Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка / судоходная компания / управление / человеческие ресурсы / эффективность / assessment / shipping company / management / human resources / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ян Биэ, Ли Чу

В статье рассмотрены современные аспекты оценивания результативности управленческой деятельности в отношении человеческих ресурсов (на примере судоходных организаций в России). Сделан акцент на систематизации и характеристики отдельных направлений оценки. Авторами сделана попытка выделить характерные особенности управления человеческими ресурсами судоходных компаний в рамках оценки их эффективности на основе различных подходов других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT OF RUSSIAN SHIPPING COMPANIES

The article examines modern aspects of assessing the effectiveness of management activities in relation to human resources (using the example of shipping organizations in Russia). Emphasis is placed on the systematization and characteristics of individual areas of assessment. The authors made an attempt to highlight the characteristic features of human resource management of shipping companies as part of assessing their effectiveness based on various approaches of other authors.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ

Ян Биэ, магистрант Ли Чу, магистрант

Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-293-296

Аннотация. В статье рассмотрены современные аспекты оценивания результативности управленческой деятельности в отношении человеческих ресурсов (на примере судоходных организаций в России). Сделан акцент на систематизации и характеристики отдельных направлений оценки. Авторами сделана попытка выделить характерные особенности управления человеческими ресурсами судоходных компаний в рамках оценки их эффективности на основе различных подходов других авторов.

Ключевые слова: оценка, судоходная компания, управление, человеческие ресурсы, эффективность.

Судоходная компания - это субъект хозяйствования, который занимается перевозкой грузов и/или пассажиров по водным путям. Основная деятельность таких организаций - управление и эксплуатация судов различных типов, размеров (от небольших речных судов до огромных океанских лайнеров, танкеров).

Рассматриваемые нами компании предоставляют достаточно обширный спектр услуг, в том числе:

- транспортировку различных грузов, включая сыпучие, наливные, контейнерные, тяжеловесные;

- пассажирские перевозки (подразумеваются круизы, регулярные линии и т. д.);

- специализированные перевозки (речь идёт об опасных грузах либо животных);

- вспомогательные морские услуги, такие, как буксировка, спасательные операции, обслуживание портов, логистика [4].

Рассматриваемые нами организации способны работать на внутренних водных путях (реки и озера), а также на международных морских маршрутах. В деятельность судоходных компаний входит также управление портами и терминалами, обслуживание судов, их ремонт, модернизация, обеспечение безопасности самого судоходства.

В России функционирует множество судоходных компаний, которые занимаются перевозкой грузов и пассажиров по

внутренним водным путям, а также осуществляют морские перевозки. Ряд из них сосредоточен на транспортировке нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа, а также обслуживании энергетических проектов на шельфе. Другие представляют собой холдинги, компании, специализирующиеся на обслуживании и организации перевозок через российские порты. Одно из значимых направлений - развитие портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства[2].

Наличие столь разнообразных областей деятельности актуализирует проблематику управления человеческими ресурсами данных предприятий, в том числе, и вопросы, напрямую связанные с оценкой управленческих механизмов.

В условиях современности оценивание результативности управления человеческими ресурсами (НКМ) в судоходных организациях опирается на всесторонний анализ различных функций НК и их влияния на эффективность деятельности. Целесообразно рассмотреть перечень ключевых областей, которые необходимо учитывать в ходе оценки:

Так, применительно к набору и отбору персонала важно оценить качество данного процесса, соответствие между требованиями к должности и квалификацией кандидатов. Требуется изучить показатели

текучести кадров, причины ухода сотрудников.

Следующее оцениваемое направление касается обучения и переподготовки. Как отмечают в данной связи Ю.В. Шляпина, Д.Б. Газизова, измеряется действенность соответствующих программ, анализируется возврат инвестиций (ROI) в инициативы по обучению. Пристальное внимание уделяется исследованию путей карьерного роста и возможности продвижения по службе [5].

Что касается управления эффективностью, то весьма важно оценить чёткость и актуальность целевых показателей, проанализировать точность оценки результатов работы, а также связь между оценкой трудовой деятельности и компенсацией или продвижением по карьерной лестнице.

Ещё одна сфера оценивания касается сравнения компенсационных пакетов компании с отраслевыми стандартами, анализа влияния льгот на удовлетворенность и удержание сотрудников, оценки результативности программ мотивации кадров.

В свою очередь, отношения с сотрудниками оцениваются посредством анализа существующих механизмов обратной связи и вовлечения персонала. Также, по замечанию В.В. Крайновой, И.С. Крайновой, обращается внимание на каналы коммуникации в судоходной компании, изучается порядок рассмотрения жалоб, разрешения конфликтов [3].

В процессе оценивания необходимо убедиться в соблюдении трудового законодательства, правил техники безопасности, стандартов по судоходству. Требуется получить целостное представление о работе организации по обеспечению равных возможностей и недискриминации. Важно проанализировать процессы решения юридических и этических вопросов.

