Научная статья на тему 'Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России'

Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВОКУПНЫЙ ГОРОДСКОЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБПОТЕНЦИАЛ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / AGGREGATE URBAN POTENTIAL / MUNICIPALITY / SUB-POTENTIAL / MACROECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблова Наталья Олеговна

Рассматриваются проблемы социально-экономического развития городов, анализируется совокупный городской потенциал, оценивается потенциал муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper identifies the problems in socio-economic development of cities which are major building blocks of the region. It analyzes the aggregate urban potential and evaluates the potential of the municipality.

Текст научной работы на тему «Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России»

УДК 332.1

Роль эффективного управления потенциалом городов в обеспечении устойчивого развития регионов России

Рассматриваются проблемы социально-экономического развития городов, анализируется совокупный городской потенциал, оценивается потенциал муниципального образования.

Ключевые слова: совокупный городской потенциал; муниципальное образование; субпотенциал; макроэкономические показатели.

The paper identifies the problems in socio-economic development of cities which are major building blocks of the region. It analyzes the aggregate urban potential and evaluates the potential of the municipality.

Keywords: aggregate urban potential; municipality; sub-potential; macroeconomic indicators.

Аблова Наталья Олеговна

аспирант кафедры «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета

E-mail: natali. ablova @yandex.ru

необходимость совершенствования управления городами

В последние годы в научном сообществе все чаще ставится вопрос о возможности самостоятельного, финансово независимого, социально-экономического развития малых и средних городов России как наиболее сильно подверженных негативным влияниям экономики, выдвигаются предложения о формировании агломерационных образований, в том числе о создании кластеров.

Функционирование агломерационных образований, под которыми понимаются группировки городов, городских и сельских поселений, объединенные около одного административного центра (более крупного города) и связанные устойчивыми развитыми производственными (экономическими), культурными связями,

проявляющимися в том числе высоким уровнем потоков маятниковой миграции населения, может быть эффективным в отношении городов, не имеющих достаточного совокупного собственного потенциала к успешному развитию и экономическому росту. Но не исключено, что малые по численности населения города могут превратиться в так называемые точки или полюса роста экономики региона, обладая особым конкурентным преимуществом, не обнаруженным и не использованным по каким-либо причинам ранее (например, из-за неэффективного управления стратегически важными для города предприятиями).

определение совокупного городского потенциала

Работа по совершенствованию систем функционирования малых и средних городов может способствовать не только становлению основы для устойчивого развития региона, но и его экономическому росту. Для этого должна решаться задача обеспечения оценки и управления совокупным городским потенциалом, под которым подразумевается совокупность ресурсов города (природных, материальных, человеческих, финансовых и т. д.), способных в случае эффективного использования стимулировать экономическое развитие города. Более того, совокупный городской потенциал города может также трактоваться как совокупность разных видов субпотенциалов (ре-

сурсного, человеческого, промышленного, инновационного и т. д.).

Анализ совокупного городского потенциала

Оценка городского потенциала как возможного «драйвера» экономического роста региона («скрытого» конкурентного преимущества) затрудняется наличием взаимосвязей с соседними городами и поселениями, абстрагирование от которых может привести к недоучету важных факторов, способных существенно изменить текущее социально-экономическое положение города. Следует также иметь в виду, что большое влияние на развитие города оказывает через денежные потоки принятая и действующая бюджетная система Российской Федерации. В частности, речь идет о функционировании двухуровневой системы бюджетов на муниципальном уровне власти, состоящей из двух подуровней (1 — бюджеты муниципальных районов и городских округов; 2 — бюджеты городских и сельских поселений, городов) и оказывающей воздействие на механизм финансирования мероприятий местного назначения. Чем выше доходы бюджетов 1-го уровня, тем больше возможностей оказания финансовой помощи городам. В свою очередь, доходность бюджетов напрямую связана с объемом имеющихся ресурсов, представляющих собой налоговую базу, и потенциалом как гипотетической величины расширения источника доходов.

Как средний, так и малый город может быть, с одной стороны, административным центром муниципального образования, объединяющего другие подчиненные города и поселения, и, с другой стороны, структурным элементом муниципального образования. В первом случае высокая роль центра позволяет использовать свое положение для получения, например, более дешевых источников сырья для производства.

Анализ совокупного городского потенциала не может осуществляться без оценки потенциала всего муниципального образования, поскольку:

• имеются случаи, когда может быть выявлено отсутствие городского потенциала (или ограниченный набор «свободных» ресурсов), связанное с характером образования города как центра, объединяющего близлежащие городские и сельские поселения, без которых самостоятельное функционирование города не представляется возможным;

• не учитываются потенциальные источники финансирования мероприятий по развитию городов, образованные за счет перераспределения свободных денежных средств на муниципальном уровне;

• существует ограниченный доступ к статистической информации по социально-экономическим и экологическим показателям развития городов как отдельных составных структурных элементов муниципальных образований (статистическая информация предоставляется в целом по муниципальному образованию).

