УДК 658 : 001.895 (470.620) Александрова Елена Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
Кубанского государственного университета [email protected]
Насыбулина Вероника Павловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета [email protected]
Маровгулов Виталий Нумродович
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента
Кубанского государственного университета [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ [1]
Аннотация:
В статье рассмотрены предпосылки формирования кластеров в Краснодарском крае: научноисследовательский, промышленный и образовательный потенциал региона, существующие проблемы в сфере взаимодействия ключевых субъектов инновационной деятельности (государства, бизнеса, науки), инициативы региональных властей. Практическую помощь в развитии кластерной тории может оказать как отечественный опыт (практика центра Сколково по развитию приоритетных технологий, развитие эффективных кластерных структур в ведущих инновационных регионах России), так и сотрудничество с зарубежными инновационно ориентированными организациями.
Ключевые слова:
инновационное развитие региона, инновационный кластер, инновационная политика.
Aleksandrova Elena Nikolaevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the International Economics and Management Department, Kuban State University [email protected]
Nasybulina Veronika Pavlovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Trade Enterprise’s Economy and Management Department Russian State University of Trade and Economics, branch in Krasnodar [email protected]
Marovgulov Vitaliy Numrodovich
PhD in Economics, Lecturer of the International Economics and Management Department, Kuban State University [email protected]
PREREQUISITES OF THE REGIONAL INNOVATIVE CLUSTERS FORMATION IN THE KRASNODAR TERRITORY [1]
Summary:
The article covers following prerequisites of the cluster formation in the Krasnodar Territory: research, industrial and educational resources of the region; existing problems in cooperation of the key innovation subjects (state, business, science); initiatives of the local officials. Hands-on assistance for the cluster theory development may provide both national practices (experience of Skolkovo on priority technologies development and cluster structures development in the leading innovational regions of Russia) and collaboration with foreign innovation-focused organizations.
Keywords:
innovative development of the region, innovational cluster, innovation policy.
В рамках современных концепций и моделей развития внедрение инноваций является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности отдельного региона и страны в целом. В управлении инновационным развитием регионов одним из наиболее эффективных методов обеспечения роста экономики развитых стран является кластерный подход. Значение создания инновационных кластеров в различных регионах обусловлено потребностью в эффективном экономическом развитии России. В рамках кластера все участники получают возможность функционировать как конкурентоспособные предприятия, обмениваясь своим опытом в формальном и фактическом сотрудничестве с другими компаниями, сохраняя при этом гибкость и возможность быстро наращивать инновационный потенциал. В связи с этим активное инновационное развитие региона, в том числе, возможно при осуществлении эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности путем формирования инновационных кластеров.
В общем случае промышленный кластер рассматривается как агломерация компаний, поставщиков и связанных с ними институтов в сфере инноваций. Часто в кластерные образования включены производители финансовых услуг, образовательные учреждения, а также различных уровней государственные институты. Участники кластера связаны системой внешних и взаимодополняющих связей, обычно располагаются рядом друг с другом (в пределах одного региона или соседних территорий) [2]. Региональный кластер представляет область высоко сконцентрированной деятельности взаимосвязанных компаний и организаций из одного или смежных секторов экономики, функционирующих и развивающихся на ограниченной географической территории (регионе).
В настоящее время применение кластерного подхода выступает в качестве одного из наиболее эффективных путей развития таких стран, как Финляндия, Швеция, США, Германия, Япония, Нидерланды и др. Во многом благодаря реализации кластерной концепции эти страны и смогли добиться лидерства в конкурентоспособности. Активно вовлечены в разработку рекомендаций по проведению национальной кластерной политики и ведущие международные организации - ОЭСР, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейская комиссия. В 2010 г. федеральным правительством США в целях координации деятельности в сфере кластерной политики была создана комиссия по территориальным инновационным кластерам (the Federal Task Force on Regional Innovation Clusters). Также межведомственные координационные органы в разное время были созданы в Финляндии, Франции, Норвегии, Швеции.
Рассмотрим предпосылки применения кластерной теории к модернизационным процессам в Краснодарском крае.
Во-первых, с позиции входных показателей инновационной деятельности Краснодарский край обладает существенным научно-исследовательским потенциалом. В частности, в крае функционируют научно-исследовательские и конструкторские организации, высшие учебные заведения, научно-технические подразделения на промышленных предприятиях, ряд информационных центров, центров трансферта технологий, организации, оказывающие консалтинговые услуги, и другие. В числе значимых объектов инновационной инфраструктуры, которая могла бы стимулировать развитие кластерных структур: межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий ООО «Югинформинвест» с инновационным технопарком, научнотехнологический парк «Университет» с бизнес-инкубатором при КубГУ, инновационный Центр при КубГТУ; технопарки «Кубань» и «Краснодарское» при КубГАУ, НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края», ГУП КК «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса».
Развитие в крае промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы, научнообразовательного и инновационного комплексов, с одной стороны, и высокая инвестиционная привлекательность региона - с другой, определяют реальные предпосылки для создания в регионе кластеров альтернативной энергетики, логистики, деревопереработки, экологии, рекреации, а также сельскохозяйственного кластера.
