Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталова Ольга Ивановна, Снегирева Наталья Вадимовна, Кащеева Елена Васильевна, Мухорьянова Оксана Анатольевна, Бружукова Ольга Валерьевна

В статье представлена оценка инновационной деятельности в Ставропольском крае. Дана оценка основных социально-экономических показателей развития территорий. Определены стимулирующие и сдерживающие факторы развития инновационной активности в регионе. В целях обеспечения динамичного устойчивого развития национальной экономики в целом (и региональных в частности) первостепенная роль отводится инновациям и инновационной деятельности на региональном уровне, в связи с чем в статье представлены направления повышения инновационной активности края. На основании проведенного исследования проанализированы состояние и развитие инновационной инфраструктуры региона, а также разработаны мероприятия по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаталова Ольга Ивановна, Снегирева Наталья Вадимовна, Кащеева Елена Васильевна, Мухорьянова Оксана Анатольевна, Бружукова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article presents an assessment of innovative activities in the Stavropol Territory. An assessment of the main socio-economic indicators of the development of territories is presented. The stimulating and constraining factors for the development of innovative activity in the region have been determined. In order to ensure the dynamic sustainable development of the national economy in general (and regional in particular), the primary role is assigned to innovations and innovative activities at the regional level, in connection with which the article presents the directions of increasing the innovative activity of the region. Based on the study, the state and development of the region’s innovation infrastructure have been analyzed, and measures have been developed to improve the system of state support for innovation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_8_746 УДК 338.49

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ

РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Шаталова Ольга Ивановна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, налогов и бухгалтерского учета, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]

Снегирева Наталья Вадимовна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов, налогов и бухгалтерского учета, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]

Кащеева Елена Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]

Мухорьянова Оксана Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]

Бружукова Ольга Валерьевна,

кандидат экономических наук, преподаватель цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский институт (филиал), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Ростове-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

В статье представлена оценка инновационной деятельности в Ставропольском крае. Дана оценка основных социально-экономических показателей развития территорий. Определены стимулирующие и сдерживающие факторы развития инновационной активности в регионе. В целях обеспечения динамичного устойчивого развития национальной экономики в целом (и региональных в частности) первостепенная роль отводится инновациям и инновационной деятельности на региональном уровне, в связи с чем в статье представлены направления повышения инновационной активности края. На основании проведенного исследования проанализированы состояние и развитие инновационной инфраструктуры региона, а также разработаны мероприятия по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности.

Ключевые слова: регион; управление; инновации; государственная поддержка; активность.

UDC 338.49

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Shatalova Olga Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Finance, Taxes and Accounting, North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia, e-mail: shatalova olga [email protected]

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Snegireva Natalia Vadimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Finance, Taxes and Accounting, North Caucasian Social Institute, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]

Kashcheeva Elena Vasilievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, head Department of Economics and Management, North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]

Mukhorianova Oksana Anatolyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State, Municipal Management and Labor Economics, North Caucasian Social Institute, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]

Bruzhukova Olga Valerievna,

Ph.D. in Economics, teacher of the cyclic commission of humanitarian and socioeconomic disciplines, Rostov Institute (branch), All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) in Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]

The article presents an assessment of innovative activities in the Stavropol Territory. An assessment of the main socio-economic indicators of the development of territories is presented. The stimulating and constraining factors for the development of innovative activity in the region have been determined. In order to ensure the dynamic sustainable development of the national economy in general (and regional in particular), the primary role is assigned to innovations and innovative activities at the regional level, in connection with which the article presents the directions of increasing the innovative activity of the region. Based on the study, the state and development of the region's innovation infrastructure have been analyzed, and measures have been developed to improve the system of state support for innovation.

Keywords: region; control; innovation; governmental support; activity.

На современном этапе развития все более возрастает роль инновационного развития экономики, что обусловлено процессами глобализации и интеграции мирового пространства.

Ключевыми характеристиками инновационной деятельности является творческая активность, инициативность, предпринимательство, что в совокупности с общей организационной структурой способно оказывать большое воздействие на модернизацию и улучшение всей инновационной системы региона [2].

