Научная статья на тему 'Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов'

Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1533
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЙ ГОРОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблова Наталья Олеговна

Малые и средние города России характеризуются слабым экономическим положением с наличием множества социальных проблем. Решение социальных и экономических проблем небольших городов должно быть основано на полноценном использовании их экономического потенциала. В научной статье предлагаются нестандартные способы оценки экономического потенциала малых и средних городов, результаты которой должны способствовать принятию обоснованных решений по дальнейшему развитию городов в рамках обеспечения устойчивого развития регионов. Такая оценка позволяет, в частности, выявить экономические возможности муниципальных образований стать малыми центрами притяжения для окружающих их небольших поселений, что позволит создать «каркас» для более устойчивого экономического роста на всей территории региона, а не только близ крупных городов. Так, оценка экономического потенциала г. Аша, одного из центров черной металлургии Челябинской области с населением около 31 тыс. чел. (данные 2014 года) показала, что основную роль в нем играет трудовой потенциал, инвестиции в который приведут к существенному росту экономики города уже в обозримой перспективе. Промышленный потенциал города не значителен, инвестиции в местные предприятия не окупаются, и требуется создание новых производств, относящимся к другим отраслям, не связанным тесно с черной металлургией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов»

Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при

разработке стратегий устойчивого развития регионов Valuation of the economic potential of small and medium-sized towns of Russia in strategies for sustainable development of the regions

Аблова Наталья Олеговна Аспирант

Финансовый университет при Правительстве РФ e-mail: [email protected]

Аннотация

Малые и средние города России характеризуются слабым экономическим положением с наличием множества социальных проблем. Решение социальных и экономических проблем небольших городов должно быть основано на полноценном использовании их экономического потенциала.

В научной статье предлагаются нестандартные способы оценки экономического потенциала малых и средних городов, результаты которой должны способствовать принятию обоснованных решений по дальнейшему развитию городов в рамках обеспечения устойчивого развития регионов. Такая оценка позволяет, в частности, выявить экономические возможности муниципальных образований стать малыми центрами притяжения для окружающих их небольших поселений, что позволит создать «каркас» для более устойчивого экономического роста на всей территории региона, а не только близ крупных городов.

Так, оценка экономического потенциала г. Аша, одного из центров черной металлургии Челябинской области с населением около 31 тыс. чел. (данные 2014 года) показала, что основную роль в нем играет трудовой потенциал, инвестиции в который приведут к существенному росту экономики города уже в обозримой перспективе. Промышленный потенциал города не значителен, инвестиции в местные предприятия не окупаются, и требуется создание новых производств, относящимся к другим отраслям, не связанным тесно с черной металлургией.

Annotation

Small and medium-sized towns in Russia are characterized by weak economic situation with the presence of many social problems. Solution of social and economic problems of small and medium-sized towns should be based on the full use of their economic potential.

In the scientific article proposes innovative ways of assessing the economic potential of small and medium-sized towns, the results of which should contribute to informed decision-making on the further development of the towns within the sustainable development of the regions. Such valuation allows, in particular , to identify economic opportunities municipalities become small centers of attraction for the surrounding small villages , which will create a "framework" for a more sustainable economic growth throughout the region , not just near the major cities.

So valuation of the economic potential of Asha, one of the centers of the steel industry of the Chelyabinsk region with a population of about 31 thousand of citizens (data 2014), showed that the main role is played by the labor potential, investments which will lead to a significant increase in the town's economy in the future. The industrial potential of the city is not significant investment in local enterprise does not pay, and require the creation of new local industries other industry, not closely related to the steel industry.

Ключевые слова

Экономический потенциал, малый город, устойчивое развитие региона, ресурсы, оценка стоимости

Key words

Economic potential, small town, sustainable development of region, resources, cost valuation

Введение

Устойчивое социально-экономическое развитие субъектов РФ предполагает сбалансированное функционирование городов и поселений, формирующих конкретный регион. Малые и средние города при наличии в них

экономического потенциала способны стать «точками» экономического роста в регионе.

