As a means of integration into the global logistics system, the Republic of Kazakhstan considers transport corridors connecting the largest trade regions of Western China and Western Europe. The previously established communication routes in these regions are beginning to lose competitiveness as a result of alternative routes variants functioning start through the Kazakhstan territory. That, in turn, will allow the Republic of Kazakhstan to increase the transit cargo volume .
Статья поступила в редакцию 09.10.2018 г.
УДК 658.5
В.В. Крайнова, к. э. н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Ключевые слова: эффективность внутреннего контроля, критерии оценки, судоходные компании, методики оценки эффективности.
В статье проанализированы существующие методики оценки эффективности внутреннего контроля, выявлены их преимущества и недостатки. Предлагается авторская методика оценки эффективности внутреннего контроля для судоходных компаний путем реализации встроенных в бизнес-процессы контрольных функций, выполняемых руководителями процессов в рамках своих функциональных обязанностей.
Оценка эффективности внутреннего контроля в судоходных компаниях представляет научный и практический интерес, поскольку эффективная система внутреннего контроля (далее - СВК) дает разумную уверенность в достижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности в судоходном бизнесе.
Под эффективностью принято понимать относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [1]. Но применительно к СВК целесообразно учитывать не только результативность (количественный показатель), но и продуктивность (активность субъектов контроля, достаточность процедур контроля, систематичность контроля). То есть СВК будет считаться эффективной в случае, если она будет не только демонстрировать способность идентифицировать ошибки и отклонения, но и изменяться с целью снижения вероятности возникновения подобного рода ошибок и отклонений в будущем.
В сложившейся практике при оценке эффективности предлагается к применению несколько подходов (табл. 1).
Анализ существующих методик оценки эффективности показал, что не существует единого универсального подхода к решению данного вопроса. Все представленные методики: 1) ретроспективны; 2) не содействуют развитию способности СВК к самосовершенствованию.
Подойдем к исследуемой проблеме в контексте рассмотрения внутреннего контроля как подсистемы общей системы управления предприятием [11] (рис. 1). Эффективность подсистемы и ее непосредственное развитие будут зависеть от совокупности факторов внешней среды и внутренних факторов (например, от состояния информационной подсистемы).
Таблица 1
Содержание методик оценки эффективности СВК, их преимущества и недостатки
Методика Содержание методик Авторы методик Достоинства Недостатки
1. Тестовые процедуры Метод основан на балльных и весовых оценках ответов на вопросы теста Б.А. Аманжо-лова [2], Л.В. Сотнико-ва [3], Т.В. Плахотя [4] Наиболее простой и универсальный; имеет невысокую трудоемкость Отсутствуют четкие и объективные критерии оценки; базируется на субъективных экспертных оценках; затруднена оценка степени зрелости СВК и ее эффективности
2. Математические модели Базируется на сопоставлении затрат на проведение контрольных процедур, и полученных результатов В.И. Горло [5], А.И. Елин, Е.К. Кобозев [6], Я.М. Гританс [7] Оценка эффективности отдельных контрольных процедур, оценка рисков, способствует снижению затрат на проведение контроля Методики сложны и трудоемки; не всегда эффективны с точки зрения сопоставления затрат с результатами
3. Аналитические процедуры, характеризующие эффективность внутреннего контроля Применение аналитических процедур в виде тестирования по определенным вопросам построения аналитических обзоров специальных показателей, характеризующих эффективность СВК [3] Серебрякова Т.Ю. [8] Критериями оценки является как действенность, так и результативность; оценке подвергается как эффективность всей СВК, так и отдельных контрольных процедур Отсутствуют чёткие критерии оценки; метод не позволяет оценить надежность самой СВК, имеет высокую трудоемкость
Аналитические процедуры, ха-рактери-зующие эффективность управленческих систем Метод основан на оценке конечных результатов хозяйственной деятельности организации Ю.А. Соколов [9], Д.Ю. Филипьев [10] Реализуется главной цели СВК -эффективность финансово-хозяйственной деятельности Конечные результаты деятельности не всегда определяются высокой эффективностью СВК
При рассуждении о критериях оценки эффективности мы предлагаем перенести акцент с оценки количественных показателей (количество процедур контроля, количество проведенных контрольных мероприятий и т.д.) на оценку действенности внутреннего контроля (качественные показатели). В дальнейшем исследовании мы исходили из того, что целевая направленность СВК тождественна целевым установкам системы управления и ориентирована на обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности судоходной компании - это цель высшего иерархического уровня [12]. Цель внутреннего контроля на каждом нижестоящем уровне подчинена общей цели, но является более конкретной и четкой.
