Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева К.С., Лисицина И.Ю.

В статье рассмотрены различные подходы к оценке эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ. Обосновано применение дифференцированных критериев оценки в зависимости от содержания подпрограммы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева К.С., Лисицина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ»

УДК 330

К.С. Ковалева, И.Ю. Лисицина

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

В статье рассмотрены различные подходы к оценке эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ. Обосновано применение дифференцированных критериев оценки в зависимости от содержания подпрограммы

Ключевые слова: муниципальные программы, показатели, критерии, эффективность, интегральная оценка.

В условиях инновационного и социально-ориентированного развития экономики долгосрочные муниципальные целевые программы должны рассматриваться как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, реализуемый органами исполнительной власти для достижения долгосрочных целей и повышения эффективности расходов бюджета.

В муниципальных образованиях Ростовской области реализуется комплекс целевых программ, направленных на достижение их устойчивого социально-экономического развития. Так, на территории г. Шахты в настоящее время реализуется 24 муниципальных программы, в том числе такие как «Благоустройство территории», «Развитие улично-дорожной сети».

Разработка муниципальных программы осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации муниципальных программ», утвержденными постановлением Администрации города Шахты от 2 октября 2013 г. № 3250. Каждая муниципальная программа включает следующие разделы (таблица 1).

Таблица 1

Состав и содержание разделов муниципальных долгосрочных целевых программ г. Шахты*

Раздел Содержание раздела

Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития г. Шахты Проведение анализа действительного состояния сферы, включая выделение основных проблем, прогноз сферы реализации программы

Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации программы Цели программы должны соответствовать приоритетам и целям муниципальной политики соответствующей сфере социально-экономического развития города. Индикаторы должны быть увязаны с целями и задачами

Обоснование выделения подпрограмм, обобщенная характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться такой фактор как вклад подпрограммы в достижение целей программы

Участие муниципального образования «Город Шахты» в государственных программах соответствующего направления Отображается информация об участии муниципального образования в реализации государственных программ, цели которых близки к целям муниципальной программы

Информация по ресурсному обеспечению программы Приводится информация о расходах местного областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников на реализацию программных мероприятий

Методика оценки эффективности программы Указывается степень достижения пороговых значений целевых индикаторов программы

Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников программы Приводится схема взаимодействия всех участников программы по этапам программы

* Составлена авторами

© Ковалева К.С., Лисицина И.Ю., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

ISSN 2223-4047

Основные направления муниципальных долгосрочных целевых программ (МЦП) по мнению большинства ученых и практиков - это внедрение современных и перспективных методик оценки их эффективности [1], [2], [3].

Предлагаются различные подходы по совершенствованию оценки МЦП. Заслуживает внимания точка зрения Сидоркиной И.Э., которая считает, что эффективность МЦП должна рассматриваться в контексте инновационно-экономической бюджетной и социальной эффективности, при этом, бюджетная эффективность является основополагающей [3].

В общем случае бюджетная эффективность ассигнований признается достаточной, если сумма дополнительных, фактически полученных или запланированных поступлений в бюджет муниципального образования в результате реализации программы превышает сумму бюджетных ассигнований на выполнение программы за рассматриваемый период. Инновационно-экономическая эффективность бюджетных ассигнований заключается в положительной динамике установленных показателей отдельных секторов экономики, либо экономики муниципальных образований в целом - в соответствии со стратегическими целями инновационного развития. Социальная эффективность бюджетных ассигнований признается положительной в случае достижения социально значимого эффекта в результате выполнения программных мероприятий и реализации программы в целом.

Орлов В.В. предлагает учитывать при оценке МЦП экономическую, социальную и экологическую составляющие [2]. При этом автор считает, что недостаточно проработаны вопросы учета нестабильности экономической ситуации и рисков, возникающих при реализации МЦП, что снижает достоверность оценки эффективности их реализации.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, будет являться подход, основанный на оценке фактической эффективности МЦП с помощью интегрального показателя, который учитывает объем финансовых ресурсов и социально-экономический эффект, оказывающий положительное влияние на изменение выбранной сферы развития муниципального образования.

Оценка эффективности МЦП будет также зависеть от особенностей той или иной программы и возможных направлений ее совершенствования. Так, для программы «Благоустройства территории» в качестве критериев эффективности могут быть использованы следующие (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки эффективности МЦП «Благоустройства территории»*

Услуги по благоустройству территории Показатель оценки эффективности

1 Услуги зеленого строительства 1. 1 Степень озеленения города Отношение общей площади зеленых насаждений в пределах городской черты по всей площади города

1.2 Нормативная обеспеченность жителей города зеленными насаждениями Отношение фактического количества зеленых насаждений, приходящихся на одного жителя к нормативному количеству зеленых насаждений, приходящихся на одного жителя

1.3 Обеспеченность озеленением улично-дорожной сети города Отношение протяженности озелененных дорог к общей длине дорог

2 Услуги уличного освещения 2.1 Степень освещенности дорожной сети Отношение протяженности освещенных дорог к общей длине дорог

2.2 Обеспеченность жителей города освещенными дорогами Отношение фактического количества освещенности дорог к численности жителей

* Составлена автором

Кроме совершенствования оценки МЦП требует совершенствования и их ресурсная составляющая.

Ресурсное обеспечение МЦП должно быть ориентировано на использование собственных возможностей и ресурсов города (финансовых, производственных, сырьевых, трудовых, научных), на поиск нестандартных решений социально- экономических вопросов развития города, активное вовлечение граждан в формирование и реализацию общегородских программ. Источником финансирования программы могут быть, на наш взгляд, консолидированные средства местного бюджета и других источников (средства предприятий, инвесторов, населения). Состав конкретных работ и объемы их финансирования определяются и корректируются ежегодно, исходя из необходимости реализации основных программных мероприятий и величины привлекаемых ресурсов. Необходимо ввести обязательную практику ежегодного пересмотра состава целевых подпрограмм и деления их на три группы:

- подпрограммы, которые должны финансироваться в полном объеме;

- подпрограммы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;

- подпрограммы, по которым может быть временно прекращено финансирование.

В ходе реализации программы необходимо осуществлять ее дальнейшее уточнение, конкретизацию и актуализацию на основе интеграции вновь разрабатываемых программных проектов, бизнес-планов и технико-экономических обоснований.

Совершенствование оценки эффективности МЦП и их ресурсного обеспечения позволит решить задачу выполнения новых требований к развитию бюджетной системы страны и достичь инновационных ориентиров развития муниципальной экономики.

Библиографический список

1. Моисеенко М.А. Совершенствование процесса разрабоки целевых программ, их формирования и реализации / М.А. Моисеенко // Современные проблемы социально-экономического развития: сборник материалов 1-ой международной науч.-практ. конф. - М.: Издательство Перо, 2013. - 0,2 п.л.

2. Орлов В.А. Комплексные методики оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ / В.А. Орлов // «Научное обозрение». - 2012. - № 4. - С. 449-456. - 0,6 п.л.

3. Сидорина И.Ф. Оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов // Наука и Экономика. - 2010. - № 3. - С. 10-17. - 0,4 п.л.

КОВАЛЕВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, Россия.

ЛИСИЦИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА - магистрант, ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, Россия.

ФЕДОСЕЕВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент», Донской государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.