Актуален вопрос обоснованной оценки экономического потенциала городов, для того, чтобы определить возможные экономические выгоды от использования ресурсов и сопоставить их с затратами.

Оценка экономического потенциала малых и средних городов при разработке стратегии устойчивого развития региона способна стать инструментом, позволяющим определить куда, сколько и при каких условиях выгодно инвестировать как частные, так и бюджетные денежные средства. Поскольку в стратегии социально-экономического развития региона, как правило, содержится информация о приоритетных отраслях, действующих и плановых инвестиционных проектах, состоянии рынка труда и другая важная информация, оценка потенциала должна производиться с учетом выбранных приоритетов.

Определение экономического потенциала города

Экономический потенциал как региона, так и отдельного города, следует рассматривать как возможность региона или города за счет имеющихся ресурсов произвести дополнительный валовой доход в будущем. Вследствие этого, следует сформулировать следующее определение «экономического потенциала» применительно к городу:

«Экономический потенциал города - это выраженная в денежном измерении стоимость ресурсов города как актива, полученная через оценку будущих экономических выгод за вычетом сопутствующих затрат и показывающая возможный прирост «чистых доходов», которые могут быть вовлечены в экономику и возникают в результате принятия управленческих решений за счет: 1) снижения сопутствующих затрат при использовании ресурсов; 2) использования «свободный» (неосвоенных) ресурсов; 3) использования ресурсов, которые на текущий момент отсутствуют, но могут возникнуть в будущем (вследствие создания новых производств, притока мигрантов в город и т.д.).

Стоит раскрыть две основные составляющие экономического потенциала:

1. «Выраженная в денежном измерении стоимость ресурсов как актива» -это денежная оценка, которая позволяет рассчитать величину инвестиций, которые окупятся при вложении в конкретный ресурс.

2. «Прирост «чистых доходов», которые могут быть вовлечены в экономику» - учитывается в величине экономического потенциала как возможный прирост доходов за счет принятия грамотных управленческих решений, соизмерим с величиной достигаемого экономического эффекта.

Имеет смысл связывать экономический потенциал с понятием «инвестиционный потенциал», который включает в себя комплекс макроэкономических показателей, например, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.1 Инвесторы будут вкладывать деньги в город, если достаточно ресурсов для производства востребованных на рынке товаров или оказания услуг.

Оценивая экономический потенциал как возможный дополнительный вклад общества и бизнеса в создание валового продукта, а также учитывая экологическую составляющую в возникающих экономических отношениях в процессе воспроизводства товаров, можно привести следующую общую формулу расчета экономического потенциала (ЭП) как совокупность частных потенциалов:

ЭП = БП+/-ТП+/-Пэ, (1)

где

БП - бизнес-потенциал, возникающий при функционировании бизнеса как приток новых товаров в экономику;

ТП - трудовой потенциал, представляющий собой денежные средства, которые могут быть вовлечены в экономику на приобретение товаров;

Пэ - экологический потенциал, возникающий в виде экономии затрат на устранение экономического ущерба.

:Куренкова А.С. Составляющие инвестиционного климата и методы его оценки // Российское предпринимательство. — 2011. — № 6 Вып. 1 (185). — с. 32-36. — ttp://www.creativeconomy.ru/articles/4236/

В свою очередь бизнес-потенциал может состоять из таких субпотенциалов как промышленный (производственный) (ПП), природно-ресурсный (ПРП), градостроительный (ГП), рекреационно-туристический (РТП) и др. Общая характеристика субпотенциала, относящегося к бизнес-потенциалу, - это возможность реализации ресурса на рынке путем организации бизнеса (предприятия).

Экономический потенциал города как объект оценки Экономический потенциал города как объект оценки следует рассматривать с позиции наличия в нем трех составляющих элементов:

1) потенциал в виде экономического эффекта (прироста доходов) от сокращения сопутствующих затрат на получение ресурса (потенциал 1);

2) потенциал как прирост доходов от использования «свободных» ресурсов, которые по каким-либо причинам не используются (потенциал 2);

3) потенциал как прирост доходов от использования ресурсов, могут быть получены в перспективе за счет принятия соответствующих управленческих решений, таких как создание новых производств, привлечение рабочей силы из других городов (потенциал 3) .

