Научная статья на тему 'Управление рисками судоходной компании на основе интеграции сбалансированной системы показателей и риск-менеджмента'

Управление рисками судоходной компании на основе интеграции сбалансированной системы показателей и риск-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / MANAGEMENT OF RISKS / BALANCED SCORECARD / RISK-MANAGEMENT / INTEGRATION / STRATEGIC GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санжиева Т. В.

В статье рассматривается концептуальный подход к формированию интегрированной модели управления рисками на основе использования инструментария сбалансированной системы показателей судоходных компаний. Определен ряд особенностей функционирования судоходных компаний в процессе их развития в условиях современной экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the conceptual approach to integrated model formation of risk-management on the basis of balanced scorecard toolkit usage for the shipping companies is considered. A number of the shipping companies functioning features in the course of their development in modern economics environment were defined.

Текст научной работы на тему «Управление рисками судоходной компании на основе интеграции сбалансированной системы показателей и риск-менеджмента»

капитала после понесенных убытков, когда цена на акции снижена, компания выпускает опцион на продажу своих собственных акций другой стороне по оговоренной цене (опцион может включать и второе условие, например потерю собственности или убытки в результате выполнения обязательств). Это позволяет компании привлечь капитал на выгодных для нее условиях так, что она может полностью использовать свои инвестиционные возможности.

Перспективы описанных выше инструментов обусловлены тем обстоятельством, что в последние несколько десятилетий в корпоративном страховании, особенно страховании крупных предприятий (среди которых крупные морские перевозчики), наблюдается спад.

В целом предприятия с более низким долговым рычагом реже прибегают к достаточно дорогим формам защиты активов — хеджированию и страхованию. В то же время предприятия, которым невыгодно отказываться от преимуществ заимствований, должны искать пути и способы снижения искажающего влияния долга (усугубляющегося непредвиденными потерями) на финансовые потоки.

Таким образом, с финансовой точки зрения в целях управления своей экономической безопасностью транспортным предприятиям необходимо, с одной стороны, постоянно искать альтернативные источники финансовых ресурсов и, с другой — искать способы сокращения издержек и повышения стоимости бизнеса.

Список литературы

1. Huchzermeier A., Loch C. Project management under risk: using the real options approach to evaluate flexibility in R&D. Management Science, 2000.

2. Loch C. Cross-Air, Case Study. INSEAD, 1999.

3. Loch C., Bode-Greuel, K. Expansion options: evaluating strategic opportunities from research projects, working paper. INSEAD, 2000.

4. Meulbroek L. Total Strategies of Corporate Risk Control, in Pickford, J. (ed.); Mastering Risk, Volume 1: Concepts. — London: Pearson, 2001.

5. Punter A. New solutions for the financing of risk // Journal of Insurance Research & Practice. — Chartered Insurance Institute. — 2000. — № 2, July.

6. Trigeorgis L. Real Options, Cambridge. — MA: MIT Press, 1997.

УДК 338.24 Т. В. Санжиева,

аспирант, СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

MANAGEMENT OF RISKS OF THE SHIPPING COMPANY ON THE BASIS OF INTEGRATION OF THE BALANCED SCORECARD AND RISK-MANAGEMENT ^169

В статье рассматривается концептуальный подход к формированию интегрированной модели управления рисками на основе использования инструментария сбалансированной системы показателей судоходных компаний. Определен ряд особенностей функционирования судоходных компаний в процессе их развития в условиях современной экономики.

Выпуск 1,

¡Выпуск 1

In the article the conceptual approach to integrated model formation of risk-management on the basis of balanced scorecard toolkit usage for the shipping companies is considered. A number of the shipping companies functioning features in the course of their development in modern economics environment were defined.

Ключевые слова: управление рисками, сбалансированная система показателей, риск-менеджмент, интеграция, стратегические цели.

Key words: management of risks, balanced scorecard, risk-management, integration, strategic goals.

