Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ / ИСПРАВЛЕНИЕ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫЬХ / ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева С. А.

В статье рассматривается проблематика оценки социально-педагогической работы с несовершеннолетними, находящимися в пенитенциарных учреждениях. Акцентируется внимание на превалировании в оценочных показателях статистических индикаторов, которые не дают возможности провести объективный комплексный анализ всей картины работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях. Предлагается пересмотреть логику проведения оценочных мероприятий в области воспитания несовершеннолетних осужденных (от исходного прогнозирования желаемых результатов с выявлением параметров отслеживания до их анализа и оценки), а при оценке эффективности социально-педагогической работы необходимо учитывать объективное соотношение количественных и качественных индикаторов.The article examines the problem of assessing social and pedagogical work with minors in penitentiary institutions. Attention is focused on the prevalence of statistical indicators in the estimated indicators, which do not make it possible to conduct an objective comprehensive analysis of the whole picture of work with minors in educational colonies. It is proposed to revise the logic of conducting assessment activities in the field of education of juvenile convicts (from the initial forecasting of the desired results with the identification of tracking parameters to their analysis and assessment), and when assessing the effectiveness of social and pedagogical work, it is necessary to take into account the objective ratio of quantitative and qualitative indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С. А. ФАДЕЕВА, доктор педагогических наук,

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО fadeeva 1607@gmail.com

В статье рассматривается проблематика оценки социально-педагогической работы с несовершеннолетними, находящимися в пенитенциарных учреждениях. Акцентируется внимание на превалировании в оценочных показателях статистических индикаторов, которые не дают возможности провести объективный комплексный анализ всей картины работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях. Предлагается пересмотреть логику проведения оценочных мероприятий в области воспитания несовершеннолетних осужденных (от исходного прогнозирования желаемых результатов с выявлением параметров отслеживания до их анализа и оценки), а при оценке эффективности социально-педагогической работы необходимо учитывать объективное соотношение количественных и качественных индикаторов.

The article examines the problem of assessing social and pedagogical work with minors in penitentiary institutions. Attention is focused on the prevalence of statistical indicators in the estimated indicators, which do not make it possible to conduct an objective comprehensive analysis of the whole picture of work with minors in educational colonies. It is proposed to revise the logic of conducting assessment activities in the field of education of juvenile convicts (from the initial forecasting of the desired results with the identification of tracking parameters to their analysis and assessment), and when assessing the effectiveness of social and pedagogical work, it is necessary to take into account the objective ratio of quantitative and qualitative indicators.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, показатели оценки, исправление и ресоциализация несовершеннолетних осужденныьх, оценочная карта

Key words: juvenile convict, evaluation indicators, correction and resocialization of juvenile convicts, evaluation map

Актуальность усиления социально-педагогической и воспитательной работы с детьми, находящимися в условиях изоляции от общества, ни у кого не вызывает сомнений. Воспитание личности как процесс целенаправленной со-

циализации осуществляет функцию подготовки к жизни посредством формирования ценностных отношений к окружающему миру. При этом известно, что социализация происходит в течение всей жизни человека. Отечественный психолог

Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историческая концепция развития человека) [1]. Следует обратить особое внимание на тот факт, что результаты социализации носят двойственный характер: с одной стороны, они должны соотноситься с множеством социальных норм и требований, а с другой — иметь устойчивые резервы для противостояния всем негативным тенденциям социальной жизни. И то и другое во многом зависит от той воспитательной среды, в которой находится ребенок, поскольку именно воспитание способно управлять процессом социализации. Неслучайно многие исследователи определяют воспитание как социально-педагогическую поддержку личности в построении своей ценностно-смысловой сферы *.

Особенностью социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными является процесс их ресоциали-зации, то есть создание условий для изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Среди основных функций социально-педагогической работы с детьми, находящимися в условиях изоляции, можно выделить социально-правовую, профилактическую, образовательно-воспитательную, организаторскую функции. Каждая из них и все они в комплексе могут способствовать исправлению несовершеннолетних «группы риска». Поэтому важной задачей становится исследование возможностей объективной оценки эффективности организации социально-педагогической работы с детьми, находящими-

* В статье автор придерживается мнения о содержательном и смысловом пересечении понятий «воспитательная работа» и «социально-педагогическая работа» в применении к определенной категории воспитанников. Социально-педагогическая работа в исправительном учреждении — комплексная деятельность по оказанию социальной поддержки, которая как существенная составляющая входит в единый процесс организации воспитания несовершеннолетних осужденных в пенитенциарном учреждении.

