Научная статья на тему 'Опыт геолого-экономической оценки освоения перспективного участка недр на континентальном шельфе России'

Опыт геолого-экономической оценки освоения перспективного участка недр на континентальном шельфе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / ДОБЫЧА НЕФТИ / ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / КАРСКОЕ МОРЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / CONTINENTAL SHELF / OIL / GEOLOGICAL AND ECONOMIC ASSESSMENT / KARA SEA / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Мочалов Руслан Андреевич, Мамахатов Тлеш Муратович

Российский континентальный шельф является одним из наиболее перспективных и наименее изученных нефтегазоносных макрорегионов нашей страны. Вовлечение в хозяйственное освоение углеводородов находящихся в его недрах позволит обеспечить долгосрочную устойчивость развития не только нефтегазового комплекса, но и экономики России в целом. В статье проведена геолого-экономическая оценка целесообразности вовлечения в разработку ресурсов нефти на шельфе Карского моря с учётом различных налоговых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Мочалов Руслан Андреевич, Мамахатов Тлеш Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF GEOLOGICAL-ECONOMIC ESTIMATION OF DEVELOPMENT OF PROMISING BLOCKS ON THE CONTINENTAL SHELF OF RUSSIA

Russian continental shelf is one of the most promising and least explored petroleum macro-regions of our country. Involvement in the economic development of the hydrocarbons are in the subsoil will ensure long-term sustainability of not only oil and gas, but Russia's economy as a whole. In the article the geological and economic evaluation of the feasibility of engaging in the development of oil resources in the Kara Sea shelf, taking into account the different tax regimes.

Текст научной работы на тему «Опыт геолого-экономической оценки освоения перспективного участка недр на континентальном шельфе России»

УДК330.15

ОПЫТ ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО УЧАСТКА НЕДР НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИИ

Ирина Викторовна Филимонова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, старший научный сотрудник отдела темпов и пропорций промышленного производства, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

Руслан Андреевич Мочалов

KPMGInternational, Сибирский региональный центр, 630000, Россия, г. Новосибирск, ул. Вокзальная Магистраль, 1/1, кандидат экономических наук, финансовый консультант, тел. (383)230-22-55, e-mail: [email protected]

Тлеш Муратович Мамахатов

Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Коптюга, 3, научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

Российский континентальный шельф является одним из наиболее перспективных и наименее изученных нефтегазоносных макрорегионов нашей страны. Вовлечение в хозяйственное освоение углеводородов находящихся в его недрах позволит обеспечить долгосрочную устойчивость развития не только нефтегазового комплекса, но и экономики России в целом. В статье проведена геолого-экономическая оценка целесообразности вовлечения в разработку ресурсов нефти на шельфе Карского моря с учётом различных налоговых режимов.

Ключевые слова: континентальный шельф, добыча нефти, геолого-экономическая оценка, Карское море, налоговая система.

EXPERIENCE OF GEOLOGICAL-ECONOMIC ESTIMATION OF DEVELOPMENT OF PROMISING BLOCKS ON THE CONTINENTAL SHELF OF RUSSIA

Irina V. Filimonova

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, D. Sc., senior researcher, department of rates and proportions of industrial development, tel. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

Ruslan A. Mochalov

KPMG International, JSC Siberian Regional Center, 630000, Russia, Novosibirsk, st. Vokzalnaya Magistral, 1/1, Ph. D., a financial consultant, tel. (383)230-22-55, e-mail: [email protected]

Tlesh M. Mamahatov

Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, pr. Akademika Koptyuga, 3, Scientific Laboratory of hydrocarbon resources and the forecast of development of oil and gas, tel. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

Russian continental shelf is one of the most promising and least explored petroleum macro-regions of our country. Involvement in the economic development of the hydrocarbons are in the

subsoil will ensure long-term sustainability of not only oil and gas, but Russia's economy as a whole. In the article the geological and economic evaluation of the feasibility of engaging in the development of oil resources in the Kara Sea shelf, taking into account the different tax regimes.

Key words: continental shelf, oil, geological and economic assessment, the Kara Sea, the tax system.

