Научная статья на тему 'Система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности'

Система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ РИСК / СУДОХОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / TAX RISK / SHIPPING ACTIVITY / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова А.И.

Выполнен анализ, систематизированы научные подходы, выявлены дискуссионные проблемы формирования системы управления налоговыми рисками (СУНР). Предложена авторская архитектура СУНР в судоходной деятельности: сформулированы цель и задачи управления, выделены три укрупненных подсистемы: управляющая, управляемая, результирующая. Для каждой подсистемы определены компоненты и обоснованы основные элементы механизма управления налоговыми рисками судоходной деятельности: методы, нормативно-правовое обеспечение, инструментарий, алгоритм управления. Предложенная авторская СУНР может использоваться в качестве методической базы и как средство оперативного реагирования на изменение внешних и внутренних условий налогообложения; она имеет практическое значение в процессе принятия обоснованных решений по корректировке управленческих действий, направленных на снижение и защиту от налоговых рисков в системе риск-менеджмента судоходных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM TAX RISK MANAGEMENT IN SHIPPING

The analysis is made, the scientific approaches are systematized, the discussion problems of the formation of the tax risk management system (TRMS) are revealed. The author's architecture of the TRMS in shipping activity is proposed: the goal and tasks of management are formulated, three enlarged subsystems are singled out: managing, managed, resultant. For each subsystem the components are identified and the basic elements of the mechanism for managing the tax risks of shipping activity are established: methods, regulatory support, tools, management algorithm. The proposed author's TRMS can be used as a methodological basis and as a means of prompt response to changes in external and internal taxation conditions. It has practical value in making informed decisions on correction of management actions directed at reducing and protecting against tax risks in the system of a risk management of shipping companies.

Текст научной работы на тему «Система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности»

УДК 338.242.2:656.62.003.13

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Плотникова А.И., аспирант кафедры «Налогообложения и бухгалтерского учета», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О.

Макарова», e-mail: antonina-20@mail.ru.

Выполнен анализ, систематизированы научные подходы, выявлены дискуссионные проблемы формирования системы управления налоговыми рисками (СУНР). Предложена авторская архитектура СУНР в судоходной деятельности: сформулированы цель и задачи управления, выделены три укрупненных подсистемы: управляющая, управляемая, результирующая. Для каждой подсистемы определены компоненты и обоснованы основные элементы механизма управления налоговыми рисками судоходной деятельности: методы, нормативно-правовое обеспечение, инструментарий, алгоритм управления. Предложенная авторская СУНР может использоваться в качестве методической базы и как средство оперативного реагирования на изменение внешних и внутренних условий налогообложения; она имеет практическое значение в процессе принятия обоснованных решений по корректировке управленческих действий, направленных на снижение и защиту от налоговых рисков в системе риск-менеджмента судоходных компаний.

Ключевые слова: система управления, налоговый риск, судоходная деятельность, управленческие решения.

SYSTEM TAX RISK MANAGEMENT IN SHIPPING

Plotnikova А., the post-graduate student, Taxation and Accounting chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping», e-mail: antonina-20@mail.ru

The analysis is made, the scientific approaches are systematized, the discussion problems of the formation of the tax risk management system (TRMS) are revealed. The author's architecture of the TRMS in shipping activity is proposed: the goal and tasks of management are formulated, three enlarged subsystems are singled out: managing, managed, resultant. For each subsystem the components are identified and the basic elements of the mechanism for managing the tax risks of shipping activity are established: methods, regulatory support, tools, management algorithm. The proposed author's TRMS can be used as a methodological basis and as a means of prompt response to changes in external and internal taxation conditions. It has practical value in making informed decisions on correction of management actions directed at reducing and protecting against tax risks in the system of a risk management of shipping companies.

Keywords: management system, tax risk, shipping activity, management decisions.

