Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК / ECONOMIC RISK / НАЛОГОВЫЙ РИСК / TAX RISK / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT METHODS / СУДОХОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SHIPPING ACTIVITIES / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова А.И.

В статье выполнен анализ и систематизация научных подходов методов управления налоговыми рисками в системе риск-менеджмента судоходной деятельности. Автором предложена логическая последовательность исследования: классические методы управления рисками, далее рассмотрение методов управления экономическими и налоговыми рисками и в завершении обобщение методов управления налоговыми рисками для судоходных компаний. Предложен авторский подход рассмотрения и систематизации методов управления налоговыми рисками в судоходстве на разных стадиях с позиций стратегического и оперативного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX RISKS MANAGEMENT METHODS ANALYSIS IN SHIPPING ACTIVITIES

In this article tax risks management scientific approaches and methots analysis concerning the risk management in shipping activities were carried out. The author offers the research logical sequence: risk management classical methods, economic and tax risk methods analysis, shipping companies tax risk management methods synthesis. The author's approach concerning tax risk management methods analysis and systematization in navigation at different stages from the strategic and operational management points of view.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

операций, приемов, методов, направленных на диагностику, предупреждение, преодоление кризиса и целей послекризисного развития в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

[1] Антикризисное управление: учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Ко-роткова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 620 с.

[2] Ковалев В.В. Проблемы предупреждения кризисов на финансовом рынке / В.В. Ковалев; под редакцией проф. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 184 с.

[3] Назарова З.М. Экономические кризисы: власть и рынок (постановка, история, теория и решение вопроса) / З.М. Назарова // Проблемы и перспективы развития транспортных комплексов: материалы Пятых Прохоровских чтений. - Н. Новгород: Изд-во «Автор», 2009. - С. 133139.

[4] Жмачинский В.И. Антикризисное управление на предприятиях транспорта: учебное пособие / В.И. Жмачинский, И.Г. Ильющенко. Н. Новгород: Изд-во «ВГАВТ», 2013. - 312 с.

ECONOMIC CRISIS: THE MISFORTUNE OR THE BENEFIT?

V.I. Zhmachinsky, I. G. Iljushchenko

Keywords: economic crises; cyclic recurrence; crisis management; crisis management model.

The article considers the economic crisis nature and essence from its perception (positive or negative) point of view. On this basis the crisis management concept is formulated and an anti-crisis management innovative model in terms of economic instability is offered

УДК 338.242.2:656.62.003.13

А.И. Плотникова, аспирантка Государственного университета морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7.

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: риск, экономический риск, налоговый риск, методы управления, судоходная деятельность, управленческие решения.

В статье выполнен анализ и систематизация научных подходов методов управления налоговыми рисками в системе риск-менеджмента судоходной деятельности. Автором предложена логическая последовательность исследования: классические методы управления рисками, далее рассмотрение методов управления экономическими и налоговыми рисками и в завершении обобщение методов управления налоговыми рисками для судоходных компаний. Предложен авторский подход рассмотрения и систематизации методов управления налоговыми рисками в судоходстве на разных стадиях с позиций стратегического и оперативного управления.

Методы управления налоговыми рисками, как разновидности экономических, в деятельности судоходных компаний базируются на классических теоретических подходах, которые широко представлены в научной экономической литературе. В прове-

денном исследовании применена поступательная логика от классических методов внутрифирменного управления к методам управления налоговыми рисками с учетом специфики судоходной деятельности (рис. 1).

Методы управления налоговыми рисками в судоходной деятельности

Методы управления налоговыми рисками

Методы управления экономическими рисками

Общие методы управления рисками

Классические методы внутрифирменного управления

Рис. 1. Логика исследования методов управления налоговыми рисками в судоходной деятельности.

Классические методы внутрифирменного управления большинство авторов подразделяют на пять укрупненных групп: административно-правовые, организационно-распорядительные или организационно-административные, экономические, социально-психологические и научно-прикладные [1-6]. Методы каждой группы имеют свои характеристики, что представлено в табл. 1.

Большинство ученых придерживаются консолидированного мнения, что применяемые методы целесообразно использовать комплексно. Так, по мнению Е.Л. Драче-вой и Л.И. Юликова «все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели» [3, с. 144].

