Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления муниципальными унитарными предприятиями сферы благоустройства в современных условиях на практике города Барнаула'

Совершенствование системы управления муниципальными унитарными предприятиями сферы благоустройства в современных условиях на практике города Барнаула Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
914
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРНАУЛ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА / THE CITY OF BARNAUL / PUBLIC SERVICES AND AMENITIES / MUNICIPAL ORGANIZATIONS / AMOUNT OF FINANCE / IMPROVEMENT OF ADMINISTRATION OF PUBLIC SERVICES AND AMENITIES ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Королева Елена Николаевна

В результате создания единого органа управления сферой благоустройства будет создана благоприятная жизненная среда населению с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности граждан.The topical issues of the administration of the public services and amenities enterprises are dealt with. To improve the administration of the public services and amenities sphere in the city of Barnaul the analysis of the municipal organizations activity and the financing sources of the public services and amenities sphere is carried out. As the result, a single supervising body and a single source of financing will be established at the City Administration of Barnaul, the existing organizations will be restructured into one municipal unitary enterprise, and that will ultimately result in the creation of comfortable conditions for all kinds of activity of the citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления муниципальными унитарными предприятиями сферы благоустройства в современных условиях на практике города Барнаула»

теме АПК. При организации интенсивного расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях необходимы качественные изменения производительных сил и производственных отношений на основе достижений науки, развития техники и передового опыта; рационального использования природных и производственных ресурсов. Поскольку производство продукции, создание материальных ценностей осуществляются в определенных отраслях, поэтому важно обосновать их количество, вид, размеры, сочетание и системы их ведения.

Библиографический список

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 455 с.

2. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Россий-

ской Федерации к устойчивому развитию» // Российская газета. — 1996. — 15 апр.

3. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. — (http://www.consultant.ru/).

4. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 1. — С. 3.

5. Курцев И.В. Основные положения стратегии устойчивого развития сельского хозяйства // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2001. — № 3-4. — С. 112-118.

6. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: учеб. пособие. — М.: ТЕИС, 1997. — 272 с.

7. Колобова А.И. Организация производства на предприятиях АПК: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во аГаУ, 2008. — 397 с.

+ + +

УДК 332.14 Е.Н. Королева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРАКТИКЕ ГОРОДА БАРНАУЛА

Ключевые слова: Барнаул, благоустройство, муниципальные организации, объемы финансирования, совершенствование управления предприятиями сферы благоустройства.

Введение

Городское хозяйство — главная отрасль жизнеобеспечения города. Она напрямую связана с социальными вопросами и качеством жизни. От того, как будет работать отрасль жизнеобеспечения, так и будут развиваться город, регион и страна в целом.

«Благоустройство — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города, обеспечение доступности городской среды, повышение комфортности условий проживания для жителей города, поддержание единого архитектурного облика города» [1].

В настоящее время в г. Барнауле насчитывается 1247 объектов улично-дорожной сети, из них 845 улиц, 179 переулков, 166 проездов, 14 площадок, 11 проспектов,

7 трактов, 3 шоссе, 22 прочих объектов (тупики, разъезды, набережные и т.д.) [2].

В городе Барнауле функции благоустройства выполняют следующие муниципальные организации: МУП «Барнаулавтодор», МУП «Горзеленхоз», МУП «Барнаулгор-свет», МУП «Дорожник» Индустриального района, МУП «Дорожник» Ленинского района «Дорожник-1» Центрального района, МУП «Дорожник-2» Октябрьского района, МУП «Дорожник-1» Железнодорожного района. Муниципальные унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства также участвуют в процессе благоустройства и озеленения городской территории (МУП «ЖЭУ № 30, МУП «ДЕЗ № 1» Ленинского района г. Барнаула). К числу частных организаций можно отнести: ООО «Экопром-Барнаул», ОАО «Механизатор», ООО «Благоустройство № 1»,

ООО «Патай».

Муниципальные контракты заключают и государственные организации, такие как ГУП ДХ «Новоалтайское ДСУ-7», у которого на субподряде ГУП ДХ «Барнаульское ДСУ-4», ОАО «Барнаульская горэлектро-сеть».

Среди муниципальных унитарных предприятий постоянно рентабельными предприятиями являются МУП «Горзеленхоз», МУП «Барнаулгорсвет», МУП «Дорожник» Индустриального района г. Барнаула.

Целью исследования выступает улучшение благоустройства города Барнаула. Для этого необходимо решить следующие задачи:

сформировать первоочередные меры, которые необходимо предпринять органам власти городского округа для улучшения сферы благоустройства города;

разработать предложения по усовершенствованию системы управления сферой благоустройства на территории города Барнаула, в том числе в части организационноправовой формы организаций.

Объекты и методы

Объектом исследования являются муниципальные организации сферы благоустройства на территории города Барнаула.

Перед организациями благоустройства в городе Барнауле стоят следующие цели: развитие благоустройства территории и достижение общественных благ, реализация программ по вопросам благоустройства, обеспечение чистоты и порядка на территории города, санитарное содержание городской территории и объектов благоустройства.

