УДК 343.83 ББК 74.0
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-183-184
КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ, ОБВИНЯЕМЫМИ И ОСУЖДЕННЫМИ КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
Светлана Геннадьевна КРЯЖЕВА,
старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается сущность культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах. Подчеркивается важность данного направления в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики.
Ключевые слова: культурно-воспитательная работа; несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные; следственный изолятор; воспитательная колония; уголовно-исполнительная система.
CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK WITH MINOR SUSPECTS, ACCUSED AND CONVICTED PERSONS AS A SPECIAL AREA OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN DETENTION CENTERS
Svetlana Gennad'evna KRYAZHEVA,
Сhief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the essence of cultural and educational work with minor suspects, accused and convicted persons held in a pre-trial detention center. The importance of this direction in the framework of the penal policy is emphasize.
Keywords: cultural and educational work; juvenile suspects, accused and convicted persons; pre-trial detention center; educational colony; penal enforcement system.
Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), работающих с несовершеннолетними, — это особое направление деятельности, связанное с повышенным уровнем ответственности, что выражается прежде всего в повышенных требованиях к уровню их профессионально-педагогической компетентности.
Компетентность сотрудников непосредственно взаимосвязана с качеством и эффективностью проведения ими культурно-воспитательных мероприятий с данной категорией граждан, умением и готовностью сотрудников оказывать на
них положительное воздействие, формировать у них уважительное отношение к обществу, труду, образованию, культуре, морали, нравственности, патриотизму и др.
Данный вид деятельности в следственных изоляторах (далее — СИЗО) носит обязательный характер, однако на сегодняшний день существуют и спорные вопросы, связанные с организацией этого сопровождения. Здесь речь идет прежде всего о правовом статусе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, о сравнительно небольших сроках содержания их под стражей, довольно жестких режимных требова-
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
183
ниях и требованиях изоляции, покамерном маломестном содержании этой категории, подготовленности самих сотрудников к проведению этого вида деятельности.
М.В. Верещагиной, A.B. Вэтрой, Ю.Е. Дьяч-ковой, Д.Н. Кротовой, Л.П. Лобачевой, Н.В. Яма-летдиновой и другими авторами признается факт, что именно в условиях СИЗО у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных начинают формироваться первые представления о пенитенциарной системе.
СИЗО — это первое пенитенциарное учреждение, в котором оказывается несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый и осужденный. Здесь несовершеннолетнему приходится не просто адаптироваться к новым специфическим условиям и связанными с ними огорчениями, но и к непривычным для него требованиям, формам общения как с другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, так и с сотрудниками СИЗО. Приобретение нового социального статуса (в том числе ярлык, накладываемый обществом), длительное нахождение в криминальной среде, феномен «скученности», отсутствие личного пространства, ситуация неопределенности — все это также оказывает серьезное влияние на личность несовершеннолетнего и его актуальное психоэмоциональное состояние [1].
Находясь в стрессовой ситуации, вдали от своего привычного социального окружения, несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый и осужденный становится наиболее чувствительным к поступающей ему информации. Неблагоприятная микросреда начинает воздействовать на него гораздо более интенсивно, чем на «свободе» , часто блокируя эффективность воспитательных мероприятий, проводимых с ним сотрудниками учреждения [3].
Именно поэтому несвоевременное проведение культурно-воспитательной работы с вновь прибывшими несовершеннолетними может создавать угрозу приобщения его к криминальным нормам и ценностям, появлению или закреплению у него негативных форм поведения. Данное обстоятельство осложняется тем, что, прибывая в СИЗО, большинство несовершеннолетних уже имеют представления о различных элементах криминальной субкультуры, о традициях и нормах, 72% несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых имеют опыт употребления табачных изделий, 49% — алкоголя, 15% — наркотических веществ [2].
Таким образом, сотрудники СИЗО сталкиваются в педагогическом отношении с более «трудными» подростками, наиболее криминально зараженными, находящимися в состоянии дезадап-
тации, сильного стресса, а также имеющими разного рода зависимости. Данное обстоятельство определяет направления и содержание проводимых с ними культурно-воспитательных мероприятий со стороны сотрудников учреждения, выбор и использование средств нейтрализации влияния негативной микросреды.
Реализуя свои функциональные обязанности и взаимодействуя с несовершеннолетними, сотрудники СИЗО выступают организаторами воспитательного процесса, являясь непосредственными субъектами воспитания. Здесь допустимо правило — каждый сотрудник, взаимодействующий с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым и осужденным, априори является воспитателем.
Содержание в местах лишения свободы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных — это направление, занимающее особое место в рамках уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем наиболее изученным аспектом является именно работа с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии. Показатели же работы с несовершеннолетними, содержащимися в СИЗО, часто «растворяются» среди показателей других подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Таким образом, необходимо подходить к этому важнейшему направлению деятельности более детально, специально подготавливая специалистов разных заинтересованных отделов и служб СИЗО к сопровождению именно этой категории граждан. Только такой подход может способствовать наиболее эффективной и целенаправленной работе сотрудников по профилактике и предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
Список литературы
1. Дебольский М.Г., Мельникова Д.В., Месни-ченко A.C. Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведения // Психология и право. 2020. № 10. С. 35—50.
2. Информационно-аналитические материалы по результатам изучения криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. М., 2020.
3. Ковтуненко Л.В. Воспитательная среда учреждения для несовершеннолетних правонарушителей как фактор их ресоциализации / / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С. 138—141.
184
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1