УДК 334.4
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
Руслан Андреевич Мочалов
KPMG International, АО «Сибирский региональный центр», 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 1/1, кандидат экономических наук, финансовый консультант, тел. (383)230-22-55, e-mail: ruslan.mochalov@gmail.com
Российский континентальный шельф является одним из наиболее перспективных и наименее изученных нефтегазоносных макрорегионов нашей страны. Вовлечение в хозяйственное освоение углеводородов, находящихся в его недрах, позволит обеспечить долгосрочную устойчивость развития не только нефтегазового комплекса, но и экономики России в целом. В статье проведена геолого-экономическая оценка целесообразности вовлечения в разработку ресурсов нефти на шельфе Карского моря с учетом различных налоговых режимов.
Ключевые слова: континентальный шельф, добыча нефти, геолого-экономическая оценка, Карское море, налоговая система.
ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY PRODUCTION OF HYDROCARBONS ON THE CONTINENTAL SHELF
Ruslan A. Mochalov
KPMG International, JSC Siberian Regional Center, 630004, Russia, Novosibirsk,
1/1 Vokzalnaya Magistral St., Ph. D., a financial consultant, tel. (383)230-22-55, e-mail: ruslan.mochalov@gmail.com
Russian continental shelf is one of the most promising and least explored petroleum macro-regions of our country. Involvement in the economic development of the hydrocarbons are in the subsoil will ensure long-term sustainability of not only oil and gas, but Russia's economy as a whole. In the article the geological and economic evaluation of the feasibility of engaging in the development of oil resources in the Kara Sea shelf, taking into account the different tax regimes.
Key words: continental shelf, oil, geological and economic assessment, the Kara Sea, the tax system.
Экономическую оценку эффективности транспортировки шельфовых углеводородов для конкретного проекта сложно получить без проведения комплексного анализа шельфового проекта, включающего анализ геологических, технологических и экономических факторов. Для этого нами была разработана технико-экономическая модель, позволяющая провести моделирование транспортных (обоснованный выбор схемы транспортировки углеводородов), технологических (обоснованный выбор технологий для бурения и обустройства), геологических (обоснованные потенциальные объемы добычи углеводородов) и экономических процессов (моделирование затрат и выручки, выбор режима налогообложения), а также учесть возможность выбора между несколькими вариантами схем транспортировки и режимами налогообложения.
Принципиальная схема технико-экономической модели оценки экономической эффективности транспортировки шельфовых углеводородов состоит из пяти блоков.
1. В сырьевом блоке выполняется прогноз запасов на основе имеющихся данных о начальных суммарных ресурсах участка шельфа. Проводится оценка площади и других параметров потенциально наиболее крупного месторождения как главного объекта поисковых работ, разведки и добычи.
2. В геолого-промысловом блоке проводится моделирование разработки месторождения при условии максимизации объема добычи углеводородов в условиях ограниченной сырьевой базы, размещения добывающих скважин, прогнозного начального дебита и прогноза его падения.
3. В технико-экономическом блоке проводится выбор технологий для добычи и транспортировки углеводородов на основе алгоритма выбора схемы транспортировки углеводородов и составленной классификации буровых технологий. Далее выполняется прогноз капитальных и эксплуатационных затрат освоения участка континентального шельфа на основе экономически обоснованных нормативов затрат. Выделены следующие разделы: капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Каждый раздел включает в себя затраты на транспортную составляющую.
4. В финансово-экономическом блоке проводится расчет системы показателей, отражающих коммерческую и бюджетную эффективность освоения участков континентального шельфа. Основными показателями являются чистая прибыль инвестора и суммарный объем налогов, полученных государством. Также рассчитывается группа показателей инвестиционной привлекательности, таких как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости.
5. В результирующем блоке проводится сравнительный анализ вариантов реализации проекта освоения шельфовых углеводородов на основе финансово-экономических показателей. Делается окончательный выбор варианта реализации проекта, а именно схемы транспортировки углеводородов и режима налогообложения.
Для проведения экономической оценки транспортировки углеводородов при освоении месторождений, расположенных на шельфе, был выбран объект оценки - три лицензионных участка под названием «Восточно-Приновоземель-ский-1-2-3», расположенных на российском участке арктического шельфа в Карском море. Лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на данных участках с 2010 г. владеет компания ОАО «НК "Роснефть"». Для освоения этих участков в 2012 г. было создано совместное предприятие, в которое вошли ОАО «НК "Роснефть"» (66,67 %) и американская компания ExxonMobil (33,33 %).