Построение системы управления налоговыми рисками (СУНР) необходимо для обеспечения достижения тактических и стратегических целей деятельности судоходной компании. Обоснование и разработка СУНР в судоходной деятельности базируется на основополагающем системном подходе, который направлен на раскрытие целостности объекта, выявление в нем многообразных связей и сведение их в единую теоретическую конструкцию, позволяющую получить дополнительный эффект от повышения уровня управляемости и организованности всей системы. Управление рисками обладает всеми характеристиками относительно обособленной системы, что свидетельствует о возможности и необходимости ее использования.

Развивая выше изложенные характеристики для системы корпоративного риск-менеджмента, ряд авторов [1-3] в своих исследованиях выделяют наиболее существенные элементы, позволяющие сформировать ресурсы, создать организационную структуру, разработать методы и инструменты, позволяющие управлять рисками конкретного предприятия.

Необходимо отметить группу ученых [4-8], которые структурируют систему управления рисками, используя алгоритм, стадии, процедуры.

На международном уровне системный процесс управление рисками отражен в ряде стандартов.

В стандарте Менеджмент риска Принципы и руководство ISO 31000:2009 Risk management - Principles and guidelines (IDT) [9] указано, что процесс риск-менеджмента должен быть неотъемлемой частью менеджмента, частью культуры и практики организации, соответствовать бизнес-процессам организации. В управлении рисками предполагается последовательная деятельность организации из шести шагов (этапов): обмен информацией и консультирование с внешними и внутренними заинтересованными сторонами осуществляются на всех этапах процесса риск-менеджмента; определение ситуации; оценка риска; воздействие на риск; мониторинг и пересмотр; регистрация процесса менеджмента риска.

Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) предлагает восемь компонентов модели управления рисками COSO, которые также служат критериями эффективности процесса управления рисками: внутренняя среда (Internai environment); постановка целей (Objective setting); определение событий (Event identification); оценка рисков (Risk assessment); реагирование на риск (Risk response);

средства контроля (Control activities); информация и коммуникации (Information and communication); мониторинг (Monitoring) [10].

Таким образом, научные исследования российских ученых и международные стандарты в целом делают выводы и предлагают решения в одном направлении с различной степенью детализации.

В области создания системы управления налоговыми рисками также проведены широкие исследования, которые базируются на системном подходе, при этом более глубоко рассматривают особенности налоговых отношений [11-16].

Выполненный анализ научной литературы выявил дискуссион-ность проблемы формирования СУНР, а именно: неоднозначность в определении целей, принципов, задач, методов и инструментария; существенные различия в ее структуре, перечне и полноте учитываемых элементов; не формализована идентификация факторов влияния и взаимосвязей, имеются существенные различия в оценке ее результативности.

Кроме того, не выявлено выполненных исследований по созданию СУНР в деятельности водного транспорта, в частности судоходного бизнеса, который отличается существенными специфическими условиями и характеристиками.

На основании основополагающих принципах системного подхода, сложившихся научных и практических тенденций внутрифирменного риск-менеджмента, проанализированных дискуссионных проблемах автором выполнено обоснование СУНР в судоходной деятельности с учетом отраслевой специфики, которая нашла отражение в ряде научных исследований [17-33].

Предлагается следующая архитектура СУНР в судоходной области (рис. 1): сформулированы цель и задачи; выделяются три укрупненные подсистемы - управляющая, управляемая и результирующая; для каждой подсистемы определены компоненты и механизм управления.

Целью создания и функционирования СУНР в судоходной деятельности является снижение налоговой нагрузки для обеспечения требуемого уровня рентабельности этого вида деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- оптимальное формирование налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств с учетом особенностей судоходного бизнеса;

- обеспечение баланса интересов участников налоговых правоотношений на уровне хозяйствующего субъекта;

Рис. 3. Система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности

Таблица 1. Методы управления налоговыми рисками в судоходной деятельности

Метод Управленческие действия

Предотвращение риска Прогнозирование, планирование, мониторинг, контроль

Разрешение риска Избежание или уклонение (до наступления рискового события), локализация или передача риска (после наступления рискового события

Принятие риска Применение диспозитивного или императивного методов, игнорирование, локализация

Снижение степени риска Минимизация потерь, страхование, создание системы резервов, диверсификация

Финансирование риска Покрытие убытков за счет прибыли, резервов, кредитов и займов, страховых выплат

Таблица 2. Инструментарий управления налоговыми рисками в судоходной деятельности

Область Приемы и способы воздействия

Эксплуатационная деятельность выбор места регистрации; выбор вида перевозок; выбор вида аренды транспортных средств.