Существующие организационные формы внедрения инноваций не в полной мере содействуют развитию инициативности и креативности, так как создано много институциональных структур, которые тем не менее функционируют не всегда эффективно. В связи с этим инновационная деятельность должна является важным аспектом развития региональной политики как основного драйвера национальной экономики [4].

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться на

разных уровнях государственного управления, как на уровне Российской Федерации, ее субъектов, органов исполнительной власти и субъектов, а также через соответствующие организации, через которые может осуществляться поддержка различными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и ее субъектов [8].

Ставропольский край является лидером среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) по экономическим показателям развития. Площадь территории Ставропольского края составляет 66,2 тысячи квадратных километра, а численность населения по итогам 2020 г. составила 2804,4 тысячи человек. Говоря об экономическом развитии Ставропольского края, необходимо рассмотреть динамику основных показателей, формирующих экономический потенциал региона.

С 2017 по 2020 г. валовой региональный продукт в Ставропольском крае сократился на 0,3 %, что во многом обусловлено трансформацией регионального хозяйства, вызванной необходимость перестройки эконо-

мической системы под давлением действия западных санкций. Ставрополье не является приграничным регионом с внешними партнерами, поэтому регион в наименьшей степени пострадал от сокращения внешнеторгового оборота. Тем не менее понадобился сравнительно долгий период для налаживания новых партнерских отношений с внешними агентами по поводу формирования экспортно-импортных торговых операций.

Основными секторами производственной сферы Ставропольского края являются промышленность и сельское хозяйство. По обоим секторам наблюдается снижение индексов производства. По промышленному сектору сокращение составило за четыре года 1,9 %, а по сельскому хозяйству - 7,9 %. В сельскохозяйственном производстве наблюдается дисбаланс, когда индексы производства продукции растениеводства увеличиваются, а по животноводству резко сокращаются. Таким образом, по итогам 2020 г. общее сокращение производства про -дукции сельского хозяйства по сравнению с 2017 г. составило 4,6 %. Отрасль строительства является одной из ведущих в регионе, поэтому характеризуется одними из самых высоких динамических темпов роста - 108,6 по сравнению с базовым периодом.

Край успешно налаживает внешнеторговые связи, которые выражаются в росте торгового оборота с зарубежными партнерами на 40,4%. Рост импорта ввозимой продукции за исследуемый период увеличился практически в 1,7 раза и составил 167,1 %, однако в 2020 г. он сократился на 2 %. Одновременно наблюдается рост экспорта ставропольской продукции на 25,1 % за период с 2017 по 2020 г., а по итогам 2020 г. прирост составил 7,2 % по сравнению с уровнем 2019 г.

Основным показателем экономического развития (помимо ВРП) является объем привлеченных инвестиций в регион, который за анализируемые четыре года увеличился на 26,6 %. Во многом это увеличение обусловлено формированием новых эффективных

механизмов по привлечению частного капитала в основные отрасли экономики края, позволившие сформировать взаимовыгодные условия как для региона, так и частных инвесторов. Привлечение инвестиций является одной из первостепенных задач региональных властей, развитие государственно-частного партнерства для инвестирования крупных проектов по сути представляет собой единственно возможную форму взаимодействия, которая обоюдовыгодно для всех участников данного процесса.

Оценка уровня инновационной активности региона проводится на основании ряда показателей, сформированных на федеральном уровне, и которые являются основными индикаторами эффективности развития территорий. Динамика показателей инновационной деятельности Ставропольского края представлена в табл. 1.

Основной потенциал формируют организации региона, выполняющие как инновационные функции, так и создающие инновационные технологии, продукты и услуги.

За исследуемый период с 2015 по 2020 г. число предприятий, характеризующихся инновационной деятельностью, увеличилось в крае в 2,8 раза, из которых чисто инновационный характер имеют 66 компаний. Общие затраты на инновационную деятельность по Ставропольскому краю в 2020 г. составили более 4 млрд руб., однако по сравнению с 2015 г., эти затраты сократились на 25 %.

Положительным моментом является то, что по итогам 2020 г. собственные средства организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составили более 92 % от всех произведенных затрат. Для сравнения, в 2015 г. доля собственных средств в общих затратах на инновационную деятельность составляла не более 60 %. Рост собственных средств организации, затраченных на финансирование инновационной деятельности, увеличился за исследуемый период на 14,2 %.

