УДК 334.4
ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОБЫЧЕ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ
Руслан Андреевич Мочалов
KPMG International, АО, Сибирский региональный центр, 630000, Россия, г. Новосибирск, ул. Вокзальная Магистраль, 1/1, кандидат экономических наук, финансовый консультант, тел. (383)230-22-55, e-mail: ruslan.mochalov@gmail.com
В статье рассмотрены и систематизированы основные буровые технологии, использующиеся при освоении углеводородных ресурсов мирового континентального шельфа в 20 и 21 вв. Предложена периодизация буровых технологий в зависимости от предельной глубины акватории, на которой возможна добыча нефти.
Ключевые слова: технологии, платформы, буровые суда, континентальный шельф, нефть, природный газ, добыча.
TECHNOLOGY DEVELOPMENT PROJECTS ON PRODUCTION OF HYDROCARBONS ON SHELF
Ruslan A. Mochalov
KPMG International, JSC Siberian Regional Center, 630000, Russia, Novosibirsk, 1/1 Vokzalnaya Magistral Str., Ph. D., a financial consultant, tel. (383)230-22-55, e-mail: ruslan.mochalov@gmail.com
The article describes and systematically drilling the main technologies used during the development of hydrocarbon resources of the world's continental shelf in the 20 and 21 century. A peri-odization drilling techniques, depending on the ultimate depths of the waters, which can be oil.
Key words: technology, platforms, drilling ships, the continental shelf, oil, natural gas, mining.
Развитие технологий шельфовой добычи позволило увеличить максимальную глубину акватории, на дне которой осуществляется добыча нефти, с нескольких метров в 1900-е гг. до 300 м в 1970-е гг. и до 3 300 м в 2010-е гг. Предлагаемая периодизация нефтедобывающих технологий состоит из шести этапов.
В развитии технологий добычи нефти и природного газа на континентальном шельфе можно выделить шесть этапов [1].
На первом этапе (1900-1939 гг.) использовались стационарные деревянные и стальные платформы, расположенные недалеко от берега. На них размещались наземные буровые установки. Глубина акватории не превышала нескольких метров.
На втором этапе (1945-1960 гг.) появились ММБУ, способные бурить, находясь непосредственно на дне акватории или с борта судна. Бурение осуществлялось на глубинах от нескольких метров (ПБУ) до 30 м (СБУ).
На третьем этапе (1961-1970 гг.) установки могли бурить из полупогружного состояния. В эту группу входили первые единицы ППБУ, максимальная глубина бурения которых достигала 100-150 м.
На четвертом этапе (1971-1980 гг.) использовались ППБУ и СБУ с улучшенными характеристиками. Максимальная глубина бурения СБУ увеличилась до 100 м, а ППБУ - до 300 м. Увеличение глубин стало возможным за счет более сложного якорного и подводного оборудования ППБУ и улучшения несущих конструкций СБУ.
На пятом этапе (1981-1990 гг.) использовались ППБУ и БС (с динамической системой расположения), рассчитанные на глубину до 1000 м и более сложные климатические условия.
На шестом этапе (1991-2014 гг.) используются ППБУ, рассчитанные на глубину более 1800 м и сложные погодные условия в районе добычи, а также БС (с динамической системой расположения), способные бурить на глубинах свыше 3300 м. Также получило распространение технология подводных добычных комплексов.
Итак, развитие технологий шельфовой добычи позволило увеличить максимальную глубину добычи с нескольких метров в 1900-е гг. до 300 м в 1970-е гг. и до 3300 м в 2010-е гг. (таблица) [2].
Таблица
Периодизация технологий добычи на шельфе с 1900 по 2014 г.
