Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страхование / страховой рынок / транспортное страхование / экономическая эффективность страхования / insurance / insurance market / transport insurance / economic efficiency of insurance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Сергей Игоревич

В статье рассматривается роль транспортного страхования, приводятся его количественные характеристики на российском страховом рынке, перечисляются ключевые вызовы, с которыми столкнулась экономика России и ее транспортная сфера, устанавливается их влияние на функционирование транспортного страхования и встречное воздействие рассматриваемого сегмента рынка страховых услуг на решение ключевых задач в социально-экономической сфере, стоящих перед Российской Федерацией. Уточняется понятие «экономическая эффективность» с точки зрения «стейкхолдеров» транспортного страхования: страхователей, страховщиков и государства. Приводятся основные показатели экономической эффективности страхования и раскрываются ограничения их использования для изучения экономической эффективности страхования транспортных рисков. Определяются косвенные показатели эффективности страховых отношений и дается их оценка применительно к видам транспортного страхования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF TANSPORT INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the role of transport insurance, provides its quantitative characteristics in the Russian insurance market. The key challenges faced by the Russian economy and its transport sector are revealed, establishing their impact on the functioning of transport insurance and the counterimpact of the considered segment of the insurance services market on solving key problems, which the Russian Federation economy has been affected. The concept of “economic efficiency” is specified from the point of view of “stakeholders” of transport insurance: insureds, insurers and the state. The main indicators of the economic efficiency of insurance are given and the limitations of their use for studying the economic efficiency of insurance of transport risks are revealed. Indirect indicators of the effectiveness of insurance relations are determined and assessed in relation to the types of transport insurance in Russia.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СТРАХОВОЙ БИЗНЕС

УДК: 368.2 DOЫ0.244Ш2071-6435-2022-4-135-167

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается роль транспортного страхования, приводятся его количественные характеристики на российском страховом рынке, перечисляются ключевые вызовы, с которыми столкнулась экономика России и ее транспортная сфера, устанавливается их влияние на функционирование транспортного страхования и встречное воздействие рассматриваемого сегмента рынка страховых услуг на решение ключевых задач в социально-экономической сфере, стоящих перед Российской Федерацией.

Уточняется понятие «экономическая эффективность» с точки зрения «стейкхолдеров» транспортного страхования: страхователей, страховщиков и государства. Приводятся основные показатели экономической эффективности страхования и раскрываются ограничения их использования для изучения экономической эффективности страхования транспортных рисков.

Определяются косвенные показатели эффективности страховых отношений и дается их оценка применительно к видам транспортного страхования в России.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок, транспортное страхование, экономическая эффективность страхования.

Значение транспортного страхования обусловлено высоким уровнем проникновения транспорта во все сферы общественных отношений и личную жизнь граждан. В широком смысле к данному сегменту страхового рынка России могут быть отнесены следующие виды страхования:

а) добровольное страхование транспортных средств как объектов имущества: автотранспорта, иных средств наземного транспорта, железнодорожного, воздушного; водного (в том числе морского и внутреннего водного);

С. И.Рыбаков

б) страхование гражданской ответственности, включая обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);

добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по видам транспорта;

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

в) добровольное страхование грузов;

г) добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев и болезней.

Важную роль страхования транспортных рисков отражают количественные характеристики его места на современном рынке страховых услуг Российской Федерации. Ниже автором представлены расчеты по данным Банка России [10; 15].

В 2021 году страховые премии в сегменте транспортного страхования достигли 497,6 млрд рублей. Это составляет 27,5% от совокупных сборов страховых премий на российском страховом рынке (1,808 трлн рублей по итогам 2021 года [6; 14]) и 46,8% от страховых премий по имущественному страхованию (добровольному и обязательному) и добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней (1,063 трлн рублей за 2021 год [6;14]).

По количеству подписанных в 2021 году страховых полисов (70,6 млн) транспортное страхование занимает почти 1/3 от общего количества заключенных договоров страхования по всем видам страхования (242,2 млн [6; 14]) и по имущественному страхованию совместно со страхованием от несчастных случаев (223,3 млн).

С точки зрения страховых сумм транспортное страхование является абсолютным лидером: из совокупной страховой суммы 29 472 млн рублей [6; 14] по действовавшим на 31 декабря 2021 года договорам страхования 98,6% пришлось на транспортное страхование (29 057 млн рублей), в основном — на обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами (28 874 млн рублей).

В 2021 году по договорам транспортного страхования было заявлено 3,4 млн страховых случаев. Это составляет 74,4% от заявленных страховых случаев по договорам имущественного страхования и добровольного страхования от несчастных случаев и болезней (4,6 млн [6; 14]) и 8,2% от общего количества страховых событий (42 млн [6;14]) по всем договорам страхования.

Страхователи (выгодоприобретатели) получили в 2021 году 274,6 млрд рублей страхового возмещения (без учета сумм, классифицируемых Банком России как «прочие выплаты» [10; 15]), что соответствует 38,1% от всех страховых выплат на страховом рынке России (720,6 млрд рублей [6; 14]) и 78,5% в сегментах имущественного страхования и страхования от несчастных случаев (совокупное страховое возмещение — 350 млрд рублей [6;14]).

По объектам страхования (транспортные средства как имущество, ответственность, грузы, жизнь и здоровье пассажиров) сегмент транспортного страхования имеет следующую структуру (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура сборов премий в сегменте транспортного страхования Российской Федерации в 2021 году по объектам страхования Источник: составлено автором по данным Банка России [10; 15].

В страховании ответственности 45,7% сборов премий в сегменте транспортного страхования приходится на обязательные виды страхования, в том числе 45,3% — на ОСАГО, и 0,4% — на обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами. Добровольные виды страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств занимают 2,8% от общих сборов премий по транспортному страхованию по итогам 2021 года. В страховании транспортных средств преобладает автострахование, доля которого в страховых премиях по транспортному страхованию в 2021 году составила 41,2%.

По количеству заключенных договоров страхования основным видом транспортного страхования является ОСАГО: на него в 2021 году

пришлось 56,6% от общего числа договоров транспортного страхования (рисунок 2). На втором месте по числу подписанных полисов находится страхование пассажиров от несчастных случаев (22,0%). Доля договоров страхования грузов и автокаско составляет 12,0% и 7,7% соответственно.