По уровню инновационного развития Краснодарский край относится к «инновационным лидерам» в ЮФО (доля организаций, выполняющих научные исследования в субъектах ЮФО, составляет 20,8 %) и находится на 27-ом месте среди субъектов РФ. Динамика уровня инновационной активности организаций Краснодарского края по видам инноваций за период с 2009 г. по 2011 г. (в % от общего числа обследованных организаций) отражена на рисунке 1. Как следует из представленных данных, приоритетная роль отдается технологическим инновациям по сравнению с маркетинговыми и организационными. В период с 2007 по 2011 гг. наблюдается снижение уровня инновационной активности организаций Краснодарского края, занимающихся технологическими инновациями (с 6,4 % до 4,6 %) [3].
Среди наиболее существенных проблем развития инновационного процесса как в условиях России, так и на территории края - недостаток развитых связей и взаимодействия науки с производством, механизмов, обеспечивающих коммерческое применение научно-исследовательских и инновационных разработок. Представляется, что кластерная программа позволит преодолеть разрыв между фундаментальными, поисковыми работами и непосредственно внедрением в производство и коммерциализацией на рынке этих результатов. В рамках кластеров возможно эффективно решить задачи повышения производительности, конкурентоспособности и качества производимой продукции в крае.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. платформой для образования инновационных кластеров в регионе и единых технологических цепочек по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих основной вклад в экономику Краснодарского края, призваны стать зоны опережающего роста (территории, обладающие потенциалом ускоренного развития в долгосрочной перспективе). В числе таких зон: Центральная Кубанская, Восточная Кубанская, Северная Кубанская, Южная Черноморская, Юго-Западная Черноморская и Северо-Западная Азовская зоны [5].
7 6,4
технологические маркетинговые организационные
инновации инновации инновации
■2007 ■ 2008 " 2009 »2010 «2011
Рисунок 1 - Уровень инновационной активности организаций Краснодарского края (в % от общего числа обследованных организаций) [4]
Во-вторых, в рамках разрабатываемых в крае инициатив на уровне региональных органов развитие инновационных кластеров определяется в качестве приоритетных направлений инновационной политики. Так органы власти края создают условия для развития инновационной деятельности, обучении персонала, сертификации производств и продукции в соответствии с международными стандартами.
В реализации региональных инициатив по развитию кластерной теории, как представляется, может быть полезен опыт системы, применяемой в Сколково. В частности, в Краснодарском крае возможно создание инновационного кластера в развитие агротехнологий. Еще одно направление в развитии инновационных кластеров - использование международного опыта. Например, сотрудничество муниципалитетов Краснодара и Копенгагена в сфере энергосбережения, развития энергоэффективной городской среды, использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. Практическим результатом этих договоренностей может стать создание территориального кластера, в котором российские и датские компании смогут реализовать совместные инновационные проекты.
В августе 2012 г. утвержден перечень 25 инновационных территориальных кластеров России [6]. В числе таких кластеров - биофармацевтический кластер в Архангельской области, судостроительный инновационный территориальный кластер в Калужской области, кластер инновационных технологий ЗАТО в г. Железногорске и другие. Кластеры будут поддерживаться из федерального и региональных бюджетов на основе софинансирования. Отобранные кластеры в перспективе призваны обеспечить положительные внешние эффекты для инновационных систем региона и страны, привлечение интеллектуального капитала. Участников кластера предлагается присоединить к связанным технологическим платформам для того, чтобы усилить эффект расширения сетевого сотрудничества внутри кластера. Отметим, что Краснодарского края в списке приоритетных регионов нет. И в связи с этим может быть рекомендовано использование опыта наиболее продвинутых в этом направлении регионов России.
В заключении отметим, что реализация инициатив по созданию инновационных кластеров в Краснодарском крае позволит обеспечить: развитие устойчивых научно-производственных кооперационных связей и инновационных сетей; взаимопроникновение знаний; поддержку совместных исследований; интеграцию инновационных предприятий и фирм в цепочки формирования стоимости; развитие кооперационной сети «наука и образование - инновационный бизнес - отрасли»; распространение знаний из сектора исследований и разработок и их капитализацию, а также сформировать благоприятную среду для успешного функционирования крупных и малых инновационных предприятий, объектов региональной инфраструктуры и других организаций.
Кластерные инициативы способствуют модернизации региона через соответствующие политические инициативы, развитие торгового потенциала и человеческого капитала, механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, кластеры становятся катализатором формирования общественного понимания и поддержки в реализации необходимых экономических реформ через развитие прямых и обратных связей со СМИ, университетами и исследовательскими центрами, научными и технологическими фондами, отраслевыми крупнейшими предприятиями, государственными структурами.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при выполнении проекта в рамках государственного задания Министерства образования и науки России, шифр заявки 6.2910.2011: «Модернизация экономики Краснодарского края на основе концепции открытых инноваций».
2. Clusters for competitiveness. A Practical Guide & Policy Implications for Developing Cluster Initiatives. PREM, The World Bank. 2009.
3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/
4. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю
(Краснодарстат). URL: http://www.krsdstat.ru
5. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.
Министерство регионального развития России. URL: http://www.minregion.ru/
6. Российская кластерная обсерватория Высшей школы экономики. URL: http://cluster.hse.ru/pilots