Большая удаленность перспективных на нефтегазоносность участков российского континентального шельфа от традиционных нефтегазодобывающих регионов, от территорий с развитой инфраструктурой и от перспективных мировых рынков сбыта углеводородов определяет важнейшую роль транспортного фактора в реализации проектов освоения ресурсов углеводородов континентального шельфа. Российский континентальный шельф содержит свыше 11 млрд т (14 % от общероссийского показателя) начальных суммарных ресурсов нефти и более 74 трлн куб. м (29 % от общероссийского показателя) начальных суммарных ресурсов природного газа. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственное освоение позволит обеспечить российскому нефтегазовому комплексу устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

Для континентальных месторождений углеводородов наиболее эффективной схемой транспортировки является трубопроводная схема, однако в силу специфических особенностей континентального шельфа данный способ транспортировки не всегда возможен и экономически целесообразен. Сложные природно-климатические условия, отсутствие береговой инфраструктуры, большая удаленность от рынков сбыта обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации транспортировки углеводородов с участков континентального шельфа.

Особенно актуальной задачей является экономическая оценка эффективности транспортировки углеводородов как на первом этапе поиска и оценки ресурсов углеводородов в условиях ограниченности исходной информации, так и на этапе экономического обоснования разработки месторождений. Необходимость разработки методического инструментария выбора экономически целесообразных схем транспортировки при реализации проектов освоения ресурсов углеводородов континентального шельфа определяет высокую актуальность темы данного исследования.

Экономическую оценку эффективности транспортировки шельфовых углеводородов для конкретного проекта сложно получить без проведения комплексного анализа шельфового проекта, включающего анализ геологических, технологических и экономических факторов. Для этого нами была разработана технико-экономическая модель, позволяющая провести моделирование транспортных (обоснованный выбор схемы транспортировки углеводородов), технологических (обоснованный выбор технологий для бурения и обустройства), геологических (обоснованные потенциальные объемы добычи углеводородов) и экономических процессов (моделирование затрат и выручки, выбор режима налогообложения), а также учесть возможность выбора между несколькими вариантами схем транспортировки и режимами налогообложения.

Принципиальная схема технико-экономической модели оценки экономической эффективности транспортировки шельфовых углеводородов состоит из пяти блоков.

1. В сырьевом блоке выполняется прогноз запасов на основе имеющихся данных о начальных суммарных ресурсах участка шельфа. Проводится оценка площади и других параметров потенциально наиболее крупного месторождения как главного объекта поисковых работ, разведки и добычи. На данном этапе автор опирался на методику прогноза запасов ИНГГ СО РАН.

2. В геолого-промысловом блоке проводится моделирование разработки месторождения при условии максимизации объема добычи углеводородов в условиях ограниченной сырьевой базы, размещения добывающих скважин, прогнозного начального дебита и прогноза его падения.

Прогноз объема добычи углеводородов включает стадию нарастающей добычи, стадию стабильной добычи и стадию падения объема добычи. Максимальный уровень добычи на «полке» составляет для нефти - 4-6 %, для газа -2,5-3,5 % от величины начальных запасов. Период увеличивающегося объема добычи составляет 3-5 лет, «полка» держится около 4-7 лет, средний срок разработки участка - 25-35 лет.

3. В технико-экономическом блоке проводится выбор технологий для добычи и транспортировки углеводородов на основе алгоритма выбора схемы транспортировки углеводородов и составленной классификации буровых технологий. Далее выполняется прогноз капитальных и эксплуатационных затрат освоения участка континентального шельфа на основе экономически обоснованных нормативов затрат. Выделены следующие разделы: капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Каждый раздел включает в себя затраты на транспортную составляющую.

В разделе «Капитальные вложения» проводится расчет затрат на геологоразведочные работы, бурение скважин и на формирование добывающей и транспортной инфраструктуры.

В объекты транспортной инфраструктуры входят специальные суда для хранения и отгрузки нефти, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ), танкеры-челноки для транспортировки нефти и сжатого газа на малые расстояния, линейные нефтяные танкеры и СПГ-танкеры для транспортировки углеводородов на большие расстояния, береговой терминал по приему нефти с танкеров-челноков, береговое хранилище нефти, береговой терминал по подготовке и отгрузке нефти в линейные нефтяные танкеры, береговой терминал по приему сжатого газа с танкеров-челноков, береговой завод по производству СПГ, береговой терминал по отгрузке СПГ в СПГ-танкеры.

