Научная статья на тему 'Концептуальные положения кластерной активации в предпринимательстве Краснодарского края'

Концептуальные положения кластерной активации в предпринимательстве Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / СТАНДАРТ / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMY / KRASNODAR REGION / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / DEVELOPMENT / TERRITORIAL CLUSTERS / STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко М.А., Скоморощенко А.А.

В статье дана оценка состояния и развития сферы предпринимательства Краснодарского края, определено ее место в региональной экономике. Установлено, что в структуре предпринимателей преобладают представители малого и среднего бизнеса. Субъекты малого предпринимательства задействованы преимущественно в сфере торговли, им трудно конкурировать с крупным бизнесом, наращивать производственный и инновационный потенциал. Приведены целевые ориентиры экономической политики органов власти края в стратегической перспективе, предполагающие участие субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте на уровне не менее 50%, а также создание и развитие пяти территориальных кластеров. В целях эффективной реализации мероприятий предпринимательской кластеризации предложены положения стандарта функционирования и развития территориальных кластеров, где для устранения диспропорций реального сектора региональной экономики ключевым условием должно явиться вовлечение представителей малого и среднего бизнеса. Приведены пргнозные параметры развития предпринимательства Краснодарского края при условии реализации механизма кластерной активации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко М.А., Скоморощенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual provisions of cluster activation in the business of Krasnodar region

The article gives an assessment of the state and development of the sphere of entrepreneurship of Krasnodar region, its place in the regional economy is defined. It has been established that the structure of entrepreneurs is dominated by representatives of small and medium-sized businesses. Small business entities are mainly involved in the sphere of trade, it is difficult for them to compete with large businesses, to increase production and innovation potential. The targets of the economic policy of the authorities of the province in the strategic perspective, involving the participation of small and medium-sized enterprises in the gross regional product at the level of not less than 50%, as well as the creation and development of five territorial clusters, are given. In order to effectively implement business clustering measures, the provisions of the standard of functioning and development of territorial clusters have been proposed, where the involvement of representatives of small and medium-sized businesses should be a key condition in order to eliminate imbalances in the real sector of the regional economy. The forecast parameters of development of entrepreneurship of Krasnodar region are given under the condition of implementation of cluster activation mechanism.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения кластерной активации в предпринимательстве Краснодарского края»

М.А. Нестеренко - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (nesterenko09@inbox.ru),

М.А. Nesterenko - associate professor of the department of public Positive state and municipal administration, candidate of economic sciences, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

А.А. Скоморощенко - доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (skomoranna@yandex.ru),

А.А. Skomoroshchenko - associate professor of economic and foreign economic activity, candidate of economic sciences, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ АКТИВАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ

CONCEPTUAL PROVISIONS OF CLUSTER ACTIVATION IN THE BUSINESS OF KRASNODAR REGION

Аннотация. В статье дана оценка состояния и развития сферы предпринимательства Краснодарского края, определено ее место в региональной экономике. Установлено, что в структуре предпринимателей преобладают представители малого и среднего бизнеса. Субъекты малого предпринимательства задействованы преимущественно в сфере торговли, им трудно конкурировать с крупным бизнесом, наращивать производственный и инновационный потенциал. Приведены целевые ориентиры экономической политики органов власти края в стратегической перспективе, предполагающие участие субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте на уровне не менее 50%, а также создание и развитие пяти территориальных кластеров. В целях эффективной реализации мероприятий предпринимательской кластеризации предложены положения стандарта функционирования и развития территориальных кластеров, где для устранения диспропорций реального сектора региональной экономики ключевым условием должно явиться вовлечение представителей малого и среднего бизнеса. Приведены пргнозные параметры развития предпринимательства Краснодарского края при условии реализации механизма кластерной активации.

Annotation. The article gives an assessment of the state and development of the sphere of entrepreneurship of Krasnodar region, its place in the regional economy is defined. It has been established that the structure of entrepreneurs is dominated by representatives of small and medium-sized businesses. Small business entities are mainly involved in the sphere of trade, it is difficult for them to compete with large businesses, to increase production and innovation potential. The targets of the economic policy of the authorities of the province in the strategic perspective, involving the participation of small and medium-sized enterprises in the gross regional product at the level of not less than 50%, as well as the creation and development of five territorial clusters, are given. In order to effectively implement business clustering measures, the provisions of the standard of functioning and development of territorial clusters have been proposed, where the involvement of representatives of small and medium-sized businesses should be a key condition in order to eliminate imbalances in the real sector of the regional economy. The forecast parameters of development of entrepreneurship of Krasnodar region are given under the condition of implementation of cluster activation mechanism.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, Краснодарский край, малый и средний бизнес, развитие, территориальные кластеры, стандарт.

Keywords: entrepreneurship, economy, Krasnodar region, small and medium-sized business, development, territorial clusters, standard.

Тенденции развития социо-пространства, как в Российской Федерации, так и в мире в целом, демонстрируют приращение значимости человеческого капитала и как следствие его активизацию в рамках предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.