Рисунок 2. Структура договоров по видам транспортного страхования, заключенных в Российской Федерации в 2021 году Источник: составлено автором по данным Банка России [10; 15].

Наземный транспорт занимает самую большую долю в сборах премий по страхованию средств транспорта и ответственности — 93,4% (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура сборов премий в 2021 году по видам транспорта Источник: составлено автором по данным Банка России [10; 15].

На воздушный и водный транспорт приходится по 2,4% и 3,9%. Премии по страхованию средств транспорта и ответственности владельцев железнодорожного транспорта составили в 2021 году 0,3% от общих сборов премий по данным видам страхования.

В сборах премий по страхованию наземного транспорта 47,1% приходится на сами транспортные средства («каско») и 52,9% — на ответственность (таблица 1). В страховании рисков железнодорожного транспорта сборы премий в части страхования самих транспортных средств составляют 95,6%, тогда как премии по страхованию ответственности занимают только 4,4%. Удельный вес премий по страхованию ответственности воздушного и водного транспорта существенно выше — 25,3% и 35,2%.

Таблица 1

Структура сборов премий в сегменте транспортного страхования в 2021 году по видам транспорта и объектам страхования (в % к итоговым сборам премий по соответствующему виду транспорта)

Объект Вид транспорта

Наземный Железнодорожный Воздушный Водный

Средство транспорта (каско) 47,1% 95,6% 74,7% 64,8%

Ответственность 52,9% 4,4% 25,3% 35,2%

Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Источник: составлено автором по данным Банка России [10; 15].

Современные геополитические вызовы оказали непосредственное влияние на транспортную сферу Российской Федерации и связанные с ней страховые механизмы:

• угрозы стабильности логистических цепочек и их усложнение;

• прекращение авиационного сообщения по традиционным маршрутам;

• блокировка использования находившихся в международном лизинге воздушных судов за пределами Российской Федерации;

• запрет на въезд на территорию Евросоюза зарегистрированных в России средств грузового автотранспорта;

• прекращение операций в России ведущими мировыми операторами контейнерных перевозок;

• ограничение для российских морских судов по заходу в порты ЕС;

• сложности с железнодорожным сообщением по отдельным направлениям;

• сворачивание рядом международных автопроизводителей деятельности в России;

• прекращение официальных поставок запасных частей, обслуживания средств воздушного транспорта за рубежом, рост цен на запчасти, комплектующие и работы по техническому осмотру и ремонту транспортных средств;

• снижение реальных располагаемых доходов населения;

• замедление кредитования;

• ограничение взаимодействия с мировым страховым и перестраховочным рынком.

Функционирование транспортного страхования в Российской Федерации, с одной стороны, определяется указанными выше факторами, а с другой — способно оказать содействие в решении задач, приоритетных для сферы транспорта и всей отечественной экономики [5; 18]. Однако, будущая стратегия развития транспортного страхования России должна опираться на результаты изучения достигнутых показателей его эффективности. Это позволит выявить «узкие места», требующие корректирующего воздействия, или, наоборот, обнаружить направления, которые при дополнительном стимулировании способны стать драйверами роста.

Тема экономической эффективности страхования в отечественной науке недостаточно проработана. Имеются работы, посвященные полезности страхования [1], страховым интересам [2] и регулированию страховой деятельности [11]. Часто оценка эффективности ограничивается какой-либо одной формой (как правило — обязательной [22]) страхования (например, ОСАГО [20; 21; 23] или страхованием ответственности [3]).

В публикациях по страхованию экономическая эффективность сводится, как правило, к показателям, характеризующим результаты деятельности страховых компаний. Например, в публикуемых Банком России информационно-аналитических материалах по страховому рынку [8; 9] оцениваются такие показатели, как коэффициент убыточности (КУ), коэффициент расходов, комбинированный коэффициент убыточности страховщиков и финансовые результаты страховых организаций как интегральный показатель. Такой подход представляется однобоким. Еще в 1990 году в коллективном труде Научно-исследовательского финансо-

вого института «Экономическая эффективность государственного страхования» [21], по сути единственной работе, в которой данный предмет был системно изучен, раскрыто, что «экономическая эффективность страхования» является комплексным понятием, подразумевающим не только внутреннюю эффективность для страховой отрасли, но и прежде всего внешнюю — для страхователей и государства.

Таким образом, определение эффективности страхования отличается для каждого из указанных выше «стейкхолдеров»:

• страхователей — обеспечение страховой защиты, оптимальной по объему покрытия (страховой ответственности страховщика) и стоимости ее организации. На российском страховом рынке эффективность страхования для страхователей является одним из факторов платежеспособного спроса на страховые услуги [4];

• страховщиков — достижение рентабельности страховой деятельности на требующемся компании и ее собственникам уровне. Эффективность страхового бизнеса зависит от реализации современных технологий [7; 16; 12; 17];

• государства — максимизация покрываемого страхованием общего ущерба национальной экономике, а также сокращение расходов государства на компенсацию понесенных домашними хозяйствами и корпоративным сектором убытков и ликвидацию последствий наступления неблагоприятных событий.

Такое понимание экономической эффективности страхования находит отражение в следующих количественных показателях:

• уровень охвата страхованием;

• полнота возмещения ущерба;

• уровень расходов государства в связи с наступлением неблагоприятных событий в сфере транспорта;

• коэффициенты убыточности (выплат), расходов и комбинированный коэффициент убыточности, уже отмеченные ранее;

• рентабельность операций страховщиков по конкретному виду страхования.

Полноценное исследование указанных выше критериев эффективности транспортного страхования в Российской Федерации сдерживается доступными наборами статистических данных. Уровень охвата страхованием может быть оценен через представленные ниже формулы 1, 2 и 3 (составлены автором).

