Научная статья на тему 'Совершенствование управления экономическим потенциалом малых и средних городов России в региональных программах развития'

Совершенствование управления экономическим потенциалом малых и средних городов России в региональных программах развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблова Наталья Олеговна

В статье рассматривается возможное совершенствование механизма управления экономическим потенциалом малых и средних городов России, что позволит экономически более эффективно использовать ресурсы муниципальных образований. Экономический потенциал города может быть оценен через сумму будущих экономических выгод с учетом макроэкономических и отраслевых рисков, что показывает сумму эффективных инвестиций в использование ресурсов. Предлагаемый способ оценки экономического потенциала малых и средних городов, а также алгоритм принятия управленческих решений могут быть внедрены в практику и поспособствуют выбору экономически обоснованных решений относительно финансирования различных инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления экономическим потенциалом малых и средних городов России в региональных программах развития»

УДК 332.1

Совершенствование управления экономическим потенциалом малых и

средних городов России в региональных программах развития Management perfection of the economic potential of small and medium-sized cities in the Russian regional development programs

Аблова Наталья Олеговна Аспирант

Финансовый университет при Правительстве РФ e-mail: Natali.ablova@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается возможное совершенствование механизма управления экономическим потенциалом малых и средних городов России, что позволит экономически более эффективно использовать ресурсы муниципальных образований. Экономический потенциал города может быть оценен через сумму будущих экономических выгод с учетом макроэкономических и отраслевых рисков, что показывает сумму эффективных инвестиций в использование ресурсов. Предлагаемый способ оценки экономического потенциала малых и средних городов, а также алгоритм принятия управленческих решений могут быть внедрены в практику и поспособствуют выбору экономически обоснованных решений относительно финансирования различных инвестиционных проектов.

Abstract

The article discusses the possibility of improving the mechanism for managing the

economic potential of small and medium-sized cities in Russia, which will enable

more cost-effective use of resources of municipalities. The economic potential of the

city can be estimated as the sum of future economic benefits taking into account the

macro-economic and industry risks, which shows the amount of investment in

efficient use of resources. The proposed estimation method of the small and medium-

sized cities economic potential, as well as the management decision-making

1

algorithm can be implemented in practice and contribute to the choice of cost-informed decisions regarding the financing of various investment projects.

Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, малые и средние города, экономический потенциал, управление, оценка, органы региональной и местной власти

Keywords: sustainable development, region, small and medium-sized cities, economic potential, management, assessment, regional and local authorities

Многочисленные малые и средние города могут стать своеобразными «точками» экономического роста в регионах и тем самым сыграть немаловажную роль в социально-экономическом развитии страны, создавая «каркас» для более устойчивого развития регионов, менее подверженного влиянию внешних негативных явлений постоянно изменяющейся макроэкономической среды. При этом под устойчивым развитием региона стоит понимать «способность региональной социально-экономической системы стабильно нивелировать негативное влияние изменений внутренних и внешних факторов, а также трансформировать такого рода изменения в региональные конкурентные преимущества, при условии сбалансированного развития экономической, социальной и экологической подсистем региона»[4, с. 264].Поэтому важно не только определить экономический потенциал малых и средних городов, который показывал бы конкурентные преимущества муниципальных образований на основе сбалансированного развития экономической, социальной и экологической подсистем городов, но и разработать более эффективный механизм управления им.

Однако, прежде чем обозначить алгоритм принятия управленческих

решений относительно расчета и использования экономического потенциала

малых и средних городов, важно показать «место» его учета в региональных

стратегиях и комплексных программах развития регионов. Результаты оценки

экономического потенциала малых и средних городов могут послужить

основой при принятии обоснованных управленческих решений относительно перспектив развития как конкретных муниципальных образований, так и региона в целом.

Мероприятия, которые могут быть приняты органами региональной власти в рамках реализации региональных стратегий или комплексных программ для более устойчивого экономического развития регионов можно сгруппировать по следующим этапам:

1. Определение угроз и преимуществ развития региона, перспективных и целевых отраслей.

На данном этапе проводится анализ динамики социально-экономических показателей; общая оценка наличия разных видов ресурса, проведение SWOT анализа региона. При разработке программы мероприятий по устойчивому развитию области, края или республики важно обратить внимание на товарную структуру экспорта и импорта субъекта РФ, так как это показывает его зависимость от других регионов и стран зарубежья.

2. Анализ и оценка перспектив развития целевых отраслей в регионе, наличия необходимых для этого ресурсов.

