Научная статья на тему 'Совершенствование программы инновационного развития Краснодарского края'

Совершенствование программы инновационного развития Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Андреева Н. В.

В статье обсуждаются вопросы развития инновационной системы Краснодарского края, связанные с функционированием инфраструктуры и оценкой инновационной активности предприятий региона. Предлагаются рекомендации по развитию инновационной среды региона в рамках концепции открытых инноваций, согласно которой инновационная система края выступает как составляющая социально-экономической и инновационной систем страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование программы инновационного развития Краснодарского края»

3(282) - 2013

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.146.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ*

И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Е-mail: decan@econ. kubsu. ru

Е. Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: al-helen@mail. ru

Н. В. АНДРЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления производством Е-mail: nazarkina@mail. ru Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье обсуждаются вопросы развития инновационной системы Краснодарского края, связанные с функционированием инфраструктуры и оценкой инновационной активности предприятий региона. Предлагаются рекомендации по развитию инновационной среды региона в рамках концепции открытых инноваций, согласно которой инновационная система края выступает как составляющая социально-экономической и инновационной систем страны.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационная инфраструктура, инновационный кластер

* Статья подготовлена при выполнении проекта в рамках государственного задания министерства образования и науки РФ, шифр заявки 6.2910.2011: «модернизация экономики краснодарского края на основе концепции открытых инноваций».

Стратегическая задача по вхождению России в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи предполагает научное и технологическое лидерство страны по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества. Это в свою очередь возможно при реализации соответствующей региональной стратегии инновационного развития, региональной инновационной системы (РИС).

Совершенно очевидно, что не только внешние факторы, но и внутренние обстоятельства определяют актуальность инновационного развития регионов.

Во-первых, необходимость обеспечения экономически сбалансированного развития субъектов страны определяется спецификой социально-экономического и территориального устройства России.

Во-вторых, соподчиненность и взаимосвязанность региональных и национальных проблем, международная конкурентоспособность страны, крупных предприятий в глобальной среде зависят от эффективности решения текущих и стратегических инновационных проблем на территориальном уровне.

В числе наиболее типичных элементов, обеспечивающих инновационное развитие в регионах, выделяют:

- благоприятный экономический и инвестиционный климат территории;

- региональные инновационные стратегии и программы;

- механизмы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий;

- мониторинг развития инновационной активности в регионе;

- организации инновационной инфраструктуры, тесно взаимодействующие с региональными промышленными предприятиями.

Инновационная инфраструктура на региональном уровне имеет свою специфику, что зависит от интенсивности инновационной деятельности и инновационной восприимчивости субъекта. Возьмем для примера Краснодарский край и Томскую область [5, 6, 7].

В общем случае краснодарский край уступает Томской области по уровню развития инновационной инфраструктуры: как по числу ее элементов, так и по интенсивности инновационной деятельности. Такая же ситуация по краснодарскому краю наблюдается и при сравнении его с другими регионами -лидерами инновационного развития.

Уровень развития инновационной инфраструктуры, ее динамичные характеристики в конечном итоге влияют на показатели инновационной активности территории. Мощную поддержку на этапах формирования инновационной инфраструктуры оказывают местные власти в сотрудничестве с федеральными структурами.

Помимо инфраструктуры (научных организаций, системы современных телекоммуникаций, крупных вузов и др.) успешность того или иного региона во многом зависит от имеющихся на его территории природных ресурсов, климатических условий, инвестиционной привлекательности.

Согласно рейтингу инновационной активности Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) по итогам 2011 г. лидером в этой сфере является Москва. На

втором месте - республика Татарстан, где в настоящее время созданы и успешно функционируют крупнейшая в России ОЭЗ, 4 индустриальных парка, технополис, 14 технопарков (табл. 1).

По сравнению с 2010 г. улучшили свои позиции Санкт-Петербург и Томская область, а вот Нижегородская область опустилась на одну позицию. Краснодарский край в 2011 г. занял 23-е место.