Расчет уровня охвата страхованием по количеству застрахованных объектов

Количество застрахованных объектов

Уровень охвата страхованием, = —^-

1 Общее количество подверженных

транспортным рискам объектов

Расчет уровня охвата страхованием по количеству застрахованных субъектов

Количество страхователей

Уровень охвата страхованием = ——--0

2 Общее количество подверженных

транспортным рискам объектов

Расчет уровня охвата страхованием по подверженной рискам стоимости

Страховая сумма по заключенным Уровень охвата страхованием3 = доготерам страдания «

Общая стоимость подверженных транспортным рискам объектов

Однако формулы 1 и 2 оказываются применимыми только для оценки охвата автострахованием в части КАСКО физических лиц и ОСАГО, где количество заключенных или действовавших на отчетную дату договоров соответствует числу застрахованных средств наземного транспорта, принадлежащих одному владельцу (один договор — одно автотранспортное средство — один владелец). По договорам транспортного страхования, заключаемым юридическими лицами, обычно страхуются целые парки воздушных, морских судов и автотранспортных средств, а также имеющийся подвижной состав. Кроме того, данные формулы в принципе не применимы к страхованию ответственности и страхованию грузов.

Использование формулы 3 оказывается невозможным из-за отсутствия открытых данных о стоимости находящихся в собственности корпоративного сектора и домашних хозяйств средств транспорта. В практике страхования грузов страховая сумма представляет собой максимальную ответственность страховщика по страховому случаю, тогда как для формулы 3 необходимы отсутствующие в открытых источниках сведения о стоимости застрахованного грузооборота и общей стоимости перевозимых грузов. В страховании ответственности данная формула не применима.

Полнота возмещения ущерба рассчитывается по формуле 4.

Расчет уровня возмещения ущерба

Выплаченное страховое возмещение /л

Уровень возмещения ущерба = -ттр--(4)

г -л 1—, г Общая величина причиненного

экономического ущерба

Если данные для расчета числителя могут быть получены из статистики Банка России, то общий размер ущерба, причиненного неблагоприятными событиями в сфере транспорта, недоступен для исследования. Также отсутствуют сведения о том, какая доля данного ущерба покрывается за счет государственных финансов.

Публикуемые Банком России сведения о рентабельности страховой деятельности и размере страховых резервов имеют или агрегированный характер (в целом по страховому рынку), или декомпозированный до страхования жизни и иного страхования.

Коэффициенты убыточности, рассчитываемые по данным статистки Банка России как отношение выплаченного страхового возмещения к собранным страховым премиям за отчетный период, не совсем корректно отражают достигнутый уровень убыточности деятельности по страхованию (с точки зрения страховщиков) или использования сформированного страхового фонда на выплаты понесенных участниками отношений по страхованию убытков (с точки зрения страховщиков). Во-первых, страховые премии относятся как к договорам страхования, заключенным в текущем периоде, так и к полисам предыдущих периодов, по которым произошли изменения, потребовавшие пересмотра начисленных ранее премий. Во-вторых, выплаченное страховое возмещение отражается без разбивки периодов, к которым оно относится. Так, например, в 2021 году в страховое возмещение по транспортному страхованию в размере 274,6 млрд рублей были включены страховые выплаты не только в связи со страховыми случаями по договорам страхования, заключенным в этом же году, но и по тем событиям, которые подпадают под действие полисов страхования предшествующих лет и урегулирование которых завершилось в 2021 году.

Поэтому анализ эффективности транспортного страхования целесообразно провести с использованием косвенных показателей:

• динамика сборов страховых премий в номинальном выражении и скорректированных на уровень инфляции;

• среднегодовые темпы прироста количества заключенных договоров;

• темпы прироста страховой суммы на один договор страхования

транспортных средств как объектов имущества;

• динамика заявленных страховых случаев;

• коэффициенты выплат;

• темпы прироста средней страховой выплаты;

• соотношение средней страховой суммы и средней страховой выплаты;

• динамика отказов в выплатах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сопоставление средней ставки страховой премии и средней убыточности страховой суммы.

Кроме того, необходимо учитывать, что публикуемые Банком России количественные характеристики российского страхового рынка являются номинальными, то есть включают инфляционную составляющую. Поэтому для целей анализа такие показатели, как сборы премий, страховые выплаты, страховые суммы корректируются на уровень общеэкономической инфляции, в качестве которого принимается индекс-дефлятор ВВП.

Динамика номинальных сборов страховых премий по заключенным договорам транспортного страхования соответсвует тенденции в сегментах имущественного страхования и добровольного страхования от несчастных случаев и болезней: замедление темпов роста в 2018-2019 годах и ускорение в 2020-2021 годах (рисунок 4).

в % к предыдущему году

20,0%

2018 2019 2020 2021

Транспортное страхование

Имущественное страхование и страхование от нечастных случаев 4 Страховой рынок в целом

Рисунок 4. Темпы прироста номинальных сборов премий по заключенным в отчетном периоде договорам страхования в 2017-2021 годах. Источник: составлено автором по данным Банка России [6;10;14; 15].

При этом темпы изменения подписанных премий по транспортному страхованию ниже, чем в целом по имущественному страхованию и страхованию от несчастных случаев.

По скорости изменения номинальных премий транспортное страхование уступает динамике общих сборов на российском страховом рынке, прирост которых снижался более быстрыми темпами в 2018-2019 годах, при этом увеличивался в последние два года.

С поправкой на инфляцию темпы прироста сборов премий по транспортному страхованию в 2018-2019 годах были отрицательными (рисунок 5). Отметив, что в целях настоящей работы в качестве показателя инфляции принимается значение индекса-дефлятора ВВП. В 2020 году реальные сборы премии по заключенным договорам транспортного страхования стабилизировались с близким к нулю показателем динамики (+0,2% к 2019 году). Однако уже в 2021 году падение сборов премий с поправкой на инфляцию в сегменте транспортного страхования составило 6,8%.

Отрицательная динамика количества заключенных договоров транспортного страхования по итогам 2018 года (минус 6,7% от числа подписанных полисов годом ранее) вернулась в положительную зону в 2019 году (рисунок 6). В 2020 году количество заключенных договоров упало на 13,3%, а в 2021 выросло на 17,8% до 70,6 млн. Однако это на 3,1% меньше, чем в 2017 году, когда число договоров транспортного страхования достигало 72,8 млн единиц. Показатель среднегодовых темпов роста подписанных полисов за период 2017-2021 годов составил минус 0,8%. То есть по количеству заключаемых договоров сегмент транспортного страхования в Российской Федерации не превышает уровень 5-летней давности.

Рисунок 5. Темпы прироста скорректированных на индекс-дефлятор ВВП (текущие значения за соответствующий год) сборов премий по заключенным в отчетном периоде договорам страхования в 2017-2021 годах Источник: составлено автором по данным Банка России [6;10;14; 15],

Росстата [13].