Для учета макроэкономических тенденций предлагается оценивать потенциал как актив, который имеет стоимость и может быть определен по следующей общей формуле с учетом экономических рисков (ставки доходности актива):

С Ы ( ^ ^ Ст ^

t=1 (Ставка + 1)ы (Ставка + 1)ы

где

С - стоимость (ценность) потенциала;

Пн - чистый доход при потенциальной продаже ресурса на рынке за вычетом сопутствующих затрат и потерь (прибыль) в каждый прогнозный год; Ставка - ставка дисконтирования;

2 Аблова Н.О. Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России / Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 163-167

N - количество прогнозных лет, когда будут наблюдаться сильные колебания в ценах и объемах;

Ст - стоимость постпрогнозного периода (капитализированная прибыль последнего прогнозного периода), которая рассчитывается только для неисчерпаемых ресурсов.

Сложные экономические взаимосвязи, сформированные между государством, бизнесом и обществом, не позволяют полностью абстрагироваться и рассчитать точную величину экономического потенциала для конкретного региона или города. Тем не менее, это возможно при введении в расчеты некоторых допущений и ограничений.

Оценка экономического потенциала на примере г. Аши Челябинской области

Для г. Аши Челябинской области были выявлены следующие основные частные потенциалы и субпотенциалы, формирующие в совокупности его экономический потенциал: промышленный (производственный), природно-ресурсный, градостроительный, трудовой и экологический.

Промышленный (производственный) субпотенциал

Чтобы оценить производственный субпотенциал города для учета полученных результатов при разработке программ модернизации малых и средних городов региона важно предварительно провести внутрирегиональное районирование, чтобы можно было понять, какие города или районы могут эффективно взаимодействовать между собой, способствуя достижению синергетического эффекта в экономике. Речь в данном случае идет о схожей отраслевой специализации городов и районов, что может быть использовано при организации устойчивых производственных связей. Роль органов государственной власти может состоять в обеспечении условий для формирования кластеров с целью объединения предприятий городов и районов со схожей отраслевой специализацией.

Кроме того, важно выделить перспективные отрасли, которые необходимо развивать в регионе, а также определить, товары какой отрасли в

большей степени импортируются и делают зависимым субъект РФ от внешних условий развития экономики для дальнейшего снижения этой зависимости.

«Чистый доход» при потенциальной продаже ресурса на рынке за вычетом сопутствующих затрат и потерь (прибыль) в каждый прогнозный год при оценке производственного субпотенциала будет представлять собой прирост чистых доходов за счет роста рентабельности, увеличения загрузки или введения новых производственных мощностей, позволяющие обеспечить рост объемов реализации товаров и услуг. «Чистый доход» для каждого вида субпотенциала будет представлять собой выигрыш в уровне денежного потока компании от изменения условий.

Рассчитанный «чистый» доход в виде экономического эффекта от повышения рентабельности и увеличения объемов реализации приводится в текущую стоимость путем осуществления дисконтирования денежных потоков, представляющих собой «экономические выгоды». При этом в последний год прогнозного периода перед дисконтированием осуществляется капитализация чистого дохода по ставке, равной ставке дисконтирования за вычетом долгосрочного темпа роста цен.

Формула расчета ставки дисконтирования для составляющих промышленного субпотенциала города представляет собой определение средневзвешенной стоимости капитала для оценки бизнеса:

Ставка = Rwacc = Rd*Wd*(1-Tax)+Re*We3, (3)

где

Rwacc - средневзвешенная стоимость капитал, Rd, Re - доходности заемного и акционерного капиталов, Wd, We - доли заемного и акционерного капиталов, Tax - налог на прибыль.