Таблица 1

Характеристика общих методов внутрифирменного управления

Метод управления Характеристика

1. Административно-правовые Обеспечивают юридическое регулирование деятельности компании

2. Организационно-распорядительные, или организационно-административные Основаны на прямом воздействии через прямые директивные указания: приказы, постановления, распоряжения, команды, рекомендации и т.д.

3. Экономические Использование способов и приемов, основанных на применении экономических законов, показателей, норм, рычагов и стимулов в процессе внутрифирменного управления

4. Социально-психологические Применяются процедуры для повышения социальной активности работников, их заинтересованности в эффективной работе компании

5. Научно-прикладные Применение передовых достижений теории менеджмента во внутрифирменном управлении

Выполненные исследования позволяют сделать вывод, что процесс эффективного управления в судоходных компаниях включает в себя всю совокупность различных методов. В менеджменте целесообразно применять интеграцию эксплуатационных и экономических процессов, обеспечивая необходимыми ресурсами и установления взаимоотношений с внешней средой, а также поддержания конкурентоспособности судоходного бизнеса. В эффективном процессе управления задействован каждый из

методов, и от их умелого сочетания в обеспечении организационного регламентирования процесса управления, степени совершенства распорядительного воздействия и административного контроля, во многом зависит успешная деятельность судоходных компаний, специфика которых отражена во многих отраслевых работах ученых: Е.А. Лаврентьевой, Г.А. Плавинской, А.И. Плотниковой, И.П. Скобелевой, Н.В. Легостае-вой, Е.В. Бунаковой, Т.В. Санжаевой, Н.В. Митрофановой, В.М. Государева [7-20].

В современных условиях многомерной неопределенности многих ключевых факторов судоходного бизнеса возрастает значение управления рисковыми ситуациями в этом процессе.

Научные подходы по общим методам управления рисками изложены в достаточно обширных публикациях: Алексеева Ю.П., Алисова А.Н., Барышникова Ю.Н., Балабанова И.Т., Бочарова С.А., Иванова А.А., Олейникова С.Я., Бунаковой Е.В., Лего-стаевой Н.В., Евграфовой Е.Ю., Ермасовой Н.Б., Черновой Г.В., Кудрявцева А.А., Уродовских В.Н., Филиной Ф.Н., Шапкина А.С., Шапкина В.А. [21-23, 18, 24-29].

Ряд ученых [23] предлагают рассматривать методические подходы к управлению рисками как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий и выделить две группы:

- дособытийные, которые осуществляются заблаговременно и направлены на изменение существующих параметров риска;

- послесобытийные, которые применяются после наступления ущерба и направлены на ликвидацию последствий, формирование финансовых источников для покрытия ущерба.

Такой подход отличается большим укрупнением и не позволяет детализировать управленческие действия, кроме того, И.П. Скобелева и Н.В. Легостаева правомерно подчеркивают, что в такой классификации «смешаны методы управления рисками и формы их проявления» [17, с. 65].

В других научных работах [21-23, 18, 24-29] общие методы управления рисками позиционируются как: предотвращение, принятие, снижение степени, разрешение и финансирование риска.

Эти методы характерны и для управления экономическими рисками с более глубоким рассмотрением финансово-экономических аспектов.

В научной литературе встречаются предложения выделять только две группы методов управления экономическими рисками [30]:

- методы минимизации потерь, что позволяет уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно; применяется упреждение, избежание, уклонение, локализация, распределение, предупреждение, диверсификация, хеджирование;

- методы возмещения потерь, которые направлены на обеспечение возможности их возмещения путем системы резервов, гаранта, страхования и финансирования риска.

По мнению И.Я. Лукасевича, А.С. Шапкина, Ф.Н. Филиной, Н.Б. Ермасовой, Е.В. Бунаковой, Н.В. Легостаевой важно в процессе управления экономическими рисками выбрать и реализовать адекватные методы, в частности метод сохранения риска (принятие риска на себя), т.е. предполагается, что риск организация несет самостоятельно [31, 29, 28, 25, 18].

На основании выполненных исследований автор поддерживает мнение ученых, которые конкретизируют методы на разных стадиях возникновения и управления риском, выделяя: предотвращение, разрешение, принятие, снижение степени, финансирование риска [32-34, 31, 35, 28, 29, 25, 18].

Предотвращение риска представляет собой метод превентивных действий на стадии стратегического прогнозирования и планирования, мониторинга и контроля. Судоходная компания разрабатывает комплекс мероприятий по исключению конкретно-

го вида риска. Это позволяет сформировать перспективно гибкую финансово-экономическую стратегию и не допустить дополнительных потерь.