Рис. 1. Модель системы управления предприятием (составлена автором)
Автор в своих исследованиях определяет внутренний контроль как «процесс, осуществляемый собственниками, советом директоров, исполнительным руководством, другими сотрудниками судоходной компании для получения разумной уверенности в достижении: операционных, тактических и стратегических целей; экономичного и эффективного использование ресурсов; сохранности активов; достоверности отчетности; соблюдения законодательства и внутренних регламентов; управления рисками и предотвращения мошенничества» [13]. В соответствии с данным определением выделяется пять блоков задач, которые направлены на достижение целей внутреннего контроля и учитывают специфику деятельности организаций водного транспорта (табл.2).
Достижение цели системы внутреннего контроля находится в прямой зависимости от операций и действий, выполняемых персоналом, т.е. предлагается реализовать встроенный в бизнес-процессы внутренний контроль через контрольную функцию, выполняемую каждым сотрудником в рамках своих функциональных обязанностей. Чтобы СВК стала оперативной, саморазвивающейся необходимо установить взаимосвязь между эффективностью выполнения контрольной функции и мотивацией персонала с использованием системы ключевых показателей эффективности - КР1. В таблице 2 приведены показатели оценки достижения целей СВК, которые могут быть приняты в качестве КР1 для руководителей бизнес-процессов судоходной компании: управляющий директор, директор по финансам и экономике; главный бухгалтер, директор по персоналу, директор по эксплуатации, технический директор, директор по безопасности.
Таблица 2
Показатели оценки достижения целей внутреннего контроля, встроенного в бизнес-процессы судоходных компаний
Цели системы внутреннего контроля Показатели достижения цели (они же - KPI) для судоходной компании Должность руководителя бизнес-процесса, ответственного за КР1
1. Достижение операционных, тактических и стратегических целей EBITDA (объём прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, и начисленной амортизации) управляющий директор
чистая прибыль (после уплаты налога на прибыль) управляющий директор
рентабельность перевозок директор по финансам и экономике
рейсовый результат судов (финансовый результат рейса) директор по эксплуатации
тайм-чартерный эквивалент (прибыль, судовладельца в сутки эксплуатации судна без вычета постоянных расходов на содержание судна) директор по эксплуатации
2. Экономичное и эффективное использование ресурсов, сохранность активов отсутствие простоев судов по кадровым причинам директор по персоналу
отсутствие простоев судов по техническим причинам технический директор
отсутствие непроизводительных простоев флота директор по эксплуатации
отсутствие фактов хищений, недостач товарно-материальных ценностей главный бухгалтер
отсутствие перерасхода топлива на судах директор по эксплуатации
3. Достоверность отчетности полнота информации в отчетности главный бухгалтер
отсутствие существенных замечаний по качеству бухгалтерской отчетности, высказанных аудитором главный бухгалтер
4. Соблюдение законодательства и внутренних регламентов отсутствие штрафов, признанных обществом или присужденных судом по результатам налоговой проверки главный бухгалтер
отсутствие штрафов за нарушений условий судоходства директор по безопасности
отсутствие дней просрочки и замечаний со стороны Управляющей компании в предоставлении финансово-экономической информации директор по финансам и экономике
5. Управление рисками и предотвращение мошенничества отсутствие случаев аварийной работы судов, приведших к существенному материальному ущербу и которые наступили по вине судовладельца директор по безопасности
отсутствие травматизма и нарушений правил безопасности на судне директор по безопасности
отсутствие случаев мошенничества директор по безопасности
Для внедрения KPI необходимо разработать методологию, обеспечивающую соответствие KPI целям внутреннего контроля и организационной структуре. При разработке методологии осуществляется: формализация и оптимизация организационной структуры; определение перечня должностей, для которых будет использоваться система KPI; определение ключевых показателей KPI, порядка их расчета, плановое значение показателей и их удельных весов с учетом стратегических целей судоходной компании и утвержденной мотивационной модели; определение форм отчетности; формирования регламента планирования, исполнения и контроля KPI; разработка, согласование и утверждение мотивационной модели для выбранных должностей с учетом KPI.
Система стимулирования сотрудника с использованием KPI должна стимулировать его к увеличению вклада в повышение эффективности СВК, к достижению целей судоходной компании.