Всего в рейтинге участвовали 83 региона. При этом субъекты со сложными географическими и климатическими условиями, низкой плотностью населения и слабым экономическим ростом в целом демонстрируют наименьшую инновационную активность. В числе таких регионов Чукотский АО, Ненецкий АО, Республика Калмыкия, Республика Хакасия.

Таблица 1

Рейтинг инновационной активности отде-

льных регионов в 2011 г. [9]

Место в рейтинге (место в рейтинге в 2010 г.) Субъект РФ Индекс инновационной активности

1-е (1-е) г Москва 0,89239

2-е (4-е) Республика Татарстан 0,29717

3-е (5-е) г Санкт-Петербург 0,26658

4-е (3-е) Нижегородская область 0,19038

5-е (6-е) Томская область 0,19017

18-е (25-е) Калужская область 0,04778

19-е (2-е) Московская область 0,04732

20-е (20-е) Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 0,04573

21-е (22-е) Пермский край 0,04487

22-е (23-е) Ивановская область 0,04411

23-е (32-е) Краснодарский край 0,04199

43-е (38-е) Приморский край 0,02383

44-е (40-е) Ставропольский край 0,02376

45-е (55-е) Вологодская область 0,02355

46-е (39-е) Орловская область 0,02332

47-е (41-е) Республика Коми 0,02280

65-е (66-е) Республика Карелия 0,00976

66-е (72-е) Республика Саха (Якутия) 0,00908

67-е (68-е) Республика Бурятия 0,00852

68-е (61-е) Республика Марий Эл 0,00826

81-е (82-е) Ненецкий автономный округ 0,00179

82-е (81-е) Еврейская автономная область 0,00104

83-е (83-е) Чукотский автономный округ 0,00097

Хотя Краснодарский край и уступает Томской области (как и ряду других регионов) по показателям инновационной активности, в настоящее время в регионе сформирована хорошая научно-исследовательская база в сфере переработки сельхозпродукции (производство пищевых продуктов, вина). Здесь действуют научно-техническая школа станкостроения на базе завода им. Седина и КубГТУ. В Кубанском госуниверситете с 2008 г. функционирует одна из первых в стране кафедр нанотехнологий и наносистем. С 2009 г. ученные КубгУ активно занимаются созданием и развитием деятельности бизнес-инкубатора.

Для оказания финансовой поддержки инновационному бизнесу в крае создан региональный венчурный фонд. В регионе принят закон о государственной поддержке инновационной деятельности. Разработан проект закона Краснодарского края «Об инновационной деятельности в Краснодарском крае», предусматривающий развитие механизмов трансферта технологий посредством их передачи от разработчиков к организациям, применяющим результаты научной деятельности в производстве наукоемкого продукта. Создан Совет по инновационному развитию, которым одобрены 33 инновационные проекта, разработанные кубанскими вузами, научно-исследовательскими учреждениями, научно-производственными фирмами.

В последние годы Краснодарский край в целом демонстрирует положительные темпы роста инновационной активности. Если судить по месту в рейтинге, то в 2011 г. регион смог подняться на 10 позиций по сравнению с 2010 г. и занял 23-е место (в 2010 г. - 32-е). Имеются положительные тенденции и в изменении инновационных показателей (табл. 2).

Как следует из анализа данных, представленных в табл. 2, положительная динамика отмечается в росте числа организаций, занимающихся инновационной деятельностью, а также в увеличении затрат предприятий на технологические, маркетинговые и организационные инновации. Последний показатель вырос более чем в 5 раз в 2011 г. по сравнению с 2009 г. Значительно увеличилось финансирование из федерального бюджета. однако большая часть технологических инноваций по-прежнему финансируется за счет собственных средств предприятий.

В числе отрицательных показателей:

- низкая доля инновационно активных предприятий края, которые составляют 6 % против 9,7 % в среднем по России;

- сокращение производства инновационной продукции.