Разрешение риска объединяет приемы по избежанию, уклонению, локализации и передаче риска, которые могут быть применены как на стадии стратегического, так и оперативного управления. Например, уклонение от рискованных сделок; отказ от ненадежных партнеров; выделение источника возникновения риска и обособление или передача такой предпринимательской ситуации в автономный проект.

Принятие или удержание риска осуществляется уже на стадии оперативного управления, когда выполняется оценка последствий риска в случае непринятых защитных мер и отказа от управленческих процедур. В финансово-экономической практике судоходной деятельности некоторые регулярные мелкие риски организации сознательно принимают на себя, периодически списывая потери. Это в определенной степени оправдано, когда защита от риска стоит дороже предсказуемых потерь. Под такие риски во внутрифирменном бюджете закладываются определенные финансовые резервы. Например, риски потерь провозной способности из-за простоев. Проблемы возникают в результате сложного оптимального соотношения между ходовым и стояночным временем судов. Также простои возникают из-за неблагоприятных гидрологических и погодных условий (длительное мелководье, задержка открытия навигации); ожидания грузовых работ и прочее. Риск материальных расходов - это риск роста цен на бункерное топливо, увеличение цен на материалы для судоремонта.

Снижение степени риска проявляется в сокращении вероятности и объема потерь путем диссипации, лимитирования, страхования, приобретения дополнительной информации, хеджирования, трансферта, компенсации. Это также происходит при оперативном управлении, например, снижение степени риска за счет:

- установления повышающего коэффициента на перевозку нефтепродуктов в целях компенсации дополнительных расходов;

- установления повышающего коэффициента при отсутствии тарифной нормы загрузки судна при мелководье в целях компенсации дополнительных расходов;

- реструктуризации краткосрочных займов;

- усиления работы по взысканию дебиторской задолженности;

- усиления соблюдений условий договоров о стопроцентной предоплате за перевозку грузов и отказ в выдаче грузов при наличии дебиторской заложенности;

- обязательного соблюдения в договорах перевозок, условия авансирования перевозки грузов до погрузки на судно и полного погашения задолженности до передачи груза грузовладельцу.

Финансирование риска представляет собой заключительную стадию результатов не всегда успешных управленческих воздействий и заключается в покрытии убытков по мере их возникновения за счет прибыли, резервов, кредитов, займов, страховых выплат и т.д.

Выполненное рассмотрение и обобщение общих методических подходов риск-менеджмента и управления экономическими рисками позволяет создать теоретическую платформу для исследования и выбора определенного метода управления налоговыми рисками с учетом эффективности получаемого результата.

Управление налоговыми рисками имеет свою специфику, которая зависит от влияния как внешних (политических, законодательных, изменение конкурентной среды и т.д.), так и внутрифирменных факторов (договорная система, форма использования основных средств, учетная политика и т.д.).

Глубокие исследования методов управления налоговыми рисками выполнено в работах Е.Н. Чекулаевой, А.В. Ломейко, И.А. Лисовской, М.М. Евлоевой, Е.В. Чурил-киной, О.В. Дериной, Н. Пятницкого, Н.А. Гороховой, Д.М. Щекина, Д.Н. Тихонова, Л.Г. Липника, О.В. Гордеевой, Ф.Н. Филиной, С.К. Содномовой, А.В. Зуйкова, Л.П. Гончаренко, С.А. Филина, Е.А. Олейникова [36-45, 28, 46, 47, 32].

По мнению А.В. Ломейко, одним из этапов принятия решений по управлению на-

логовыми рисками в коммерческих организациях является выбор методов управления налоговыми рисками с учетом размера предприятия, в том числе методов налогового планирования, не оказывающих деструктивного воздействия на налоговую безопасность организации [37].

Е.А. Лаврентьева и Г.А. Плавинская обосновали целесообразность применения диспозитивного и императивного методов налогового регулирования, которые могут быть использованы и в управлении налоговыми рисками деятельности судоходных компаний [13].

Обобщая научные точки зрения, можно отметить, что автор выделяет шесть укрупненных групп методов управления налоговыми рисками:

- диспозитивный и императивный метод [13];

- минимизация потерь (упреждение, избежание, уклонение, предупреждение, снижение степени риска, выявление налоговых рисков) [36-45, 28, 47, 32, 48];

- страхование и создание системы резервов [9, 37, 43];

- сохранение, принятие на себя или удержание риска [36, 38, 44, 45, 28, 47];

- локализация и передача риска [36, 38, 42, 43, 45, 28, 47];

- игнорирование риска [40, 48].

