№ 4 - 2011 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 614.2:681.5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГОРОДСКАЯ ЕДИНАЯ РЕГИСТРАТУРА»
1 2 2 3
О.В. Алешко , А.В. Калиниченко , В.А. Борцов , Я.В. Зулин
1МБУЗ «Городская поликлиника № 1» (г. Новосибирск)
2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
3МБУЗ «Городская поликлиника № 26» (г. Новосибирск)
Для оценки эффективности внедрения автоматизированной информационной системы «Городская единая регистратура» проведен социологический опрос 2800 пациентов территориальных поликлиник. Результаты исследования позволили высоко оценить эффективность оптимизационной моделисовершенствования организации амбулаторно-поликлинической помощи населению на основе информационных технологий.
Ключевые слова: автоматизированной информационной системы «Городская единая регистратура» (АИС ГЕР), территориальная поликлиника (ТП)
Алешко Оксана Валерьевна — заместитель главного врача по медицинской части муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1» г. Новосибирска, e-mail: [email protected]
Калиниченко Александр Викторович — доктор медицинских наук, профессор, главный врач муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская консультативно-диагностическая поликлиника № 27» г. Новосибирска, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития, e-mail: [email protected]
Борцов Виктор Анатольевич — доктор медицинских наук, доцент, советник председателя Совета депутатов г. Новосибирска, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития, e-mail: [email protected]
Зулин Ярослав Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент, главный врач муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 26» г. Новосибирска, e-mail: [email protected]
Актуальность. Важнейшей социальной задачей государства является обеспечение прав граждан на получение доступной, своевременной и качественной медицинской помощи независимо от места жительства и социального положения. Учитывая сложившуюся в России систему оказания медицинской помощи, одним из наиболее действенных инструментов решения этой задачи является активное внедрение современных информационных технологий. Это позволит перейти на более высокий уровень оказания медицинской помощи населению [2, 3].
На сегодняшний день в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания населения применяется устаревшая система распределения потоков пациентов, что приводит к очередям около регистратуры, кабинетов врачей. Следствием этого является неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи на уровне территориальной поликлиники [1, 4, 5].
Материалы и методы. Для углубленного изучения системы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению была разработана комплексная методика социально-гигиенического исследования. Объектом исследования явилась система организации записи на прием к врачам медицинских организаций г. Новосибирска, оказывающих амбулаторную помощь населению. Предметом исследования — технология записи на прием к врачам медицинских организаций города, оказывающих амбулаторную помощь населению.
Базами исследования явились медицинские организации города, оказывающие амбулаторную помощь населению: МБУЗ «Городская поликлиника № 1»; МБУЗ «Городская поликлиника № 26»; МБУЗ «Городская консультативно-диагностическая поликлиника № 27»; поликлиническое отделение МБУЗ «Городская клиническая больница № 25»; МБУЗ «Городская поликлиника № 20»; МБУЗ «Госпиталь ветеранов и войн № 3». Единицы исследования — население г. Новосибирска, пациенты территориальных поликлиник (ТП), не использующие услуги автоматизированной информационной системы «Городская единая регистратура» (АИС ГЕР), пациенты ТП, использующие услуги АИС ГЕР.
Минимальный необходимый объём выборочного наблюдения рассчитывался по таблице, которую приводит В. А. Ядов, ссылаясь на расчеты В. И. Паниотто. Фактический объём наблюдений соответствовал расчетному: анкеты для пациентов, не использующие услуги АИС ГЕР, — 400; анкеты для пациентов, использующие услуги АИС ГЕР, — 2400.
Результаты исследований. В социологическом опросе пациентов ТП без АИС ГЕР участвовало 400 человек (52 % мужчин и 48 % женщин), в возрасте от 17 до 90 лет, большинство из которых относятся к работающим — 42,0 %, служащим — 17,7 %, пенсионерам — 17,3 %, инвалидам — 7,7 %, учащимся — 6,7 %, временно
неработающим — 5,7 % и безработным — 3,0 %.
Большинство респондентов полностью удовлетворены медицинской помощью —
44,7 %; больше да, чем нет — 44,3 %; больше нет, чем да — 5,3 %, не удовлетворены
оказанием медицинской помощи — 2 %; затруднились ответить на поставленный вопрос — 3,7 % опрошенных.
Доля опрошенных пациентов, всегда получающих информацию о деятельности ТП по телефону регистратуры ТП, составила 52,7 %; доля респондентов, иногда получающая информацию о деятельности ТП, составила 32,7 %; 9,3 % — иногда и 5,3 % никогда не звонят в регистратуру ТП с целью получения информации о деятельности ТП.
Большинство респондентов дозваниваются в регистратуру ТП сразу — 55,0 %; в течение часа дозваниваются — 38,0 % и в течение дня дозваниваются 7,0 %
опрошенных.
В случае невозможности дозвониться в регистратуру ТП подавляющее большинство опрошенных пациентов (81,0 %) лично направляются в регистратуру ТП;
9,7 % просят соседей узнать информацию в ТП; 7,7 % начинают заниматься самолечением и 1,7 % остаются дома и за медицинской помощью не обращаются. На путь от дома до поликлиники большинство респондентов (52,0 %) затрачивают от 10 до 20 мин; 22,0 % — до 10 мин; 17,7 % — от 20 до 30 мин и 6,0 % затрачивают более 30 мин.
В результате проведенного социологического опроса 2400 пациентов ТП определена удовлетворённость людей работой АИС ГЕР. Доля звонивших на номер АИС ГЕР увеличилась в 4,9 раза; доля лично пришедших в ТП снизилась на 10,6 %; доля звонивших по телефону в регистратуру ТП снизилась на 14,3 %; количество пациентов, потративших меньше времени на запись к врачу, пользуясь АИС ГЕР, увеличилось в 5,5 раза.