Коммерческая политика судоходной компании заключение договоров с контрагентами - плательщиками НДС; заключение долгосрочных договоров тайм-чартера с иностранными фрахтователями; заключение соглашения между сторонами о размере платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), и размера платы, причитающейся фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач); получение свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.

Учетная политика судоходной компании выбор стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам; выбор способа определения амортизации основных средств; выбор способа определения амортизации нематериальных активов; выбор способа учета материально-производственных запасов; выбор способа учета спецодежды; порядок распределения общепроизводственных расходов; порядок учета расходов на страхование имущества (флота).

Режим налогообложения общий режим налогообложения; упрощенная система налогообложения

Ответственность финансовая; административная; уголовная

- применение рациональных условий тарифообразования на конкурентном рынке перевозок грузов и пассажиров, ледокольной проводки, буксировки судов по внутренним водным и морским путям и т.д.;

- эффективное использование финансовых ресурсов судоходной компании;

- оптимизация денежных потоков;

- максимизация прибыли в условиях обеспечения минимизации налоговых рисков;

- оценка налоговых рисков в налоговом планировании;

- обеспечение взаимосвязи эксплуатационных и финансовых планов судоходной компании;

- создание механизма внутрифирменного налогового контроля;

- достижение финансовой устойчивости и платежеспособности судоходной компаний.

Управляющая подсистема представляет собой внутрифирменный менеджмент судоходной компании, на который оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. Внешнее воздействие оказывают такие факторы как, международное и национальное стратегическое развитие судоходной деятельности, международная и национальная налоговая политика и нормативно-правовое регулирование налогообложения судоходной деятельности. К факторам внутреннего воздействия относятся: коммерческая политика судоходной компании (договоры перевозки, аренды, буксировки; государственные контракты; стратегические и оперативны планы; локальные документы и т.д.); учетная политика компании (для целей бухгалтерского учета, для целей налогообложения), отражающая специфику судоходного бизнеса; организационный регламент внутрифирменного управления (структура управления компании, профессионально-квалификационный состав работников плавающего и берегового состава, должностные обязанности и ответственность, уровень командной работы персонала и т.д.).

Управляющая подсистема воздействует на управляемую через механизм управления налоговыми рисками на этапах планирования, организации, анализа, учета, корректировки и контроля судоходной деятельности, руководствуясь при этом целью и задачами, стоящими перед компанией.

Элементами механизма управления налоговыми рисками являются: нормативно-правовое обеспечение, методы, инструменты и алгоритм управления, который целенаправленно воздействует на налоговые отношения в процессе разработки и реализации управленческих решений, в целях устойчивого развития судоходной компании при минимально допустимой налоговой нагрузке. Механизм управления, с одной стороны, объективен, поскольку строится под влиянием

внешнего воздействия в соответствии с объективными нормативно-правовыми и экономическими условиями, а с другой стороны, носит субъективный характер, поскольку приводится в действие субъектом управления исходя из его экономических интересов через внутреннее воздействие, которое может вступать в противоречие с интересами других субъектов налоговых отношений.

Нормативно-правовое обеспечение, это основополагающий элемент, механизма внутрифирменного управления налоговыми рисками, так как непосредственно он воздействует на процесс налоговых отношений путем регулирования действий судоходной компании со стороны государства, через федеральные и региональные законы, постановления Правительства, отраслевые и локальные нормативные акты. Так, для судоходных компаний существенными нормативными условиями являются различия налогообложения деятельности: с привлечением флота, зарегистрированного в Российском международном реестре судов; при применении различных режимом налогообложения; при осуществлении перевозок собственным или арендованным флотом; при различных условиях перевозок и т.д.