В % к предыдущему году

А8% 2021

Транспортное страхование ■■ ''И'""- Имущественное страхование и страхование от нечастных случаев — • Страховой рынок в целом

в % к предыдущему году

50,0% 40,0%

Транспортное страхование ** »Имущественное страхование и страхование от нечастных случаев ——™ Страховой рынок в целом

Рисунок 6. Темпы прироста количества заключенных в отчетном периоде договоров страхования в 2017-2021 годах Источник: составлено автором по данным Банка России [6;10;14; 15].

Лидерами по среднегодовым темпам прироста количества заключенных договоров страхования (таблица 2) стали страхование грузов (32,3%), страхование владельцев средств воздушного транспорта (8,6%) и автокаско (8,4%). Наибольшее среднегодовое снижение подписанных полисов за период 2017-2021 годов отмечено в страховании владельцев иных средств наземного транспорта (минус 33,3%), страховании по системе «Зеленая карта» (минус 23,4%) и страховании пассажиров от несчастных случаев (минус 11,8%).

Таблица 2

Среднегодовые темпы прироста количества заключенных договоров транспортного страхования в 2017-2021 годах

Вид страхования Среднегодовые темпы прироста,%

Страхование автотранспортных 8,40%

средств

Страхование иных средств наземного -5,60%

транспорта

Страхование железнодорожного -9,20%

транспорта

Страхование воздушного транспорта -3,30%

Страхование водного транспорта -0,70%

ОСАГО 1,10%

Страхование ответственности (до- -7,70%

бровольное) владельцев автотранс-

портных средств

Страхование в рамках системы «Зе- -23,40%

леная карта»

Страхование ответственности вла- -33,30%

дельцев иных средств наземного

транспорта

Страхование ответственности -5,70%

владельцев железнодорожного

транспорта

Страхование ответственности вла- 8,60%

дельцев воздушного транспорта

Страхование ответственности вла- 0,40%

дельцев водного транспорта

Обязательное страхование ответ- -0,10%

ственности перевозчика перед пас-

сажирами

Страхование грузов 32,30%

Страхование пассажиров от несчаст- -11,80%

ных случаев

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

Следует отметить, что как и по динамике сборов страховых премий, темпы прироста количества заключенных договоров транспортного страхования по итогам 2021 года оказались ниже, чем в сегментах имущественного страхования и страхования от несчастных случаев и в целом по рынку (рисунок 7).

Средняя страховая сумма по полисам страхования автокаско и воздушных средств транспорта росла на 5-летнем интервале в среднем на 9,3% и 13,4% в год (рисунок 7). Темпы прироста средней страховой суммы по договорам страхования водного транспорта увеличивались на протяжении 2018-2020 годов, но в последний год снизились до 5,1%. Тем не менее 5-летние среднегодовые темпы прироста средней страховой суммы в данном виде страхования оставались высокими — 23,6%. Снижение средней суммы по страхованию прочих средств наземного транспорта ускорялось до 2020 года, а в 2021 году номинальный темп прироста составил 66,2%. Однако среднегодовой темп прироста находится в отрицательной зоне — минус 13,6%.

Страхование автотранспортных средств Страхование иных средств наземного транспорта Страхование железнодорожного транспорта Страхование воздушного транспорта Страхование водного транспорта

Рисунок 7. Номинальные темпы прироста средней страховой суммы на один действовавший в отчетном периоде договор страхования транспортных средств (как объектов имущества) в 2018-2021 годах Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15]. Примечание: рассчитано как отношение средней страховой суммы по договорам страхования, действовавшим на конец предыдущего периода, и страховой суммы по договорам страхования, действовавшим на конец отчетного периода, к среднему количеству договоров страхования, действовавших на конец предыдущего периода, и количеству договоров страхования, действовавших на конец отчетного периода.

Темпы прироста средней страховой суммы по полисам страхования подвижного состава снижались в 2018-2020 годах, но в последний год ускорились до 22%. Среднегодовое увеличение средней страховой суммы в данном виде страхования — 20,6%.

Корректировка динамики средних страховых сумм на инфляцию дает аналогичную картину (рисунок 8).

В ценах 2017 года средняя страховая сумма по страхованию автокаско росла с темпом 1,8% в год (таблица 3). Увеличение средних страховых сумм по страхованию воздушных транспортных средств — в сегменте с самой большой страховой суммой в расчете на один договор страхования — происходило более высокими темпами (5,6%). По договорам страхования прочих транспортных средств средняя страхования сумма в 2017-2021 годах увеличивалась в среднем на 12-15%. Исключение составило страхование прочих средств наземного транспорта, где темпы снижения средней суммы по одному договору страхования достигли 19,6%.

Страхование автотранспортных средств Страхование иных средств наземного транспорта Страхование железнодорожного транспорта Страхование воздушного транспорта Страхование водного транспорта

Рисунок 8. Скорректированные на индекс-дефлятор ВВП (текущие значения за соответствующий год) темпы прироста средней страховой суммы на один действовавший в отчетном периоде договор страхования транспортных средств (как объектов имущества) в 2018-2021 годах Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15], Росстата [13].

Примечание: рассчитано как отношение среднего арифметического страховой суммы по договорам страхования, действовавшим на конец предыдущего периода, и страховой сумме по договорам страхования, действовавшим на конец отчетного

периода, к среднему арифметическому количества договоров страхования, действовавших на конец предыдущего периода, и количества договоров страхования, действовавших на конец отчетного периода.

Таблица 3

Средняя страховая сумма на один действовавший в отчетном периоде договор страхования транспортных средств в ценах

2017 года

Вид страхования Средняя страховая сумма, тыс. рублей Среднегодовой темп прироста^

2017 2018 2019 2020 2021

Страхование автотранспортных средств 1 099 1 061 1 122 1 226 1 182 1,80%

Страхование иных средств наземного транспорта 8 647 8 147 3 652 2 534 3 619 -19,60%

Страхование железнодорожного транспорта 307 047 454311 490573 465698 488399 12,30%

Страхование воздушного транспорта 2569644 2826735 3202806 3471344 3190555 5,60%

Страхование водного транспорта 264228 270 931 318323 513756 463983 15,10%

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15], Росстата [13].