Общий эмпирический индикатор (индекс) социальной эффективности с внедрением АИС ГЕР в муниципальную систему здравоохранения повысился с 38,7 до 51,9 %.
Обсуждение результатов. Целью организации единой централизованной записи на приемы к врачам различных специальностей является обеспечение доступности для жителей г. Новосибирска первичной медико-санитарной помощи в медицинских организациях на основе оптимизационной модели с использованием информационных технологий.
Разработанная, научно обоснованная и внедренная оптимизационная модель организации амбулаторно-поликлинической помощи населению на основе информационных технологий предполагает модернизацию 120 регистратур ТП на 350 рабочих мест для 700 регистраторов и введение единого многоканального телефона на 45 линий.
Основными задачами при организации централизованной записи являются:
• предоставление населению дополнительной возможности записи на прием к врачам ТП по единому многоканальному телефону и (или) посредством Web-сервисов через АИС ГЕР;
• обеспечение регулирования и распределения потоков пациентов с целью равномерного и рационального распределения нагрузки врачей ТП;
• оперативное регулирование организационных проблем и технических препятствий, возникающих при взаимодействии сторон (в том числе технического характера, разрешение жалоб и т. д.);
• анализ статистических данных и выработка на его основе предложений по дальнейшему совершенствованию работы.
Выводы. Внедрение автоматизированной информационной системы «Городская единая регистратура» позволило повысить эффективность организации амбулаторнополиклинической помощи населению.
Разработанная оптимизационная модель совершенствования организации амбулаторно-поликлинической помощи населению на основе информационных технологий может учитываться при организации программно-целевых мероприятий по модернизации муниципального здравоохранения.
Список литературы
1. Величко Л. Н. Информатизация процессов управления персоналом в здравоохранении / Л. Н. Величко, Л. П. Качура, Ю. Н. Метлицкий [и др.] // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 2010. — № 2. — С. 22-25.
2. Венедиктов Д. Д. Современная концепция построения единой информационной системы здравоохранения / Д. Д. Венедиктов, В. К. Гасников, П. П. Кузнецов [и др.] // Врач и информ. технологии. — 2008. — № 2. — С. 17-23.
3. Мартыненко В. Ф. Информационные ресурсы здравоохранения / В. Ф. Мартыненко, Г. М. Вялкова, В. А. Полесский [и др.] // Гл. врач. — 2007. — № 4. — С. 8892.
4. Радзиевский Г. П. Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития / Г. П. Радзиевский // Врач и информ. технологии. — 2007. — № 3. — С. 8-23.
5. Фролов С. В. Современные особенности развития медицинских информационных систем / С. В. Фролов, С. Н. Маковеев, С. В. Семенова // Врач и информ. технологии. — 2010. — № 2. — С. 4-9.
ESTIMATION OF INTRODUCTION EFFICIENCY OF AUTOMATED INFORMATION SYSTEM «UNITED CITY REGISTRY»
O.V. Aleshko1, A.V. Kalinichenko2, VА. Bortsov2, Y.V. Zulin 3
1MBEPHC «City Hospital № 1» (Novosibirsk c.)
2SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.) 3MBEPHC «City Hospital № 26» (Novosibirsk c.)
It has been held the sociological poll of 2800 patients of territorial city hospitals for an estimation of introduction efficiency of the automated information system «United city registry». Results of research have allowed to estimate high efficiency of optimizing model of the perfected organization of the ambulant and polyclinic help to the population on the basis of information technology.
Keywords: automated information system «United city registry» (AIS UCR), a territorial policlinic (TH)
About authors:
Aleshko Oksana Valerevna - deputy of head physician on medical part of municipal budgetary establishment of public health services «City hospital» Novosibirsk, an e-mail: [email protected]
Kalinichenko Alexander Viktorovich - doctor of medical sciences, the professor, head physician of municipal budgetary establishment of public health services « City advisory-diagnostic policlinic №27» Novosibirsk, head of public health and public health services chair SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: [email protected]
Bortsov Victor Anatolevich - doctor of medical sciences, assistant professor, adviser of the of the Novosibirsk council deputies chairman, professor of public health and public health services chair SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: [email protected]
Zulin Yaroslav Vladimirovich - candidate of medical sciences, assistant professor, head physician of municipal budgetary establishment of public health services «City hospital № 26» Novosibirsk, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Velichko L. N. Informatization of managerial processes by the personnel in public health services / L. N. Velichko, L. P. Kachura, Ju. N. Metlitsky [etc.] // Question of organisations and information of public health services. - 2010. - № 2. - P. 22-25.
2. Venediktov D. D. The modern concept of construction of uniform information system of public health services / D. D. Venediktov, V. K. Gasnikov, P. P. Kuznetsov [etc.] // the Doctor and an informational technologies. - 2008. - № 2. - P. 17-2
3. Martynenko V. F. Information resources of public health services / V. F. Martynenko, G. M. Vyalkova, V. A. Polessky [etc.] // Head physician. - 2007. - № 4. - P. 88-92.
4. Radzievsky G. P. Architecture of united information system in sphere of public health services and social development / G. P. Radzievsky // The Doctor and an informational technologies. - 2007. - № 3. - P. 8-23.
5. Frolov S. V. Modern features of development of medical information systems / S. V. Frolov, S. N. Makoveev, S. V. Semenova // The Doctor and an informational technologies. - 2010. - № 2. - P. 4-9.