Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / РЕЗЕРВ ФЛОТА / SHIPPING COMPANIES FUNCTIONING RELIABILITY / PRODUCTION AND CONSUMPTION INEQUALITY / FLEET RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмичев И.К., Веселов Г.В., Новиков А.В., Захаров В.Н.

В статье рассматриваются вопросы повышения надежности функционирования судоходных компаний с использованием резервного флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSPORT FLEET NEEDS FOR FREIGHT TRANSPORT FEATURES DETERMINING IN THE UNCERTAINTY AND GLOBILIZATION CONDITIONS

The article deals with the shipping companies reliability functioning increase issues using the reserve fleet.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

В.В. Крайнова

Эффективность внутреннего контроля в судоходных компаниях: проблемы и критерии оценки

[11] Крайнова В.В. Методология внутреннего контроля и его организация в системе управленческого учета судоходных компаний: монография / В.В. Крайнова, - Н. Новгород: Издательство ФГБОУ ВО ВГУВТ,2017. - 318 с.

[12] Крайнова В.В. Информационное обеспечение внутреннего контроля в судоходных компаниях// Вестник ВГАВТ,2016 - №47 - С. 132-136.

[13] Крайнова В.В. Совершенствование внутреннего контроля расходования товарно-материальных ценностей на судах // В.В. Крайнова, Е.С. Казакова// Вестник ВГАВТ, 2017. -№50. - С. 141-144.

INTERNAL CONTROL EFFICIENCY IN THE NAVIGATION COMPANIES: PROBLEMS AND EVALUATION CRITERIA

V. V. Kraynova

Key words: internal control efficiency, evaluation criteria, shipping companies, effectiveness evaluation methodologies

The article analyzes the existing methods of evaluating the internal control efficiency, identifies their advantages and disadvantages. The author proposes a methodology for assessing the internal control efficiency for shipping companies by implementing the control functions embedded in business processes performed by process managers within their functional responsibilities.

Статья поступила в редакцию 23.11.2018 г.

УДК 656.624.3: 656.073

И.К. Кузьмичев, д.т.н., ректор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Г.В. Веселов, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

A.В. Новиков, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

B.Н. Захаров, д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: надежность функционирования судоходных компаний, неравномерность производства и потребления, резерв флота.

В статье рассматриваются вопросы повышения надежности функционирования судоходных компаний с использованием резервного флота.

Все существующие традиционные методы определения потребности флота для грузовых перевозок построены, исходя из следующих условий:

1. Равномерном предъявлении грузов к перевозке в течение навигационного периода на отдельных грузовых линиях;

2. Достигнутых показателях валовой производительности т. тоннажа или тяги за прошедшие годы или год.

Однако такие подходы к расчету потребности грузового флота для перевозок не учитывают:

1. Конъюнктуру на рынке транспортных услуг в течение навигации, которая определяется особенностями производства и потребления отдельных видов продукции и во многом зависит от неопределенности природных условий, а также необходимости выполнения важных и срочных перевозок;

2. Изменение провозной способности судов в весенний и летне-осенний период навигации;

3. Аварийность, которая не только увеличивает расходы судоходной компании по ликвидации последствий, но и значительно снижает провозную способность судоходной компании, срывая сроки доставки грузов потребителям.

Для учета влияния различных факторов при определении потребности флота при грузовых перевозках Центральным научно-исследовательским институтом экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ) были разработаны оптимальные коэффициенты неравномерности потребности во флоте по пароходствам в зависимости от вида флота и бассейна (таблица 1) в границах от 1,04 до 1,67 [6].

Оптимальные коэффициенты неравномерности потребности во флоте приведены в таблице 1.

Анализ неравномерности производства и потребления продукции нефтеперерабатывающих заводов влияет на потребность флота более значительно, чем рекомендации ЦНИИЭВТа. То есть возникают излишки или дефицит тоннажа на рынке транспортных услуг в течение месяца.

Таблица 1

Оптимальные коэффициенты неравномерности потребности во флоте

Пароходства Сухогрузный тоннаж Нефтеналивной тоннаж Все виды тяги

Смежные, центральных бассейнов 1,07 1,04 1,08

Смежные, северозападных бассейнов 1,06 - 1,13

Северное 1,11 1,67 1,29

Иртышское 1,09 1,06 1,17

Обское 1,08 1,08 1,13

Енисейское 1,09 1,12 1,18

Амурское 1,06 1,11 1,14

Ленское объединенное 1,12 1,1 1,16

Восточно-сибирское 1,09 1,07 1,11

Печерское 1,05 1,08 1,05

Вероятность колебаний объемов производства отдельных видов нефтепродуктов приведена в таблице 2.

Значительные колебания объемов производства нефтепродуктов по нефтеперерабатывающим заводам обусловливают максимальное использование провозной способности транспорта на перевозках или его простой в отдельные месяцы года [1].

Потребление нефтепродуктов имеет более ярко выраженную неравномерность в течение года из-за сезонной работы основных потребителей нефтепродуктов, таких как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство.

И.К. Кузьмичев, Г.В. Веселов, А.В. Новиков, В.Н. Захаров

Особенности определения потребности транспортного флота для грузовых перевозок в ...