Анализ показал, что промышленный субпотенциал г. Аши на конец 3 квартала4 2014 года включает суммарно в основном потенциалы

3 Shannon P. Pratt, Roger J. Grabowski «Cost of capital. Applications and Examples Third Edition», - John Wiley & Sons, Inc., 2008 - p 267-268

ОАО «Ашинский метзавод» № 2 - от расширения объемов реализации продукции; ОАО «Ашасветотехника» №1 - как экономического эффекта от роста уровня рентабельности бизнеса; ОАО «Ашасветотехника» № 2 - как экономического эффекта от роста объемов реализации.

Стоит отметить, что оценка всегда осуществляется на конкретную дату и это не означает, что в расчетах не используется динамика показателей прошлых периодов. Наоборот, уникальность расчета состоит в том, что на базе прошлых лет, существующих на текущий момент макроэкономических и отраслевых тенденций, делается прогноз развития предприятий, который учитывает их перспективы развития.

Согласно расчетам, промышленный субпотенциал г. Аши составил порядка 2,42 млрд руб. Вкладывая в предприятия инвестиции в пределах данной суммы, которые позволят обеспечить достижение целевых показателей объемов реализации и уровней рентабельности, инвестор окупит свои вложения. При этом стоит учитывать, что оценка промышленного субпотенциала предприятий г. Аши проводилась в условия ограниченности доступной информации, и рассчитанная величина может существенно измениться при получении дополнительной достоверной информации о предприятиях. Кроме того, при оценке потенциала ОАО «Ашинский метзавод» в расчет брались только операционные выручка и себестоимость без прочих доходов и расходов, что может завышать текущую рентабельность бизнеса.

Экономический анализ производственной деятельности

градообразующего предприятия ОАО «Ашинский метзавод», в том числе оценка промышленного субпотенциала предприятия как достигнутого экономического эффекта от проведенной модернизации, показал, что инвестиции в компанию не окупаются, они не эффективны. Более того, рост объемов производства не будет встречен соответствующим уровнем платежеспособного спроса среди потребителей выпускаемой продукции. Это

4 Поскольку официальная финансовая отчетность компаний за 2014 год не была опубликована на дату формирования примера расчета, использовалась имеющаяся информация, наиболее актуальная на текущий момент.

говорит о том, что предприятие необходимо всесторонне поддерживать для обеспечения социальной стабильности в городе, но при этом искать возможности для создания альтернативных производств (инвесторов, готовых работать в регионе). Безусловно, требуется проведение грамотной политики органов региональной и местной власти по привлечению инвесторов в части предоставления различных налоговых льгот и инвестиционных кредитов под проекты.

В долгосрочной перспективе для улучшения экономической позиции предприятий металлургической отрасли требуется наращивать человеческий потенциал в части подготовки квалифицированных кадров, обеспечения активного вовлечения молодежи в работу научных центров, созданных на базе местных колледжей/вузов при тесном сотрудничестве с предприятиями. Молодежи должна отводиться ключевая роль не только в обеспечении предприятия персоналом, но и в формировании кадров, способных внести инновации в производство.

Пуиуодно-уесуусный субпотенциал

Природно-ресурсный субпотенциал города (региона) необходимо оценивать с учетом затрат на добычу ресурса и его реализацию. Уровень обозначенных затрат в зависимости от вида ресурса может быть различен по своей величине. На практике процесс добычи и реализации ресурса осуществляется в рамках организованного бизнеса (созданного предприятия). Именно поэтому оценка природно-ресурсного субпотенциала по своему алгоритму схожа с оценкой промышленного субпотенциала города, но с учетом ограниченного периода существования бизнеса, который определяется временем исчерпания ресурса.

Несмотря на то, что в г. Аше существуют разведанные месторождения природных ресурсов, предприятия занятые в сфере добычи еще не организовали и не ведут здесь бизнес, что связано с наличием административных барьеров. Население города не поддерживает идею организации предприятий добывающего производства из-за угроз обострения

экологической ситуации. В свою очередь, органы местной власти не выдают соответствующие лицензии, разрешающие добычу ресурсов.

