УДК [332.12:001.895](470.630) ББК 65.049(2Рос)-5 С 56
О.И. Шаталова,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (903) 416-82-97, e-mail: [email protected]
О.А. Мухорьянова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (962) 403-35-69, e-mail: [email protected]
Е.П. Лебедева,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (928) 308-23-94, e-mail: [email protected]
О.А. Торишный,
кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления Ставропольского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (962) 441-48-68, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены практические аспекты формирования государственной инновационной политики на региональном уровне; определены мировые тренды инновационного развития в различных странах; рассмотрены перспективы внедрения инноваций в промышленный кластер Российской Федерации; изучены федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие экономическое и инновационное развитие на территории Ставропольского края; представлены основные возможности региона в части наращивания инновационного потенциала; определены перспективы и драйверы развития инновационной деятельности в Ставропольском крае. В статье представлена структура новой Стратегии развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2025 года; разработаны мероприятия по стимулированию со стороны государства инновационной активности предприятий Ставропольского края, которые создадут необходимые условия для наращивания инновационного потенциала региона посредством обеспечения необходимых экономических, социальных, правовых, технических и организационных условий.
Ключевые слова: государственное регулирование, регион, инновационное развитие, перспективы, драйверы, меры стимулирования.
O.I. Shatalova,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (903) 416-82-97, e-mail: [email protected]
O.A. Mukhoryanova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (962) 403-3569, e-mail: [email protected]
E.P. Lebedeva,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: + 7 (928) 308-23-94, e-mail: [email protected]
О.А. Torishny,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Stavropol Institute of Cooperation of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol. Ph.: +7 (962) 441-48-68, e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF INNOVATION ACTIVITY IN THE STAVROPOL TERRITORY
Abstract. The article deals with practical aspects of the formation of state innovation policy at the regional level; identifies global trends in innovative development in various countries; considers the prospects for introducing innovations into the industrial cluster of the Russian Federation; studies Federal and regional legal documents regulating economic and innovative development in the Stavropol territory; presents the main opportunities of the region in terms of building innovative potential; prospects and drivers of innovative activity development in the Stavropol territory are defined. The article presents the structure of the new strategy for the development of innovation in the Stavropol territory until 2025; measures have been developed to stimulate the states innovative activity of enterprises in the Stavropol territory, which will create the necessary conditions for increasing the innovative potential of the region by providing the necessary economic, social, legal, technical and organizational conditions.
Keywords: state regulation, region, innovative development, prospects, drivers, incentive measures.
Инновации - уже давно не просто способ конкуренции между компаниями. В условиях, когда глобальная экономика замедляется, торговые войны разгораются, а производительность труда растет
все медленнее, инновации - вопрос успеха развития экономики в целом и странового лидерства, повторение космической гонки середины XX в., но уже на уровне технологий.
В рамках своей инновационной деятельности компаниям необходимо сочетать такие вещи, как изобретение и нацеленность на инновации, а также иметь такую фирму, которая коммерциализирует изобретение и даст его людям. Российские компании строго следуют этому правилу, не просто заказывая разработки профильным исследовательским институтам, но и создавая собственные R&D-центры, находя такие способы стимулирования инноваций, которые позволят получить наибольший эффект для бизнеса и повысить его конкурентоспособность. Порядка 80% компаний оценили процент успешности внедренных разработок.
В 2018 г. в мире на инновации потрачена рекордная сумма -$1,8 трлн по паритету покупательной способности, при этом почти половина (47%) расходов на инновации в мире приходится на две страны -США и Китай, 80% - на первую десятку стран.
Наиболее высокая доля инновационных товаров в сфере услуг -14,5%, подсчитали эксперты Института статистических исследований ВШЭ. Выше и доля затрат, которую в этом секторе вкладывают в инновации, - 2,3% от общего объема проданной продукции. Для промышленности этот показатель - 6,7%, а удельный вес затрат - 1,7%.
Один из ключевых для ЮНЕСКО показателей инновационности экономики - число исследователей на 1 млн человек населения страны. В России, которую принято считать страной инженеров, этот показатель составляет 3094. Но по размеру инвестиций на одного исследователя и по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия далеко за пределами первой десятки, а российские компании не входят даже в первую тысячу инвесторов в сферу НИОКР, по данным Евросоюза.