Выбор методов управления обеспечивают процесс воздействия на налоговые риски при различных условиях состояния налогообложения судоходной деятельности (табл. 1).

Следующий элемент механизма управления налоговыми рисками - инструментарий, т.е. приемы или способы, с помощью которых происходит воздействие на них с целью изменения их состояния.

Автором систематизирован инструментарий управления налоговыми рисками в судоходной деятельности и представлен в табл. 2.

Управляемая подсистема характеризует непосредственно объект управления, т.е. внутрифирменные налоговые риски судоходной компании.

Основными элементами этой подсистемы являются налоговые расходы и организационные расходы, связанные с внутрифирменным администрированием налоговых рисков.

Налоговые расходы включают налоговые обязательства (НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, транспортный налог, водный налог, земельный налог, единый налог при применении УСН); администрируемые налоговыми органами страховые взносы (на обязательное пенсионное страхование; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; на обязательное медицинское страхование), сборы и обязательные платежи (государственная пошлина, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух); налоговые санкции (пени, штрафы,

приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество).

К организационным расходам в этой подсистеме относятся затраты судоходной компании на внутрифирменный налоговый аудит и контроль, в т.ч. оплата труда работников, выполняющих эти функции; содержание помещений, информационно-техническое обеспечение работы и т.д.

Результирующая подсистема выступает критерием эффективности всей системы управления налоговыми рисками, путем оценки степени достижения судоходной компанией своих экономических целей при оптимально допустимой налоговой нагрузке.

Основным элементом этой подсистемы является механизм оценки эффективности управляющих воздействий на внутрифирменные налоговые риски в судоходной деятельности, который включает:

- определение качества идентификации налоговых рисков;

- правильность выбора методов и инструментов управления налоговыми рисками;

- выявление наличия или отсутствия налоговых санкций;

- многовариантный расчет показателей эффективности судоходной деятельности при различных значениях налоговой нагрузки.

Система управления налоговыми рисками функционирует в замкнутых контурах информационно-технологического обеспечения и мониторинга, осуществляющих взаимосвязь с внешней средой, постоянное и последовательное изменение и преобразование информации для поддержания единства и взаимосвязанности всех составных элементов системы. Оперативно поступающая информация через прямую и обратную связь, ее мониторинг необходимы для принятия новых или корректировки уже принятых управленческих решений.

Предложенная система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности позволяет гибко реагировать на изменение внешних и внутренних условий налогообложения при осуществлении перевозок, оперативно выявлять и принимать обоснованные управленческие решения по ликвидации или снижению негативных налоговых последствий для обеспечения эффективности деятельности судоходных компаний.

Литература:

1. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.

2. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Издательство «Наука», 1978. 265 с.

3. Корезин А.С. Методология развития системы экономической безопасности предприятия на базе корпоративных механизмов управления рисками: автореферат дис.... док. экон. наук: 08.00.05 / Санкт-Петербург, 2008. - 39 с.

4. Уродовских В.Н. Управление рисками предприятия: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 168 с.

5. Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Математические методы в экономике» / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 880 с.

6. Чернова Г.В. Управление рисками: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. - М.: Проспект, 2007. - 160 с.

7. Бочаров С. А. Риск-менеджмент: учебно-методический комплекс /С.А. Бочаров, А.А. Иванов, С.Я. Олейников. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 304 с. (с. 144-151

8. Санжиева Т.В. Интеграция риск-менеджмента и сбалансированной системы показателей в управлении судоходной компанией: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05/ Т.В. Санжиева. СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. - 151 с.

9. ISO/IEC 31000:2009 Risk management - Principies and guidelines // URL: http://www.iso.org (дата обращения: 12.04.2017).