Анализ динамики количества заявленных страховых случаев (таблица 4) показывает снижение числа убытков, которые потенциально попадают под действе договоров страхования по таким видам страхования, как страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта (кроме водного), ОСАГО, обязательной ответственности перевозчика перед пассажирами, средств воздушного транспорта и иных наземных транспортных средств. Абсолютным лидером по отрицательной динамике количества страховых случаев, заявленных по страховым полисам, является добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев — минус 85,5% в среднем за год.

Таблица 4

Темпы прироста количества страховых случаев, заявленных по договорам транспортного страхования в 2017-2021 годах

Вид страхования 2018 2019 2020 2021 Среднегодовой темп прироста,%

Страхование автотранспортных средств -8,7% 4,7% -6,8% 15,4% 0,7%

Страхование иных средств наземного транспорта 32,0% -10,7% -26,7% -6,0% -5,1%

Страхование железнодорожного транспорта 15,3% -16,0% 12,4% -5,2% 0,8%

Страхование воздушного транспорта 21,9% 3,8% -24,1% -33,0% -10,4%

Страхование водного транспорта 8,8% -8,0% 22,8% -8,8% 2,9%

ОСАГО -5,0% -9,0% -14,3% 5,5% -6,0%

Страхование ответственности (добровольное) владельцев автотранспортных средств -22,6% -15,1% -37,3% -6,6% -21,2%

Страхование в рамках системы «Зеленая карта» 4,3% 8,0% -7,9% -4,5% -0,2%

Страхование ответственности владельцев иных средств наземного транспорта -88,5% 133,3% -100,0% 0,0% -37,4%

Страхование ответственности владельцев железнодорожного транспорта -76,0% -40,6% 10,3% -76,5% -56,1%

Страхование ответственности владельцев воздушного транспорта 37,8% 38,9% -63,3% -17,4% -12,7%

Страхование ответственности владельцев водного транспорта 16,1% 0,8% 67,3% 2,6% 19,1%

Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами -11,2% 18,8% 12,2% -62,1% -18,2%

Страхование грузов 0,5% 17,2% 21,7% 70,8% 25,1%

Страхование пас-

сажиров от не- 16,7% -39,8% -99,9% -85,5%

счастных случаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

Рост числа убытков наблюдался в страховании грузов (в среднем на 25,1% в год) и страховании ответственности владельцев водного транспорта со среднегодовым темпом прироста 19,1%.

Коэффициент выплат по транспортному страхованию в общем повторял динамику отношения выплаченных страховых возмещений к собранным страховым премиям в сегментах имущественного страхования и страхования от несчастных случаев и по российскому рынку в целом (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика коэффициентов выплат в 2017-2021 годах (отношение страховых выплат к сборам страховых премий за отчетный период) Источник: составлено автором по данным Банка России [6; 10; 14;15].

При этом отношение выплат в транспортном страховании выше, чем в имущественном страховании и страховании от несчастных случаев и в целом на страховом рынке России: 55,2% по итогам 2021 годам по сравнению с 33% и 40% соответственно.

В разрезе видов страхования (таблица 5) следует отметить, с одной стороны, аномально высокий коэффициент выплат по страхованию ответственности владельцев железнодорожного транспорта, который с 2017 года (74,9%) увеличился на два порядка и в среднем составил 3465, 3%, а с другой — низкое значение коэффициента выплат по добровольному страхованию пассажиров, колебавшееся в период с 2017 по 2021 год на уровне 2-9% (в среднем — 5%).

Виды страхования, в которых значения коэффициента выплат ниже среднего по сегменту транспортного страхования: грузов, по системе «Зеленая карта», гражданской ответственности владельцев средств воздушного и водного средств транспорта, обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами, прочих наземных транспортных средств.

Таблица 5

Динамика коэффициента выплат по видам транспортного страхования в 2017-2021 годах

Вид страхования 2017 2018 2019 2020 2021 Среднее значение

Страхование автотранспортных средств 51,5% 49,6% 57,3% 56,0% 52,9% 53,5%

Страхование иных средств наземного транспорта 32,4% 30,9% 36,6% 42,2% 38,2% 36,1%

Страхование желез-нодорожно-го транспорта 88,8% 48,4% 74,8% 77,2% 84,3% 74,7%

Страхование воздушного транспорта 36,1% 53,1% 89,7% 59,2% 34,5% 54,5%

Страхование водного транспорта 44,3% 69,1% 64,8% 70,9% 52,9% 60,4%

ОСАГО 79,0% 61,0% 66,2% 62,4% 63,6% 66,4%

Страхование ответственности (добровольное) владельцев автотранспортных средств 91,9% 85,3% 64,3% 49,7% 49,2% 68,1%

Страхование в рамках системы «Зеленая карта» 18,6% 18,6% 15,4% 34,2% 28,0% 23,0%

Страхование ответственности владельцев иных средств наземного транспорта 248,0% 17,6% 2,2% 18,0% 0,0% 57,2%

Страхование ответственности владельцев железнодорожного транспорта 74,9% 3923,4% 8143,0% 3086,7% 2098,4% 3465,3%

Страхование ответственности владельцев воздушного транспорта 22,3% 16,8% 19,8% 27,4% 7,8% 18,8%

Страхование ответственности владельцев водного транспорта 25,1% 34,0% 38,4% 29,7% 29,0% 31,2%

Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами 34,7% 30,4% 31,1% 31,0% 38,8% 33,2%

Страхование грузов 14,5% 12,7% 38,8% 15,1% 31,3% 22,5%

Страхование пассажиров от несчастных случаев 5,0% 5,2% 3,9% 9,2% 1,9% 5,0%

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

Положительные среднегодовые темпы прироста страховой выплаты отмечались во всех видах транспортного страхования кроме страхования средств железнодорожного транспорта (минус 16,5%), ОСАГО (минус 3, 3%), страхования в системе «Зеленая карта» (минус 6,7%), добровольной гражданской ответственности владельцев иного наземного транспорта (минус 67,20%), страхования авиационной ответственности (минус 7,6%) и страхования грузов (минус 1,8%) (таблица 6).