В стране-лидере по инвестициям в инновации, США, работают 4295 исследователей на 1 млн человек, а в Китае - 1096. На второе место
по инвестициям Китай вырвался всего несколько лет назад, обогнав совокупные инвестиции Евросоюза, сумел стать инновационным лидером в секторе телекоммуникаций и онлайн-платежей. Увеличение числа людей, занятых инновационными разработками, - одна из целей Китая в гонке за лидерство с США.
Россия находится в тройке лидеров по числу занятых в науке: выше этот показатель только в Китае и США. Но пока возможный стремительный инновационный рост неочевиден. Россия отстает от развитых и многих быстро развивающихся государств практически по всем метрикам, характеризующим эффективность использования ресурсов и степень воздействия результатов научно-технической и инновационной деятельности на экономику и общество.
Исправить ситуацию должен национальный проект «Наука» с бюджетом 636 млрд руб., рассчитанный до 2024 г. Три его основных направления - развитие инфраструктуры для проведения исследований и разработок (350 млрд руб.), научной и научно-производственной кооперации (215 млрд руб.) и кадрового потенциала (70,9 млрд руб.). В результате доля ученых в возрасте до 39 лет должна вырасти до 50,1% (на момент начала проекта было 43,3%), не меньше 250 крупных компаний должны быть вовлечены в создание технологий, продуктов и услуг, с участием организаций - участников научно-образовательных центров и центров компетенций национальной технологической инициативы - должно быть подано не менее 1500 патентных заявок.
Мировой опыт показывает, что те региональные системы, в которых перерабатывающие производства не формируют основную долю валового регионального продукта, в большей степени адаптированы к развитию инновационной деятельности. Ставропольский край относится к категории промышленно-аграрных
регионов, характеризуется высокой концентрацией учебных заведений и отличным логистическим расположением, ввиду чего в нем созданы все предпосылки для развития инновационного потенциала.
На сегодняшний момент в Ставропольском крае функционируют 819 инновационных предприятий, общие затраты на технологические инновации составляли в 2018 году 6 млрд рублей, причем в основном они осуществлялись за счет собственных средств предприятий. За счет средств федерального бюджета было профинансировано инноваций на сумму 1,4 млрд рублей. Если в 2018 году было отгружено всего товаров и услуг на 434 млрд рублей, то доля инновационной продукции составляет в них порядка 9%.
Нельзя сказать, что это маленький процент для края, поскольку низкий уровень насыщенности региона производственными предприятиями прямым образом сказывается на их инновационной активности.
Основной объем финансирования инноваций осуществляется в части технологических инноваций - 99,7%, на маркетинговые инновации приходится 0,16%, на организационные инновации - 0,14%. 74% всех инвестиций в инновации приходится на промышленное производство в крае, 16,3% - на сельское хозяйство, 4,8% - на сферу телекоммуникаций.
Основными направлениями инновационного развития в Ставропольском крае являются:
- переход к «умному» сельскому хозяйству;
- технологии ускоренной селекции;
- предикативная аналитика сельского хозяйства и АПК;
- технологии функциональных пищевых продуктов нового поколения для программ индивидуального питания;
- технологии, машины и аппараты для замкнутого цикла переработки сырья из растительного и
животноводческого сырья с целью обеспечения устойчивого функционирования структурных составляющих рынка «FoodNet»;
- высокопродуктивная технология точного земледелия для производства экологически безопасной продукции растениеводства на основе инновационных методов агроэко-логического мониторинга и прогнозирования почвенного плодородия;
- формирование и наполнение резидентами технопарков (индустриальных парков) с опережающим научно-техническим развитием на территории РИП (города Невинно-мысск, Ставрополь, Буденновск) с целью обеспечения полного инновационного цикла создания конкурентоспособных изделий;
- развитие высокотехнологичных машиностроительных предприятий в крае, в том числе для подготовки и закрепления талантливой молодежи в крае.