В объекты добывающей инфраструктуры входят мобильные морские буровые установки (погружные, полупогружные, самоподъемные установки, буровые суда), подводные добычные комплексы, нефтедобывающие и газодобывающие платформы, ледоколы, суда снабжения, буксирные суда, многоцелевые суда, аварийно-спасательные суда.

Затраты на формирование транспортной и добывающей инфраструктуры рассчитываются как сумма затрат на вышеперечисленные объекты.

В разделе «Эксплуатационные затраты» проводится расчет эксплуатационных затрат на основе удельных нормативов.

4. В финансово-экономическом блоке расчеты проводятся в два этапа. На первом этапе происходит расчет выручки и размера уплачиваемых налогов в зависимости от режима налогообложения. В расчетах величины уплачиваемых налогов было рассмотрено два варианта налогообложения - действующая система налогообложения (НК РФ) и соглашение о разделе продукции (СРП). Выручка рассчитывается как произведение объема поставленных углеводородов на цену реализации.

На втором этапе проводится расчёт системы показателей, отражающих коммерческую и бюджетную эффективность освоения участков континентального шельфа. Основными показателями являются чистая прибыль инвестора и суммарный объем налогов, полученных государством. Также рассчитывается группа показателей инвестиционной привлекательности, такие как: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости.

5. В результирующем блоке проводится сравнительный анализ вариантов реализации проекта освоения шельфовых углеводородов на основе финансово-экономических показателей. Проводится окончательный выбор варианта реализации проекта, а именно схемы транспортировки углеводородов и режима налогообложения.

Таким образом, разработанная технико-экономическая модель позволяет оценить экономическую эффективность транспортировки шельфовых углеводородов для конкретного шельфового проекта с учетом нескольких вариантов транспортировки, а также дать заключение о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта.

Для проведения экономической оценки транспортировки углеводородов при освоении месторождений, расположенных на шельфе, был выбран объект оценки - три лицензионных участка под названием «Восточно-Приновоземельский-1-2-3», расположенные на российском участке арктического шельфа в Карском море. Лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на данных участках с 2010 г. владеет компания ОАО «НК «Роснефть». Для освоения этих участков в 2012 г. было создано совместное предприятие, в которое вошли ОАО «НК «Роснефть» (66,67 %) и американская компания ExxonMobil (33,33 %).

Проект добычи углеводородов в Карском море отличается крайне сложными климатическими условиями, обуславливающими применение высокозатратных технологий добычи и транспортировки, а также высокими прогнозными ресурсами углеводородов, реализация которых позволит окупить высокие затраты на оборудование.

Для проекта освоения ресурсов углеводородов на шельфе Карского моря автор рекомендует использовать схему транспортировки углеводородов с

шельфа на основе варианта № 6 «танкеры-танкеры» - транспортировка добытых углеводородов танкерами-челноками на береговой комплекс для их последующей подготовки к транспортировке и отгрузке в линейные танкеры большой вместимости для транспортировки на рынок сбыта.

В этом варианте капитальные вложения в транспортную инфраструктуру составят 3 257 млрд руб. что составляет 34 % от общего объема капитальных вложений. Транспортные эксплуатационные затраты, включающие затраты на подготовку нефти и природного газа к транспортировке, на их отгрузку в линейные танкеры и на транспортировку до рынка сбыта составят 7 857 млрд руб., что составляет 36 % от общего объема эксплуатационных затрат.

Предлагаемая схема транспортировки углеводородов предполагает строительство берегового комплекса, на который добытые на месторождении углеводороды будут доставляться с добывающих платформ с помощью танкеров-челноков. Береговой комплекс включает терминалы по приему нефти и сжатого природного газа с танкеров-челноков, нефтехранилище, завод по производству сжиженного природного газа и терминалы по отгрузке нефти и сжиженного природного газа в линейные танкеры большой грузоподъемности для дальнейшей транспортировки углеводородов на азиатский энергетический рынок по северному морскому пути.