Таблица 2

Вероятность значений коэффициентов месячной неравномерности производства нефтепродуктов, %

Интервалы значений коэффициента месячной неравномерности производства Вероятность значений коэффициента неравномерности производства по видам нефтепродуктов, %

Мазут Дизельное топливо Автобензин Среднее значение

1,08-1,5 59,0 54,5 63,6 59,1

1,5-2,0 22,7 31,8 31,8 28,8

2,0-2,5 9,1 4,6 4,6 6,1

2,5-3,0 4,6 9,1 - 4,5

3 и выше 4,6 - - 1,5

100 100 100 100

С открытием водных путей России для иностранных судоходных компаний ситуация в Волжско-Камском-Каспийском бассейне в корне меняется, а именно есть всегда излишек конкурентного тоннажа для завоевания ниши на рынке транспортных услуг России. Еще в 2005 г. в границах волжских крупнейших судоходных компаний «Волготанкер» и «Волго-флот» турецкая судоходная компания «Палмали» перевезла 14 млн. тонн нефтегрузов и свыше 1,2 млн. т. сухогрузов из портов Волги в порты Балтийского, Черного, Средиземного и Каспийского морей, то есть перевезла различных грузов больше, чем указанные выше две российские судоходные компании.

При организации внешнеторговых перевозок российские судоходные компании для сохранения своих грузопотоков должны иметь резервы соответствующего флота на внешнем и внутреннем рынке транспортных услуг в Волжско-Камском-Каспийском бассейне.

При организации экспортно-импортных перевозок в уникальном водном коридоре Север-Юг-Север требуется своевременно обеспечить доставку грузов точно в срок и дешевле, чем у конкурентов [4].

Однако с перестройкой экономики в России водный транспорт оказался в частных руках. На внутреннем водном транспорте вместо 20 крупных интегрированных судоходных компаний образовалось 7480 экономически слабых предприятий, 85% из них имеют всего 1 -2 судна. О какой надежности функционирования транспорта как транспортного конвейера в этом случае можно говорить? До сих пор раздаются призывы реформаторов исключить государство из бизнеса. Итоги такого направления развития есть:

1. Почти 92% всех перевозок на различных видах транспорта выполняется негосударственными организациями;

2. Износ основных фондов транспорта достиг критического значения;

3. Более 50% предприятий внутреннего водного транспорта убыточны в течение десятков лет [5]. Турецкая судоходна компания «Палмали» осваивает перевозки различных грузов из портов Волги в иностранные порты западных стран без конкуренции со стороны российских судовладельцев из-за отсутствия у них судов смешанного река-море плавания не старше 20 лет, а судам старше 20 лет заход в порты западных стран запрещен.

Обеспечить надежность функционирования водного транспорта без соответствующего резервного флота невозможно в современных условиях. В США на различных видах транспорта, особенно на морском, величина резерва весьма внушительна и это позволяет обеспечивать своевременные перевозки. Резервы провозной способности отдельных видов транспорта в США варьируются от75 до 453%. (таблица 3)

Таблица 3

Резервы провозной способности отдельных видов транспорта в США

№ п/п Вид транспорта Резервы провозной способности, %

1 Речной 75

2 Железнодорожный 132

3 Автомобильный 376

4 Морской 453

Вместе с тем, содержание резервного флота увеличивает расходы и, следовательно, себестоимость перевозок и снижает конкурентоспособность. Без резерва флота в условиях глобализации и неопределенности прогнозирования потребности в перевозках, условиях плавания уже потерян Россией значительный объем внешнего и внутреннего рынка транспортных услуг, рабочих мест.

Необходима государственная программа строительства флота река-море плавания нового поколения, а не выпуск устаревших судов, которые еще в проектах не могут быть конкурентоспособными иностранным, иначе Россия теряет грузопотоки даже на внутренних реках. В условиях дефицита инвестиций существующие танкеры река-море плавания следует модернизировать и использовать их как резервный флот на пиковых перевозках грузов на внутренних линиях.

Список литературы:

[1] Веселов Г.В. «Проблемы развития речного транспорта в современных условиях». Монография. Н. Новгород:ВГАВТ, 2001. - 170 с.

[2] Ионов С.Е. «Совершенствование способов и методов повышения безопасности и эффективности судоходства на шлюзованных системах». Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Н. Новгород, 2013. - 24 с.

[3] Кузьмичев И.К., Минеев В.И. «Системы оплаты и стимулирования труда на водном транспорте». Учебное пособие. Н. Новгород: ВГАВТ, 2013. - 101 с.

[4] Куренков П.В. «Управление доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении». Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Москва, 1999. - 57 с.

[5] Минеев В.И. «Экономические механизмы повышения эффективности функционирования и развития судоходных компаний в современных условиях». Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Н. Новгород, 2011. - 32 с.

[6] Методика и нормативы для определения экономических показателей речных перевозок. МРФ РСФСР, ЦНИИЭиЭВТ, М., 1974. - с.107.

[7] Новиков А.В. «Совершенствование обоснования тягового обслуживания составов». Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Н. Новгород, 1993. - 24 с.

THE TRANSPORT FLEET NEEDS FOR FREIGHT TRANSPORT FEATURES DETERMINING IN THE UNCERTAINTY AND GLOBILIZATION CONDITIONS

I.K. Kuzmichev, G. V. Veselov, A. V. Novikov, V.N. Zakharov

Keywords: shipping companies functioning reliability, production and consumption inequality, fleet reserve.

The article deals with the shipping companies reliability functioning increase issues using the reserve fleet.

Статья поступила в редакцию 06.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.