Например, Челябинская область характеризуется преобладанием малых городов (численностью до 50 тыс. человек) в качестве административных центров муниципальных образований, наличием нескольких крупных и отсутствием средних городов. В составе региона можно выделить, например, два муниципальных образования.

Чебаркульский муниципальный район: административный центр — г. Чебаркуль; сельские поселения — Бишкильское, Варламовское, Кунд-равинское, Непряхинское, Сарафановское, Трав-никовское, Тимирязевское, Филимоновское, Шах-матовское.

Несмотря на то что в Чебаркуле функционируют на протяжении долгого времени промышленные предприятия, сам город стал известен благодаря качеству выпускаемой молочной продукции, т. е. продуктами сельского хозяйства. Чебаркуль является центром, объединяющим сельские поселения, и при оценке его потенциала важно учитывать потенциал всего муниципального образования, поскольку именно от него зависит увеличение объемов дешевого сырья для предприятий административного центра.

Саткинский муниципальный район: административный центр — г. Сатка; городские поселения — Саткинское, Бакальское, Бердяушское, Межевое; сельские поселения — Айлинское, Романовское. Специфика данного муниципального образования состоит не только в наличии большого количества промышленных предприятий, но и в том, что административным центром муниципального района является моногород, зависимый от градообразующего предприятия.

Исходя из выбранных в качестве примеров муниципальных образований, можно обозначить основные виды субпотенциалов, формирующих совокупный городской потенциал, оценка

Таблица 1

виды субпотенциалов муниципальных образований и городов

Чебаркульский муниципальный район / Чебаркуль Саткинский муниципальный район / Сатка

Муниципальное образование Аграрный (сельскохозяйственный), производственный, (экономический), демографический, трудовой, экологический, транспортный Ресурсный, производственный (экономический), демографический, трудовой, экологический, транспортный

Город Производственный (экономический), демографический, трудовой, финансовый (в том числе налоговый и инвестиционный), экологический, градостроительный, земельный

Источник: составлено автором.

которых должна стать одним из важных этапов при составлении комплексных программ развития как самого муниципального образования, так и региона в целом. Виды потенциалов представлены в табл. 1.

Тем не менее несмотря на различия в видах потенциалов, подход к их оценке как в масштабах города, так и муниципального образования в целом, един и состоит в определении количества «свободных», незадействованных в экономической сфере ресурсов, т. е., например, трудовой потенциал города может определяться через число неработающих квалифицированных специалистов в общем количестве экономически активного населения города, а в масштабах муниципального образования — как недобытые запасы сырья в общем количестве разведанных запасов.

Но такой подход к оценке потенциала города (и муниципального образования) не позволяет судить о том, насколько эффективно добываются и используются ресурсы. Например, оценивая ресурсный потенциал муниципального образования, мы говорим о том, что не добыто, условно, 40% запаса конкретного вида ресурса, соответственно ресурсный потенциал составит обозначенные 40%, а в денежном выражении:

40% х Объем всех запасов данного вида ресурса х Средняя цена реализации.

Однако на практике при добыче ресурса возникнут как потери самого ресурса, так и сопутствующие затраты на его получение. Соответственно в реальной ситуации экономический эффект от имеющегося ресурса (потенциальный маржинальный доход при его реализации на рынок) будет ниже, чем сумма, которую мы получили ранее, оценивая потенциал муниципального

образования. При этом, чем более совершенные технологии используются при добыче ресурса, тем меньше потерь.

Приведенный выше пример оценки ресурсного потенциала наиболее показателен. Но, по сути, любой вид потенциала можно определить через учет эффективности, а именно затратной составляющей.

Однако прежде чем приступать к оценке городского потенциала, следует отметить, что потенциал можно рассматривать с позиции трех его составляющих:

• потенциала, представляющего собой сэкономленные ресурсы в случае сокращения сопутствующих затрат на получение ресурса или внедрения новых технологий, позволяющих снизить потери ресурса (потенциал 1);

• потенциала в классическом понимании в качестве «свободных» ресурсов», которые по каким-либо причинам не используются (потенциал 2);

• потенциала, представляющего собой совокупность ресурсов, которые не были выявлены ранее, но могут быть получены дополнительно в перспективе за счет принятия ряда управленческих решений (потенциал 3).

Эти потенциалы показаны на рис. 1.

Обратим особое внимание на потенциалы 1 и 3, поскольку они представляют собой отклонения от классической трактовки понятия «потенциал».

Потенциал 1 лучше всего прослеживается в оценке ресурсного потенциала муниципального образования, представляя собой те потенциальные ресурсы, которые могут быть получены за счет снижения потерь. Экономический эффект (получение более высокой прибыли при реализации ресурса) возникает за счет сокращения затрат.