Получается, что фактически доход от добычи и реализации ресурсов г. Аши отсутствует. Следовательно, рассматривая природно-ресурсный субпотенциал в составе экономической потенциала в той интерпретации термина, где наличие потенциала связывается с обязательным существованием возможного прироста «чистых доходов» (получения экономического эффекта), можно говорить о его нулевом уровне. Другими словами, подход к оценке природно-ресурсного субпотенциала строится, исходя из следующей логики: 1) ресурсы у города есть, но не используются и вряд ли будут использоваться в краткосрочной перспективе, что также обусловлено наличием достаточного предложения ресурсов на рынке от предприятий других городов; 2) невозможно посчитать потенциальный «чистый доход» за счет использования ресурсов (его продажи); 3) прирост составляет 0 руб., следовательно, и субпотенциал равен 0 руб.

Градостроительный субпотенциал

Градостроительный субпотенциал в рамках экономического потенциала города можно определить, как объем будущих возможных экономических выгод за счет реализации на рынке объектов недвижимости. То есть фактически здесь мы рассматриваем потенциал 3 - «экономический эффект от расширения деятельности». Потенциал 2 «как экономический эффект от освоения ресурса» здесь пересекается с потенциалом 3, так как с одной стороны предприятия расширяют свою деятельность, с другой - расширение ограничивается наличием платежеспособного спроса. Потенциал 1 («экономический эффект от снижения затрат») рассматривать безусловно можно, но расчет не даст существенного положительного экономического эффекта, так как это означает возможное снижение промышленного субпотенциала по производству строительных материалов и трудового субпотенциала.

Рассчитать градостроительный субпотенциал города можно двумя способами: 1) непосредственно через оценку производственного субпотенциала строительных компаний; 2) укрупненно через объем продаж объектов недвижимости и средней нормы прибыли предпринимателя.

Для целей принятия управленческих решений со стороны органов региональной и местной власти по стимулированию развития строительной отрасли достаточно провести укрупненную оценку через возможный будущий объем продаж объектов недвижимости и нормы прибыли.

Анализ перспектив развития строительной отрасли в г. Аше в части строительства объектов недвижимости выявил низкий уровень платежеспособного спроса как среди юридических лиц, так и среди населения.

Тем не менее, можно говорить о наличии градостроительного субпотенциала г. Аши при стимулировании платежеспособного спроса населения, для чего потребуется как участие государства, так и бизнес сообщества. Например, активизировать платежеспособный спрос на местах можно путем разработки и реализации в регионах специальных программ, предусматривающих приобретение жилья работниками предприятий по принципу «ипотеки», то есть с выплатой долга и процентов предприятию на протяжении определенного периода. Со стороны органов власти должно обеспечиваться под данные программы не взимание налога на доходы, представляющие собой возврат ранее понесенных затрат с процентами.

При определении условий жилищного кредита должен учитываться не уровень оклада конкретного сотрудника, а уровень «свободных» денежных средств, то есть величина оклада за вычетом суммы прожиточного минимума. Приоритет стоит отдавать молодым кадрам и сильно нуждающимся в жилье сотрудникам, у которых низкая заработная плата. Такой подход будет стимулировать приток молодых кадров, а также мотивировать рабочий персонал.

В качестве примера был рассмотрен вариант реализации такой программы на градообразующем предприятии ОАО «Ашинский метзавод».

Формирование фонда денежных средств в ежегодном исчислении может быть разным и зависеть от финансовых возможностей компании. Для целей расчета экономического эффекта фонд был сформирован за счет дополнительных расходов на оплату труда, которые возникли бы в результате повышения заработной платы чуть выше инфляции. Если оценить экономический эффект от разовой покупки квартир в 20175 году без последующих покупок он составит порядка плюс 5,7 млн руб. к промышленному субпотенциалу города. Модель была ограничена прогнозным периодом до 2025 г., когда заканчивается срок выплаты долга и процентов сотрудниками предприятия.

Расчет градостроительного субпотенциала строится по формуле определения промышленного субпотенциала. Для того, чтобы рассчитать «чистый доход» Пн можно воспользоваться следующей формулой:

Пк= Ос * Зед * Пп, (4)

где

Ос— плановый объем строительства в кв.м;

Зед— затраты на один кв.м;

Пп - прибыль предпринимателя.

