УДК 631.54
ОХРАНА ЗЕЛЕНОГО ФОНДА ГОРОДА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
© 2014 Г.Ю. Морозова
Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, г. Хабаровск
Поступила в редакцию 14.05.2014
Рассматриваются нормативно-правовые проблемы охраны зеленого фонда города для формирования качественной среды обитания. Реализация разработанных нормативно-правовых документов, направленных на сохранение зеленого фонда города, является составной частью муниципальной экологической политики.
Ключевые слова: город, растительность, охрана, экологическая политика
Для повышения качества жизни горожан пространственная среда города должна отвечать потребностям в осуществлении определенных функций - жилья, отдыха, производства, торговли, управления, науки и др. Городская среда должна быть комфортной, экологически благополучной, эстетически и экономически привлекательной для инвесторов. Большую роль в оптимизации экологической среды и создании комфортной среды проживания человека играют зеленые насаждения, являющиеся неотъемлемой частью градостроительной структуры и составной частью природного каркаса города. Основными элементами системы озеленения выступают парки, сады, бульвары, скверы, рощи, питомники, уличные посадки, озеленение жилых районов, санитарно-защитные зоны предприятий. Растительность входит в систему жизнеобеспечения города как важнейший средообразующий и средо-защитный факторы, обеспечивающие комфортность и высокое качество среды проживания. Сохранение биоразнообразия растений и разнообразия сообществ, высокая доля озелененных территорий в общей площади города, соотношение площади естественных и трансформированных ландшафтов являются косвенными показателями комфортности проживания человека в городе [2]. Кроме того, велика роль растительности в создании неповторимого облика каждого города. Для Хабаровска такими уникальными объектами являются городские парки, скверы, бульвары, которые создают самобытный и уникальный образ города, имеют свою историю и любимы горожанами и гостями города.
Дальневосточный колорит озеленения города создает разнообразный местный ассортимент деревьев и кустарников, а также хорошо спланированная структура насаждений. Будучи одним из факторов оздоровления и декоративного убранства, показателем его инвестиционной привлекательности как дальневосточной «столицы» зеленые насаждения в условиях города сами становятся
Морозова Галина Юрьевна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник. E-mail: morozova_ivep@mail. ru
заложниками не только влияния экстремальных условий произрастания в стрессовых условиях урбанизации, но и столкновения экономических интересов разных ведомств и предприятий.
Растительность в городе выполняет важные санитарно-гигиенические, экологические (почвозащитные, противоэрозионные, водоохранные, климато-регулирующие и др.) и эстетические функции. Кроме того, зеленые насаждения являя-ются социально-стабилизирующим фактором, обеспечивая потребности человека в ежедневном и еженедельном отдыхе, снижая напряженность и конфликтность городской среды, облагораживая условия обитания человека и способствуя устойчивому развитию города. Задачей растительности в городах является максимальное снижение влияния антропогенного фактора и усиление воздействия природного потенциала города. Экологическая политика в вопросах сохранения зеленого фонда должна быть направлена на охрану и развитие целостной системы озеленения города.
Природный потенциал городской территории используется хозяйственными структурами, что часто приводит к столкновению интересов разных землепользователей, претендующих на городские земли. Стремление хозяйственных ведомств развивать свою деятельность приводит к решениям, которые не всегда учитывают интересы города как целостной системы, как среды для жизни всех людей. Как правило, побеждают экономические интересы, хотя приоритет должен отдаваться интересам целой градостроительной системы, а не развитию ее отдельных элементов, в соответствии с принципом субоптимизации [6]. Земли и расположенные на них зеленые насаждения постоянно находятся на острие столкновения таких интересов. Поэтому стратегической целью организации городской территории является поиск оптимального соотношения используемых в хозяйственном назначении и средоформирующих (защищенных) земель [3]. Особенно притягательна в этом плане самая активная центральная часть города, которая обладает наибольшим планировочным разнообразием и характеризуется максимальной интенсивностью деятельности горожан. Периодически возникают конфликты, связанные с вырубкой насаждений и
сокращением озелененных территорий города для разных нужд. Попытка сократить и перепланировать зеленую зону городских бульваров Хабаровска для строительства автомобильных парковок тому подтверждение.
В настоящее время экологическая обстановка в Хабаровске оценивается его жителями как напряжённая, на что указывают 81,8% горожан [9]. Поэтому разработка мероприятий экологической политики для создания благоприятной городской среды особенно важна. Первым этапом реализации экологической политики муниципального уровня, направленной на сохранение и развитие системы озеленения города, было приведение местной нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законами. Это особенно актуально в связи с часто меняющимся законодательством, новыми требованиями и разными нормативами, а также динамичной ситуацией в городском озеленении.