ся в следственных изоляторах и воспитательных колониях. В проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в качестве одного из требований указывается необходимость совершенствования системы оценки эффективности деятельности, в том числе работы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних осужденных [6].

Многообразие реализуемых направлений социально-педагогической работы (образовательного, культурно-массового, индивидуально-воспитательного; кружковой и клубной деятельности; взаимодействия с общественными объединениями, религиозными организациями и пр.) с подростками, находящимися в следственных изоляторах и воспитательных колониях, является неоспоримым фактом. Постоянно изучается и обобщается положительный опыт и разрабатывается нужная информационно-методическая база по проведению социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными. Для повышения эффективности последней, создания оптимальных условий для исправления и ресоциализации подростков считаем целесообразным рассмотреть проблематику осуществления качественного анализа данной деятельности, пополнив методическую базу необходимыми и важными оценочными инструментами.

К проблематике социально-педагогической работы и ее особенностям обращались многие ученые-пенитенциаристы. Отдельные аспекты социальной и социально-педагогической работы в исправительных учреждениях рассматривались, Г. Д. Долженковой, М. И. Кузнецовым, Л. В. Ковтуненко, С. А. Лузгиным, К. М. Павловой, Н. С. Фоминым [2; 3; 8] и многими другими исследователями. Однако несмотря на тот факт, что формирование определенных подходов к оцениванию социально-педагогической работы

Особенностью социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными является процесс их ресоциализации, то есть создание условий для изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм.

Далеко не всегда рост количества традиционных мероприятий и мер дисциплинарной практики влечет за собой ответное снижение числа нарушений несовершеннолетних.

с осужденными не является для исследователей новой проблемой, своевременность обновления оценочных механизмов посредством «снятия» дефицитов существующей критериальной базы при анализе организации воспитания именно несовершеннолетних осужденных не вызывает сомнений.

Традиционные аналитические обзоры демонстрируют преимущественно количественные оценочные характеристики проводимой воспитательной работы социально-педагогической направленности с несовершеннолетними осужденными. Как правило, они включают только количество:

3 проведенных занятий по социально-правовым вопросам;

3 тем, рассмотренных на занятиях по социально-правовым вопросам;

3 проведенных занятий и воспитательных мероприятий;

3 осужденных, принявших участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий;

3 несовершеннолетних осужденных, поставленных на профилактический учет;

3 наложенных на осужденных взысканий и поощрений и пр.

Безусловно, все количественные оценочные показатели, анализируемые в динамике по годам нахождения несовершеннолетних в воспитательных колониях, могут быть в определенной степени информативны. Однако далеко не всегда рост

количества традиционных мероприятий и мер дисциплинарной практики влечет за собой ответное снижение числа нарушений несовершеннолетних, количества состоящих на профилактическом учете, и т. д. К сожалению, последние показатели имеют тенденцию к увеличению, что лишний раз доказывает факт неполноты и необъективности исследования и оценки лишь количественных данных для общей картины организации работы с подростками и молодежью, находящимися

в условиях изоляции от общества. Анализ и оценка внутренних причин отрицательной динамики (в частности, нарушений дисциплины и режимных моментов, постановки на профилактический учет, роста объявленных выговоров и пр.) убеждает в необходимости их тщательного изучения с целью разработки мер по их устранению.

Следовательно, слишком малая доля (или иногда отсутствие) качественных показателей оценки организации социально-педагогической работы (оценка качества организации) не позволяет в полной мере проанализировать ее результаты и спрогнозировать развитие столь важного направления деятельности учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС). Среди качественных оценочных показателей можно назвать:

3 соответствие используемых форм работы с несовершеннолетними целям воспитания и особенностям несовершеннолетних осужденных;

3 разнообразие содержания воспитательной деятельности и современность ее форматов для несовершеннолетних осужденных;

3 действенность механизмов межпрофессионального взаимодействия для решения проблем несовершеннолетних осужденных;

3 результативность социально-педагогических (социально-психологических) технологий для работы с несовершеннолетними осужденными;

3 наличие современных форм повышения квалификации по вопросам воспитания и ресоциализации специалистов воспитательных колоний, результаты их применения на практике и пр.