М

170 j

ОРСКОЙ транспорт является политически и экономически значимой для страны отраслью. Он обеспечивает внешнеэкономические связи страны, без чего невозможна интеграция в мировую экономическую систему, жизнедеятельность экономических регионов, где является основным или единственным видом транспорта. Судоходные компании при этом представляют собой важнейшую составляющую транспортного комплекса страны. Они работают в условиях конкуренции с другими отечественными и зарубежными судоходными компаниями, а также с перевозчиками, использующими другие виды транспорта. Вместе с тем на результаты работы судоходных компаний влияют многочисленные, не всегда благоприятные, факторы внутренней и внешней среды.

Повышение эффективности деятельности судоходных компаний в условиях конкуренции во многом зависит от результативности управления рисками, реализации потенциала снижения потерь от рисков.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными учеными разработаны различные подходы, концепции и принципы эффективной организации управления рисками. Тем не менее, несмотря на достаточно успешную практику их использования в компаниях различных отраслей, в литературе слабо освещена проблема обоснования необходимости применения тех или иных управленческих концепций в данной области применительно к судоходным компаниям.

Судоходным компаниям свойственен ряд особенностей, которые в своей совокупности могут отрицательно влиять на эффективность внутренних бизнес-процессов и в целом деятельности компании, если не принимать специальных управленческих мер. Несмотря на это, идентификация этих особенностей применительно к риск-менеджменту

на сегодняшний день не нашла комплексного отражения в научных работах, в то время как именно эти особенности должны определять основные концепции и методологии, используемые при выборе принципов и моделей управления рисками компании.

В связи с этим выделим следующие особенности функционирования судоходной компании.

Во-первых, судоходная компания является сервисной организацией, и в отличие от производителя промышленной продукции она не может использовать такие эффективные формы контроля риска, как, например, выборочные проверки готовой продукции и т. п. Услуга потребляется в момент производства, в отличие от товара, поэтому, если риски реализованы и клиент не получил должного обслуживания, а транспортная компания понесла потери, можно лишь приложить усилия, чтобы сделанные ошибки, связанные с рисковой ситуацией, не повторялись в будущем. Предлагаемые судоходными компаниями услуги клиентам являются сравнительно сложными, что может приводить к трудностям с обеспечением стабильности их качества, осложняет контроль рисков транспорных услуг.

Во-вторых, рынки, на которых работают судоходные компании, являются конкурентными и низкорентабельными. Конкурентность рынка, на котором работает компания, требует от нее реализации принципа постоянного стремления к повышению операционной эффективности и удовлетворенности ее клиентов. Низкая рентабельность, которая свойственна капиталоемкому судоходному бизнесу, функционирующему на конкурентных рынках (особенно международных), означает трудность использования ценовых методов конкуренции. Крупная судоходная компания может испытывать давление со стороны мелких поставщиков аналогичных услуг, что

еще более осложняет работу на конкурентных рынках.

Сложная и в ряде случаев громоздкая организационная структура, свойственная большой судоходной компании, может приводить к недостаточному функциональному взаимодействию, нечеткости полномочий и ответственности.

Крупная судоходная компания может оказывать услуги в области грузовых и пассажирских, зарубежных и каботажных, морских и речных перевозок, одновременно работая на большом числе фактически независимых рынков. Косвенным следствием этого является трудность контроля издержек в расчете на единицу продукции из-за сложности учета переменных затрат.

Работая в условиях рыночной экономики и конкуренции, судоходная компания должна стремиться к обеспечению высокой степени удовлетворенности клиентов, к высокой эффективности внутренних бизнес-процессов и рентабельности. Помимо этого, в процессе развития судоходной компании возникают экономические, технические и технологические проблемы, требующие постоянного совершенствования ее организационной структуры и поиска новых прогрессивных форм управления, в том числе новых форм управления рисками компаний.

