УДК 334.4
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
Руслан Андреевич Мочалов
KPMGInternational, АО, Сибирский региональный центр, 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 1/1, кандидат экономических наук, финансовый консультант, тел. (383)230-22-55, e-mail: [email protected]
Ирина Викторовна Филимонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, аспирант, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
Михаил Владимирович Мишенин
Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Коптюга, 3, старший научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
В статье дана сравнительная характеристика режимов налогообложения в России. Отдельно выделен и детально проанализирован режим налогообложения - соглашение и разделе продукции (СРП). На основе экономико-математической модели освоения перспективного нефтегазоносного участка в Карском море, авторами дана количественная оценка
Ключевые слова: нефть, синергия, совместное освоение, нефтяные участки, недра, транспортировка, трубопроводная система.
THE SUBSTANTIATION OF THE SELECTION OF THE TAXATION SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF OIL FIELDS IN THE CONTINENTAL SHELF
Ruslan A. Mochalov
KPMG International, JSC Siberian Regional Center, 630004, Russia, Novosibirsk, 1/1 Vokzalnaya Magistral St., Ph. D., a financial consultant, tel. (383)230-22-55, e-mail: [email protected]
Irina V. Filimonova
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, a graduate student, tel. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
Mikhail V. Mishenin
Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 3 Koptyug Prospect, Ph. D., Researcher of the Laboratory of hydrocarbon resources and the forecast of development of oil and gas complex, tel. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
One of the key areas for increasing the efficiency of resource use is not the optimization of the system for transporting raw materials through the pipeline infrastructure. A new impulse acquires a synergy from the implementation of investment projects based on the joint use of transport infrastructure.
Key words: oil, synergy, joint development, oil fields, subsoil, transportation, pipeline system.
В настоящее время в российском недропользовании действуют два режима налогообложения. Наиболее распространенным является административный режим на базе действующей налоговой системы, регулируемой Налоговым Кодексом РФ и Федеральным Законом № 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г. Вторым является гражданско-правовой режим на базе специального налогового режима, регулируемый Федеральным Законом № 225 «О соглашениях о разделе продукции (СРП)» от 30.12.1995 г. и Налоговым кодексом РФ (часть 2, раздел 8, глава 26.4.). Этот специальный режим налогообложения предполагает заключение соглашения о разделе продукции.
Режим налогообложения СРП впервые появился в Индонезии в 1960-х гг., после чего получил широкое распространение в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Основными причинами появления и распространения этого режима налогообложения стало стремление развивающихся стран привлечь иностранные компании для разработки своих месторождений природных ресурсов (в том числе углеводородных). В условиях нестабильной политической, экономической, налоговой систем в этих странах индивидуальные соглашения между государством и иностранным инвестором по конкретному месторождению оказались наилучшим вариантом для быстрого освоения углеводородных месторождений.
В России СРП впервые были заключены в середине 1990-х гг. для привлечения иностранных нефтегазодобывающих компаний к освоению крупных месторождений дальневосточного шельфа. В настоящее время в рамках данного специального режима налогообложения работают крупные проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на шельфе Охотского моря, а также проект освоения Харья-гинского месторождения в Ненецком автономном округе.
По различным административным и политическим причинам режим СРП в России не получил широкого распространения, за последние 15 лет не было начато ни одного проекта на условиях СРП. Но в настоящее время в связи с задачей освоения высококапиталоемких углеводородных месторождений арктического шельфа и необходимости привлечения к этому процессу иностранных компаний стоит пересмотреть преимущества и недостатки действующей системы налогообложения и специального режима СРП.
Соглашение о разделе продукции в России реализуются следующим образом: государство предоставляет инвестору в долгосрочное пользование определенный участок недр, который тот разрабатывает, вкладывая свои инвестиции. Инвестор освобождается от уплаты большей части налогов в обмен на долю добытой продукции определенную условиями конкретного соглашения. Специфика трех реализующихся в России проектов на условиях СРП заключается в том, что до полной окупаемости проекта государство практически не получало денежных поступлений (за исключением платежей за пользование недрами). Это было связано с тем, что российское законодательство позволяло инвестору увеличивать расходы, что приводило к снижению рентабельности проекта и доли государства в прибыльной продукции.