Основой инновационного комплекса Краснодарского края являются предприятия, существующие уже несколько десятилетий: ОАО «Сатурн», Краснодарский НИИ радиоизмерительной аппаратуры «РИТМ», компании «Солнечный ветер», «Аквази-нель», «Роскарфарм», Армавирская биологическая фабрика. например, ОАО «Сатурн», созданное еще в 1964 г., в настоящее время производит солнечные и аккумуляторные батареи для космических аппаратов, эксплуатирующихся на всех типах орбит. Предприятие является участником многих космических программ: «Молния», «Фобос-Грунт», «ГЛОНАСС». Его продукцией оснащена серия аппаратов «экспресс» и «Ямал» и др. ОАО «Сатурн» реализует и новое направление - использование результатов космической деятельности на территории Краснодарского края. Это поэтапное создание навигационного поля сантиметровой точности и обработка данных дистанционного зондирования Земли (космоснимков).

Не подлежит сомнению, что подобные предприятия формируют инновационный профиль региона.

Но, как показывает мировая практика, необходима динамика в росте числа таких предприятий, генерирующих впоследствии новые импульсы и точки инновационного роста. Именно создание «критической массы» экономических субъектов-инноваторов и является важнейшей проблемой программы развития Краснодарского края.

Положительно влияет на инновационные показатели развития регионов использование информационно-коммуникационных технологий в ключевых сферах деятельности. По этим параметрам Краснодарский край занимает лидирующие позиции. В рейтинге Центра прикладной экономики по уровню внедрения «электронного правительства» на 01.04.2012 Краснодарский край занимал 1-е место среди субъектов Южного федерального округа и 5-е место среди субъектов РФ [10]. В регионе успешно реализуются инновации в сфере предоставления государственных услуг, которые определены в Стратегии инновационного развития России до 2020 г. [1, 4]. Предпринимаются следующие шаги:

- внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

- формирование «электронного правительства»;

- перевод в электронную форму большинства услуг населению;

Таблица 2

Показатели инновационной активности Краснодарского края в 2099-2011 гг. [8]

Показатель 2009 2010 2011

Число обследованных организаций в крае, ед. 1 011 988 1 081

Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, 55 61 66

технологическими, организационными или маркетинговыми инновациями

(из числа обследованных), ед.

Уровень инновационной активности организаций (от числа обследованных), % 5,4 6,2 6,1

Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших 4,8 4,6 4,6

технологические инновации, %

Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших 1,3 2,6 2,7

маркетинговые инновации, %

Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших 1,4 2,5 2,4

организационные инновации, %

Производство инновационной продукции, млн руб. 6 050 5 034 3 827

Доля в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, % 1,8 1,2 0,8

Источники финансирования организаций, осуществлявших технологические

инновации, %:

- собственные средства 70,6 95,9 64,0

- кредиты и займы 27,4 3,5 9,8

- средства федерального бюджета 1 0,5 25,9

- бюджет края и местные бюджеты 0,9 0,1 0,3

Структура затрат на технологические инновации, %:

- на приобретение машин и оборудования 50,7 32,0 51,8

- на исследование и разработку новых продуктов, услуг 21,1 0,7 31,6

- на приобретение новых технологий 17,4 - 0,8

- на подготовку производства для выпуска новых продуктов, внедрения 4,6 12,5 12,7

новых услуг

- прочие затраты на технологические инновации 2,3 - 1,1

- на приобретение программных средств 1,3 0,4 0,4

- на производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых 1,2 2,1 1,4

продуктов, услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, 728 1 550 3 764

млн руб.

Затраты на технологические инновации, % 91,5 97,9 98,8

Затраты на маркетинговые инновации, % 5,3 0,1 0,3

Затраты на организационные инновации, % 3,2 1,9 0,9

- создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

Однако для развития инновационной системы имеется и немало препятствий:

- недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы по сравнению с другими отраслями экономики региона,

- слабое взаимодействие науки и бизнеса

- низкая конкурентоспособность продукции ряда сфер промышленности,

- слабый маркетинговый и организационный менеджмент.

