает расходы, возникающие во времени между появлением потребности и ее удовлетворением, решает основные социально-экономические проблемы, повышая уровень жизни населения, улучшает структуру питания [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка емкости зернового рынка»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ШАТАЛОВА О.И.

ОЦЕНКА ЕМКОСТИ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Рынок зерна обладает несомненными достоинствами по сравнению с другими формами организации экономических отношений, так как рыночный механизм естественным образом без приказов и команд соединяет интересы производителей зерна и его потребителей, продавцов и покупателей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении потребностей населения в хлебопродуктах, которые выражаются через спрос. Под влиянием рыночных процессов происходит естественный отбор тех товаропроизводителей, которые способны эффективно осуществлять выпуск, продвижение, обмен, потребление хлебопродуктов по равновесным ценам. Рынок освобождает народное хозяйство от дефицита товаров и услуг, поскольку это противоречит экономическим интересам всех участников рынка, сокращает расходы, возникающие во времени между появлением потребности и ее удовлетворением, решает основные социально-экономические проблемы, повышая уровень жизни населения, улучшает структуру питания [4].

Свободным рынком считается тот, на котором устанавливается практически равная цена на один и тот же продукт в данное время. Для этого необходимы следующие условия:

- значительный по объему и постоянный спрос;

- неограниченное количество участников рынка, поставщиков зерна;

- абсолютная мобильность факторов производства;

- свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;

- доступность информации для участников рынка;

- высокое качество производимого товара;

- наличие транспортных средств, обеспечивающих доставку зерна покупателю в нужное время и место;

- наличие своевременной платежеспособности у покупателей и совершенство кредитно-финансовой системы.

В России производится около 20 видов зерна, перевозится почти 25% его валового сбора. Территориальное перераспределение зерна позволяет за счет территориального разделения труда, использующего более благоприятные локальные факторы, создавать условия для оптимальной концентрации производства с целью ускоренного наращивания производства зерна, дальнейшего повышения вклада регионов в общероссийское зерновое хозяйство [2].

Эффективное развитие межрегиональных зерновых связей предполагает отказ регионов от одинакового производства всех видов зерна и зерновой продукции для собственных нужд, а иногда и невозможность этого.

Для анализа и прогнозирования межрегиональных связей по ввозу и вывозу зерна и зерновой продукции необходимо обоснование соответствующих критериев и показателей (рисунок № 1).

Как показывает опыт развитых стран мира, общая тенденция формирования рынков заключается в их последовательном приближении к новому качеству товарно-денежных отношений. Имеется в виду не рынок 19 века, а такой, где участвуют крупные корпорации, существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования, распространены современные приемы маркетинга и долгосрочного прогнозирования и планирования и т.д. Так, для развитых стран характерна весьма высокая плотность конкурентов, особенно на тех рынках, где продается технологически совершенная продукция. Там любое предприятие имеет шанс занять свое место, выпуская конкурентоспособную продукцию. В частности, о сильной конкуренции свидетельствует тот факт, что для занятия 1% мирового пространства мукомольным оборудованием требуется не менее 6-7 лет, и то при условии, если лидирующие швейцарские и итальянские компании оставят свою продукцию на уровне 80-х годов [7].

ээ

капитала

Рис. 1. Блок-схема показателей экономического состояния зернового производства

Рыночный механизм является центральным звеном товарно-денежных отношений и высокого уровня развития народного хозяйства, так как рынок осуществляет координацию всех независимо действующих элементов рыночной экономики. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и их увязку через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм - непрерывный референдум, в котором отдельные потребители выступают со своими экономическими решениями в пользу отдельного товара [6]. Основными показателями уровня развития рынка зерна и продуктов его переработки являются: спрос, предложение, ниша, емкость, сегментация.

Спрос - это совокупная потребность населения в хлебопродуктах различного ассортимента, определяемая путем суммирования многочисленных и разнообразных запросов покупателей, выраженная количеством продукции в натуральном и стоимостном выражении. Спрос - это количество товаров различных видов, которое может купить население, исходя из имеющейся платежеспособности [2].

Необходимо различать несколько видов спроса: отрицательный, при котором население теряет интерес к какому-либо товару; полноценный спрос - это количество товаров, пользующихся постоянным спросом у населения; чрезмерный спрос - это потребность в товарах, количество которых вырабатывается недостаточно и потребность в них удовлетворяется не полностью.

Предложение - количество зерна, муки, крупы и продуктов из них различных видов, которые производители и поставщики предлагают для продажи на рынке по определенным ценам. При фиксированной цене на эту продукцию величина предложения зависит от следующих факторов: цена на зерно и другие продукты питания, степени монополизации производства, объема импортных и экспортных поставок зерна, величиной инвестиций, экономической политики государства, кредитно-налоговой стратегии и тактики, степени государственного регулирования, наличия совершенной законодательной базы и др. [1].

Ниша - это перспективный, сравнительно новый инновационный вид бизнеса и в котором пока не работают другие продавцы и нет покупателей в связи с отсутствием новых товаров. «Ниша» рынка находится, как правило, между двумя его сегментами. Незанятые ниши рынка зерна и продуктов из него могут предусматривать как продажу основных видов, которые пока не производятся в России, так и продажу известных видов.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

В России имеется широкий диапазон ниш рынка зерна и продуктов его переработки, который может обеспечить сельскохозяйственным зернообрабатывающим и зерноперерабатывающим предприятиям получение дополнительной прибыли за счет более полного удовлетворения запросов населения.