Градостроительный субпотенциал г. Аши оценен на базе рассчитанного количества квартир (квадратных метров), которые могли бы быть приобретены ОАО «Ашинский метзавод» при заключении договоров с застройщиком и сотрудниками компании. В качестве ставки дисконтирования при определении градостроительного субпотенциала использовалась средневзвешенная стоимость капитала для компаний строительной отрасли. Стоимость градостроительного субпотенциала города по состоянию на 30 сентября 2014 года составила 101 479 тыс. руб. Эта сумма отражает «чистый приток» денежных средств в хозяйственный оборот (расширенное воспроизводство).

Трудовой потенциал

Трудовой потенциал города экономически целесообразно рассматривать с

5 Приобретение жилья для сотрудников начинается с 2017 года, исходя из допущения, что к этому году начатое в 2015 году строительство жилых домов закончится.

позиции того, сколько «свободных» денежных средств населения может быть вовлечено в экономику региона в виде затрат на покупку промышленных товаров, недвижимости или банковского вклада и инвестиций в ценные бумаги на биржевом рынке. То есть расчет строится на базе фонда заработной платы населения за вычетом величины прожиточного минимума.

Для целей оценки величины «чистого дохода» в модели расчета стоит ввести ограничения и допущения, а именно не учитывать следующие показатели: 1) бюджетные средства в виде субсидий и прочих социальных выплат населению; 2) расходы населения на коммунальные услуги.

Потенциал 3 для трудового ресурса предполагает наличие экономического эффекта от увеличения численности трудоспособного населения, которое может произойти при наличии положительного естественного прироста населения или притока мигрантов. Учитывая то, что в городе высокий уровень неформальной безработицы, оценивать потенциал 3 не имеет смысла. Более того, в ретроспективе наблюдалось снижение численности населения.

Для трудового потенциала г. Аши ставка дисконтирования была определена на базе ставки дисконтирования градообразующего предприятия, увеличенная на 8%. Такой подход к расчету ставке использован по аналогии его

применения при оценке квалифицированного персонала как нематериального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

актива предприятия .

Трудовой потенциал г. Аши составил порядка 5 млрд руб. Это означает, что около 5 млрд руб. может быть вовлечено в экономику, если заработная плата населения вырастет и увеличится уровень занятости населения. При этом 3,6 млрд руб. в виде инвестиций может быть вовлечено на создание новых производств в городе, что позволит увеличить занятость населения. При сохранении средней заработной платы такая мера будет способствовать возмещению затрат в виде увеличения суммы располагаемых денежных доходов граждан, которые пойдут на приобретение товаров, осуществление

6 Фишман Дж. Э. «Оценка стоимости нематериальных активов: практический подход» / Презентация, Москва, 2007

банковских вкладов и т.д. Будет также расти оборот торговли в городе, увеличиваться валовый региональный продукт.

Экологический потенциал

Экологический потенциал представляет собой своего рода «нагрузку» к бизнес-потенциалу и, как правило, при расчете экономического потенциала включается в общую формулу со знаком минус. Тем не менее, для целей выработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, важно учитывать экологическую составляющую экономических процессов в обществе.

Оценивать экологический потенциал городов целесообразно на базе расчета экономии затрат на возмещение причиненного окружающей среде ущерба. Высвобождаемые денежные средства могут быть вовлечены в экономику.

Экологический потенциал города, определяемый по экономии затрат на устранение последствий загрязнения атмосферы и водных объектов будет оцениваться по следующей формуле:

Пэ , (5)

Э К

где

ДУ - экономия затрат на устранение последствий загрязнения атмосферы и водных;

И - инвестиции на модернизацию очистных сооружений или введения новых объектов;

К - ставка капитализации, определенная как средневзвешенная ставка предприятий города по их вкладу в экономику за вычетом долгосрочного темпа роста инфляции.

Сложной задачей при оценке экологического потенциала является определение денежной оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Существует множество методик и официальных методических рекомендаций. Однако, отсутствие в свободном доступе

достаточной статистической информации по г. Аше не позволяет провести оценку экологического потенциала. Поэтому он был принят на уровне 0 руб.