Главным официальным документом, направляющим развитие города, является Генеральный план города [1], разработанный для г. Хабаровска до 2025 г. ФГУП РосНИПИ Урбанистики (Санкт-
Петербург). В нем запланировано на перспективу развитие всей системы озеленения города с увеличением социально значимых норм озеленения -озелененных территорий общего пользования (табл. 1). Генплан Хабаровска предусматривает архитектурно-планировочными методами восстановить пространственную непрерывность природного комплекса, подчеркнуть методами озеленения историческую планировку и усиливать ландшафтные доминанты города, заложить на перспективу создание новых парков (табл. 1), благоустроить старые парковые и садовые зоны, преобразовать островные рекреационные зоны в парковые объекты общего пользования [1]. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития города был принят ряд документов (табл. 2), в частности, Стратегический план устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. [10], в котором сформулированы общие тенденции оптимизации экологической обстановки города и принципы развития системы зеленых насаждений, их охра-ны и повышение разнообразия растений и растительных сообществ.
Таблица 1. Зеленые насаждения, городские леса и озеленение специального назначения Хабаровска [1]
Категории объектов Площадь, Площадь,
га га(проект до 2025 г.)
озеленение общего пользования
парки и скверы 139,8 426,3
сады 34,5 34,5
рощи 23,0 23,0
бульвары 62,0 62,0
уличные насаждения 1160 1160
Итого: 1419,3 1705,8
озеленение специального назначения
дендрарий 11,4 11,4
городские питомники 343,0 483,1
внутриквартальное озеленение 2325,0 2325,0
городские леса 2851,0 2851,0
Итого: 5530,4 5670,5
озеленение ограниченного пользования
приусадебные и дачные участки 878,2 878,2
санитарно-защитные зоны 9300 10276
Итого: 10178,2 11154,2
ВСЕГО: 17127,9 18530,5
В последние годы в природопользовании на передний план выходит программно-целевое планирование природоохранной деятельности. Целевые программы разных уровней (от федерального до муниципального) являются эффективным инструментом принятия управленческих решений, их разработка учитывает тенденции социально-экономического развития, реальной экологической ситуации и специфики природоохранной деятельности [2, 9]. На решение социально-экологических проблем направлены многолетние целевые программы по улучшению экологического состояния г. Хабаровска [9]. В этих программных
документах заложены механизмы реализации природоохранных мероприятий по охране зеленого фонда города в разделах «Состояние зеленого фонда города» и «Мероприятия по охране зеленых насаждений города и ООПТ местного значения».
Для сохранения зеленого фонда города были разработаны концептуальные документы, направленные на сохранение и воспроизводство зеленого фонда г. Хабаровска и совершенствование зеленого строительства. Сформулирована концепция озеленения г. Хабаровска [5], отражающая динамику современного состояния насаждений, их эколого-биологические, градо-
строительные, административно-хозяйственные, правовые и социальные аспекты, что позволило реализовать городскую экологическую политику для создания комфортной и экологически безопасной среды. Концепция озеленения Хабаровска,
не имея статуса правового документа, определила приоритеты зеленого строительства города с целью оптимизации экологической среды на многие годы вперед.
Таблица 2. Нормативно-правовые и концептуальные документы, принятые для реализации экологической политики по охране зеленого фонда г. Хабаровска
Нормативно-правовые и концептуальные документы Орган утверждения Сроки реализации Мероприятия по охране зеленого фонда города
Генеральный план города Хабаровска Решение Хабаровской городской Думы от 23.10.2012 № 662 До 2025 г. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск» создание единой системы озеленения города, основанной на сочетании градостроительных, социальных, экономических, экологических и биологических требований.
Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года. Решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006. № 306 20062020 гг. Развитие целостной системы озеленения города Хабаровск.
Программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 20112015 годы Постановление администрации города от 21.10.2010 № 3379 20112015 гг. Мероприятия по охране и воспроизводству городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети ООПТ местного значения, обеспечение их устойчивого функционирования для сохранения природной среды города.
Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» Решение городской Думы от 26.12.2008 № 721 2008 г. Разработаны правила содержания и воспроизводства зеленых насаждений в городе Хабаровск
Порядок расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба, нанесенного повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Хабаровска Постановление администрации города Хабаровска от 01.02.2010 № 234. С 2008 г. Введение экономических рычагов защиты зеленых насаждений и разработка эколого-экономических подходов, способствующих охране и рациональному использованию зеленых насаждений в городе, а также возмещению убытков от их повреждения или уничтожения.
Об утверждении схемы развития и размещения ООПТ местного значения городского округа «Город Хабаровск». Постановление администрации города Хабаровска от 01.02.2010 № 234. 2010 г. Охрана и развитие системы ООПТ города Хабаровска, как составной части зеленого фонда города.
Об установлении категорий ООПТ местного значения городского округа «Город Хабаровск» Постановление администрации города от 28.02.2011 № 594 2011 г. Развитие системы ООПТ города Хабаровска -центров сохранения биоразнообразия живых организмов в урбанизированной среде.
Долгосрочная целевая программа «Развитие озеленения территории города Хабаровска на 2012 - 2020 годы» Постановление администрации города от 06.04.2012 № 1235 20122020 гг. Мероприятия по совершенствованию организации управления озеленением городской территории, включая развития питомнического хозяйства.