Эти проблемы не обусловлены региональной спецификой, а скорее отражают общую ситуацию, сложившуюся в российской практике инновационного развития.

Рассматривая особенности инновационного развития на региональном уровне, следует обратить внимание на определенные ограничения статистической базы. В частности, при отсутствии единой методологии в настоящее время официально не рассчитывается инновационная доля в валовом региональном продукте. Это мешает стратегическому планированию инновационного развития.

Согласно мировой практике доля инновационного фактора в ВВП ряда стран сравнима в настоящее время с вкладом традиционных секторов экономики [3]. Ныне на территории Краснодарского края на различных этапах реализуются 25 6 инвестиционных проектов на общую сумму 826 млрд руб. ВРП края в 2011 г. вырос на 5,6 % (для сравнения, в среднем по России рост ВВП за этот же период

составил 4,2 %). Основной вклад в формирование ВРП внесли:

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- строительство;

- транспорт.

Что касается вклада инновационной системы в достигнутые показатели, то на основе имеющихся статистических данных его рассчитать достаточно проблематично. И это будут лишь экспертные оценки.

Согласно современным концепциям регионального и инновационного развития инновационная система Краснодарского края должна рассматриваться прежде всего как открытая система, получающая из внешней среды ресурсы и генерирующая продукт [6].

С одной стороны, если опираться на концепцию открытых инноваций, то региональная инновационная среда (РИС) выступает частью социально-экономической системы, откуда и поступает основной поток ресурсов (в том числе - финансовых). Например, государственная поддержка финансирования РИС осуществляется по следующим наравлениям:

- поддержка инновационных проектов и программ инновационно активных промышленных предприятий;

- использование венчурных механизмов государственной поддержки инновационных компаний на стартовом этапе;

- создание и долгосрочное финансирование деятельности исследовательской организации, отслеживающей ключевые рынки и технологии.

С другой стороны, РИС выступает частью национальной инновационной системы. В этом случае национальная иннвационная система (НИС) формирует вектор дальнейшего развития инновационной системы Краснодарского края, что предполагает:

- принятие региональной целевой программы инновационного развития;

- установление налоговых льгот для инвесторов, реализующих инновационные проекты и др.

В соответствии с положениями открытых систем РИС не только подвержена влиянию внешних факторов (являясь составной частью социально-экономической и инновационной систем страны), но и сама оказывает существенное влияние на системы более высокого порядка. Итак, РИС Краснодарского края играет значительную роль не только в решении территориальных проблем и стратегических задач

региона, но и в повышении эффективности и конкурентоспособности национальной инновационной системы. Поэтому совершенствование инновационной программы развития Краснодарского края предполагает блок рекомендаций, направленных на обеспечение инновационной деятельности в регионе усилиями местных властей и структур (с учетом потенциала края и ограничений РИС):

- определение приоритетов технологического развития, формирование базы стратегических инновационных проектов в целях реализации проектов государственно-частного партнерства;

- развитие территориальных и производственных кластеров;

- повышение уровня координации и взаимодействия среди участников инновационной системы региона - региональных компаний, исследовательских организаций и государственных учреждений;

- внедрение системы регулярного мониторинга детальности объектов инновационной инфраструктуры в форме статистического наблюдения;

- привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов, повышение квалификации работников, организация международных семинаров с участием зарубежных и отечественных экспертов;

- организация системы «инновационного маркетинга», прогнозов инновационного сценария;

- повышение компетенций субъектов РИС в области маркетинга и бизнес-планирования;

- формирование устойчивого спроса на инновации с применением маркетинговых технологий и методов повышения культуры потребления инновационных продуктов;

- информирование крупного и среднего бизнеса об имеющихся заделах, проведение совестных заседаний и «круглых столов» с участием представителей местной администрации, бизнеса, инвесторов и научных кругов;

- стимулирование и поддержка развития транспортных и телекоммуникационных сетей с выходом на внешние рынки и предоставлением им соответствующих услуг;

- создание системы логистики, направленной на снижение межрегиональных транспортных издержек;

- конструирование инновационного имиджа региона с ориентацией на зарубежные рынки и рынки других регионов на основе сетевого взаимо-

действия, стабильных показателей инновационной активности и реализации крупных региональных и межрегиональных инновационных проектов.