Таблица 6

Темпы прироста скорректированной на индекс-дефлятор ВВП средней страховой выплаты в 2017-2021 годах (отношение совокупной величины страховых выплат к общему числу страховых выплат в отчетном периоде)

Вид страхования 2018 2019 2020 2021 Среднегодовой темп прироста,%

Страхование автотранспортных средств -2,20% 8,40% 5,50% -9,20% 0,30%

Страхование иных средств наземного транспорта -32,40% 31,70% 23,00% -0,90% 1,60%

Страхование железнодорожного транспорта -30,00% -5,30% -9,10% -32,70% -16,50%

Страхование воздушного транспорта 110,10% 45,50% -36,50% -2,60% 13,60%

Страхование водного транспорта 75,70% 3,40% 46,20% -29,70% 13,30%

ОСАГО -11,10% 16,10% 4,50% -21,80% -3,30%

Страхование ответственности (добровольное) владельцев автотранспортных средств 13861,50% -3,00% 4,70% -18,30% 158,70%

Страхование в рамках системы «Зеленая карта» -19,10% -15,30% 30,80% -21,10% -6,70%

Страхование ответственности владельцев иных средств наземного транспорта -71,50% -33,80% -81,60% -89,10% -67,20%

Страхование ответственности владельцев железнодорожного транспорта 7,10% -0,60% -23,60% 40,00% 2,60%

Страхование ответственности владельцев воздушного транспорта -38,30% -21,40% 232,90% -58,30% -7,60%

Страхование ответственности владельцев водного транспорта 21,00% 31,10% -12,20% -24,60% 1,00%

Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами 23,20% -42,70% 56,30% -5,20% 0,90%

Страхование грузов -8,40% 148,70% -72,90% 48,00% -1,80%

Страхование

пассажиров от не- 87,70% 74,30% 90,90% -31,40% 33,80%

счастных случаев

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15], Росстата [13].

Абсолютный рекорд по среднегодовым темпам прироста страховой выплаты зафиксирован в добровольном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств — 158,70%. Высокие среднегодовые темпы роста зафиксированы в страховании пассажиров от несчастных случаев (плюс 33,80%), страховании воздушного и водного транспорта (плюс 13,60% и 13,30% соответственно).

Сравнение среднегодовых темпов прироста страховой суммы на договор и средней страховой выплаты в фиксированных ценах 2017 года по страхованию средств транспорта как объектов имущества (рисунок 10) показывает, что по страхованию воздушного, водного и иного наземного транспорта средняя выплата росла быстрее, чем средняя страховая сумма на один договор страхования.

Рисунок 10. Среднегодовые темпы прироста скорректированных на индекс-дефлятор ВВП средней страховой суммы и средней страховой выплаты по страхованию транспортных средств как объектов имущества

в 2017-2021 годах Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15], Росстата [13].

По страхованию автокаско страховая сумма в период 2017-2021 годов росла в среднем на 1,8% в год, тогда как средняя выплата — только на 0,37%.

Из общего числа урегулированных в 2017-2021 годах страховых случаев наименьшая доля отказов в выплате отмечена в массовых видах страхования: автокаско, ОСАГО и страховании в системе «Зеленая карта», а также страховании подвижного состава (таблица 7).

Таблица 7

Доля отказов в страховых выплатах по договорам транспортного страхования в 2017-2021 годах

Вид страхования 2017 2018 2019 2020 2021 Среднее значение

Страхование автотранспортных средств 4,40% 4,10% 3,30% 3,60% 3,90% 3,86%

Страхование иных средств наземного транспорта 6,90% 6,00% 4,50% 4,20% 3,60% 5,04%

Страхование железнодорожного транспорта 4,10% 2,50% 2,00% 2,50% 8,80% 3,98%

Страхование воздушного транспорта 6,10% 9,00% 10,20% 7,40% 15,40% 9,62%

Страхование водного транспорта 8,90% 7,80% 9,50% 9,00% 8,60% 8,76%

ОСАГО 2,60% 3,00% 3,40% 2,90% 2,50% 2,88%

Страхование ответственности (добро-вольное)владельцев автотранспортных средств 12,20% 12,80% 11,10% 16,30% 9,90% 12,46%

Страхование в рамках системы «Зеленая карта» 3,30% 3,50% 2,90% 6,30% 3,60% 3,92%

Страхование ответственности владельцев иных средств наземного транспорта 84,30% 0,00% 33,30% 50,00% 100,00% 53,52%

Страхование ответственности владельцев железнодорожного транспорта 2,00% 4,10% 7,40% 11,20% 5,20% 5,98%

Страхование ответственности владельцев воздушного транспорта 5,80% 3,10% 4,80% 5,60% 10,40% 5,94%

Страхование ответственности владельцев водного транспорта 10,00% 8,10% 5,20% 3,00% 1,70% 5,60%

Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами 7,90% 15,40% 9,70% 6,10% 13,50% 10,52%

Страхование грузов 8,50% 10,00% 8,20% 11,00% 18,40% 11,22%

Страхование пассажиров от несчастных случаев 2,50% 3,60% 1,80% 4,80% 12,80% 5,10%

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

Достаточно высокая доля отказов в страховых выплатах наблюдалась в добровольном страховании владельцев всех видов наземных (кроме железнодорожного) транспортных средств, обязательном страховании ответственности перевозчиков и страховании грузов.

В страховании транспортных средств как объектов имущества баланс между отношением страховых премий к страховой сумме («средняя ставка страховой премии») и средней убыточностью страховой суммы наблюдается только в страховании подвижного состава (рисунок 11).

Внутренним водный транспорт Морской транспорт Воздушный транспорт Железнодорожный транспорт Иные средства наземного транспорта Автотранспорт

МИ 2,84 1,55 ■■3,12

■ 0.77 ■■2,22

[0,37 1 0,44

Щ 2,25

П 13,48

25,47

О

5 10

Промилле

25

■ Средняя убыточность страховой суммы ■ Средняя ставка страховой премии

Рисунок 11. Средняя ставка страховой премии и средняя убыточность страховой суммы по страхованию средств транспорта в 2021 году Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

В страховании автокаско «средняя ставка страховой премии» превышает среднюю убыточность страховой суммы почти в два раза.

Динамика показателей в отношении страховых премий к страховым суммам и средней убыточности страховой суммы по страхованию транспортных средств по видам транспорта приведена в таблице 8.