Проект добычи углеводородов в Карском море отличается крайне сложными климатическими условиями, обусловливающими применение высокозатратных технологий добычи и транспортировки, а также высокими прогнозны-
ми ресурсами углеводородов, реализация которых позволит окупить высокие затраты на оборудование.
В настоящее время отсутствует общепринятый подход для определения схемы транспортировки углеводородов, учитывающий специфику шельфовых проектов, поэтому разработка алгоритма, позволяющего определять доступные и экономически целесообразные варианты транспортировки углеводородов с континентального шельфа, является актуальной задачей.
На основе анализа российского и зарубежного опыта нами было сформулировано семь схем транспортировки углеводородов с континентального шельфа. Для проекта освоения ресурсов углеводородов на шельфе Карского моря рекомендуется использовать схему транспортировки углеводородов с шельфа на основе варианта № 6 «танкеры-танкеры» - транспортировка добытых углеводородов танкерами-челноками на береговой комплекс для их последующей подготовки к транспортировке и отгрузке в линейные танкеры большой вместимости на рынок сбыта.
Экономическая оценка реализации проекта освоения ресурсов углеводородов в Карском море дала следующие результаты по коммерческой эффективности (таблица).
Таблица
Экономические показатели освоения шельфа Карского моря
Показатель Вариант «танкеры» Вариант «танкеры-танкеры»
ДНС СРП (90/10) СРП (50/50) ДНС СРП (90/10) СРП (50/50)
Выручка от реализации, млрд руб. 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715
Капитальные вложения, млрд руб. 10 633 10 633 10 633 9705 9705 9705
Эксплуатационные затраты, млрд руб. 22 758 9 443 9 443 21 628 9 242 9 242
Налоги, млрд руб. 10 176 15 190 26 024 10 409 15 697 27 107
Чистая прибыль, млрд руб. 29 651 24 529 13 695 30 585 25 152 13 743
Чистый дисконтированный доход, млрд руб. 2 846 1 944 513 3 130 2 097 510
Внутренняя норма доходности, % 17 15 12 17 15 12
Срок окупаемости, лет 16 17 22 15 17 22
Индекс рентабельности, ед. 1,5 1,4 1,1 1,6 1,4 1,1
На основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее привлекательным для инвестора с точки зрения коммерческий эффективности является вариант освоения группы участков Карского моря «танкеры-танкеры» в условиях действующей налоговой системы. Полученные показатели эффективности говорят о том, что проект освоения ресурсов углеводородов шельфа Карского моря по этому варианту является экономически эффективным. Чистый дисконтированный доход по этому варианту, по нашим расчетам, составит 3130 млрд руб. Внутренняя норма доходности в этом варианте составит 17 %, а индекс рентабельности - 1,6.
Таким образом для освоения ресурсов углеводородов шельфа Карского моря наиболее целесообразной схемой транспортировки углеводородов является схема «танкеры-танкеры», предполагающая использование танкеров-челноков и линейных танкеров.
Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ № 16-3600353.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество. - Новосибирск, 2011.
2. Коржубаев А., Филимонова И., Эдер Л. Движение на восток продолжается: освоение запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока должно быть увязано с развитием транспортной и перерабатывающей инфраструктуры // Нефть России. - 2010. - № 2. - С. 60-67.
3. Эдер Л. В. Европейский рынок нефти. стратегия России / науч. ред. А. Э. Конторо-вич. - Новосибирск, 2007.
4. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Стратегия комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2009. - № 1. - С. 18-28.
5. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. О реальных перспективах комплексного освоения ресурсов нефти и газа Востока России // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. -№20. - С. 31.
6. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Иностранные инвестиции: состояние и перспективы // Нефтегазовая вертикаль. - 2007. - № 3. - С. 77.
7. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции : коллективная монография : в 2 кн. / Меламед И. И., Абрамов А. Л., Авдеев Ю. А. и др. - Владивосток, 2011. - Кн. 2. - (Сер. Россия в АТР).
8. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции : коллективная монография : в 2 кн. / Меламед И. И., Абрамов А. Л., Авдеев Ю. А. и др. - Владивосток, 2011. - Кн. 1. - (Сер. Россия в АТР).
9. Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Сырьевая база и перспективы развития гелиевой промышленности России и мира // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2006. - № 2. - С. 17-24.
10. Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтедобывающая промышленность России // Бурение и нефть. - 2011. - № 4. - С. 3-8.
© Р. А. Мочалов, 2017