В качестве наиболее востребованных специалистов будущего можно выделить: специалист и эксперт в области альтернативной энергетики, рыночный аналитик, специалист по нанотехнологиям, специалист по инжинирингу, агро-информатик (агрокибернетик), агроном-генетик [1].
Развитию научно-инвестиционной деятельности также будет способствовать образование в крае НОЦ, одного из 15 научно-образовательных центров мирового уровня в рамках национального проекта «Наука».
Можно выделить следующие возможности развития инновационной деятельности в Ставропольском крае:
1. Формирование инновационного кластера на территории Ставропольского края с целью трансфера инновационных знаний в промышленное производство.
2. Позиционирование Ставропольского края как межрегионального инновационного центра, владеющего развитой транспортной
логистической инфраструктурой и необходимыми информационными телекоммуникациями.
3. Драйверами инновационного развития региона станут химическая, фармацевтическая промышленность, агропромышленный комплекс, микроэлектроника, которые обладают не только научно-технической базой, но и являются передовыми в масштабах страны.
4. Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового ресурса поколения людей, которые могут воспринимать инновации.
5. Возможности для внедрения инновационных разработок Ставропольского края в соседние регионы с развитым промышленным комплексом.
6. Наличие в Ставропольском крае специалистов, обладающих знаниями в области межкультурной коммуникации и иностранных языков, позволяющее выводить инновационные разработки Ставропольского края на широкую международную арену и развивать международные связи Ставропольского края.
В соответствии с концепцией создания в Российской Федерации национальной инновационной системы приоритетной задачей органов исполнительной власти Ставропольского края должна стать работа по формированию в крае современной инновационной инфраструктуры и технологической культуры.
Постановление Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 г. № 626-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» определило следующие цели программы развития инноваций на территории Ставропольского края [2]:
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ставропольского края;
- создание условий для ведения бизнеса в Ставропольском крае и
перевода экономики Ставропольского края на инновационный путь развития;
- совершенствование государственного управления в Ставропольском крае.
Индикаторы достижения целей программы:
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал;
- количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Ставропольского края;
- интегральный индекс Ставропольского края в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
- объем экспорта товаров, производимых организациями Ставропольского края;
- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, включая индивидуальных предпринимателей;
- доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта;
- доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, в валовом региональном продукте Ставропольского края;
- количество инновационных проектов, реализуемых на территории Ставропольского края;
- удельный вес организаций в Ставропольском крае, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций в Ставропольском крае;
- уровень удовлетворенности населения Ставропольского края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- увеличение индекса физического объема инвестиций в основной капитал до 101,1% в 2024 году;
- увеличение количества созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Ставропольского края до 4000 в 2024 году;
- достижение интегрального индекса Ставропольского края в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации до 350 баллов в 2024 году;
- увеличение объема экспорта товаров, производимых организациями Ставропольского края, с 1 млрд долларов США в 2017 году до 1,9 млрд долларов США в 2024 году;
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, включая индивидуальных предпринимателей, до 0,29 млн человек в 2024 году;
- увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10,0% в 2024 году;
- увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, в валовом региональном продукте Ставропольского края до 32,5 % в 2024 году;
- увеличение удельного веса организаций в Ставропольском крае, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций в Ставропольском крае с 5,2% в 2017 году до 7,3% в 2024 году;
- увеличение количества инновационных проектов, реализуемых на территории Ставропольского края, с 4 единиц в 2017 году до 7 единиц в 2024 году;
- обеспечение в период с 2019 года по 2024 год уровня удовлетворенности населения Ставропольского
края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае не ниже 90,0%.
Таким образом, планирование развития региона, определяемое программами развития, предполагает, что Ставропольский край в ближайшем будущем станет инновационно активной территорией опережающего развития.
В 2020 году заканчивает свое действие Стратегия развития инновационной сферы в Ставропольском крае, и необходим новый региональный документ, который будет определять основные направления и инструменты развития и поддержки инновационной деятельности в Ставропольском крае.
При этом новая стратегия развития инновационной сферы должна соотноситься с другими региональными документами, затрагивающими в своем содержании различные аспекты инновационной деятельности в регионе.