Период Годы Наиболее используемые технологии Регионы апробирования Максимальные глубины, м
1 19001939 Деревянные, стальные платформы Мексиканский залив, Каспийское море 5
2 19451960 Погружные буровые установки Мексиканский залив 13
Самоподъемные буровые установки 30
3 19611970 Самоподъемные буровые установки 50
Полупогружные буровые установки 100
4 19711980 Самоподъемные буровые установки с доп. площадкой 100
Полупогружные буровые установки 2 поколения Северное море 300
5 19811990 Самоподъемные буровые установки с судном обеспечения Мексиканский залив 130
Полупогружные буровые установки 3 поколения 1 000
Буровые суда с динамической системой расположения 1 000
6 19912014 Самоподъемные буровые установки 150
Полупогружные буровые установки 4 и 5 поколений 1 800
Буровые суда с динамической системой расположения 3 300
Подводные добычные комплексы Северное море 500
Транспортировка углеводородного сырья с морских месторождений имеет ряд особенностей. Необходимость использования водного способа транспортировки углеводородов требует либо строительства трубопровода, либо приобретения большого количества судов. Также в связи с отсутствием портовой инфраструктуры на большей части арктического и дальневосточного побережья России перед компаниями-недропользователями встает задача самостоятельного формирования портовой инфраструктуры, включающей объекты для хранения, приема и отгрузки продукции. Кроме того, большая удаленность перспективных на нефтегазоносность участков российского континентального шельфа от мировых энергетических рынков и от российской береговой нефтегазотранс-портной инфраструктуры вынуждают использовать сложные многоэтапные схемы транспортировки [3].
В настоящее время на российском шельфе идет практическая реализация проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3» и разработка Приразломного месторождения. В сахалинских проектах активно используется международный опыт, в частности, в качестве принципиальной схемы транспортировки углеводородов с шельфовых месторождений была принята схема, аналогичная применяемой на Аляске. Схема предполагает транспортировку нефти и природного газа по трубопроводам до портов, способных производить круглогодичную отгрузку нефти и СПГ в танкеры и далее потребителям.
На российском континентальном шельфе находятся значительные запасы и ресурсы нефти и газа, что является стратегическим резервом нефтегазовой промышленности на долгосрочную перспективу. Высокая сложность и дороговизна освоения этих ресурсов актуализирует необходимость разработки методического подхода к транспортировке добытого углеводородного сырья, основанного на ряде критериев (удаленность месторождения от берега, глубина моря, характеристики дна моря, наличие береговой транспортной инфраструктуры, характеристики грунта) [4].
Предложенный методический подход предназначен для выбора экономически целесообразной схемы транспортировки углеводородов с участков российского континентального шельфа. Для этого проводится анализ природно-климатических, гидрометеорологических, географических, инфраструктурных, технологических и экономических факторов. Методический подход состоит из 4-х этапов: алгоритм выбора доступных схем транспортировок, систематизация схем транспортировки, экономическая оценка выбранных схем транспортировки, результаты расчетов и рекомендации.
Проведенные расчеты показали, что удельные затраты на транспортировку нефти с различных участков российского континентального шельфа отличаются более чем в 10 раз. Наименьшим показателем характеризуются участки шельфа в Азовском и Японском морях, а наибольшим - в восточно-арктических морях. Также существенно различаются по участкам шельфа и целесообразные схемы транспортировки. Так, для вывоза углеводородного сырья с западных и восточных морей возможно использование существующей транспортной инфраструктуры, в то время как для арктических морей необходимо ее
предварительное строительство. Выполненные расчеты подтвердили экономическую целесообразность транспортировки углеводородного сырья на европейский рынок с морей, находящихся западнее моря Лаптевых, а на азиатский рынок - с морей, находящихся восточнее моря Лаптевых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мочалов Р.А., Комарова А.В. Геолого-экономическая оценка ресурсов углеводородов // Экологический вестник России. - 2014. - № 2. - С. 4-10.
2. Мочалов Р.А. Современное состояние и перспективы освоения шельфовых месторождений России // Инновационный потенциал экономики России: состояние и перспективы: сб. науч. тр. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - С. 235-245.
3. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мишенин М.В., Проворная И.В. Принципиальные подходы к геолого-экономической оценке разномасштабных нефтегазовых объектов // Геология нефти и газа. - 2014. - № 1. - С. 13-21.
4. Филиппова О.В. Освоение континентального шельфа - важная задача для России // Газовая промышленность. - 2014. - № 2 (702). - С. 76-77.
© Р. А. Мочалов, 2016