Диспозитивный метод предполагает установление рациональных сроков уплаты налоговых платежей, пеней и штрафов; сокращение налоговой базы по объектам налогообложения; обоснованное применение налоговых вычетов, налогового иммунитета, налоговых льгот.

Императивный метод характерен для использования различных налоговых ставок; исключения двойного налогообложения; отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов; реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам; инвестиционного налогового кредита; различных видов ответственности (финансовой, административной, уголовной).

Как уже отмечалось, метод минимизации потерь широко используется в управлении экономическими рисками. Важно подчеркнуть, что минимизация рисков часто приводит к уменьшению прибыли организации.

Для налоговых рисков этот метод предполагает разработку и применение мер, направленных на снижение величины негативных финансово-экономических вероятных последствий от риска путем:

- разработки долгосрочных налоговых стратегий, используя отношения допустимости уровня налоговых рисков и методов управления ими;

- проведение регулярного мониторинга изменений налогового законодательства и арбитражной практики по значимым для организации вопросам;

- использование внешнего и внутреннего аудита для оперативного контроля налоговых обязательств;

- совершенствование организационной структуры компании (распределение функций и полномочий, взаимодействие структурных подразделений, установление рациональной системы документооборота, разработка эффективного регламента управления);

- повышение квалификации работников финансово-экономических служб организации и т.д.

Кроме того, Н.А. Горохова и О.В. Гордеева отмечают важность информации. В налоговой сфере это могут быть консультации специалистов в области налогообложения, включая налоговых консультантов, запросы в уполномоченные государственные органы, сбор информации о контрагентах, анализ судебной практики [42, 45].

В минимизации потерь возможно использовать нормирование и лимитирование, т.е. установление допустимой величины потерь и предельных сумм сделок, которые являются рискованными в поле налогообложения. Это важный прием снижения степени риска и применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.

Устранить налоговый риск можно консервативным подходом, т.е. начислять налоги вне зависимости от неоднозначности или несовершения операции (сделки), которая сопряжена с наличием налоговых рисков.

Примером снижения налоговых рисков может быть подготовка документального обоснования (договоры, первичная документация, маркетинговая политика и т.д.) позиции в случае возникновения риска.

Страхование и создание системы резервов является необходимым для погашения возможных налоговых обязательств и претензий. При этом самострахование или резервирование представляет собой децентрализованную форму создания страховых (резервных) фондов непосредственно в организации, тем самым экономя на затратах.

В этом случае может быть использован метод судебного прецедента, когда судоходная компания первоначально платит налог, а затем сдает уточненную налоговую декларацию и требует вернуть из бюджета излишне уплаченные суммы. Если ситуация будет разрешена судом не в ее пользу, то и не будет неблагоприятных правовых последствий. В противоположном решении суда компания сможет вернуть себе излишне уплаченный налог. Таким образом, в этой ситуации отвлекаются из оборота на какое-то время денежные средства и возникают затраты на ведение судебного процесса, однако не допускаются налоговые риски. Такой метод является достаточно удобным правовым средством устранения возникшей неопределенности.

К рассматриваемой группе методов относится создание налоговой «подушки безопасности», когда согласно разъяснениям ФНС РФ или Минфина России необходимо уплачивать налоги, а в соответствии с позицией судебной практики налоговые обязательства не подлежат уплате в целом или в меньшем размере. В результате, если компания следовала консервативной позиции, у нее возникает переплата, так называемый скрытый налоговый потенциал, который не позволяет применять разные виды ответственности.

Метод сохранения риска и принятия его на себя также широко используется в управлении налоговыми рисками. По мнению И.А. Лисовской, «принятие риска выражается в осознанном принятии решений, сопровождаемых возникновением налогового риска в ситуации, когда использование других методов экономически нецелесообразно. В данном случае собственники и топ-менеджмент адекватно оценивают уровень риска и не предпринимают действий, направленных на его снижение, несмотря на понимание наличия угроз» [38, с. 12]. Такой подход разделяют Е.Н. Чекулаева и О.В. Гордеева, Ф.Н. Филина, которые под процедурой удержания риска считает оставление его за организацией на ее ответственности и совершая сделку менеджмент компании должен быть заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможные убытки [36, 45, 28].