Процесс развития предпринимательства играет важную роль для экономики субъектов федерации, где обеспечение позитивного вектора в деятельности хозяйствующих структур предопределено эффективностью государственного регулирования.

Краснодарский край является одним из флагманов России в части инвестиционного развития и расширения реального сектора экономики. Макроэкономические показатели региона демонстрируют положительную динамику. В 2018 году удельный вес валового регионального продукта края в производстве ВРП России составил 3,0%, в производстве Южного федерального округа - 41,5%. По общему объему привлеченных инвестиций Краснодарский край находится на 6 месте в РФ, а в Южном федеральном округе на протяжении последних лет стабильно удерживает первенство.

Основу производительных сил края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы [2].

Наряду с крупным бизнесом в регионе активно развивается сектор малого и среднего предпринимательства, чему способствует экономическая политика органов власти и тенденции развития институциональной среды [3].

Комплексное решение задач развития предпринимательства в Краснодарском крае реализуется при регулирующем воздействии органов государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, поскольку именно они являются конечными точками размещения и агрегирования сферы предпринимательства.

По итогам 2018 года Краснодарский край отмечен как регион, добившийся значительного успеха в сфере эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом.

Крупный бизнес является на сегодня ядром региональной экономики, определяет во многих направлениях ее потенциал. Малый и средний бизнес - это функционально-значимый пласт общества в муниципальных образованиях края, формирующий его средний класс.

При анализе современной предпринимательской среды Краснодарского края следует отметить, что в структуре региональных предпринимателей преобладают представители малого и среднего сектора как группа самоорганизующейся деловой прослойки. Однако в большинстве случаев малый бизнес занят в сфере торговли в роли посредничества и бытовых услуг по причине невозможности и нежелания реализовываться в промышленности, осваивать инновации. Связано это с наличием институциональных «узких мест».

Малому бизнесу трудно конкурировать с крупными предпринимательскими структурами и наращивать инновационный потенциал. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, взаимодействие малого и крупного бизнеса слабо развито и, как правило, осуществляется через поглощение или долевое участие в капитале малого бизнес-субъекта, что зачастую не оптимально как для сферы предпринимательства, так и для региональной инновационной системы в целом [4].

Политика Краснодарского края направлена на поддержку развития предпринимательства, где государственное регулирование выступает базисом обеспечения комфортного делового климата, и ориентирована на доведение доли участия малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте до уровня не менее 50%.

Целевое видение экономической политики предопределено в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Согласно стратегическим ориентирам предполагается, что Краснодарский край будет вести активную политику в рамках Южного полюса роста по следующим направлениям:

- развитие Южного агропромышленного кластера;

- развитие туристско-рекреационного кластера Юга России;

- развитие Южного торгово-транспортно-логистического кластера;

- развитие кластера умная промышленность Юга России;

- развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России [1].

Это дает основания сделать стержнем экономической политики Краснодарского края кластерную активацию, предполагающую акцентированные меры создания и развития кластеров с целью ускорения социально -экономического развития и повышения конкурентоспособности региона.

Под территориальным кластером понимается совокупность предприятий, размещенных на ограниченной территории, которая характеризуется наличием:

- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях;

- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации и кооперации [4].

Полагаем, что рациональное применение административных схем должно осуществляться на паритетной основе посредством вовлечения государственных и муниципальных органов, частных, инновационных, образовательных и исследовательских организаций, предпринимательских объединений. Ключевым моментом здесь должно явиться вовлечение в процесс кластеризации субъектов малого и среднего бизнеса.

Таким образом, в целях обеспечения благоприятных условий деятельности предпринимательских структур - организаций-участников кластеров в Краснодарском крае целесообразна разработка стандарта функционирования и развития территориальных кластеров (табл. 1). Подобный стандарт должен устанавливать требования и рекомендации к кластерам, которые будут являться общими для всех их типов и соответствовать концепции, разработанной агентством стратегических инициатив Российской Федерации.

Понимание сущности управления процессами интеграции бизнеса в контексте отраслевого взаимодействия требует невмешательства государства в оперативную хозяйственную деятельность производителей [5, 6].

Данная система мер должна быть сфокусированной в рамках ключевых приоритетов стратегического развития Краснодарского края и сбалансированной с точки зрения необходимых ресурсов и достигаемых результатов.

Полагаем, что система разработанных нами мер позволит достичь к 2030 году индикаторов стратегических целей развития сферы предпринимательства Краснодарского края, предусмотренных оптимистическим сценарием, где возрастет количество «топовых» по меркам России предпринимателей, будут функционировать предпринимательские кластеры.