На наш взгляд, многомерность организации социально-педагогической работы требует тщательного изучения всех составляющих посредством создания целостной системы оценочных показателей, что поможет прогнозировать качество этой работы как в условиях закрытого учреждения, так и за его пределами (отсрочен-

ный результат). Предметами комплексной оценки могут быть:

3 система воспитательной и социально-педагогической работы;

3 коллектив педагогов и специалистов воспитательных колоний как организаторов воспитательного процесса;

3 система кружковой и клубной деятельности;

3 программы и планы воспитания и социально-педагогической работы;

3 система профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних осужденных;

3 взаимодействие с представителями родительской общественности и взаимодействие с социумом;

3 ресурсное обеспечение воспитания и многое другое.

Прогнозирование предполагаемого качества организации социально-педагогического процесса должно основываться на нормативно-правовой базе в сфере воспитания несовершеннолетних, а также с учетом условий и особенностей учреждения УИС. Необходима выработка конкретных показателей эффективности социально-педагогической работы как индикаторов отслеживания и оценки, которые впоследствии выступят ориентиром для ее анализа. Аналитическая и оценочная деятельность происходит на базе ключевых параметров, наиболее актуальных для организации. Каждый из параметров может характеризоваться рядом критериев, на основе которых формируется подробный диагностический инструментарий (анкеты и опросные листы; дневники наблюдений; действенно-поведенческие и продуктивные методы диагностики; аналитические обзоры; методы статистики и пр.). В процессе аналитико-диагностических процедур оценивается реальное состояние социально-педагогической работы в воспитательной колонии. При сравнении заявленных (предполагаемых) показателей эффективности работы и реальных результатов выявляются конкретные проблемы в ее организации с последующим целеопределением.

После проведения всех исследований, обработки, интерпретации, обобщения результатов комплексной оценки качества социально-педагогической работы в пенитенциарном учреждении можно сделать выводы, позволяющие при необходимости скорректировать социально-педагогическую работу, представив обоснованные задачи дальнейшей ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Общими показателями эффективности организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными в учреждениях пенитенциарной системы могут быть:

3 разработанность нормативно-методических документов, регулирующих весь комплекс воспитательных процессов (программы, планы, методические материалы и рекомендации и пр.);

3 наличие модели воспитательной системы (предпочтительно нормативно-гуманистической ценностной направленности) и целевой программы по ее реализации в учреждении УИС;

3 кадровая обеспеченность и работа со специалистами, реализующими социально-педагогическую работу с несовершеннолетними осужденными;

3 результативность деятельности социально-психолого-педагогической службы по работе с несовершеннолетними осужденными;

3 технологическая компетентность специалистов в вопросах воспитания и социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним; владение методами и приемами воспитательного воздействия и ресоциализации несовершеннолетних осужденных;

3 удовлетворенность специалистов социально-психолого-педагогической службы воспитательной работой с несовершеннолетними осужденными, ее результатами и пр.

Прогнозирование предполагаемого качества организации социально-педагогического процесса должно основываться на нормативно-правовой базе в сфере воспитания несовершеннолетних, а также с учетом условий и особенностей учреждения УИС.

Стоит подчеркнуть, что кроме оценки условий, создаваемых для проведения социально-педагогической работы, необходимо организовать анализ и оценку результатов, то есть изменений, происходящих в развитии личности несовершеннолетнего осужденного. Так, имеет смысл оценивать:

3 положительную динамику формируемых отношенческих позиций воспитанника к нравственным нормам и требованиям;

3 личностные и образовательные достижения в период нахождения в изоляции от общества;

3 динамику психоэмоционального фона поведенческих проявлений;

3 наличие мотивации к успешному формированию социальных навыков и социально одобряемым моделям поведения и т. д.

Таким образом, при разработке критериальной базы и оценочного инструмента-

рия следует обратить внимание на дифференциацию двух компонентов оценки:

3 условий, которые имеются в пенитенциарном учреждении для воспитания несовершеннолетних осужденных: 3результатов этой работы. Каждый из компонентов может характеризоваться отдельными показателями эффективности и исследоваться при помощи тщательно подобранного (либо вновь созданного) диагностического инструментария.