А.В. Зуйков, полагает, что риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который он может нанести [47].

Локализация и передача риска означает, когда одна организация передает ответственность по налоговому риску другой, изменяя условия оформления сделки, возможно и аудиторской (консалтинговой) компании. Наиболее распространенными инструментами передачи рисков выступают страхование, распределение рисков между участниками совместного предприятия, аутсорсинг, диверсификация деятельности организации.

По мнению Л.П. Гончаренко, С.А. Филина и Е.А. Олейникова локализацию риска или его последствий можно осуществить путем переноса хозяйственной деятельности, связанной с повышенным предпринимательским риском, в пределы небольшого дочернего хозяйствующего субъекта [32].

Диверсификация является распространенным инструментом локализации и передачи рисков:

- применение различных вариантов заключения однородных сделок, различающихся по степени риска до допустимого для конкретной компании уровня;

- одновременное использование нескольких налогоплательщиков, видов сделок и налоговых схем, что позволяет при наступлении налоговых проблем с одним элементом организации бизнеса минимизировать общие налоговые потери.

Необходимо учитывать, что применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.

Игнорирование риска также имеет место в управленческом процессе, однако, как признают большинство исследователей, не является эффективным, так как порождает возникновение других рисковых ситуаций.

Выполненные исследования позволили сделать вывод, что все рассмотренные методы могут быть использованы в управлении налоговыми рисками судоходного бизнеса с учетом поставленных целей, задач и специфики его деятельности, что в систематизированном виде представлено на рис. 2.

Стратегическое управление Оперативное управление

Предотвращение риска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прогнозирование;

- планирование;

- мониторинг;

- контроль.

Разрешение риска

(до наступление рискового события)

- избежание;

- уклонение.

(после наступления рискового события)

- локализация;

- передача риска.

Принятие риска

- диспозитивный метод;

- императивный метод;

- игнорирование;

- локализация.

Снижение степени риска

- минимизация потерь;

- страхование;

- создание системы резервов;

- диверсификация.

Финансирование риска

Покрытие убытков за счет:

- прибыли;

- резервов;

- кредитов и займов;

- страховых выплат.

Рис. 2. Методы управления налоговыми рисками в судоходной деятельности

Автором предлагается рассматривать методы управления налоговыми рисками в судоходстве в следующей последовательности на разных стадиях управления: предотвращение риска, разрешение риска, принятие риска, снижение степени риска, финансирование риска. Важно определить рассматриваемые методы с позиций стратегического и оперативного управления. На стратегическом уровне целесообразно применять метод предотвращения риска; на уровне оперативного управления - методы: принятие, снижение степени риска, финансирование риска. Разрешение риска, как управленческий метод в зависимости от поставленных целей возможен для использования и в стратегическом и в оперативном управлении. На каждой стадии управления налоговыми рисками возможно использовать различные методы в зависимости от поставленных тактических целей и задач.

Обоснованное применение соответствующих методов позволит принимать эффективные управленческие решения, направленные на поддержание конкурентоспособности и прибыльности судоходных компаний путем оптимизации налоговой нагрузки, снижения финансово-экономических потерь на определенных стадиях развития рисковых ситуаций. При выборе метода управления налоговыми рисками необходимо учитывать принцип предосторожности: заранее оценивать возможные последствия риска, которые могут создать угрозу существования и развития компании.

Список литературы:

[1] Атлас Б.А., Румянцева А.А. Транспортный менеджмент: учебное пособие / Б.А. Атлас, А.А. Румянцева. - СПб.: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2013. - 159 с.

[2] Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 230 с.

[3] Драчева Е.Л. Менеджмент / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: Изд-во «Мастерство», 2002. -288 с. (С. 144).

[4] Дружинина Н.Г. Менеджмент. - М.: Изд-во ООО «Окей-Книга», 2015. - 32 с.

[5] Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. - 191 с.

[6] Фомичев А.Н. Риск-менеджмент. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2011. - 376 с.

[7] Лаврентьева Е.А. Концептуальные основы налогового потенциала организаций водного транспорта // Эксплуатация морского транспорта. - 2012. - № 1. - С. 67-70.

[8] Лаврентьева Е.А. Налоговые аспекты при страховании ответственности за причинение вреда в морском судоходном бизнесе // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 3. - С. 167-171.