Таблица 8

Динамика средних значений ставок страховых премий и средней убыточности страховых сумм в 2017-2021 годах

Вид страхования / Показатель 2017 2018 2019 2020 2021 Среднее значение

Страхование автотранспортных средств

Средняя ставка страховых премий 39,66 33,53 28,67 25,86 25,47 30,64

Средняя убыточность страховых сумм 20,42 16,63 16,42 14,48 13,48 16,29

Страхование иных средств наземного транспорта

Средняя ставка страховых премий 8,38 8,31 5,92 4,9 5,89 6,68

Средняя убыточность страховых сумм 2,72 2,57 2,17 2,07 2,25 2,36

Страхование железнодорожного транспорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя ставка страховых премий 0,55 0,56 0,34 0,47 0,44 0,47

Средняя убыточность страховых сумм 0,48 0,27 0,25 0,36 0,37 0,35

Страхование воздушного транспорта

Средняя ставка страховых премий 2,65 2,08 1,91 1,95 2,22 2,16

Средняя убыточность страховых сумм 0,96 1,10 1,71 1,15 0,77 1,14

Страхование морского транспорта

Средняя ставка страховых премий 4,23 3,9 3,61 2,88 3,12 3,55

Средняя убыточность страховых сумм 2,05 2,88 2,51 2,29 1,55 2,26

Страхование внутреннего водного транспорта

Средняя ставка страховых премий 5,23 5,45 5,26 4,57 3,99 4,90

Средняя убыточность страховых сумм 1,16 2,62 2,39 1,35 2,84 2,07

Источник: составлено автором по данным Банка России [10;15].

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Транспортное страхование является одним из самых крупных сегментов российского страхового рынка по объему страховых премий, количеству заключенных договоров страхования, размеру страховых сумм, числу заявленных страховых случаев и величине выплаченного страхового возмещения.

В структуре транспортного страхования доминирует страхование автотранспортных средств, где в свою очередь первое место занимает ОСАГО. Другим значимым направлением является страхование грузов. В страховании железнодорожного, воздушного и водного транспорта преобладает страхование транспортных средств как объектов имущества.

Эффективность страхования является комплексным понятием, охватывающим эффективность страховых отношений для страхователей, страховщиков и государства. Расчет показателей эффективности транспортного страхования прямым методом оказывается затруднительным из-за ограниченности доступных статистических данных. Поэтому оцениваются косвенные параметры.

По ряду показателей динамика сегмента транспортного страхования отстает от динамики имущественного страхования и страхового рынка в целом, по другим, наоборот — опережает.

Внутри транспортного страхования динамика показателей неоднородная и свидетельствует о наличии резервов по повышению эффективности страхования транспортных рисков.

При реализации мер, направленных на повышение его эффективности, транспортное страхование способно стать важным инструментом в решении задач по преодолению вызовов, с которыми столкнулась российская экономика.

Литература

1. Брызгалов Д. В. Методологические подходы к определению и расчету полезности страховых услуг // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2022. № 2. С. 111-123.

2. Брызгалов Д. В. Трансформация страховых интересов в цифровой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 4. С. 84-94.

3. Быстроновская И. А. Классификация форм расширенного пе-

риода предъявления требований в договорах страхования ответственности// ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2022. № 2. С. 124-133.

4. Грызенкова Ю. В., Цыганов А. А., Языков А. Д. Косвенные меры по увеличению спроса на финансовые услуги // Страховое дело. 2022. № 6 (351). С. 33-38.

5. Деятельность кредитно-финансовых институтов / Под ред. Б. Б. Рубцова. М.: КноРус, 2019. 232 с.

6. Динамические ряды основных показателей деятельности страховщиков / Банк России. URL: http://www.cbr.ru/insurance/ reporting_stat/ (дата обращения 11августа 2022 года).

7. Корпоративные стратегии и технологии в цифровой экономике: монография / Б. С. Батаева, Ю. В. Грызенкова, В. Ю. Диденко и др./ Под ред. И. Ю. Беляевой, О. В. Даниловой. М.: КноРус, 2021. 248 с.

8. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков.

2020 год: Информационно-аналитический материал / Банк России. М.: 2021. 25 с. URL: http://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/32073/review_insure_20Q4.pdf (дата обращения: 11августа 2022 года).

9. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков.

2021 год: Информационно-аналитический материал / Банк России. М.: 2022. 16 с. URL: http://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/40874/review_insure_21Q4.pdf (дата обращения: 11августа 2022 года).

10. Сводные данные статистической формы отчетности страховщиков / Банк России. URL: http://www.cbr.ru/insurance/ reporting_stat/ (дата обращения: 11августа 2022 года).

11. Современные проблемы регулирования страховой деятельности: монография / Т. А. Белоусова, В. С. Гудкова, Е. Ф. Дюжиков и др. М.: КноРус, 2019. 234 с.

12. Современные тенденции совершенствования технологий реализации страховой защиты: монография / Д. В. Брызгалов, Ю. С. Бугаев, Ю. И. Будович и др. М.: КноРус, 2021.

13. Статистика / Официальная статистика / Национальные счета / Валовой внутренний продукт / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/

statistics/accounts (дата обращения: 11августа 2022 года).

14. Статистические данные к обзору ключевых показателей деятельности страховщиков / Банк России. URL: http://www.cbr.ru/ insurance/reporting_stat/ (дата обращения: 11августа 2022 года).

15. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела / Банк России. URL: http://www.cbr.ru/ insurance/reporting_stat/ (дата обращения: 11августа 2022 года).

16. Страхование в условиях цифровой экономики: наука, практика, образование / Н. Г. Адамчук, Р. С. Азимов, Т. А. Белоусова и др. М.: Инфра-М, 2022. 258 с.

17. Теория и практика цифровизации страхового рынка в Российской Федерации: монография / Р. С. Азимов, Б. М. Болдырев, С. В. Бровчак и др. М.: Прометей, 2021. 378 с.

18. Финансы России в условиях социально-экономических трансформаций: монография / Под ред. М. А. Эскиндарова, В. В. Масленникова. М.: Прометей, 2022. 710 с.

19. Цыганов А. А., Баскаков В. Н., Языков А. Д., Шепарнев Н. В., Яненко Е. А., Грызенкова Ю. В. Влияние системы бонус-ма-лус на тарифообразование при обязательном страховании ответственности владельцев транспорта в России (ОСАГО) // Прикладная эконометрика. 2019. № 4. С. 123-141.