На сегодняшний день наиболее адекватным инструментом эффективного управления компанией является сбалансированная система показателей (ССП), разработанная Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в начале 1990-х годов, а также идея интеграции инструментария риск-менеджмента компании и ССП.

Сбалансированная система показателей в классическом варианте содержит четыре составляющие, которые представляют собой стратегически важные аспекты деятельности организации: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие.

Соотнесение целей ССП и ее ключевых индикаторов с конкретными рисками, определение показателей риска и их оценки способствуют тому, что влияние рисков на достижение стратегических целей будет своевременно учтено и обеспечено мерами по их снижению.

В экономической литературе [1, 4, 5, 6] существует ряд различных концептуальных подходов к интеграции сбалансированной системы показателей и риск-менеджмента. Обобщение специальной литературы и практики ряда фирм позволило выделить четыре принципиально разных подхода к интеграции риск-менеджмента и сбалансированной системы показателей, использование которых позволяет принимать более обоснованные управленческие решения:

— дополнение классической ССП блоком «Риски»;

— разработка специальной системы «риск-ССП»;

— включение аспектов, связанных с рисками, в систему стратегических целей ССП;

— интеграция показателей, характеризующих риски, в систему ССП — «расширение классической ССП».

Первый вариант интеграции предусматривает неизменность четырех блоков классической сбалансированной системы показателей. Для этого все релевантные для риск-менеджмента цели, показатели, их нормативные и целевые значения, а также соответствующие меры по их достижению выносятся в специальный дополнительный блок.

Второй рассматриваемый вариант интеграции базируется на модификации ССП, при которой вместо ориентации на четыре блока сбалансированной системы показателей, отражающих стратегические цели компании, ключевым элементом данной системы становятся стратегические факторы успеха компании.

Изначальная гипотеза, на которой строится концепция, состоит в том, что успешная реализация стратегии фирмы, в свою очередь, означает ее конкретизацию и эффективное проведение на более низких уровнях управления, зависит от более или менее ограниченного числа так называемых стратегических факторов успеха. Эти факторы логически-де-дуктивным методом выводятся из системы стратегических целей компании конкретного предприятия, а также из характеристик отрасли и особенностей самого предприятия. В данном подходе факторы успеха становятся связующим звеном между стратегическими целями компании и системой показателей ССП.

Выпуск 1,

|Выпуск 1

В системе «риск-ССП» осуществляется анализ возможностей с одной стороны и анализ рисков — с другой. Отправной точкой для этого анализа выступают стратегические факторы успеха. Каждой возможности компании, вытекающей из фактора успеха, противостоит один или несколько рисков.

Третий вариант интеграции подразумевает, что для каждого стратегического фактора успеха должна быть разработана своя собственная ССП. Для каждого фактора определяются количественные, как правило, финансовые показатели, необходимые для оперативного планирования, управления и контроля. Задача этих показателей заключается в определении текущего состояния фактора успеха. В данном варианте интеграции предусмотрено наличие предупреждающих индикаторов. Эти показатели заранее отражают динамику развития стратегических факторов успеха. Показатели риска относятся непосредственно к соответствующему фактору и включаются в его ССП, что позволяет установить прямую связь между фактором успеха и его рисками.

Интегрированная модель

Четвертый вариант интеграции подразумевает учет фактора риска непосредственно в четырех блоках классической сбалансированной системы показателей. Для каждой стратегической цели определяются не только показатель (показатели) и его целевое значение, но также и риски, которые могут оказать воздействие на достижение цели. «Расширенная ССП» разрабатывается как для предприятия в целом, так и для его отдельных стратегических единиц, при этом каждый из блоков ССП дополняется показателями рисков и факторов их воздействия.

Интеграция ССП и риск-менеджмента должна обеспечиваться таким образом, чтобы преимущества обоих подходов сохранялись, а потенциал от интеграции наиболее полно использовался. Исходя из этого, а также учитывая особенности судоходных компаний, можно сделать вывод о четвертом варианте интеграции как о наиболее эффективной модели управления рисками судоходных компаний.