Анализ объемов финансирования сферы благоустройства в городе Барнауле за последние годы показывает, что средств, выделяемых на благоустройство, явно недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды. Эта тенденция общероссийская. Так, «по установленным нормативам потребность на ремонт и содержание автодорог федерального значения составляет около 200 миллиардов руб., а для региональных и муниципальных — 650 миллиардов руб.» [3].

Финансирование сферы благоустройства в городе Барнауле производится через несколько структур: комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, комитет жилищнокоммунального хозяйства, которые выступают заказчиками работ. До 01.01.2012 г.финансирование проводилось через администрации районов города. Данные организации на конкурсной основе заключают договоры на оказание услуг. На наш взгляд, разрозненность получателей финансирования ухудшает плановость и контроль за выполнением благоустроительных работ. Необходимо создание единого органа-получателя денежных средств на выполнение работ по благоустройству.

За счет части средств федерального бюджета в сфере благоустройства города Барнаула финансируется только строительство и текущий ремонт дорог. Краевой бюджет участвует помимо строительства и текущего ремонта еще в реконструкции дорог. Остальные виды работ выполняются в основном за счет средств городского бюджета. Работы по строительству зеленых уголков и устройству плиточного покрытия тротуаров в городе Барнауле вовсе не предусмотрены бюджетом и выполняются за счет средств внебюджетных источников, в том числе за счет средств частных организаций и жителей города.

Особым источником финансирования сферы благоустройства являются федеральные целевые программы. Так, в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки было запланировано в 2008 г. 330,0 млн руб., 2009 — 300,0, 2010 — 450,0, 2011-650,0 млн руб., 2012 — 560 млн руб. [4].

В соответствии с проектом «Единая Россия» «Новые дороги городов России» в г. Барнауле завершен ремонт 139 городских улиц городского и районного значения, проездов к учреждениям здравоохранения и образования, что составляет 82% от плана проекта [5].

Среди муниципальных целевых программ можно выделить программу «Благоустройство г. Барнаула в 2007-2009 гг.» с объемом финансирования в 2008 г. 1939,3 млн руб. и в 2009 — 1986,0 млн руб. [4].

Финансирование сферы благоустройства за период 2007-2009 гг. снизилось практически в два раза.

Таблица

Объемы финансирования мероприятий

Год Сумма, тыс. руб. Отклонения, %

2007 1 144 323,0 100

2008 922 105,0 90,4

2009 292 709,45 59,8

Выделенные средства позволили выполнить мероприятия вышеуказанной Программы на 88,8%. В 2009 г. реализация Программы завершилась. «По результатам анализа выполнения Программы дорожноремонтные мероприятия выполнены в общем объеме 103,2%, мероприятия по озеленению — 103,5%, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения — 87,3%, мероприятия по обеспечению муниципальных предприятий техникой — 75,3%» [6].

В целом ситуация в сфере благоустройства сложная. Анализ объемов финансирования за последние годы показывает, что

средств, выделяемых на благоустройство, явно недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды. Например, «финансирование реконструкции автомобильных дорог в 2008 г. составило 160 млн руб., из них 150 млн руб — за счет краевого бюджета, 10 млн руб. — за счет городского бюджета. В 2009 г. данные пропорции сохранили свою тенденцию. С 2010 г. запланировано увеличение финансирования за счет федерального бюджета в размере 155 млн руб.» [6].

Кроме того, следует отметить, что объемы финансирования сферы благоустройства значительно возросли в 2010-2011 гг. по сравнению с 2006-2009 гг. Это связано с поступлением в бюджеты городов, в том числе и в г. Барнаул, федеральных средств по программе «Новые дороги городов России».

Средства федерального бюджета, выделенные по проекту «Новые дороги городов России» в «объеме 583,0 млн руб. на условиях софинансирования из местного бюджета в размере 5% позволили в 2010 г. выполнить ремонт дорог в городе Барнауле на площади 1022521,0 кв. м» [7].

В 2011 г. из федерального бюджета городу выделено 308,7 млн руб. [7]. Ранее, в 2009 г. средства на дороги поступили из федерального бюджета в городской в сумме 150 млн руб. [8].

Экспериментальная часть

Основной задачей реформирования на территории всей Российской Федерации является расширение состава вопросов, за которые отвечает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, что приводит к самостоятельности и ответственности учреждений и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

В современных условиях считаем целесообразным создать единый орган управления предприятиями сферы благоустройства в структуре администрации города Барнаула. Кроме того, необходимо создать одну муниципальную организацию по реализации благоустроительных функций с выделением нескольких участков выполнения работ.

Отделы коммунального хозяйства администраций районов города должны быть включены в состав комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Функции по благоустройству от комитета жилищно-коммунального хозяйства также необходимо передать в профильный комитет.

Вместе с тем, учитывая имеющий опыт благоустройства в городе Барнауле, можно с уверенностью сказать, что наиболее приемлемой организационно-правовой формой

организаций сферы дорожного хозяйства должно стать муниципальное унитарное предприятие.