Анализ и оценка перспектив развития целевых отраслей в регионе должны основываться на четком понимании, того какие районы могут эффективно взаимодействовать в рамках производственной деятельности с низким уровнем транспортных издержек. Для этого важно в первую очередь проводить внутрирегиональное («однородное») районирование с отражением на карте районов, имеющих схожую специализацию.

На этом этапе также требуется проведение оценки экономических потенциалов городов - административных центров муниципальных районов и городских округов с учетом макроэкономических и отраслевых тенденций их развития.

Результаты комплексной оценки экономических потенциалов малых и

средних городов России позволят определить, на сколько данные

муниципальные образования готовы к тому, чтобы стать «малыми» центрами

3

экономического роста региона. Более того, определение уровня и структуры экономического потенциала конкретного города позволяет выяснить степень инвестиционной привлекательности территории для частных инвесторов, а также объем дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в результате его использования.

3. Определение дальнейших стратегических направлений развития городов для обеспечения устойчивого развития регионов.

Решение о дальнейшем стратегическом направлении развития конкретного города должно приниматься на базе полученных результатов оценки его экономического потенциала. Формирование городских агломераций - это крайняя мера развития региона, поскольку чрезмерная урбанизация может привести к обострению экологической ситуации и соответственно снижению качества жизни.

Можно выделить три основных стратегических направления развития малых и средних городов России, являющихся административными центрами муниципальных районов:

• Стимулирование социально-экономического развития городов за счет полноценного использования их собственного потенциала.

• Развитие городов за счет взаимодействия в рамках формирования кластеров.

• Строительство и модернизация инфраструктуры для развития городских агломераций.

4. Разработка программы мероприятий, способствующих устойчивому развитию регионов.

Привлечение частных инвестиций в основном возможно только для модернизации действующих или создания новых производств. Причем основные показатели привлекательности инвестиций - срок окупаемости и уровень будущих экономических выгод.

Для целевого использования бюджетных средств должны вводиться

ограничения на суммы расходов по финансируемым мероприятиям. В

4

частности, реализация ряда мероприятий в рамках использования экономического потенциала городов может привести к росту доходной части бюджетов в виде дополнительного притока налоговых поступлений. Эти мероприятия должны быть приоритетными при распределении бюджетных инвестиций. Однако, при наличии в городе промышленных объектов, которые обеспечивают занятость более половины населения, и в то же время сильно нуждаются в финансовой поддержке государства - приоритет должен быть отдан им, даже если для бюджета это означает расходы, не приносящие какой-либо экономической выгоды. То есть приоритет, отдаваемый экономически выгодным для бюджета города проектам, не должен мешать финансированию социально- и экологически значимых мероприятий, несвоевременная реализация которых может привести к существенному ухудшению социально-экономического положения конкретного муниципального образования.

5. Мониторинг за исполнением мероприятий.

На этапе мониторинга следует отслеживать существенные изменения в экономике и отраслях для введения корректировок в утвержденные планы мероприятий.

Экономический потенциал малых и средних городов является фактически

экономической базой для расчета эффективности инвестиций в ресурсы

муниципальных образований. В целом, экономический потенциал города

следует определять как возможность притока будущих доходовза вычетом

сопутствующих затрат («чистых» доходов) от использования его ресурсов, то

есть как «выраженную в денежном измерении стоимость ресурсов города

как актива, полученную через оценку будущих экономических выгод с

учетом сопутствующих затрат от принятия управленческий решений:

1) более экономного использования ресурса (повышения эффективности

использования); 2) освоения / использования имеющихся ресурсов;

3) использование ресурсов, которые могут возникнуть при принятии

определенных управленческих решений[2].Такой подход к определению

экономического потенциала городов позволяет придерживаться принципов

экономической эффективности, социальной ориентированности и экологической допустимости развития социально-экономической системы в целом, вполне обоснованно закладываемым в сущность понятия «устойчивого развития» О. В. Скотаренко[5, с. 34-37].

Для учета макроэкономических и отраслевых тенденций на рынке предлагается оценивать экономический потенциал как актив, который имеет стоимость и может быть определен по следующей общей формуле с учетом экономических рисков[3]:

N П С

С = У (_^_) +_С_, (1)

(Ставка +1)м (Ставка +1)м

где

С - стоимость потенциала;

Пн - «чистый» доход от принятия управленческих решений о более экономном использовании ресурса или освоения имеющихся и новых ресурсов за вычетом сопутствующих затрат и потерь в каждый прогнозный год;

Ставка - ставка дисконтирования для учета инфляционного обесценения будущих доходов;

N - количество прогнозных лет, когда будут наблюдаться сильные колебания в ценах и объемах;

Ст - стоимость постпрогнозного периода (капитализированная величина Пн последнего прогнозного периода), которая рассчитывается только для неисчерпаемых ресурсов.