Оценку эффективности внутреннего контроля через достижение поставленных целей рекомендуется производить следующим образом: при достижении плановых значений показателей дается положительная оценка, если плановое значение не достигнуто - отрицательная. Цель достигнута, если все показатели, обеспечивающие эту цель, оценены положительно.
Итоговая оценка качественной составляющей эффективности функционирования производится на основе сопоставления достигнутых и недостигнутых целей: 1) СВК эффективна, если все цели достигнуты; 2) СВК оценивается условно-положительно, если большинство целей на основе KPI достигнуты. Дополнительно рекомендуется оценить достижение в разрезе показателей и, если положительно оценены большинство из них, СВК признается как достаточно эффективная; 3) СВК неэффективна, если большинство целей не достигнуты (даже при достижении отдельных целевых показателей). Необходимо пересмотреть политику внутреннего контроля и дать рекомендации по исправлению ситуации.
Список литературы:
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь-6-е изд., перераб. и дополн..-М.: ИНФРА-М, 2011.- с.249
[2] Аманжолова Б.А. Развитие системы внутреннего контроля организаций потребительской кооперации/Б.А. Аманжолова, О.П. Зайцева, А.В. Наумова.- Новосибирск: Сиб. Ун-т потреб. Кооп..2007-200 с.
[3] Сотникова Л.В. Методология оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита / Л.В. Сотникова. - М: Экономическое образование, 2002. - 320 с.
[4] Плахотя Т.В. Актуальные вопросы организации эффективной службы внутреннего ауди-та/Т.В. Плахотя//Фундаментальные исследования. - 2014. - №6 (7).- С. 1469-1472.
[5] Горло В.И. Использование атематических моделей при оценке эффективности системы внутреннего контроля/В.И. Горло//Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №4. -С. 57-61.
[6] Елин А.И., Кобозев И.К. Некоторые подходы к оценке эффективности контрольных мероприятий в кредитных организациях / Контроллинг. 2005. - № 3.
[7] Гританс Я.М. Система внутреннего контроля: как эффективно бороться с корпоративным мошенничеством/Я.М. Гританс.-М: Инфротропик Медиа,2011. - 304 с.
[8] Серебрякова Т.Ю. К вопросу об оценке эффективности внутреннего контроля потребительского общества // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5.; URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=10720 (дата обращения: 05.11.2018).
[9] Соколов Ю.А. Методика оценки эффективности системы внутреннего контроля кредитной организации на основе затратно-целевого подхода/ Ю.А. Соколов, А.А. Оськина//Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2013. - №1
[10] Д.Ю. Филипьев Эффективность внутреннего контроля: проблемы и критерии оценки Фи-липьев Д.Ю.//Аудиторские ведомости, 2016.- №9
[11] Крайнова В.В. Методология внутреннего контроля и его организация в системе управленческого учета судоходных компаний: монография / В.В. Крайнова, - Н. Новгород: Издательство ФГБОУ ВО ВГУВТ,2017. - 318 с.
[12] Крайнова В.В. Информационное обеспечение внутреннего контроля в судоходных компаниях// Вестник ВГАВТ,2016 - №47 - С. 132-136.
[13] Крайнова В.В. Совершенствование внутреннего контроля расходования товарно-материальных ценностей на судах // В.В. Крайнова, Е.С. Казакова// Вестник ВГАВТ, 2017. -№50. - С. 141-144.
INTERNAL CONTROL EFFICIENCY IN THE NAVIGATION COMPANIES: PROBLEMS AND EVALUATION CRITERIA
V. V. Kraynova
Key words: internal control efficiency, evaluation criteria, shipping companies, effectiveness evaluation methodologies
The article analyzes the existing methods of evaluating the internal control efficiency, identifies their advantages and disadvantages. The author proposes a methodology for assessing the internal control efficiency for shipping companies by implementing the control functions embedded in business processes performed by process managers within their functional responsibilities.
Статья поступила в редакцию 23.11.2018 г.
УДК 656.624.3: 656.073
И.К. Кузьмичев, д.т.н., ректор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Г.В. Веселов, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
A.В. Новиков, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
B.Н. Захаров, д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: надежность функционирования судоходных компаний, неравномерность производства и потребления, резерв флота.
В статье рассматриваются вопросы повышения надежности функционирования судоходных компаний с использованием резервного флота.
Все существующие традиционные методы определения потребности флота для грузовых перевозок построены, исходя из следующих условий:
1. Равномерном предъявлении грузов к перевозке в течение навигационного периода на отдельных грузовых линиях;
2. Достигнутых показателях валовой производительности т. тоннажа или тяги за прошедшие годы или год.