Результаты и их обсуждения

Так, в период с 2005 по 2012 гг. организации сферы благоустройства прошли процедуры банкротства и создания новых «маленьких» предприятий, что привело, с одной стороны, к уменьшению налогообложения, а с другой, — к частичной потере муниципального имущества. В 2010 г. можно было наблюдать опыт деятельности автономных учреждений (АУ «Дорожник» Ленинского района, АУ «Барнаул-Зеленстрой», MАУ «Благоустройство» Центрального района г. Барнаула и т.д.). Принимая во внимание, что создание данных учреждений приводило к уходу от конкурсных процедур, увеличению бюджетных ассигнований и отсутствию стимула к повышению конкурентноспособности учреждений, государство ограничило сферы существования автономных учреждений, запретив создавать подобные организации в производственной сфере. Таким образом, в 2012 г. сферы благоустройства среди муниципальных унитарных предприятий г. Барнаула поделены следующим образом: озеленение — MУП «Горзеленхоз»; уличное освещение — MУП «Барнаулгор-свет»;

капитальное строительство и текущее содержание дорог — MУП «Дорожник» Ленинского района, MУП «Дорожник» Индустриального района, MУП «Дорожник-2» Октябрьского района, MУП «Дорожник-1» Железнодорожного района, MУП «Дорожник-1» Центрального района, MУП «Барнау-лавтодор».

Создание одного муниципального унитарного предприятия сферы благоустройства позволит усилить контроль за выполнением работ, соответственно, и качеством получаемых услуг.

В результате реализованных предложений будет создана благоприятная жизненная среда населению с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности граждан.

Заключение и выводы

В условиях существующей экономической ситуации необходимо:

увеличить объем произведенных работ и услуг в расчете на одного жителя;

модернизировать производство, впоследствии снизив степень износа основных производственных фондов;

повысить конкурентоспособность за счет производства конкурентных видов продукции и услуг, что скажется на увеличении числа организаций, имеющих прибыль.

С целью дальнейшего совершенствования городской среды и улучшения благоустройства территории города муниципалитету необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1) увеличить объем ремонта городских улиц, что позволит повысить пропускную способность;

2) оптимизировать организацию дорожного движения, что позволит снизить общее количество ДТП и образование заторов;

3) повысить эффективность работы дорожно-эксплуатационных предприятий посредством контроля за качеством и своевременностью выполнения поставленных задач;

4) завершить инвентаризацию дорог, зеленых насаждений, ливневой канализации и других объектов внешнего благоустройства с включением их в реестр муниципального имущества;

5) увеличить объем работ по посадке зеленых насаждений, замене аварийных деревьев, проведению омолаживающей обрезки и т.д.;

6) внедрять инновационные технологии в решение задач благоустроительного комплекса.

Основным этапом реализации названных целей должно стать реформирование муниципальных организаций в г. Барнауле.

Библиографический список

1. Зубов В.П. Итоги работы и перспективы развития дорожно-благоустроительного

комплекса // Mатериалы совещания руководителей исполнительной и представительной власти по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год.

2. Концепция социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года [Электр. ресурс]. //http//www2. bar-naul.org.

3. Mедведев Д. Выступление на совещании по вопросам бюджетной политики 16 июня 2010 год [Электр. ресурс]. //http://www.kremlin.ru.

4. Решение Барнаульской городской Думы от 01.02.2008 № 696 «Об утверждении Программы комплексного социальноэкономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы» [Электр. ресурс]. — СПС «Консультант плюс».

5. Решение Барнаульской городской Думы от 10.06.2010 №305 «Об утверждении Концепции долгосрочного социальноэкономического развития города Барнаула до 2020 года» [An electronic resource]. //http//www2.barnaul.org.

6. Информационный материал о работе комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению за 2009 год от 21.01.2010 № 489/01-11.

7. [Электронный ресурс^-URL: «О ремонте дорог г. Барнаула в 2011 году» // http://www.naaltae.ru/consult/consult_213. html.

8. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.politsib.ru/news.

+ + +

УДК 631.1 Ю.В. Рогожин

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Ключевые слова: оленеводство, северный олень, инновации, Республика Саха (Якутия).

Введение

В Республике Саха (Якутия) приоритетным направлением в развитии АПК является животноводство, в составе которого выделяют два направления: коневодство и оленеводство. Последнее является ведущей отраслью АПК в большинстве районов Крайнего Севера Российской Федерации. В этой отрасли работают большинство малочисленных народов Севера, которые производят широкий спектр животноводческой продукции [1].

К основному экономическому показателю производства оленеводческой продукции относится себестоимость, которая формируется из текущих издержек производства и реализации продукции, включая материальные затраты, амортизационные отчисления, заработную плату основного и вспомогательного персонала, накладные расходы. Основными показателями, влияющими на формирование себестоимости продукции оленеводства, являются следующие: объем и качество продукции, затраты на санитарно-профилактические мероприятия, транспортные расходы, стоимость ГСМ [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.