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020 в % к 2015

Число обследованных предприятий, (единиц) 454 695 653 819 1289 1253 276,0

из них

Таблица 1 - Динамика показателей инновационной деятельности предприятий Ставропольского края в 2015-2020 гг.

занимавшихся инновационной деятельностью 31 34 34 33 66 66 212,9

общие затраты на инновационную деятельность, млн. руб. 5471,4 7534,6 8485,8 6081,8 4555,3 4064,7 74,3

в том числе по источникам финансирования

собственные средства организаций 3291,0 6073,4 6959,0 4396,3 4399,3 3757,3 114,2

средства федерального бюджета 455,3 99,7 1136,1 1359,0 69,0 250,2 55,0

бюджеты субъектов федерации местные бюджеты 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -

внебюджетные фонды - - 200,9 136,7 - - -

прочие 1724,6 1361,3 189,5 189,5 1,5 - -

из общих затрат

выполнено с привлечением кредитов и займов 1700,0 1323,1 - - - - -

отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (млн руб.) 295153,6 379094,9 402138,5 434572,0 491910,9 531120,2 179,9

Из них 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -

Инновационные товары, работы, услуги 39776,8 35782,4 33566,7 39132,3 42998,8 40965,4 103,0

Одновременно сокращается объем привлеченных федеральных средств на финансирование инновационной деятельности, что полностью соответствует стратегии социально-экономического развития региона, где ежегодно объемы государственных траншей сокращаются на фоне роста собственных средств регионов. Так, по итогам 2020 г. средства федерального бюджета составили только 250 млн руб., в то время как в 2015 г. данные объем составлял 455 млн руб. Наибольший прирост федеральных средств наблюдается в 2017 и 2018 гг., сумма которых составила более 1,3 млрд руб.

Рассматривая структуру общих затрат на инновационную деятельность, следует отметить, что из бюджетов субъектов местного уровня за исследуемый период средств не поступало вообще. Из внебюджетных фондов было выделено средств только в 2017 и в 2018 гг. в объеме 200 млн руб. и 136 млн руб. соответственно. А в 2015 г. более 1,7 млрд руб. поступило из прочих источников, в то время как за последние два года такие источники практически не применялись. 2015 и 2016 гг. характеризуются также привлечением кредитов и займов под поручительство региональных властей, которые составили тот объем средств, который был отнесен к прочим источникам финансирования инновационной деятельности.

Одним из показателей, характеризующих эффективность инновационной деятельности региона, является количество отгру-

женных товаров собственного производства выполненных работ и услуг. В 2020 г. Ставропольский край произвел товаров услуг на сумму более 530 млрд руб., что на 80 % боль -ше по сравнению с уровнем 2015 г. Из них ин -новационные товары, услуги и работы составили свыше 41 млрд руб., что на 3 % больше по сравнению с уровнем 2015 г.

Общие затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности в 2020 г. по краю составили 4064665,1 тыс. рублей, в том числе затраты на технологические инновации - 3860496,6 тыс. руб. Рассматривая структуру данных затрат, следует отметить, что максимальная сумма была потрачена на исследования и разработки новых продуктов услуг и методов их производства, объем которых составил 1,3 млрд руб.

Приобретение основных средств, в том числе машин, оборудования и других производственных фондов, характеризуется суммой в 1,8 млрд руб. Затраты, связанные с процессом внедрения новых либо усовершенствованных продуктов или услуг, новых либо модернизированных составили по итогам года 153 млн руб., затраты на инжиниринг составили менее 5 %, или 514 млн рублей. Всего три миллиона рублей было потрачено на обучение персонала.

Рассматривая структуру затрат на инновационную деятельность по направлениям использования, можно отметить, что основная часть собственных средств организации

идет в промышленное производство, что составляет более 95 % от суммы собственных средств организаций за исследуемый период. Примерно 7 млн руб. направлено из собственных средств в сельское хозяйство, 900 тыс. руб. - на инновационное развитие сферы транспортировки и хранения, 31 млн руб. - в деятельность сферы коммуникаций и такая же сумма - в сферу разработки компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг и других сопутствующих товаров.