10. Стейнберг Ричард М. Управление рисками организаций. Интегрированная модель. Краткое изложение Концептуальные основы. Сентябрь 2004 / Ричард М. Стейнберг, Фрэнк Джей. Мартене, Майлс И.Эй. Эверсон, Люси И. Ноттингэм // URL: https://www.coso.org/ documents/coso_ERM_ExecutiveSummary_Russian.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

11. Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста // Налоговый учет для бухгалтера. - 2010. - № 10. - С.18

12. Назаров Р.А. Управление налоговыми рисками организации // Все для бухгалтера. - 2009. - № 4. - С. 33.

13. Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков / Ф.Н. Филина // URL:

http://rosbuh.ru/?page=article&item=1467 (дата обращения: 12.04.2017)

14. Богданова А.Е. Совершенствование управления налоговыми рисками, обеспечивающего экономический рост предприятия / А.Е. Богданова. // URL: ht1p://wwwveoms.:m/деятельность/всероссийский-конкурс-научных-работ-молодежи/ХVI-конкурс-в-2013-году/ Bogdanova%20A.E.-EGR-2013.pdf (дата обращения: 12.04.2017)

15. Мигунова М.И. Оценка финансовых рисков в налоговом планировании: монография / М.И. Мигунова, Т.А. Цыркунова. - Красноярск, 2007. - 162 с. - С. 44

16. Вишневская Н. Г., Гончаренко Л. И. Налоговые риски государства: монография / Вишневская Н. Г., Гончаренко Л. И., Жукова Е. И. и др.; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации (Финансовый ун-т), Каф. «Налоги и налогообложение». М.: Изд-во Цифровичок, 2014. 194 с.

17. Лаврентьева Е.А. Особенности налогообложения деятельности судов, регистрированных в Российском международном реестре / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Налоги и финансовое право. 2014. № 12. С. 54-60.

18. Лаврентьева Е.А. Налоговые аспекты развития Российского международного реестра судов / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Транспорт Российской Федерации. 2015. №1 (56). С. 41-46.

19. Майбуров И.А. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / под ред. д-ров экон. наук, профессоров И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова (монография коллективная). М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415с. - (Серия «Magister»).

20. Лаврентьева Е.А. Теоретические подходы к определению целевого налога. Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2015. 472 с.

21. Лаврентьева Е.А. Роль транспортного налога в социально-экономическом развитии регионов / Е.А. Лаврентьева // Мир транспорта. 2015. № 6. С. 116-123.

22. Лаврентьева Е.А. Организационно-нормативные основы нового акцизного налогообложения судоходного бизнеса / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Транспортное дело России. 2016. № 2 (123). С. 18-21.

23. Лаврентьева Е.А. Акцизный налог / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Морские вести России. 2016. № 9. С. 6-7.

24. Лаврентьева Е.А. Классификация налоговых рисков в системе риск-менеджмента судоходной деятельности / Е.А. Лаврентьева, А.И. Плотникова // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 2. С.108-123.

25. Лаврентьева Е.А. Научные подходы к сущности управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / Е.А. Лаврентьева, А.И. Плотникова // Вестник ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова. 2015. Вып. 2 (30). С. 154-164.

26. Лаврентьева Е.А. Управление социально-трудовыми отношениями в судовых экипажах: учебник / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2016. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Лаврентьева Е.А. Налоговый учет эксплуатационных расходов судоходных компаний / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Налоги и финансы. 2011. № 4. С.6-11.

28. Лаврентьева Е.А. Налогообложение доходов работников водного транспорта: монография / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2016. 180 с.

29. Лаврентьева Е.А. Налоговые аспекты при страховании ответственности за причинение вреда в морском судоходном бизнесе / Е.А. Лаврентьева // Налоги и финансовое право. 2012. № 3. С. 167-171.

30. Лаврентьева Е.А. Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности / Е.А. Лаврентьева, Л.Н. Корельская // Налоги и финансовое право. 2013. № 5. С. 122-128.

31. Лаврентьева Е.А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса) / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007. 148 с.

32. Лаврентьева Е.А. Страхование ответственности за причинение вреда в судоходном бизнесе: налогообложение, организация и правовое обеспечение / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2009. 171 с.

33. Плотникова А.И. Анализ методов управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / А.И. Плотникова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 47. С.164-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.