[9] Лаврентьева Е.А. Страхование ответственности за причинение вреда в судоходном бизнесе: налогообложение, организация и правовое обеспечение: монография. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2009. - 171 с.

[10] Лаврентьева Е.А., Голоскокова Е.Д. Гарантии государства флага // Морские вести России.

- 2007. - № 23-24. - С. 20-21.

[11] Лаврентьева Е.А., Корельская Л.Н. Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности // Налоги и финансовое право. - 2013. - № 5. - С. 122-128.

[12] Лаврентьева Е.А., Плавинская Г.А. Коварный НДС // Морские порты России. - 2010. - №8.

- С. 44-47.

[13] Лаврентьева Е.А., Плавинская Г.А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса): монография / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007. - 148 с.

[14] Лаврентьева Е.А., Плавинская Г.А. Особенности налогообложения деятельности судов, регистрированных в Российском международном реестре // Налоги и финансовое право. - 2014.

- № 12. - С. 54-60.

[15] Лаврентьева Е.А., Плотникова А.И. Научные подходы к сущности управления налоговыми рисками в судоходной деятельности // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 154-164.

[16] Плотникова А.И. Анализ современной практики учета рисков в отечественных судоходных компаниях // Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: СевероЗападный институт повышения квалификации ФНС России, 2016. - С. 421-426

[17] Скобелева И.П. Принципы и модели управления рисками в транспортных компаниях: монография / И.П. Скобелева, Н.В. Легостаева. - СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. - 158 с. (С. 65).

[18] Бунакова Е.В. Управление рисками и страхование: учебное пособие / Е.В. Бунакова, Н.В. Легостаева. - СПб.: Изд-во ФГБОУ ВПО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2013. - 110 с.

[19] Санжиева Т.В. Интеграция риск-менеджмента и сбалансированной системы показателей в управлении судоходной компанией. - СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. - 151 с.

[20] Митрофанова Н.В. Методические основы оценки человеческого фактора в системе управления рисками судоходных компаний : диссертация / Н.В. Митрофанова. - Новороссийск: Изд-во Морская гос. академия им. Ф.Ф.Ушакова, 2007. - 170 с.

[21] Алексеев Ю.П. Менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Ю.Н. Барышников. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 479 с.

[22] Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 187 с.

[23] Бочаров С.А. Риск-менеджмент: учебно-методический комплекс / С.А. Бочаров, А.А. Иванов, С.Я. Олейников. - М.: Изд-во центр ЕАОИ, 2011. - 304 с.

[24] Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во ООО «Окей-Книга», 2009. -84 с.

[25] Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации: учебно-практическое пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2009. - 380 с.

[26] Чернова Г.В. Управление рисками: учебное пособие / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. - М.: Изд-во Проспект, 2007. - 160 с.

[27] Уродовских В.Н. Управление рисками предприятия: учеб. пособие. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011. - 168 с.

[28] Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. // Российский бухгалтер. 2008. [Электронный ресурс]: URL: http://rosbuh.ra/?page=article&item=1467 (дата обращения 31.03.2016).

[29] Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебник / А.С. Шапкин,

B.А. Шапкин. 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 880 с.

[30] Панкратьев В. Управление экономическими рисками. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: URL: http://bizentropy.biz/artides/225-upravlenie-yekonomicheskimi-riskami.html (дата обращения: 31.03.2016).

[31] Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: Изд-во Эксмо, 2011. - 768 с. (С. 368-370).

[32] Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент: учебное пособие / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин; под ред. д-ра техн. наук, проф., засл. деят. науки РФ Е.А. Олейникова. - М.: Кнорус, 2010. - 216 с.

[33] Государев В.М. Управление экономическими рисками в международных транспортных коридорах: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Изд-во ВГИПВ, 2005. - 132 с.

[34] Качалов Р.М. Управление экономическим риском: Теоретические основы и приложения: монография. - М.; СПб.: Изд-во Нестор-История, 2012. - 248 с.

[35] Покровский А.К. Риск-менеджмент на предприятиях промышленности и транспорта: учебное пособие. - М.: Изд-во Кнорус, 2011. - 160 с.

[36] Чекулаева Е.Н. Управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками - юридическими лицами: диссертация. - Йошкар-Ола: Изд-во ФГБОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет, 2012. - 146 с.

[37] Ломейко А.В. Принятие решений по управлению налоговыми рисками в коммерческих организациях: диссертация. - Волгоград: Изд-во ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный университет, 2011. - 207 с.