20. Цыганов А. А., Языков А. Д., Яненко Е. А., Грызенкова Ю. В. Опыт обоснования изменения коэффициентов возраста и стажа водителя в ОСАГО // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. № 4. С. 31-46.

21. Экономическая эффективность государственного страхования / А. П. Плешков, Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков и др.; под ред. А. П. Плешкова. М.: Финансы и статистика, 1990. 175 с.

22. Эффективность обязательного страхования: монография / Н. В. Кириллова, А. А. Цыганов, Р. С. Азимов и др. М.: Прометей, 2022. 452 с.

23. Языков А. Д., Цыганов А. А., Кириллова Н. В., Яненко Е. А. Общие показатели рынка ОСАГО 2015-2018 годов // Страховое дело. 2019. № 4. С. 32-44.

Reference

1. Bryzgalov D. V. Methodological approaches to the definition

and calculation of the usefulness of insurance services. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2022, no. 2, pp. 111-123 (in Russian).

2. Bryzgalov D. V. Transformation of insurance interests in the digital economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2021, no. 4, pp. 8494 (in Russian).

3. Bystronovskaya I. A. Classification of forms of extended period of claims in liability insurance contracts. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2022, no. 2, pp. 124-133 (in Russian).

4. Gryzenkova Yu.V., Tsyganov A. A., Yazykov A. D. Indirect measures to increase demand for financial services. Strahovoe delo [Insurance business], 2022, no. 6 (351), pp. 33-38 (in Russian).

5. Deyatel'nost' kreditno-finansovyh institutov [Activities of credit and financial institutions], ed. by B. B. Rubtsov. Moscow: KnoRus, 2019, 232 p. (in Russian).

6. Dynamic series of the main indicators of insurers' activity. Bank of Russia. Available at: http://www.cbr.ru/insurance/reporting_stat (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

7. Korporativnye strategii i tekhnologii v cifrovoy ekonomike: mono-grafiya [Corporate strategies and technologies in the digital economy: monograph], B. S. Bataeva, Yu. V. Gryzenkova, V. Yu. Didenko et al., ed. by I. Yu. Belyaeva, O. V. Danilova. Moscow: KnoRus, 2021. 248 p.

8. Overview ofkey performance indicators of insurers, 2020. Information and analytical material. Bank of Russia. Moscow, 2021, 25 p. Available at: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/32073/review_ insure_20Q4.pdf (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

9. Overview ofkey performance indicators ofinsurers, 2021. Information and analytical material. Bank of Russia. Moscow, 2022, 16 p. Available at: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/40874/review_ insure_21Q4.pdf (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

10. 10.Summary data of the statistical reporting form of insurers. Bank of Russia. Available at: http://www.cbr.ru/insurance/reporting_stat (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

11. Sovremennye problemy regulirovaniya strahovoy deyatel'nosti: monografiya [Modern problems of regulation of insurance activity:

monograph], T. A. Belousova, V. S. Gudkova, E. F. Dyuzhikov et al. Moscow: KnoRus, 2019, 234 p. (in Russian).

12. Sovremennye tendencii sovershenstvovaniya tekhnologiy realiza-cii strahovoy zashchity: monografiya [Modern trends in improving technologies for the implementation of insurance protection: monograph], D. V. Bryzgalov, Y. S. Bugaev, Y. I. Budovich, et al. Moscow: KnoRus, 2021 (in Russian).

13. Statistics / Official statistics / National Accounts / Gross Domestic Product / Federal State Statistics Service (Rosstat). Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

14. Statistical data for the review of key performance indicators of insurers / Bank of Russia. Available at: http://www.cbr.ru/insurance/ reporting_stat / (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

15. Statistical indicators and information about individual subjects of the insurance business. Bank of Russia. Available at: http://www.cbr.ru/ insurance/reporting_stat / (accessed: 11 August, 2022) (in Russian).

16. Strahovanie v usloviyah cifrovoy ekonomiki: nauka, praktika, obra-zovanie [Insurance in the digital economy: science, practice, education], N. G. Adamchuk, R. S. Azimov, T. A. Belousova et al. Moscow: Infra-M, 2022, 258 p. (in Russian).

17. Teoriya i praktika cifrovizacii strahovogo rynka v Rossiyskoy Federacii: monografiya [Theory and practice of digitalization of the insurance market in the Russian Federation: monograph], R. S. Azimov, B. M. Boldyrev, S. V. Brovchak, et al. Moscow: Prometheus, 2021, 378 p. (in Russian).

18. Finansy Rossii v usloviyah social'no-ekonomicheskih transfor-maciy: monografiya [Finance of Russia in the conditions of socioeconomic transformations: monograph], ed. by M. A. Eskindarov, V. V. Maslennikov. Moscow: Prometheus, 2022, 710 p. (in Russian).

19. Tsyganov A. A., Baskakov V. N., Yazykov A. D., Sheparnev N. V., Yanenko E. A., Gryzenkova Yu. V. The influence of the bonus-malus system on tariff formation with mandatory liability insurance of transport owners in Russia (OSAGO). Prikladnaya ekonometrika [Applied Econometrics], 2019, no. 4, pp.123-141 (in Russian).

20. Tsyganov A. A., Yazykov A. D., Yanenko E. A., Gryzenkova Yu. V. The experience of substantiating changes in the coefficients

of age and length of service of the driver in CTP. Finansy: teoriya i praktika [Finance: theory and practice], 2020, vol. 24, no. 4, pp. 31-46 (in Russian).

21. Ekonomicheskaya effektivnost' gosudarstvennogo strahovani-ya [Economic efficiency of state insurance], A. P. Pleshkov, Yu. A. Gossipukhov, E. F. Dyuzhikov et al.; ed. by A. P. Pleshkov. Moscow: Finance and Statistics, 1990, 175 p. (in Russian).

22. Effektivnost' obyazatel'nogo strahovaniya: monografiya [The effectiveness of compulsory insurance: a monograph], N. V. Kirillova, A. A. Tsyganov, R. S. Azimov, et al. Moscow: Prometheus, 2022, 452 p. (in Russian).

23. Yazykov A.D., Tsyganov A. A., Kirillova N. V., Yanenko E. A. General indicators of the CTP market 2015-2018. Strahovoe delo [Insurance business], 2019, no. 4, pp.32-44 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.