Приведем пример модели сбалансированной системы показателей с учетом интеграции рисков в каждый блок ССП (табл. 1).

Таблица 1

ССП судоходной компании

1172^

Финансовая составляющая ССП судоходной компании

Показатели Возможный риск

Общие финансовые показатели деятельности судоходной компании • рост объема услуг в денежном выражении; • увеличение чистой прибыли; • рентабельность перевозок Риск сокращения прибыли компании, уменьшения рентабельности в результате риска ухудшения конъюнктуры рынка и снижения эффективности управления затратами

Маржинальные доходы и структура затрат • маржинальный доход; • постоянные издержки компании; • доля затрат на персонал в доходах судоходной компании Риск увеличения постоянных издержек, увеличения затрат на персонал, сокращения маржинального дохода

Клиентская составляющая ССП судоходной компании

Показатели Возможный риск

Доля рынка судоходной компании • занимаемый сегмент рынка Риск потери (снижения доли) занятого сегмента рынка

Сохранение клиентской базы • количество постоянных клиентов компании; • увеличение заказов постоянных клиентов Риск потери ключевых клиентов, сокращения доли постоянных заказов

Расширение клиентской базы судоходной компании • количество новых клиентов; • объем услуг в денежном выражении впервые обратившимся клиентам Риск невозможности привлечения новых клиентов, сокращения объема предоставляемых услуг новым клиентам

Удовлетворение потребностей клиентов • показатель удовлетворенности клиентов Риск потери клиентов из-за неудовлетворительного качества предоставляемых услуг

Увеличение объемов предоставляемых услуг существующим клиентам • увеличение объема услуг в денежном выражении существующим клиентам Риск сокращения объема предоставляемых услуг существующим клиентам

Зависимость компании от конкретных клиентов • доля предоставляемых услуг в денежном выражении конкретным, наиболее значимым клиентам Риск потери ключевых клиентов

Лояльность клиентской базы • показатель лояльности клиентов Риск увеличения нелояльного отношения клиентов

Восстановление утраченной клиентской базы • показатель восстановления утраченной клиентской базы Риск невозможности восстановления утраченной клиентской базы

Составляющая бизнес-процессов ССП судоходной компании

Показатели Возможный риск

Результативность операционного процесса • выполнение договорных обязательств по перевозкам; • нарушения обязательств со стороны поставщиков топлива; • эффективность производственного цикла Риск невыполнения плана перевозок; простои флота; просроченный ремонт судов и пр.

Результативность инвестиционного процесса в сфере производства услуг • показатель результативности инвестиционного процесса Риск потери работоспособного флота, прибыли и пр.

^173 |

Выпуск 1,

|Выпуск 1

Составляющая обучения и развития ССП судоходной компании

Показатели Возможный риск

Качество персонала • показатель оценки качества персонала Риск сокращения высококвалифицированных кадров и пр.

Текучесть персонала • показатель текучести кадров Риск увольнения ключевых сотрудников и пр.

Используя концепцию сбалансированной системы показателей, менеджмент судоходной компании имеет возможность создать эффективную сбалансированную модель управления, интегрирующую функции информационного обеспечения, планирования и контроля ключевых показателей деятельности компании, а также функционирования управления рисками.

Важным достоинством рассмотренной модели является то, что она путем определения взаимосвязей между стратегическими целями компании, ключевыми показателями деятельности и возможными рисками конкретизирует стратегию фирмы и делает процесс ее достижения более прозрачным, что в итоге способствует эффективной реализации стратегии. Встраивание рисков в систему ССП обеспечивает четкое понимание сотрудниками взаимосвязи рисков с процессами функционирования и развития компании и повышает эффективность управления рисками на основе их продуктивной дифференциации и системной интеграции. Контроль и ответственность за достижением отдельных целей закрепляется за конкретными сотрудниками фирмы.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать требования, которым должна отвечать ССП при интеграции в нее факторов риска:

— факторы риска должны быть включены в каждый блок ССП;

— риски должны по возможности рассматриваться во взаимосвязи со стратегическими целями компании;

— система должна предусматривать возможность закрепления персональной ответственности сотрудников за отдельными показателями.