Разрабатываемая нормативно-правовая документация, регламентирующая инновационное развитие региона, должна стать не только основополагающим базисом всей инновационной политики региона, но и учитывать все перспективные цели социально-экономического развития, а также обосновывать выбор средств и инструментов по их достижению. В частности, по нашему мнению, инновационная стратегия Ставропольского края должна носить промышленно-ориентиро-ванный характер, так как основные инновационные трансформации в большей степени затронут промышленный сектор [3].
Разработка усовершенствованной инновационной стратегии развития Ставропольского края структурно должна включать в себя следующие элементы:
- SWOT-анализ инновационного развития промышленности края;
- целеполагание инновационного развития, коррелирующее с
общими социально-экономическими векторами развития экономики региона;
- механизм реализации внедрения инновационной стратегии в промышленный сектор Ставропольского края.
Следует также отметить, что инновационная стратегия должна базироваться на следующих принципах:
- реалистичность достижения запланированных индикаторов в стратегии;
- долгосрочность реализации, то есть охват не меньше двух бюджетных периодов;
- актуальность разрабатываемой стратегии, то есть соответствие современным реалиям экономического развития края;
- результативность применяемых методов и инструментов;
- практическая осуществимость, то есть соответствие поставленных целей имеющимся ресурсам;
- контролируемость на всех этапах разработки и реализации стратегии.
Нами предлагается схематическое представление формирования целеполагания инновационного развития Ставропольского края, базирующееся на взаимосвязи всех элементов концептуального развития отраслей промышленности региона (рис. 1).
Анализ социально-экономического развития региона является базисом для формирования любого стратегического документа, так как от его результатов зависят и все дальнейшие стадии планирования. На следующем этапе одновременно должны быть выявлены основные проблемы социально-экономического развития региона в сфере промышленного кластера, а также определены сферы и направления инновационного развития территорий.
После определения целевых ориентиров по развитию основных
4. Стратегические цели развития экономики
Ставропольского края +
5. Целевые ориентиры по развитию отраслей специализации (промышленности) Ставропольского края
6. Выявление приоритетных проблем, решение которых
предполагает использование инноваций +
7. Формирование системы целей инновационного развития промышленности Ставропольского края на стратегическую перспективу
Рис. 1. Предлагаемая структура новой стратегии развития инновационной сферы
в Ставропольском крае до 2025 года
отраслей промышленности Ставропольского края в дальнейшем необходима конкретизация выявленных проблем, решение которых может быть осуществлено посредством внедрения инноваций.
На заключительном этапе производится формирование системы целей инновационного развития промышленности Ставропольского края на стратегическую перспективу.
Определение целеполагания должно быть основано не только на «желаемых» перспективах регионального развития, но и должно быть подкреплено имеющимися ресурсами, способными обеспечить эффективность внедряемых инноваций. В этой связи наиболее перспективными площадками по внедрению инноваций станут крупные промышленные объекты Ставропольского края, обладающие всеми необходимыми условиями.
Таким образом, в качестве мер поддержки предлагается снижение ставок региональных налогов - налога на имущество и транспортного налога. Ставку налога на имущество предлагается снизить на 1%, и тогда
она составит 1% по кадастровой стоимости и 1,2% - по остаточной стоимости. Что касается транспортного налога, то здесь необходимо применять коэффициент 0,6 после расчета суммы налога по традиционной схеме. Данная схема связана с тем, что транспортный налог рассчитывается индивидуально под каждое транспортное средство, и применять единую пониженную ставку невозможно [4].
Документы стратегического характера в части стимулирования инновационной активности предприятий Ставропольского края необходимо подкреплять конкретными действиями. Предлагается использовать несколько направлений стимулирования: налоговое стимулирование и льготное кредитование.
Предлагаемые меры стимулирования инновационной активности предприятия Ставропольского края представлены в табл. 1.
Также Фонду микрофинансирования Ставропольского края предлагается разработать программу льготного кредитования в размере до 25 млн рублей по ставке 2,5% на срок до
Таблица 1
Предлагаемые меры стимулирования инновационной активности предприятия
Ставропольского края
Направление стимулирования Механизм стимулирования
Налоговое стимулирование Снижение ставки налога на имущество до 1% по кадастровой стоимости, 1,2% - по остаточной стоимости (ранее ставка по налогу составляла: по кадастровой стоимости - 2%, по остаточной стоимости - 2,2%). Период льготного налогообложения - первые 3 года с момента регистрации предприятия как инновационно ориентированного.