Тем не менее, благодаря реализации сахалинских проектов (на основе СРП) на Дальнем Востоке был сформирован крупный центр шельфовой нефтегазодобычи, включающий первый для нашей страны завод по сжижению природного газа. Это позволило России выйти на азиатские энергетические рынки, улучшить социально-экономическую ситуацию в прежде депрессивном регионе и вывести его в число наиболее благополучных регионов страны.
Кардинальное изменение налогообложения шельфовых проектов произошло в связи с принятием Федерального закона № 268 от 30.09.2013 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ».
При освоении месторождений на основе соглашения о разделе продукции инвестор освобождается от уплаты некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательного социального страхования). Вместо уплаты некоторых налогов инвестор передает в собственность государства часть произведенной продукции. Согласно российскому законодательству существует два способа раздела продукции (полученной в результате добычи и переработки минерального сырья) - традиционный и прямой.
Экономическая оценка реализации проекта освоения ресурсов углеводородов в Карском море дала следующие результаты по бюджетной эффективности (табл. 1).
Таблица 1
Налоговые поступления в бюджет РФ от освоения месторождений углеводородов шельфа Карского моря
Показатель Вариант «танкеры», млрд руб. Вари, танке ант «танкеры-ры», млрд руб.
ДНС СРП (90/10) СРП (50/50) ДНС СРП (90/10) СРП (50/50)
Налог на прибыль 7413 6094 3386 7646 6418 3565
Налог на добычу полезных ископаемых (нефть) 2363 5295 5295 2363 5295 5295
Налог на добычу полезных ископаемых (газ) 299 343 343 299 343 343
Регулярные платежи за пользование недрами 64 44 44 64 46 46
Страховые взносы 30 23 23 30 24 24
Страхование от несчастных случаев на пр-ве 7 6 6 7 6 6
Доля государства в прибыльной продукции - 3386 16928 - 3565 17827
Всего 10176 15190 26024 10409 15697 27107
Для государства как получателя налоговых отчислений максимизация налоговых поступлений происходит в вариантах соглашения о разделе продукции, что объясняется участием самого государства в разделе прибыльной продукции.
В российской практике реализации проектов на основе соглашения о разделе продукции предусмотрено установление соотношения раздела прибыльной продукции между государством и инвестором для каждого проекта в отдельности. Нами было рассмотрено два варианта раздела прибыльной продукции между государством и инвестором. Согласно первому варианту инвестор и государство получают равные доли прибыльной продукции (СРП 50/50), согласно второму варианту инвестор получает 90 % прибыльной продукции, а государство 10 % (СРП 90/10).
При разделе прибыльной продукции между инвестором и государством в соотношении 50/50 налоговые поступления в бюджет РФ составят 26 024 млрд руб. в варианте «танкеры» и 27 107 млрд руб. в варианте «танкеры-танкеры». В обоих вариантах около 65 % доходов поступают в бюджет государства за счет доли государства в разделе прибыльной продукции, 18 % - за счет налога на добычу полезных ископаемых, 13 % - за счет налога на прибыль.
При разделе прибыльной продукции между инвестором и государством в соотношении 90/10 налоговые поступления в бюджет РФ составят 15 190 млрд руб. в варианте «танкеры» и 15 697 млрд руб. в варианте «танкеры-танкеры». В обоих вариантах только 22 % доходов поступают в бюджет государства за счет доли государства в разделе прибыльной продукции, 40 % - за счет налога на прибыль, 35 % - за счет налога на добычу полезных ископаемых.
При реализации проекта освоения углеводородных ресурсов шельфа Карского моря в варианте действующей налоговой системы основными источниками доходов государства являются налог на прибыль в размере 7 413 млрд руб. (72 %) в варианте «танкеры» и 7 646 млрд руб. (72 %) в варианте «танкеры-танкеры» и налог добычу полезных ископаемых - 2 363 млрд руб. (23 %) в обоих вариантах.