Отметим, что в решении вопроса соотношения национальных и региональных элементов и механизмов инновационной политики при развитии РИС приоритетным считается следующий подход, обоснованность и эффективность которого подтверждены зарубежной практикой. На макроэкономическом уровне в рамках государственного управления определяются приоритеты и создаются соответствующие условия развития, а основная роль в реализации стратегии инновационного развития отводится регионам.

Так, на уровне регионов в рамках государственной инновационной политики создается правовое поле для осуществления инновационной деятельности. Региональные власти с учетом потребностей и потенциала региона обдуманно подходят к созданию поддерживающей среды, развивают неторговые взаимозависимости капитала связей как приемлемых конкурентных преимуществ. По мнению отечественных исследователей, регионы представляют истинные общности экономических интересов и могут воспользоваться преимуществом истинных связей и совместной деятельности (синергетики) среди экономических участников [2]. Важность взаимодействия и коммуникаций в РИС усиливается географической близостью субъектов инновационного процесса.

Переход к новой модели пространственного развития российской экономики в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяется в том числе на базе создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий [1]. Данное положение также должно найти отражение в инновационной программе развития Краснодарского края.

Согласно мировой практике для успешного инновационного развития регионов кластеризация необходима, поскольку регионализация хотя и создает благоприятные предпосылки для инновационного развития, но не обеспечивает его сама по себе. Как правило, регионы представлены несколькими кластерами, а динамическое развитие, производственная и отраслевая дифференциация приводят к росту кластеров, их объединениям, созданию межрегиональных сетевых структур. Достижение стратегической цели - повышение конкурентоспо-

собности реального сектора Краснодарского края также возможно за счет формирования инновационных кластеров на территории региона.

По экспертным оценкам, в Краснодарском крае созданы благоприятные условия для формирования кластеров. В частности, развиты:

- крупная промышленность;

- сельскохозяйственное производство;

- транспортная система;

- рекреационный, научно-образовательный и инновационный комплексы.

Ключевыми элементами РИС края, определяющими формирование высокотехнологичных кластеров в регионе, выступают:

- Кубанский государственный университет;

- Кубанский государственный технологический университет;

- венчурные фонды;

- центры трансфера технологий;

- бизнес-инкубаторы;

- технопарки.

Активное развитие образовательного сектора и традиционно высокая инвестиционная привлекательность региона (в том числе и для присутствия отечественных и иностранных наукоемких компаний) обусловливают предпосылки для создания в регионе кластеров альтернативной энергетики, логистики, деревопереработки, экологии, рекреации, а также сельскохозяйственного кластера в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Очевидно, что в этих кластерах должны не только во взаимосвязи решаться задачи структурирования существующей промышленности (повышение производительности, конкурентоспособности, качества), но и вестись разработки инноваций, что будет являться существенным фактором развития РИС.

Платформой для образования инновационных кластеров в регионе и единых технологических цепочек по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих основной вклад в экономику Краснодарского края, призваны стать зоны опережающего роста (территории, обладающие потенциалом ускоренного развития в долгосрочной перспективе). В числе таких зон:

- Центральная Кубанская;

- Восточная Кубанская;

- Северная Кубанская;

- Южная Черноморская;

- Юго-Западная Черноморская;

- Северо-Западная Азовская [9].