Рассматривая количество организаций, осуществляющих инновационную деятельность, можно отметить, что из 66 единиц 35 приходится на сферу промышленного производства, две - в сельском хозяйстве, две - в сфере транспортировки хранения, три организации - в деятельности сферы коммуникации и деятельность в области информационных технологий, четыре организации функционирует в области архитектуры инженерно-технического проектирования, восемь организаций осуществляют научные исследования и разработки и восемь организаций действуют в области здравоохранения и социальных услуг.

Средства, выделенные из федерального бюджета, подлежат более строгой отчетности по целенаправленному использованию, в связи с чем эти ресурсы, являясь в большей части невозвратными для организаций, выделяются только тем отраслям, которые являются наиболее перспективными для региональной экономики. Из 250 млн руб., выделенных федеральным бюджетом в 2020 г. для Ставропольского края, 162 млн руб. направлено в промышленное производство, 10,5 млн руб. - в деятельность в области информационных технологий, 39 млн руб. - в область научных исследований и разработок и 38 млн руб. - в деятельность в области здравоохранения и социальных услуг. Основная доля из затраченных средств направлена на приобретение основных средств и на проведение исследований. Минимальные затраты осуществлялись на приобретение патентов и обучение, на подготовку персонала, маркетинг и создание брэнда.

Организации, которые занимается деятельностью в области информационных технологий, практически все ресурсы затрачивают на разработку и приобретение про-

грамм для ЭВМ. Предприятия, работающие в области архитектуры, все 100 % инновационных ресурсов используют только для исследований в своей области. Сфера здравоохранения и социальных услуг распределяет затраты по инновациям в разрезе всех видов деятельности, включая исследования, дизайн, обучение и маркетинг.

Отдельный интерес представляет статья прочих затрат, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Так, в целом по Ставропольскому краю доля данных затрат по всем 66 организациям, осуществляющим инновационную деятельность, составляет более 330 млн руб. В сфере промышленного производства прочие затраты составляют примерно 8 % от общего объема произведенных затрат, в деятельности здравоохранения и социальных услуг данный показатель составляет более 17 %. Кроме указанных отраслей, прочие затраты формируются только в сфере транспортировки и хранения, в то время как остальные виды деятельности не применяют данную статью затрат.

В целом по краю было произведено товаров и услуг инновационного характера на сумму свыше 41 млрд руб. Основная доля из производства приходится на промышленную сферу - свыше 38 млрд руб. Деятельность в сфере коммуникации сформировала 495 млн руб. инновационных товаров. В сфере компьютерного программного обеспечения было произведено инновационных товаров на сумму, превышающую 1,7 млрд руб.

Одним из основных показателей, формирующих рейтинг региона в инновационной сфере, является формирование инновационной активности организации исследуемой территории. Из 1253 организаций Ставропольского края только 66 осуществляют инновационную деятельность, что составляет чуть более 5,3 %. В промышленном производстве удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе составляет более 12 %, и это является максимальным показателем по отраслям народного хозяйства. В сфере коммуникаций примерно 11 % компаний осуществляют инновационную деятельность из общего числа. Организации, которые занимаются разработкой компьютерного программного обеспечения, только на 7 % характеризуется определенным уровнем инновационности.

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации базируется на упорядочивании по убыванию значений российского регионального инновационного индекса(РРИИ). Он сформирован на базе по -казателей, сгруппированных в 16 разделов и распределенных по пяти тематическим блокам, что обеспечивает возможность расчета соответствующих субиндексов: «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ), «Научно-технический потенциал» (ИНТП), «Инновационная деятельность» (ИИД), «Экспортная активность» (ИЭА) и «Качество инновационной политики» (ИКИП) [1]. По каждому из указанных субиндексов проводится ранжирование субъектов Российской Федерации. Итоговый индекс -РРИИ - определяется как среднеарифметическое нормализованных значений всех включенных в рейтинг показателей.

Более чем в половине регионов отмечается снижение показателей, характеризующих кадровый потенциал науки, по сравнению с предыдущим рейтингом. Так, доля занятых в сфере ИиР сократилась в 59 субъектах Российской Федерации, молодых исследователей - в 50, исследователей, имеющих ученую степень, - в 49.