С точки зрения риск-менеджмента при интегрированном подходе должно сохраняться выполнение основных критериев управления рисками:

— полнота (все возможные существенные риски должны быть идентифицированы и учтены в модели);

— взаимосвязи (связи и взаимное влияние рисков друг на друга должны отражаться в модели);

— оценка риска (риски должны быть количественно измерены с позиции возможного ущерба и вероятности, в случае если это невозможно, риски должны получить качественную оценку);

— своевременность распознавания (риски должны быть «распознаны» тогда, когда руководство еще может принять соответствующие меры);

— коммуникация и документация (информация риск-менеджмента должна фиксироваться, данные о негативных изменениях должны незамедлительно сообщаться руководству);

— наблюдение и ответственность (в компании должны постоянно осуществляться наблюдение и контроль за изменением рисков, для чего необходимо определить ответственных за это сотрудников).

Выполнение вышеназванных критериев как со стороны ССП, так и со стороны риск-менеджмента достигается в рассмотренной выше интегрированной модели ССП судоходной компании и позволяет наиболее полным образом использовать потенциал интеграции двух подходов, который прежде всего заключается в полноценном отображении рисков компании в системе взаимосвязей стратегических целей и показателей.

Список литературы

1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 478 с.

2. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р. Каплан, Дейвид Нортон; Пер. с англ. М. Павловой. — М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 320 с.

3. Чернова Г. В. Управление рисками / А. А. Кудрявцев, Г. В. Чернова. — М.: ТК «Велби»; Проспект, 2005. — 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Burger, A., Buchart, A. Risiko-Controlling. — München, 2002. S. 209.

5. Mayer J. H. Erfolgsfaktoren-basierte Balanced Scorecard — Ein neuer Ansatz der Performance Management zur Unternehmensplanung, steuerung und kontrolle, in: Reichmann, Th. Tagungsband zum 15. Deutschen Controlling Congress 2000, S. 224-238.

6. Reichmann T., Form S. Balanced Chance and Risk Management, in: Controlling, 12. Jd. 2000,

S. 189-198.

УДК 656.614.3:339.5 С. Е. Иванова,

канд. экон. наук, профессор, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»;

Н. В. Митрофанова,

канд. экон. наук, ст. преподаватель, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

В ЛИНЕЙНОМ СУДОХОДСТВЕ

THE MODERN PRINCIPALS OF FOUNDATION OF COST FOR CARRIAGE

OF GOODS IN LINE SHIPPING

Цена перевозки груза в рыночных условиях является важным инструментом хозяйственной деятельности судоходных компаний. Авторы статьи попытались раскрыть основные принципы формирования цены перевозки в линейном судоходстве. В статье приводится подробный перечень надбавок к ставке фрахта на линии. В заключении статьи делается вывод об итогах проведенного исследования.

The cost for carriage of goods in market circumstances is the important instrument offinancial activities of shipping companies. The authors of the article show the main principals offoundation of cost for carriage of goods in line shipping. In the article there is full list of increase to the rate offreight on line. In the end of article there is conclusion about the results of the research.

Ключевые слова: линейное судоходство, ставка фрахта, надбавки к ставке фрахта, линейная конференция, терминальные работы, контейнерный терминал.

Key words: line shipping, rate of freight, increase to the rate of freight, line conference, terminal works, container terminal.

В

НАСТОЯЩЕЕ время из лексики ли- ботажных» тарифов. На смену им приходят

нейного судоходства постепенно ис- новые термины: «ставка фрахта» или «базовая

чезают понятия «линейных» и «ка- ставка» и различного рода «надбавки» к ней.

Выпуск 1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.