Для своевременного реагирования на внешние макроэкономические и отраслевые угрозы, которые существенно могут ухудшить социально-экономическое положение города, необходимо периодически осуществлять переоценку экономического потенциала города. Важно отметить, что экономический потенциал в общем виде представляет собой совокупность

частных потенциалов: бизнес-потенциала, трудового и экологического потенциалов. В свою очередь бизнес-потенциал формируют все предприятия города, и он может состоять из природно-ресурсного, производственного (промышленного), градостроительного и других субпотенциалов.

Совершенствование управления экономическим потенциалом малых и средних городов состоит в возможном внедрении в практику алгоритма принятия управленческих решений (рис.1). В этом случае управление экономическим потенциалом предполагает сбор информации, проведение расчетов и на базе полученных результатов принятия управленческих решений относительно вариантов использования ресурсов.

Процесс управления экономическим потенциалом малых и средних городов предполагает тесное сотрудничество органов региональной и местной власти и представителей бизнес-сообщества. Для целей разработки региональных программ экономические потенциалы отдельных городов могут быть интегрированы в одну общую модель расчета.

С я Сбор и систематизация информации по предприятиям

н Л зЯ 3 я Обсуждение перспектив развития местных предприятий

Анализ макроэкономических и отраслевых тенденций

л Ч ш н Я м о н о и ч о и Получение данных по экспертной оценке ущерба, наносимого окружающей среде

Сбор и систематизация информации по инвесторам, собирающимся начать бизнес в городах (основных показателей по инвестиционным проектам)

Расчет частных потенциалов и субпотенциалов, формирующих экономические потенциалы городов

я я н Л Интеграция расчетов в одну модель определения экономического потенциала города, учет возможных экономических взаимосвязей

зЯ О Я м о Определение наиболее перспективных вариантов использования ресурсов, размера требуемых инвестиций

я и О Учет фактора чувствительности ценообразующих факторов, влияющих на уровень экономического потенциала, при

Формирование программы мероприятий по развитию малых и средних городов в рамках обеспечения устойчивого регионального развития

я я н Л зЯ Анализ отклонения фактических результатов от реализации программ от плана и его учет при реализации последующих мероприятий

3 я >4 4 н я г 2 ч а я го Периодическая переоценка экономического потенциала города и составляющих его частных потенциалов и субпотенциалов

Оценка и анализ уровня налогового потенциала города как результирующего показателя экономической эффективности использования ресурсов

Рисунок 1. Механизм управления экономическим потенциалом

малых и средних городов

Стоит обозначить основные проблемы, возникающие в процессе

управления экономическим потенциалом малого или среднего города:

1. Расчет бизнес-потенциала, формирующего экономический потенциал города, представляет собой сложный процесс, так как предполагает наличие знаний о бизнесе всех местных предприятий, а также бизнесе, который собираются организовать инвесторы. Для упрощения процедуры расчета предлагается опираться только на ключевые показатели деятельности компаний, использовать прогнозы и ожидания менеджмента, сопоставляя с макроэкономическими и отраслевыми тенденциями, обозначаемыми независимыми экспертами. То есть фактически роль органов государственной и местной власти состоит в сборе и систематизации данных от предприятий, позволяющих рассчитать экономические эффекты от повышения рентабельности предприятий и расширения объемов реализации продукции.

2. Официальная оценка уровня безработицы в малых и средних городах нередко сильно искажает текущую ситуацию, а также не показывает, какая доля населения занята в деятельности местных предприятий. Необходимо собирать информацию о занятости населения с местных предприятий (численность, уровень заработной платы и т.д.).

3. Определение величины экологического потенциала предполагает анализ возможного снижения ущерба, наносимого окружающей среде, за счет своевременного проведения природоохранных мероприятий. Для этого необходимо проведение экономической оценки экологического ущерба, которое довольно трудоемко и требует привлечение соответствующих экспертов.

4. Основная сложность в расчете стоимости частных субпотенциалов - это

определение ставки дисконтирования, которая позволяет рассчитать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текущую стоимость будущих экономических выгод и учитывает

макроэкономические и отраслевые риски. При расчете стоимости бизнес-

9

потенциала ставка дисконтирования может быть обозначена самими предприятиям (по технологии расчета средневзвешенной стоимости капитала). Как правило, ставка дисконтирования составляет порядка 15-17%.Для трудового потенциала ставка дисконтирования может быть получена по ставке для предприятия (базовой ставке), увеличенной на 8%. Такая премия используется аналитиками для оценки квалифицированного персонала как нематериального актива, для города население представляет собой такой же нематериальный актив. Базовая ставка может быть рассчитана путем взвешивания по числу занятого населения ставок дисконтирования предприятий города. При оценке экологического потенциала ставка дисконтирования может быть принята на уровне ставки для предприятий, являющихся основными загрязнителями окружающей среды.