При этом в 15 регионах снижение произошло по всем трем показателям ИНТП-2, а в 45 - по двум. Ни в одном регионе не выросли значения всех трех показателей.

Как уже было отмечено, рейтинг инновационной активности формируются в разрезе целого ряда показателей, по каждому из которых формируются свои регионы аутсайдеры и передовые территории [10].

По итогам 2020 г. Ставропольский край во -шел в топ субъектов Российской Федерации по показателям «кадров науки». Так, доля исследователей, имеющих ученую степень, составляет 71,3 %, что дает нашему региону третье место по Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации Ставропольский край характеризуется сводным индексом инновационности, равным 0,329, что составляет 45-е место среди всех субъектов страны [9].

По социально-экономическим условиям инновационной деятельности край занимает 61-ю строчку в рейтинге. Результаты макроэкономических показателей обеспечили региону 76-ю строчку в рейтинге страны с пока-

зателем 0,216. Образовательный потенциал населения позволил занять 55-ю строчку среди территории Российской Федерации, а уровень цифровизации позволил обеспечить 41-е место в стране.

Научно-технический потенциал Ставропольского края обеспечил 58-е место среди субъектов Российской Федерации, в наибольшей степени здесь повлиял показатель финансирования научных исследований и разработок, который чрезвычайно низкий и составляет 74-е место среди субъектов. По научным кадрам регион занимает 20-е место в стране, а результативность научных исследований и разработок характеризуется только 50-м рангом.

Одним из индикаторов инновационной активности региона является показатель экспортной активности. По критерию «экспорт товаров и услуг» Ставропольский край занимает 29-е место среди субъектов Российской Федерации, а по критерию «экспорт знаний» - 38-е место. Еще одним важным показателем является индикатор «качества инновационной политики», который включает в себя нормативно-правовую базу инновационной политики, по данному показателю край входит в число лучших 15 регионов. Составляющим элементом качества является индикатор организационного обеспечения инновационной политики, по которому Ставропольский край занимает 13-е место. Общее значение индикатора «качество инновационной политики» составляет 24-е место среди регионов страны.

На основании анализа рейтинга инновационной активности субъектов Российской Федерации, можно отметить, что у Ставропольского края есть объективная необходимость развития инновационной деятельности, для чего необходимо оптимизировать, прежде всего, управленческую деятельность.

Решением проблемы повышения числа внедренных инноваций является создание и развитие в регионах целостной и интегрированной в региональную систему хозяйствования инновационной инфраструктуры [5].

Во многих российских регионах отдельные объекты инновационной инфраструктуры создаются и даже успешно функционируют, но очень редко встречается модель, когда все объекты инновационной инфраструктуры региона работают в органическом един-

стве и имеют единую эффективную систему управления [7].

В этой связи назрела необходимость формирования эффективного механизма управления региональной инновационной инфраструктурой, который может быть использован при проектировании как системы управления, так и самой инновационной инфраструктуры региона [8].

Предпосылки такой трансформации обусловлены первоочередными задачами, необходимыми для решения наиболее острых проблем:

- формирование организационно-экономических механизмов, направленных на поддержку и развитие региональной инновационной инфраструктуры (популяризация мер государственной поддержки, льготное налогообложение субъектов инновационного бизнеса и т. д.);

- оптимизация институциональных субъектов обеспечения инновационной деятельности в регионе (совершенствование нор-

мативной базы, создание координационных центров, профильных комитетов и департаментов региональных администраций, корпоративных структур, технопарковых зон и т. д.) [3];

- формирование методического обеспечения, адекватно формирующего рейтинг развития субъектов (пересмотр показателей рейтинга в соответствии с современными условиями развития макроэкономики) [6];

- развитие системы мониторинга инновационных процессов в регионе с переходом от функции контроля к функции корректирующей адаптации с возможностью своевременной коррекции в зависимости от меняющихся условий.

Использование комплексного механизма управления, своевременно модифицируемого в зависимости от макроэкономических трансформаций, позволит региону существенно повысить уровень инновационной деятельности.

Список литературы_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бакеев, Б. В. Влияние показателей инновационного потенциала региона на результаты инновационной деятельности / Б. В. Бакеев, Р. Ф. Гарифуллин, Д. Б. Флакс // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 11 (109). - С. 147-156.