Емкость рынка - это совокупное платежеспособность покупателей, достаточное для покупки необходимого вида товара, реализуемого на товарных рынках в течение конкретного периода. На показатель «емкость рынка зерна» в натуральном выражении (ЕЗН) влияют общий объем его производства, экспорта и импорта, уровень потребления на собственные нужды, величина семенного и резервного фондов, нормы естественной убыли и др. [4].

Емкость рынка зерна в стоимостном выражении (ЕЗН) предложено определять как отношение стоимости одной тонны зерна определенного вида на коэффициент емкости рынка по каждому вида зерновой продукции [7].

Сегментация рынка - это стратегия и тактика производителей и продавцов зерна и продуктов его переработки на рынке, предполагающего разделение его сфер во времени и пространстве на отдельные сегменты, которые характеризуются одинаковыми запросами потребителей и покупателей на определенные виды продуктов. Каждый сегмент должен отвечать следующим условиям: быть достаточно дифференцированным, учитывать запросы каждой группы населения, иметь возможность для дальнейшего сегментирования, выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной.

В Российской Федерации для оценки уровня демонополизации товарных рынков принимается индекс Герфиндаля - Гиршмана. Он рассчитывается как изменение доли каждого хозяйствующего субъекта (%) в объеме товарной продукции на рынке в зависимости от общего их количества.

Основой сегментирования рынка зернопродуктов является изучение возрастного ценза населения, его численного состава, обычаев и нравов, традиций, вкусов, денежных доходов, наличие сезонных колебаний потребления зерна и продуктов его переработки [7].

В дальнейшем может осуществляться более дифференцированное сегментирование рынка в зависимости от повышения уровня жизни населения. Основные показатели уровня развития рынка, которые могут быть выражены в количественном выражении, приведены в таблице 1. Такие показатели, как ниша рынка, сегменты рынка требуют более детального рассмотрения в рамках самостоятельного исследования.

Таблица 1

Факторы сегментирования рынка зернопродуктов

Признак сегментации Факторы сегментирования

Экономический Материальная обеспеченность Уровень жизни

Социальный Уровень образования Вид деятельности Семейное положение Стиль жизни

Демографический Возрастной ценз Пол Численность Национальность Количество праздников

Географический Климатические зоны Административное деление

Эффективность сдвигов в объем их и соотношении ввоза и вывоза зерна формируется за счет выигрыша от размещения производства тех или иных видов продукции в более благоприятных условиях, которые превышают издержки на ее транспортировку к местам потребления. Критерием эффективности территориального разделения труда является увеличение уровня доходов (прибыли) на единицу совокупных производственных затрат.

Специфика сельскохозяйственной продукции и продовольствия (скоропортящаяся продукция, имеющая временные границы сбыта) обусловливает стремление товаропроизводителей к стабильности межотраслевых связей и устойчивости финансового положения. Особенностью современного этапа развития продовольственного рынка в России являются ужесточение фи-

нансовых ограничений, сокращение бюджетной поддержки товаропроизводителей, неблагоприятная кредитная, налоговая среда, сжатие платежеспособного спроса населения [3].

Целью эффективных межрегиональных зерновых связей является обеспечение общественной потребности общества в зерне высокого качества с минимальными издержками для производителей.

Без учета региональной особенности невозможно определить оптимальные варианты размещения и межрегиональных связей и перспективы совершенствования разделения труда, основанные на взаимозависимости зернового производства различных регионов.

При производстве зерна в регионах с видовой специализацией показатели урожайности, производительности труда, прибыли на 1 га, рентабельности выше, а себестоимости обычно ниже, чем в регионах, ввозящих данный вид зерна.

Единым критерием создания рациональной системы межрегиональных и межгосударственных зерновых связей является минимизация совокупных издержек на производство и транспортировку зерна и зерновой продукции [5].

Важную роль в обеспечении эффективности межрегиональных связей играет рациональное размещение зерноперерабатывающей промышленности, элеваторов, хранилищ, изменения в размещении которых вносят существенные коррективы в общую систему межрегиональных связей по ввозу и вывозу зерна и зерновой продукции.

На выбор вариантов связей в условиях рыночных отношений возрастающее влияние оказывают территориальная дифференциация издержек производства, цен и тарифов [6].

При сравнении возможных вариантов зерновых связей рассматриваются только взаимозаменяемые варианты, обеспечивающие поставку одинаковых объемов, видов и качество зерна. По каждому варианту определяются анализирующие факторы, влияющие на повышение или понижение эффективности связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгопятова Т., Евсеева И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики, 1994. № 8.

2. Злобин Е. Рыночные структуры регионального АПК. - М.: АгриПресс, 1995.

3. Иванова А.Б. Методика анализа результатов обследования товарных рынков (выходные таблицы, схемы и алгоритмы расчета показателей). // Вопросы статистики, 1999. № 3. С. 9-20.

4. Короткой А.В. Статистическая методология в маркетинговых исследованиях товарных рынков. // Вопросы статистики. № 3. 1999. С. 20-32.

5. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. О.В. Ивановой. - М.: Прогресс, 1992. 520 с.

6. Медведева Н. Организационно-экономические основы функционирования оптовых рынков / Н. Медведева // АПК: экономика, управление. 1995. № 2. С. 50-54.

7. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. Часть 1 и 2/ под. ред. А.А. Шутькова. - М.: Информагротех, 1992. 430 с.

СОЛОДОВНИКОВА Н.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ

Проведение маркетинговых исследований в туризме имеют свою специфику это связано, прежде всего, с тем, что туризм относится к сфере услуг. Следовательно, что бы выявить особенности маркетинговых исследований туристических услуг необходимо определить что же такое услуга вообще и ее особенности в частности. Рынок туристских услуг является элементом более широкого понятия - рынок услуг. Несмотря на быстрое развитие этой

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.