В дополнение к отмеченному, ключевой аспект оценки касается вопросов здоровья, делается акцент на безопасность. Речь идёт о внедрении и результативности обучения по технике безопасности, анализе частоты и тяжести несчастных случаев на рабочем месте, характеристике

поддержки, оказываемой сотрудникам в вопросах благополучия.

Оцениванию подлежат также технологии и системы управления персоналом. Как отмечает О.С. Горкунова, требуется в данной связи анализировать использование информационных управленческих систем (на предмет эффективности и точности), оценивать интеграцию технологических разработок в НК-практику, исследовать меры по защите данных о сотрудниках [1].

Наконец, в рамках оценки не следует упускать из виду культурные и этические аспекты: целесообразно сосредоточиться на анализе практики культурного разнообразия, инклюзивности в компании, оценить этический климат, а также инициативы в области корпоративной социальной ответственности. Вдобавок, должное внимание необходимо уделить определению влияния организационной культуры на поведение и отношения сотрудников.

Так, чтобы успешно провести такую комплексную оценку, которая описана и охарактеризованы выше, судоходные организации используют различные инструменты и методы, к примеру:

- ИЯ-аудит;

- опросы работников;

- сравнение с отраслевыми стандартами;

- анализ НК-показателей [4].

В дополнение к отмеченному, весьма ценную информацию о результативности ИЯМ-практики дают отзывы сотрудников, руководителей, внешних заинтересованных сторон. Регулярное оценивание и постоянное совершенствование системы управления человеческими ресурсами способны внести значительный вклад в успешность и конкурентоспособность судоходных предприятия в России.

Таким образом, оценка эффективности управления человеческими ресурсами в судоходных компаниях имеет ключевое значение для успеха организаций. В методическом контексте особенно активно применяются экспертная оценка, метод бенчмаркинга, подсчета отдачи инвестиций. Важно подчеркнуть, что результативный управленческих механизм в рас-

сматриваемой области способствует по- ние карьерой, создание стимулирующей вышению уровня мотивации и професси- системы вознаграждения, что необходимо онализма сотрудников, что, в свою оче- своевременно оценивать. Для поддержа-редь, ведёт к повышению качества предо- ния высокой конкурентоспособности на ставляемых услуг и операционной эффек- внутреннем и международном уровнях тивности. Российские судоходные компа- российским судоходным организациям нии сталкиваются с рядом вызовов, вклю- необходимо постоянно совершенствовать чая необходимость адаптации к меняю- управленческие системы, привлекать и щимся рыночным условиям, повышение удерживать квалифицированные кадры, а требований к безопасности, экологично- также создавать условия для их профес-сти перевозок, а также необходимость сионального и личностного роста. Это внедрения современных технологий возможно только с учётом своевременно-управления. В этом ракурсе ключевым го и полноценного оценивания управлен-фактором служит разработка и реализа- ческих действий по различным направле-ция стратегий HRM, которые включают ниям. обучение, развитие персонала, управле-

Библиографический список

1. Горкунова О.С. Человеческие ресурсы как социально значимое условие развития международного морского судоходства / О.С. Горкунова // Человек. Социум. Общество. - 2022. - № 4. - С. 86-92.

2. Жмачинский В.И. Трудовой потенциал предприятий транспорта: исследование факторов повышения эффективности / В.И. Жмачинский, Ч. Чжэнь // Финансы, деньги, инвестиции. - 2021. - № 1 (77). - С. 29-39.

3. Крайнова В.В. Ключевые показатели эффективности деятельности (KPI) как средство реализации стратегии судоходной компании, контроля и мотивации персонала / В.В. Крайнова, И.С. Крайнова // XIV Прохоровские чтения «Транспорт как фактор организации экономического пространства». Сборник статей участников Четырнадцатых Прохоровских чтений. - Нижний Новгород, 2019. - С. 69-71.

4. Кульминский А.М. Инновационная модель анализа человеческого капитала в оценке развития судоходной компании арктического региона / А.М. Кульминский // Актуальные вопросы инновационного развития Арктического региона РФ. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Архангельск, 2021. - С. 798802.

5. Шляпина Ю.В. Совершенствование системы мотивации персонала судоходной компании / Ю.В. Шляпина, Д.Б. Газизова // Экономика, менеджмент и сервис: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. -Омск, 2020. - С. 114-117.

ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT OF

RUSSIAN SHIPPING COMPANIES

Yang Bie, Graduate Student Li Chu, Graduate Student Peoples' Friendship University of Russia (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines modern aspects of assessing the effectiveness of management activities in relation to human resources (using the example of shipping organizations in Russia). Emphasis is placed on the systematization and characteristics of individual areas of assessment. The authors made an attempt to highlight the characteristic features of human resource management of shipping companies as part of assessing their effectiveness based on various approaches of other authors.

Keywords: assessment, shipping company, management, human resources, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.