Экономическая оценка реализации проекта освоения ресурсов углеводородов в Карском море дала следующие результате по коммерческой эффективности (табл. 2).
На основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее привлекательным для инвестора с точки зрения коммерческий эффективности является вариант освоения группы участков Карского моря в условиях действующей налоговой системы. Чистый дисконтированный доход по этому варианту, по нашим расчетам, составит 3 130 млрд руб. Внутренняя норма доходности в этом варианте составит 17 %. Индекс рентабельности составит 1,6.
Таблица 2
Экономические показатели освоения шельфа Карского моря
Показатель Вариант «танкеры» Вариант «танкеры-танкеры»
ДНС СРП (90/10) СРП (50/50) ДНС СРП (90/10) СРП (50/50)
Накопленный объем добычи газа, млрд куб. м 913 913 913 913 913 913
Накопленный объем добычи нефти, млн т 837 837 837 837 837 837
Выручка от реализации, млрд руб. 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715
Капитальные вложения, млрд руб. 10 633 10 633 10 633 9705 9705 9705
Эксплуатационные затраты, млрд руб. 22 758 9 443 9 443 21 628 9 242 9 242
Налоги, млрд руб. 10 176 15 190 26 024 10 409 15 697 27 107
Чистая прибыль, млрд руб. 29 651 24 529 13 695 30 585 25 152 13 743
Чистый дисконтированный доход, млрд руб. 2 846 1 944 513 3 130 2 097 510
Внутренняя норма доходности, % 17 15 12 17 15 12
Срок окупаемости с учетом дисконтирования, лет 16 17 22 15 17 22
Индекс рентабельности, ед. 1,5 1,4 1,1 1,6 1,4 1,1
Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ № 16-36-00353.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Эдер Л.В., Немов В.Ю., Филимонова И.В. Перспективы энергопотребления на транспорте: методические подходы и результаты прогнозирования // Мир экономики и управления. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 25-38.
2. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Дякун А.Я., Мамахатов Т.М. Комплексный анализ современного состояния нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока / / Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. -2016. - Т. 2. - № 1. - С. 43-60.
3. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мишенин М.В., Немов В.Ю. Нефтяная промышленность исторически главных центров Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, элементы их истории, ближайшие и отдаленные перспективы // Геология и геофизика. - 2016. - Т. 57. - № 12. - С. 2097-2114.
4. Эдер Л.В., Проворная И.В., Филимонова И.В. Добыча и утилизация попутного нефтяного газа как направление комплексного освоения недр: роль государства и бизнеса, технологий и экологических ограничений // Бурение и нефть. - 2016. - № 10. - С. 8-15.
5. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мишенин М.В., Проворная И.В. Принципиальные подходы к геолого-экономической оценке разномасштабных нефтегазовых объектов // Геология нефти и газа. - 2014. - № 1. - С. 15-23.
6. Мкртчян Г.М., Эдер Л.В., Филимонова И.В. Эффективность управления компаниями нефтегазовой отрасли России в условиях кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. -2016. - № 2. - С. 48-57.
7. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Моисеев С.А. Нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: тенденции, проблемы, современное состояние // Бурение и нефть. - 2015. - № 12. - С. 3-12.
8. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мишенин М.В. Роль уникальных и крупных месторождений в нефтяной промышленности России: ретроспектива, современное состояние, прогноз // Энергетическая политика. - 2016. - № 2. - С. 34-43.
9. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Проворная И.В., Мочалов Р.А. Устойчивые тенденции и закономерности развития налогообложения нефтегазового комплекса России // Недропользование XXI век. - 2016. - №10. - С. 16-22.
10. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мишенин М.В. Ключевые тенденции в области лицензирования участков, содержащих нефть и газ // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017. - № 1. - С. 20-28.
© Р. А. Мочалов, И. В. Филимонова, М. В. Мишенин, 2017