[38] Лисовская И.А. Налоговые риски: понятие, факторы возникновения, методы управления // Новый университет. - 2011. - № 1 (1). - С. 3-13.

[39] Евлоева М.М. Управление налоговыми рисками в модели налогового контроля в вузах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 4 (12). - С. 1-14.

[40] Чурилкина Е.В. Налоговые риски: Сущность, причины возникновения, методы управления / Е.В. Чурилкина, О.В. Дерина // Системное управление. - 2011. - № 4 (13). - С. 1-9.

[41] Пятницкий Н. Налоговые риски и уголовная ответственность за налоговые преступления // Налоги и налоговое планирования. 2011. № 1 январь [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 31.03.2016).

[42] Горохова Н.А. Методы управления налоговыми рисками хозяйствующих субъектов // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 6. - С. 1-6.

[43] Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Д. М. Щекин; под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: Статут, 2007. - 236 с.

[44] Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. - М. : Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2004. - 256 с.

[45] Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Налоги. - 2008. - № 2. -

C. 11-14.

[46] Содномова С.К. Трансформация рисков при осуществлении налогового контроля // Известия ИГЭА. - 2013. - №2 (88). - С. 14-18.

[47] Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста / А.В. Зуйков, Я. Шишкина. // Налоговый учет для бухгалтера. - 2010. - № 10 - С. 1-4.

[48] Назаров Р.А. Управление налоговыми рисками организации // Все для бухгалтера. - 2009. -№ 4. - С. 33.

TAX RISKS MANAGEMENT METHODS ANALYSIS IN SHIPPING ACTIVITIES

A.I. Plotnikova

Key words: risk, economic risk, tax risk, management methods, shipping activities, management decisions.

In this article tax risks management scientific approaches and methots analysis concerning the risk management in shipping activities were carried out. The author offers the research logical sequence: risk management classical methods, economic and tax risk methods analysis, shipping companies tax risk management methods synthesis. The author's approach con-

cerning tax risk management methods analysis and systematization in navigation at different stages from the strategic and operational management points of view.

УДК 656.62

Ю.Н. Уртминцев, д.т.н., профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» И.А. Горохова, аспирантка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ И ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРТА ПО УЧАСТКАМ РАБОТЫ НА ПОСТАВКАХ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: нерудные строительные материалы, добыча, перевозка, выгрузка, оптимизация работы судов и перегрузочной техники.

В статье рассматривается обоснование оптимального распределения флота и плавучей перегрузочной техники по участкам работы на поставке НСМ с дифференциацией по календарным периодам с учетом ограничений на наличие перевозочных и перегрузочных средств. Приводится экономико-математическая модель рассматриваемой задачи. Предлагается приближенный метод поиска оптимального решения.

В последние два десятилетия существенно изменились организационно-экономические условия деятельности внутреннего водного транспорта [1]. Это в существенной степени коснулось и речных портов [2]. Они, в большинстве своем, стали открытыми акционерными обществами и получили право заниматься любыми видами экономической деятельности. При этом заметным «ограничителем» в плане диверсификации является материальная база портов, которая создавалась в условиях плановой экономики и была ориентирована, прежде всего, на выполнение погрузо-разгрузоч-ных работ и осуществление местных перевозок в районе деятельности порта.

Произошедший за рассматриваемый период общий спад объемов перевозок на внутреннем водном транспорта (в 4 раза) и многократное уменьшение перевалочных грузов в железнодорожно-водном сообщении поставили речные порты, в большинстве своём, в сложное экономическое положение [3].

В настоящее время основной деятельностью портов и, следовательно, основным источником доходов стала продажа нерудных строительных материалов (песок и пес-чано-гравийная смесь) [4]. При этом продажа НСМ является коммерческой фазой, завершающей технологический процесс добычи, перевозки, выгрузки и складирования данного груза. В себестоимости НСМ как товара на долю транспортной составляющей приходится порядка 2/3 от общей её величины. Для повышения эффективности рассматриваемого вида деятельности крайне важно искать пути сокращения транспортных издержек за счет оптимизации параметров технологических процессов, обеспечивающих поставку НСМ.

Постановка задачи

Добыча и погрузка НСМ в суда производится, как правило, высокопроизводительной техникой - земснарядами и многочерпаковыми снарядами, которые устанавливаются в конкретных и согласованных с Министерством природных ресурсов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.