Для практического воплощения предлагаемой логики оценки работы социально-педагогической направленности рекомендуем использовать оценочные карты *, формы которых разрабатываются непосредственно в самой организации (исходя из специфики условий и ресурсов). Унифицированными в оценочной карте могут быть разделы, представленные в таблице.

Показатели эффективности социально-педагогической работы Критерии оценки Способы оценки (диагностический инструментарий) Сроки Ответственные Результат (в %; баллах; уровнях и пр.)

При целесообразности и последовательности оценочного механизма вся организация социально-педагогической работы будет функционировать как единая цельная управляемая система планируемых результатов и условий, важных для достижения целевых приоритетов и реализуемых задач в данной области. Выработанные единые показатели эффективности будут способствовать постоянным контролю и оценке социально-педагогической работы в учреждениях пенитенциарного типа на протяжении заданного периода.

В заключение отметим, что считаем

необходимым разработать подходы к обновлению и модификации оценки социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними осужденными, прежде всего, через актуализацию объективного соотношения количественных и качественных индикаторов, а также создать современный исследовательский инструментарий, позволяющий беспристрастно изучать всю картину организации данной работы в пенитенциарных учреждениях. Система социально-педагогической работы должна быть максимально слаженной и направленной на аккумуляцию всех ресурсов

* При разработке и заполнении оценочных карт прежде всего следует определиться с предметом оценивания (качество условий организуемой социально-педагогической работы, ее результаты и пр.); предлагаемые варианты показателей оценки социально-педагогической работы можно брать в качестве опорных для создания системы качественного мониторинга.

для исправления несовершеннолетних осуж- ко достижения значимых результатов в

денных, поэтому оценка этой системы пред- данной сфере, но и ее дальнейшего совер-

ставляется непременным условием не толь- шенствования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.

2. Долженкова, Г. Д. Право социального обеспечения : краткий курс лекций / Г. Д. Долженкова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Юрайт, 2012. — 148 с. — ISBN 978-5-9916-1458-0.

3. Ковтуненко, Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук /

Л. В. Ковтуненко. — Воронеж, 2018. — 430 с.

4. Кузоватова, Е. Е. Инновационные аспекты подготовки педагогов к проведению профилактической работы / Е. Е. Кузоватова // Нижегородское образование. — 2019. — № 3. — С. 62—69.

5. Максимова, С. А. Низкие образовательные результаты обучающихся: диагностика проблемы и пути ее решения / С. А. Максимова, О. В. Плетенева, В. В. Целикова // Нижегородское образование. — 2019. — № 1. — С. 4—14.

6. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 05.11.2021).

7. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства образования и науки РФ

от 28 июля 2016 г. № 07-3188 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71381180/ (дата обращения: 05.11.2021).

8. Павлова, К. М. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации воспитанников пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / К. М. Павлова. — Москва, 2011. — 177 с.

9. Фадеева, С. А. Мониторинг организации воспитательного процесса в системе образования : учебное пособие / С. А. Фадеева. — Нижний Новгород, 2020. — 173 с. — ISBN 978-5-600-02780-0.

10. Фадеева, С. А. Профилактика асоциальных проявлений обучающихся в условиях проектирования воспитательной системы школы: результаты исследования / С. А. Фадеева, М. Г. Ямбаева // Нижегородское образование. — 2019. - № 3. — С. 26—32.

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации: Материалы II и III Всероссийской конференции (Нижний Новгород) / ред. кол.: О. С. Гладышева, М. А. Яковлева, И. Ю. Абросимова, Е. Е. Кузоватова. 357 с. (Здоровьесберегающие технологии в образовании).

В сборнике опубликованы материалы II и III Всероссийской конференции по проблемам организации здоровьесберегающей деятельности для детей с ОВЗ в дошкольных организациях, инклюзивных образовательных организациях и в школах, реализующих АООП. Представлен практический опыт внедрения просветительских программ по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся и воспитанников с ОВЗ, результаты применения в педагогической деятельности различных форм и методов коррекционной работы, обобщены результаты инновационного регионального проекта «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы возможностей для детей с ОВЗ (2016—2020)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.