Таблица 1 - Положения проекта регионального стандарта «Территориальные кластеры Краснодарского

края»

Положение (раздел) Содержание

Общие требования к кластерам • Географическая концентрация участников кластера на ограниченной территории; • Наличие выраженной отраслевой или технологической специализации (одной или нескольких); • Наличие специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера; • Наличие кооперационных связей между организациями-участниками кластера, выражающихся в наличии договорных отношений имущественного и/или финансового характера, оказании услуг; • Наличие не менее одного кластерного проекта; • Участие представителей МСП Краснодарского края; • Наличие в составе участников кластера не менее 10 организаций, не являющихся аффилированными между собой лицами

Принципы организации кластера • Самоорганизация участников кластера; • Экономическая целесообразность кластерных проектов; • Ориентация участников кластера на выпуск конкурентоспособных товаров (предоставление услуг); • Взаимный интерес участников к развитию кластера и углублению кооперации в рамках кластера; • Вовлечение всех участников в создание и развитие кластера; • Открытость кластера для вступления новых участников; • Прозрачность структуры управления кластером; • Информационная открытость кластера и его участников

Участники кластера • Системообразующие предприятия и организации кластера; • Предприятия и организации в сфере отраслевой специализации кластера; • Специализированные сервисные организации; • Специализированные управляющие компании технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и иных объектов инфраструктуры поддержки промышленной и инновационной деятельности, предпринимательства; • Субъекты малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационного; • Научно-исследовательские организации; • Образовательные учреждения; • Организации инфраструктуры; • Отраслевые ассоциации; • Иные лица и организации

Общие требования к органам управления кластером • Стратегическое управление развитием кластера осуществляется коллегиальным органом управления кластером; • Оперативное управление кластером осуществляется специализированной организацией кластера (либо специализированной уполномоченной организацией); • Могут быть дополнительно созданы консультативные органы управления (наблюдательный совет, экспертный совет, общественный совет, научно-технический совет и т.д.)

Ключевые индикаторы развития предпринимательства Краснодарского края с учетом государственного управления на основе внедрения механизма кластерной активации представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Прогнозные параметры развития предпринимательства Краснодарского края

Показатель Факт Оценка Прогноз

2018 г. 2019 г. 2021 г. 2024 г. 2027 г. 2030 г.

Выручка субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, млрд руб 3473 4062 5528 7828 10176 12986

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд руб 1402 1608 2341 3530 4869 6570

Количество субъектов предпринимательства, входящих в Тор-300 РФ, ед 6 6 12 14 18 22

Количество действующих предпринимательских кластеров, соответствующих параметрам Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г., ед 5 5 5 5

Место в рейтинге регионов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства 41 40 15 7 5 5

Инвестиции в основной капитал, млрд руб 429 509 782 1125 1461 1853

Налоги в бюджеты всех уровней, млрд руб 205 316 415 582 764 984

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб 240 263 344 462 587 734

Таким образом, на основе концептуальных положений в контексте популяризации кластерной идеологии развития предпринимательства целевыми ориентирами здесь выступят прирост выручки субъектов предпринимательства края, их активизация в рейтингах Российской Федерации, приращение инвестиций в основной капитал и как следствие повышение бюджетной эффективности региона.

Источники:

1. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-K3 «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года».

2. Белкина Е.Н. Экономическая эффективность производственного предпринимательства в аграрном секторе экономики: методы оценки и пути повышения: монография / Е.Н. Белкина, А.А. Скоморощенко. - Ставрополь: АГРУС, 2006. - 184 с.

3. Белкина Е.Н., Скоморощенко А.А. Разработка модели предпринимательского дохода субъектов аграрного бизнеса // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 20. - С. 158-161.

4. Курило А.К. Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях формирования новой технологической базы промышленности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.К. Курило. - М., 2019. - 183 с.

5. Нестеренко М.А. Управление процессами интеграции бизнеса в контексте межотраслевого взаимодействия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 4. - С. 221-223.

6. Нестеренко М.А., Бережной А.В. Внедрение положений государственно-частного партнерства как фактор управления цепочкой создания стоимости организаций // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 184-187.

Sources:

1. Law of the Krasnodar Territory of December 21, 2018 No. 3930-КЗ «On the Strategy of Social and Economic Development of the Krasnodar Territory until 2030». - [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/550301926

2. Belkin E.N. Economic Efficiency of Industrial Entrepreneurship in the Agricultural Sector of the Economy: Methods of Evaluation and Ways of Enhancement: Monograph / E.N. Belkin, A.A. Skomoroshchenko. - Stavropol: AGRUS, 2006. - 184 p.

3. Belkin E.N., Skomoroshchenko A.A. Development of model of entrepreneurial income of agricultural business subjects // University Journal (State University of Management). - 2009. - № 20. - P.158-161.

4. Kurilo A.K. Development of small and medium-sized enterprises in the conditions of formation of a new technological base of industry: thesis... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / A.K. Kurilo. - M., 2019. - 183 p.

5. Nesterenko M.A. Management of business integration processes in the context of intersectoral interaction // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2019. - № 4. - P. 221-223.

6. Nesterenko M.A., Khrezhny A.V. Introduction of the provisions of public-private partnership as a factor of management of the value chain of organizations // Journal of the Academy of Knowledge. - 2019. - № 2 (31). - P. 184-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.