Полученные результаты комплексной оценки экономического потенциала

малых и средних городов позволят принять более выверенные управленческие

решения о приоритетных направлениях бюджетных инвестиций.

Если наибольший экономический эффект достигается за счет увеличения

уровня рентабельности - стоит вложить денежные средства (в рамках

финансовой поддержки) в инвестиционные проекты, направленные на

повышение рентабельности бизнеса. Если бизнес-потенциал обеспечивается

ростом загрузки или вводом новых производственных мощностей, то

приоритетными должны стать инвестиционные проекты, направленные на

увеличение загрузки или ввод новых мощностей предприятий. Финансовая

поддержка может быть заменена выдачей гарантий под кредиты или

предоставлением налоговых льгот. В любом случае потери бюджеты должны

быть соотнесены с достигаемыми экономическими эффектами, что

представляет собой вклад в валовой региональный продукт.

Учет трудового потенциала необходим для определения ориентиров при

регулировании рынка труда, а также косвенного обоснования бюджетных

инвестиций, направленных на финансовую поддержку предприятий в

10

инвестиционных проектах, предусматривающих трудоустройство незанятого населения города. Величина трудового потенциала, определяемая через будущие возможные доходы населения, оказывает влияние на потребительский спрос, который стимулирует рост предложения товаров и услуг на рынке. Вкладывая денежные средства в трудовые ресурсы города в рамках финансовой поддержки предприятий (налоговые льготы, субсидирование процентной ставки и т.д.), государство может получить положительный экономический эффект для экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Бюджетные инвестиции в трудовые ресурсы могут частично окупиться дополнительными налоговыми поступлениями в виде налогов, взимаемых с населения (НДФЛ, НДС и др.).

Преимуществом описанного механизма управления экономическим потенциалом малых и средних городов является принятие управленческих решений на основе обоснованной оценки возможных будущих денежных поступлений от использования ресурсов (производственных, природно-ресурсных, трудовых и т.д.).

Важно также оценивать уровень налогового потенциала, показывающий по своей экономической сути, выигрыш бюджетов от использования экономического потенциала городов. Текущая стоимость будущих налоговых поступлений покажет максимальную эффективную сумму бюджетных инвестиций в реализуемые программы.

В Концепции устойчивого развития страны [1]немаловажную роль играет

экологический фактор, который при оценке экономического потенциала

городов в настоящий момент учитывается недостаточно. В перспективе

выигрыш от снижения затрат на устранение ущерба, наносимого окружающей

среде и влияющего на качество жизни населения, за счет проведения

своевременных природоохранных мероприятий может быть существенен.

Требуется проведение дополнительных серьезных научных исследований,

направленных на денежную оценку потерь, являющихся следствием ухудшения

экологической ситуации в городе. Вполне вероятно недооценивается вред,

11

наносимый населению города, и выражаемый снижением работоспособности персонала предприятий, а также миграцией граждан в другие города.

Особое внимание стоит уделить возможности организации бизнеса мусоросортировочных заводов, которые позволят решить экологические проблемы городов и в то же время обеспечить предприятия вторичными сырьевыми ресурсами, что повысит рациональность использования ресурсов, а также внесет вклад в развитие экономики города и региона в целом.

В перспективе совершенствование управления экономическим потенциалом малых и средних городов России может быть осуществлено посредством автоматизации предлагаемого метода оценки составляющих его частных потенциалом и субпотенциалов, а также разработки и утверждения специальных форм для заполнения входящих данных.

Таким образом, грамотное управление экономическим потенциалом малых и средних городов России будет способствовать осуществлению экономически обоснованного выбора мероприятий для бюджетного финансирования. В то же время используемый способ комплексной оценки экономического потенциала города позволит учесть макроэкономические и отраслевые тенденции и риски.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». М., 1996.

2. Аблова Н. Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 3.

3. Аблова Н.О. Способы оценки совокупного потенциала малых и средних

городов России в контексте выявления их конкурентных преимуществ //

Научные труды Международной академии менеджмента. Выпуск XVII.

Материалы Круглого стола «Проблемы менеджмента в XXI веке» по теме

12

«Инновационные аспекты развития муниципальной экономики» - М., 2014. -С. 92-96.

4. Перфилов В. А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Перфилов В. А. // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (42). - С. 264 - 266.

5. Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за рубежом / Скотаренко О.В. // Вестник МГТУ. - 2011. - том 14. - №1. - С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.