Экономическая оценка реализации проекта освоения ресурсов углеводородов в Карском море проведена для различных видов налоговых режимов.

Для государства как получателя налоговых отчислений максимизация налоговых поступлений происходит в вариантах соглашения о разделе продукции, что объясняется участием самого государства в разделе прибыльной продукции.

При реализации проекта освоения углеводородных ресурсов шельфа Карского моря в варианте действующей налоговой системы основными источниками доходов государства являются налог на прибыль в размере 7 413 млрд руб. (72 %) в варианте «танкеры» и 7 646 млрд руб. (72 %) в варианте «танкеры-танкеры» и налог добычу полезных ископаемых - 2 363 млрд руб. (23 %) в обоих вариантах.

Экономическая оценка реализации проекта освоения ресурсов углеводородов в Карском море дала следующие результаты по коммерческой эффективности (таблица).

На основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее привлекательным для инвестора с точки зрения коммерческий эффективности является вариант освоения группы участков Карского моря «танкеры-танкеры» в условиях действующей налоговой системы. Полученные показатели эффективности говорят о том, что проект освоения ресурсов углеводородов шельфа Карского моря по этому варианту является экономически эффективным. Чистый дисконтированный доход по этому варианту, по нашим расчетам, составит 3 130 млрд руб. Внутренняя норма доходности в этом варианте составит 17 %, а индекс рентабельности - 1,6.

Таблица

Экономические показатели освоения шельфа Карского моря*

Показатель Вариант «танкеры» Вариант «танкеры-танкеры»

ДНС СРП (90/10) СРП (50/50) ДНС СРП (90/10) СРП (50/50)

Накопленный объем добычи газа, млрд куб. м 913 913 913 913 913 913

Накопленный объем добычи нефти, млн т 837 837 837 837 837 837

Выручка от реализации, млрд руб. 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715 59 715

Сжиженный природный газ на экспорт 21 415 21 415 21 415 21 415 21 415 21 415

Нефть и конденсат на экспорт 38 300 38 300 38 300 38 300 38 300 38 300

Капитальные вложения, млрд руб. 10 633 10 633 10 633 9705 9705 9705

Геологоразведочные работы 714 714 714 714 714 714

Бурение 4 041 4 041 4 041 4 041 4 041 4 041

Объекты добывающей инфраструктуры 1 694 1 694 1 694 1 694 1 694 1 694

Объекты транспортной инфраструктуры 4185 4185 4185 3 257 3 257 3 257

Эксплуатационные затраты, млрд руб. 22 758 9 443 9 443 21 628 9 242 9 242

Налоги, млрд руб. 10 176 15 190 26 024 10 409 15 697 27 107

Чистая прибыль, млрд руб. 29 651 24 529 13 695 30 585 25 152 13 743

Чистый дисконтированный доход, млрд руб. 2 846 1 944 513 3 130 2 097 510

Внутренняя норма доходности, % 17 15 12 17 15 12

Срок окупаемости без учета дисконтирования, лет 13 13 13 13 13 13

Срок окупаемости с учетом дисконтирования, лет 16 17 22 15 17 22

Индекс рентабельности, ед. 1,5 1,4 1,1 1,6 1,4 1,1

Таким образом для освоения ресурсов углеводородов шельфа Карского моря наиболее целесообразной схемой транспортировки углеводородов является схема «танкеры-танкеры», предполагающая использование танкеров-челноков и линейных танкеров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Проворная И.В., Мишенин М.В.Определение сложности освоения шельфовых участков // Экологический вестник России. - 2015. - № 11. // С. 20-28.

2. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мамахатов Т.М., Дякун А.Я.Транспортировка нефти и нефтепродуктов из России: долгосрочные тенденции, современное состояние // Транспорт: наука, техника, управление. - 2015. - № 10. - С. 13-17.

3. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Проворная И.В., НемовВ.Ю.Основные проблемы инновационного развития нефтегазовой отрасли в области переработки и транспорта УВ // Бурение и нефть. - 2014. - № 7-8. - С. 28-32.

© И. В. Филимонова, Р. А. Мочалов, Т. М. Мамахатов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.