Потенциал как «экономия» за счет сокращения расходов на освоение ресурса (потенциал 1)

Расходы (потери)

Потенциал как освоение «нового» ресурса (потенциал 2)

«Недостижимые ресурсы»

Освоенный потенциал за вычетом расходов (используемые ресурсы)

Потенциал, который может возникнуть за счет принятия конкретных управленческих решений (потенциал 3)

Рис. 1. виды потенциала

В это же время потенциал 3 — это гипотетическая (прогнозная) величина ресурса, характеризующая эффективность принимаемых решений органов местной власти. Например, потенциал 3 может возникнуть за счет ввода дополнительных образовательных учреждений, позволяющих выпускать больше квалифицированных специалистов, востребованных на местном рынке труда.

Посредством измерения трех видов потенциала в денежном выражении можно определить, какое управленческое решение будет наиболее актуально для конкретного момента времени:

• использование «свободных» ресурсов или освоение недобытых запасов;

• внедрение новых технологий (если потенциал 2 ниже потенциала 1);

• разработка мероприятий по «расширению» потенциала

оценка потенциала муниципального образования

С целью учета экономического эффекта от владения совокупным городским потенциалом, а также макроэкономических колебаний, которые отражают состояние экономики страны в конкретный период, предлагается рассматри-

вать потенциал с точки зрения его ценности как совокупности ресурсов. Иными словами, оценку городского потенциала и муниципального образования целесообразно проводить с использованием стоимостных методов оценки активов, адаптированных под задачи региональной экономики.

Оценка потенциала муниципального образования (так же, как и города) может осуществляться с использованием известного в практике оценки недвижимости в рамках доходного подхода метода капитализации дохода. Адаптированный метод расчета может быть описан следующей формулой:

С = ЧД / Ставка,

где С — стоимость потенциала в денежном выражении;

ЧД — чистый доход при продаже ресурса (за вычетом сопутствующих затрат и потерь).

Ставка — ставка доходности, выраженная в процентах и учитывающая риски функционирования экономической системы (в данном случае можно использовать безрисковую ставку доходности, в качестве которой выступают ставки по долгосрочным государственным облигациям).

Полученная вышеприведенным способом стоимость потенциала представит собой величину, по которой неиспользуемые ресурсы могут быть проданы на рынке при текущих условиях развития экономики страны.

Основные преимущества такого подхода к оценке потенциала города и муниципального образования состоят в следующем:

• учитывается экономический эффект. Если, например, затраты на добычу конкретного вида ресурса выше его стоимости возможной реализации на рынке, то говорить о наличии потенциала как конкурентного преимущества города (муниципального образования) в обладании ресурсом нельзя, и соответственно оценка такого потенциала не имеет экономического смысла;

• используются макроэкономические показатели, позволяющие учесть колебания в экономике страны в целом, что важно для анализа конкурентных преимуществ развития городов.

Быводы

Для выполнения задач формирования комплексной программы развития муниципального образования, интегрируемой в план развития региона, оценка потенциала приведенным в настоящей статье способом интересна с точки зрения анализа изменения уровня субпотенциалов (по разным видам ресурсов) во времени, т. е. в динамике. Результаты аналитических исследований позволят определить, насколько эффективны и сами планируемые мероприятия органов власти по развитию как городов, так и регионов.

Литература

1. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка недвижимости: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. URL: http://www.minfin74.ru.

3. URL: http://satadmin.ru.

4. URL: http:// ch-adm.ru.

Из выступления В.В. Путина на совещании по вопросам развития банковского сектора 04.07.2013 г.

Чтобы развиваться, идти вперед нашим компаниям, предприятиям, включая малый и средний бизнес, необходимы дешевые и, как принято в таких случаях говорить, «длинные» деньги. Прежде всего, конечно, заемные средства. Однако, по мнению самих предпринимателей, стоимость банковских кредитов сейчас явно завышена.

Стоимость кредитных ресурсов тесно увязана с ростом инфляции, это понятно. При этом немонетарный фактор инфляции, а это темпы роста тарифов естественных монополий, по-прежнему, естественно, силен. Об этом уже говорилось. Поэтому мы серьезно меняем подходы к тарифной политике. Уже с 2014 года рост регулируемых тарифов будет ограничен уровнем фактической инфляции предыдущего года. Почему только с 2014 года, тоже понятно: наши крупные компании имеют уже инвестиционные планы, заключили уже соответствующие контракты, и на бегу прерывать этот темп было бы тоже неправильно и просто вредно.

Одновременно необходимо найти правильный баланс между курсом на стабилизацию инфляции и повышением доступности заемных ресурсов. Понятно, что значительная доля ответственности здесь лежит на Центральном банке, но и Правительство также должно последовательно и четко действовать в рамках своей компетенции.

Следует отметить, что даже при сложившейся тенденции к снижению инфляции банки не сокращают ставки по кредитам, а для отдельных категорий заемщиков, наоборот, даже увеличивают. Во многом это объясняется теми рисками, которые существуют в корпоративном секторе и в экономике в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.