2. Гатауллин, Р. Ф. Управление инновационно ориентированным развитием регионов / Р. Ф. Гатауллин, Э. Р. Чувашаева // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 11 (109). - С. 241-249.

3. Красова, Е. В. Направления оптимизации территориального управления инновационным развитием в регионах России / Е. В. Красова, И. В. Вокес // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. -Т. 8. - № 4 (29). - С. 223-226.

4. Лазарев, А. Ю. Управление инновациями с позиции повышения региональной конкурентоспособности / А. Ю. Лазарев // Вектор экономики. - 2020. - № 10 (52). - С. 32.

5. Морозова, Е. В. Барьеры развития инновационного потенциала региона: политико-управленческий ракурс / Е. В. Морозова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2019. - № 2 (59). - С. 54-62.

6. Пак, Х. С. Влияние бюджетных инноваций на реализацию бюджетного процесса в регионах / Х. С. Пак, Е. В. Ушакова, Т. А. Шпынова // Педагогика и междисциплинарные исследования. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 5-14.

7. Толмачева, А. Э. Увеличение технологических ресурсов регионов посредством управления инновациями / А. Э. Толмачева // Московский экономический журнал. - 2019. - № 7. - С. 36.

8. Туменова, С. А. Модель открытых инноваций в системе регионального управления: приоритеты, принципы, механизмы / С. А. Туменова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2021. -№ 5 (103). -С. 66-74.

9. Шаталова, О. И. Инструменты стимулирования инновационной активности в ставропольском крае / О. И. Шаталова, О. А. Мухорьянова, Е. П. Лебедева, П. В. Шмыгалева // Экономика и предпринимательство. -2020. - № 6 (119). - С. 546-549.

10. Mazbudov S. S. Theoretical foundations of investment and innovative tools for managing the sustainable development of the regional economy // Политехническийвестник. Серия: Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2019. - № 3 (47). - С. 46-50.

References_

1. Bakeev B.V., Garifullin R.F., Flaks D.B. Vliyanie pokazatelej innovacionnogo potenciala regiona na rezul'taty' innovacionnoj deyatel'nosti. Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2019. № 11 (109). S. 147-156.

2. Gataullin R.F., Chuvashaeva E'.R. Upravlenie innovacionno orientirovanny'm razvitiem regionov. Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2019. № 11 (109). S. 241-249.

3. Krasova E.V., Vokes I.V. Napravleniya optimizacii territorial'nogo upravleniya innovacionny'm razvitiem v regionax Rossii. Azimut nauchnyx issledovanij: e'konomika i upravlenie. 2019. T. 8. № 4 (29). S. 223-226.

4. Lazarev A.Yu. Upravlenie innovaciyami s pozicii povy'sheniya regional'noj konkurentosposobnosti. Vektor e'konomiki. 2020. № 10 (52). S. 32.

5. Morozova E.V. Bar'ery' razvitiya innovacionnogo potenciala regiona: politiko-upravlencheskij rakurs. Kaspijskij region: politika, e'konomika, kul'tura. 2019. № 2 (59). S. 54-62.

6. Pak X.S., Ushakova E.V., Shpy'nova T.A. Vliyanie byudzhetny'x innovacij na realizaciyu byudzhetnogo processa v regionax. Pedagogika i mezhdisciplinarny'e issledovaniya. 2019. T. 9. № 1. S. 5-14.

7. Tolmacheva A.E'. Uvelichenie texnologicheskix resursov regionov posredstvom upravleniya innovaciyami. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2019. № 7. S. 36.

8. Tumenova S.A. Model' otkry'ty'x innovacij v sisteme regional'nogo upravleniya: prioritety', principy', mexanizmy'. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2021. № 5 (103). S. 66-74.

9. Shatalova O.I., Muxor'yanova O.A., Lebedeva E.P., Shmy'galeva P.V. Instrumenty' stimulirovaniya innovacionnoj aktivnosti v stavropol'skom krae. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 6 (119). S. 546-549.

10. Mazbudov S.S. Theoretical foundations of investment and innovative tools for managing the sustainable development of the regional economy. Politexnicheskijvestnik. Seriya: Intellekt. Innovacii. Investicii. 2019. № 3 (47). S. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.