Снижение суммы транспортного налога на 40%, исходя из расчета суммы налога, который осуществляется на основании мощности транспортного средства, на первые 3 года с момента регистрации предприятия как инновационно ориентированного.
Финансово-кредитное стимулирование Разработка Фондом микрофинансирования Ставропольского края программы льготного кредитования в размере до 25 млн рублей по ставке 2,5% на срок до 10 лет при условии приобретения инновационной технологии или оборудования. Основанием кредитования выступает договор о намерении приобретения технологии или оборудования или договор купли-продажи.
10 лет при условии приобретения инновационной технологии или оборудования. Основанием кредитования выступит договор о намерении приобретения технологии или оборудования или договор купли-продажи.
Говоря о развитии инновационных отраслей, необходимо обеспечить обучение специалистов нового поколения. Для этого предлагается открыть новые образовательные программы, обеспечивающие подготовку кадров для инновационной экономики, такие как: специалист и эксперт в области альтернативной энергетики, специалист по нанотехнологиям, специалист по инжинирингу, рыночный аналитик, агроинформатик, агроном-генетик. Подготовка специалистов по предлагаемым профилям позволит обеспечить инновационную экономику региона необходимыми в отрасли профессионалами.
Указанные меры создадут необходимые условия для наращивания инновационного потенциала Ставропольского края посредством обеспечения необходимых экономических, социальных, правовых, технических и организационных условий. Развитие инновационной деятельности невозможно без увеличения потока инвестиций (как государственных, так и частных), что требует от региона создание
благоприятных условий и действенных механизмов поддержки для бизнеса. Именно субъекты предпринимательства в большей степени способны к наиболее мобильному внедрению инноваций, инвестируя средства не только в развитие производственной базы, но и в совершенствование технологий.
Необходимо пересмотреть региональную налоговую политику в отношении инновационных предприятий, снижая их нагрузку именно в части региональных налогов, например, налога на имущество, транспортного налога.
Также предлагается сформировать в Фонде микрофинансирования Ставропольского края отдельную программу льготного кредитования для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инновационную деятельность, предлагая им заемные средства под 2-3% годовых.
Также предлагается интегрировать усилия по активизации инновационной деятельности в регионе тех структур, которые осуществляют поддержку данного направления, и комплексный региональный план формировать с учетом всех их возможностей, чтобы не дублировать отдельные функции и тратить деньги на инновации более эффективно.
Примечания:
1. Об утверждении стратегии развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года: приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 года № 220/од. URL: http://docs.cntd.ru/ document/424060824.
2. Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 09.08.2019 №№ 359-п): постановление Правитель-стваСтавропольскогокраяот29декабря2018г.N^626-п.URL:http://stavinvest.ru/ work/sub19/sub93/the-state-program-in-stavropol-region-in-the-years-2019-2024/.
3. Валинурова Л. Инновационное развитие регионов: методологические основы и перспективные направления: монография. М.: КноРус, 2019. 760 с.
4. Мантаева Э., Боджаева В., Слободчико И. Инновационная составляющая стратегического развития региона. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 140 с.
References:
1. On approval of the strategy for the development of innovation in the Stavropol territory until 2020: order of the Ministry of economic development of
the Stavropol territory dated June 29, 2009 No. 220/od. URL: http://docs.cntd.ru/ document/424060824.
2. On approval of the state program of the Stavropol territory "Economic development and innovative economy" (ed. resolution of the government of the Stavropol territory dated August 9, 2019 No. 359-p): resolution of the government of the Stavropol territory dated December 29, 2018 No. 626-p. URL: http://stavinvest.ru/ work/sub19/sub93/the-state-program-in-stavropol-region-in-the-years-2019-2024/.
3. Valinurova L. Innovative development of regions: methodological foundations and promising directions: monograph. M.: KnoRus, 2019. 760 pp.
4. Mantayeva E., Bojayeva V., Slobodchikov I. Innovative component of the region's strategic development. M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 140 pp.