Концепция озеленения Хабаровска Не имеет юридического статуса С 2003 г. Разработаны принципы озеленения в соответствии с градостроительной, природной и экологической спецификой Хабаровска.
Для сохранения зеленого фонда города были разработаны концептуальные документы, направленные на сохранение и воспроизводство зеленого фонда г. Хабаровска и совершенствование зеленого строительства. Сформулирована концепция озеленения г. Хабаровска [5], отражающая динамику современного состояния насаждений, их эколого-биологические, градостроительные, административно-хозяйственные, правовые и социальные аспекты, что позволило реализовать городскую экологическую политику для создания комфортной и экологически безопасной среды. Концепция
озеленения Хабаровска, не имея статуса правового документа, определила приоритеты зеленого строительства города с целью оптимизации экологической среды на многие годы вперед.
Развитие городских территорий, сопровождаемое организацией новых производств, строительством транспортной и инженерной инфраструктуры, интенсивным землепользованием, приводит к ухудшению экологического состояния территории и ставит вопрос о поддержании в жизнеспособном состоянии городской растительности. Были разработаны современные нормы содержания
городских зеленых насаждений, учитывающие специфику города, они вошли составной частью в «Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» [8]. Пятилетний опыт их практического применения показал недостаточную проработанность вопросов компенсационного озеленения при сносе насаждений, и этот вопрос требует своего дальнейшего решения. Новые экономические условия хозяйствования, обострившаяся экологическая ситуация и современные градостроительные условия в Хабаровске сделали актуальной проблему эколого-экономического управления зеленым фондом города. Для сдерживания бесконтрольных рубок деревьев и кустарников на городской территории разработан порядок расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба, нанесенного повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории Хабаровска [7]. В последние годы принят ряд документов, направленный на охрану зеленого фонда города [11, 12].
Совершенствование организации и управления озеленением города требовало принятие долгосрочной целевой программы «Развитие озеленения территории Хабаровска на 2012-2020 годы» [4]. Принятая целевая программа направлена в первую очередь на восстановление питомнического хозяйства города, разрушенного в предыдущие десятилетия, увеличение резервов качественного крупномерного посадочного материала и совершенствование ухода за насаждениями. Одним из нерешенных вопросов зеленого строительства города, которые не учтены в данной программе, является снос старовозрастных насаждений, в основном тополей. На основе материалов инвентаризации зеленого фонда города, проведенной сотрудниками ИВЭП в 20022013 гг., были разработаны предложения по замене старых деревьев, которые могли бы быть приняты в качестве подпрограммы долгосрочной целевой программы.
Выводы: в целом реализация разработанных нормативно-правовых документов, направленная на сохранение зеленого фонда города является
составной частью муниципальной экологической политики, которая требует своего дальнейшего развития и анализа эффективности принятых решений и своевременной их корректировки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Генеральный план города Хабаровска.
2. Дебелая, И.Д. Рациональное природопользование. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. 142 с.
3. Мирзеханова, З.Г. Особенности региональной экологической политики в стратегии перспективного развития Хабаровского края // Тихоокеанская геология. 2010. Т. 29, № 2. С. 119-125.
4. Морозова, Г.Ю. Долгосрочная целевая программа «Развитие озеленения территории города Хабаровска на 2012-2020 годы» / Г.Ю. Морозова, Г.А. Лаптиёв, В.В. Иванова, Т.И. Кислова. - Хабаровск: МАУ «Хабаровские вести», 2012. 33 с.
5. Морозова, Г.Ю. Концепция озеленения Хабаровска / Г.Ю. Морозова, Н.А. Нарбут, А.А. Бабурин и др. -Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2003. 38 с.
6. Перцик, Е.Н. Геоурбанистика. - М.: «Академия», 2009. 432 с.
7. Порядок расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба, нанесенного повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Хабаровска. Постановление администрации города Хабаровска от 01.02.2010 г. № 234.
8. Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск». Решение городской Думы от 26 декабря 2008 г. №721.
9. Воронов, Б.А. Программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы / Б.А. Воронов, А.Н. Махинов, З.Г. Мирзеханова и др. - Хабаровск: МАУ «Хабаровские вести», 2011. 81 с.
10. Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года. Решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 г. № 306.
11. Об утверждении схемы развития и размещения ООПТ местного значения городского округа «Город Хабаровск». Постановление администрации города от 03.12.2009 г. № 4308.
12. Об установлении категорий ООПТ местного значения городского округа «Хабаровск». Постановление администрации города от 28.02.2011 г. № 594.
PROTECTION THE CITY GREEN FUND AS ONE OF THE DIRECTIONS OF REALIZATION THE MUNICIPAL ECOLOGICAL POLICY
© 2014 G.Yu. Morozova
Institute of Water and Ecological Problems FEB RAS, Khabarovsk
Standard and legal problems of city green fund protection for formation the qualitative habitat are considered. Implementation of the developed standard and legal documents directed on preservation the city green fund, is a component of municipal ecological policy.
Key words: city, vegetation, protection, ecological policy
Galina Morozova, Candidate of Biology, Leading Research Fellow. E-mail: morozova_ivep@mail.ru