Как итог экономический потенциал г. Аши по состоянию на конец 3 квартала 2014 года составляет порядка 7,5 млрд руб. и сформирован за счет следующих частных потенциалов:

ЭП = БП + ТП+ ЭколП= ПП + ТП + ЭколП + ГП + РТП = 2 417 050 + 5 014 558 - 0 + 101 479 + 0 = 7 533 087 (тыс. руб.)

Однако, общая величина экономического потенциала города может быть как меньше, так и больше, чем сумма его субпотенциалов, что объясняется наличием экономических взаимосвязей. Например, увеличение заработной платы сотрудникам предприятий приведет к росту трудового потенциала, но снизит уровень производственного субпотенциала, так как для предприятий это рост затрат и снижение рентабельности. Поэтому для оценки экономического потенциала важно объединить расчетные модели частных потенциалов и субпотенциалов в одну общую модель и учесть влияние всех элементов, в том числе рост объемов, цен и экономия на затратах.

Так, при объединении потенциалов и субпотенциалов экономический потенциал составил порядка 6,63 млрд руб., что говорит об экономической целесообразности инвестиций в ресурсы г. Аша в объемах до указанной величины. Инвестиции сверх суммы вполне вероятно не принесут соответствующие экономические выгоды, исходя из текущих макроэкономических и отраслевых тенденций.

Заключение

Оценка экономического потенциала малых и средних городов России указанными выше способами позволяет учесть макроэкономические и отраслевые тенденции на текущий момент и определить, какие объемы инвестиций в их развитие будут экономически целесообразны в перспективе.

Безусловно, это не снимает с органов государственной и местной власти обязанности «регулятора» экономических тенденций, но позволяет расставить приоритеты перед разными инвестиционными проектами, способствующими

модернизации небольших городов, которые в перспективе могут внести значимый вклад в региональный валовый продукт и экономический рост в стране.

Библиографический список

1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова,М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова.

— М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. — 544 с.

2. Аблова Н.О. Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 6. - С. 163-167

3. Аблова Н.О. Способы оценки совокупного потенциала малых и средних городов России в контексте выявления их конкурентных преимуществ // Научные труды Международной академии менеджмента. Выпуск XVII. Материалы Круглого стола «Проблемы менеджмента в XXI веке» по теме «Инновационные аспекты развития муниципальной экономики» - М., 2014.

— С. 92-96.

4. Куренкова А.С. Составляющие инвестиционного климата и методы его оценки // Российское предпринимательство. — 2011. — № 6 Вып. 1 (185).

— с. 32-36.

5. Фишман Дж. Э. «Оценка стоимости нематериальных активов: практический подход» // Презентация, - Москва, 2007.

6. Shannon P. Pratt, Grabowski Roger J. (2008). Cost of capital. Applications and Examples Third Edition. John Wiley & Sons Inc., 771

7. Годовые и квартальные отчеты ОАО «Ашинский металлургический завод» // Официальный сайт ОАО «Ашинский металлургический завод» [Электронный ресурс]. URL: www.amet.ru/invest/opening/docsarchive (дата обращения 12.11.2014).

8. Годовые отчеты ОАО «Аша светотехника». // Официальный сайт ОАО «Аша светотехника» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=27771 (дата обращения 14.12.2014).

9. Бюллетень банковской статистики // Издание Банка России. - 2014 - №9 (280). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 17.12.2014).

10.Размер коэффициента бета и соотношения заемного и акционерного капиталов для компании отрасли черной металлургии // Данные информационного портала Damodaran.com. URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ (дата обращения 17.12.2014).

11.Прайс листы строительной компании «Инроско» // Официальный сайт «Инроско» [Электронный ресурс]. URL: http://www.inrosco.ru/ (дата обращения 09.01.2015)

12.Статистические данные // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://chelstat.gks.ru (дата обращения 29.11.2014)

13.Данные о социально-экономическом положении г. Аши Челябинской области // Официальный сайт Ашинского муниципального района Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://аша-район.рф (дата обращения 29.11.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.