Реализация имеющегося потенциала и предпосылок развития кластеров в Краснодарском крае предусматривает не только создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, соответствующей инфраструктуры, но и разработку структурной кластерной политики. В числе ключевых задач и организационно-экономических механизмов такой политики:

1) создание региональной среды инноваций, опосредующей динамичный, «живой» процесс инноваций, в который вовлечены малые и крупные предприятия, венчурные и посевные фонды, исследовательские центры и университеты;

2) развитие региональных и межрегиональных центров глобальной компетенции в направлениях, где край может конкурировать не только с национальными, но и международными компаниями. в числе таких возможных направлений эксперты выделяют следующие:

- утилизация техногенных отходов;

- геоинформационные технологии в сфере логистики, интермодальных перевозок, маркетинговых систем бизнеса;

- биоинформатика и биотехнологии;

- производство и переработка сельскохозяйственного сырья; энергетика;

- рекреация;

3) инициирование и поддержка проектов, направленных на развитие межрегиональных инновационных отношений;

4) формирование соответствующих условий для эффективного функционирования инновационных кластеров, в том числе поддержка предприятий развиваемых кластеров за счет стимулирования:

- экспорта производимой продукции;

- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

- улучшения корпоративного управления;

5) стимулирование развития малых и средних инновационных предприятий как ключевых субъектов генерирования инноваций и технологических прорывов;

6) реализация в рамках механизма государственно-частного партнерства сетевых проектов в научно-инновационной сфере; стратегическое взаимодействие по совместному позиционированию инновационных продуктов и технологий, общности целей и интересов участников кластера;

7) формирование на базе ведущих инновационно активных вузов технологических платформ

и специализированных региональных центров, деятельность которых направлена на внедрение инноваций в среднетехнологические секторы сферы производства и услуг;

8) стимулирование различных форм взаимодействия субъектов РИС, совместная деятельность которых обеспечивает эффект, несопоставимый с суммой возможностей отдельных участников инновационного процесса; выстраивание сетей взаимодействий между участниками кластера.

Реализация структурной кластерной политики в регионе в конечном итоге направлена на облегчение процессов кластерного развития. Основными функциями местных властей становятся:

- оптимизация всех возможных рычагов развития инноваций в регионе;

- устранение препятствий и ограничений функционирования РИС.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе кластеры, созданные в Краснодарском крае или на базе смежных регионов, по мере своего развития изменяются в соответствии с потенциалом и потребностями территории. Это приводит к формированию узловых элементов сетевой структуры инновационной среды региона, интегрированной с национальной и глобальной инновационными системами, и позволяет:

- модернизировать традиционные секторы хозяйственного комплекса региона;

- сформировать инновационные сегменты.

Таким образом, модернизация экономики Краснодарского края возможна лишь при следующих условиях:

- эффективная поддержка инновационной деятельности в регионе;

- обеспечение конкурентоспособности инновационного сектора;

- формирование инновационных кластеров, результативной инфраструктуры РИС;

- стимулирование технологической модернизации сфер экономики.

Решение данных стратегических задач позволяет:

- создать объективные предпосылки для повышения эффективности и конкурентоспособности региональной системы Краснодарского края;

- разработать оптимальные механизмы интеграции и взаимодействия всех субъектов РИС в целях использования знаний в приоритетных для региона и страны направлениях развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. Иванова В. В., Ивановой Н. И., Розебума Й., Хайсберса Х. М. 2006.

3. Открытые инновации. URL: http://www. open-innovations. ru/about/ innovations.

4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до

2020 года. URL: http://www. minregion. ru/activities/

territorial_planning/strategy/federal_development/

yufo.

5. URL: http://www. i-regions. org/regions/ tomsk/innovation-infrastructure/.

6. URL: http://www. spb-venchur. ru/regions/86/ objectskras.

7. URL: https://cms. tomsk. gov. ru/ru/science_ education/inno-infrastructure.

8. URL: http://www. krsdstat. ru.

9. URL: http://www. nair-it. ru.

10. URL: http://www. a-econom. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.