Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы менеджмента качества'

Оценка эффективности системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1945
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ISO / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / АУДИТ / ОЦЕНКА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А., Тонгуш В.В.

Важнейшей задачей предприятия является грамотная оценка эффективности действующей системы менеджмента качества. В данной статье рассматриваются два основных подхода к оценке системы менеджмента качества. И предложения для улучшения оценки эффективности системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы менеджмента качества»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х

больше определяется человеческим фактором, то есть отношением людей к делу и отношением руководителей к персоналу. От того, как будет преподносить себя и свою деятельность руководитель, во многом зависит отношение персонала к делу.

Существуют различные ситуации, когда необходимо применить TQM при управлении персоналом. Наиболее распространенная ситуация это конкуренция между сотрудниками или даже отделами, а иногда -откровенная вражда. В данном случае TQM предполагает общий поиск ошибок в процессах, а не взаимные обвинения, выдвигаемые отделами по отношению друг к другу. Только так можно добиться общей эффективности процессов.

TQM позволяет каждому отделу точнее уяснять свои задачи и выстраивать эффективное взаимодействие для их решения. В результате все делают нужную работу в нужное время. Такой подход способствует появлению гордости за свой труд у работников предприятия, что слишком часто недооценивается. Для многих сотрудников, особенно желающих построить карьеру, это послужит сильной мотивацией, что существенно повысит качество деятельности организации в целом.

Для повышения уровня качества организации необходимо также обучение персонала. Оно как бы включается в общую систему мотивации коллектива, подталкивая на большие подвиги по карьерной лестнице.

Обучение должно быть непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности, и иметь различные формы: семинары, деловые игры, специальные тесты и т.п.

Руководству необходимо инициировать творческий потенциал работников в определенном направлении, где концепция TQM подразумевает такие понятия как корпоративная культура, стиль руководства, демократизация управления. Концепция ставит качество в центр всей производственной деятельности, предопределяющей удовлетворение требований потребителя и, как следствие, улучшение экономического и социального положения предприятия.

Список использованной литературы 1. Сапунова Т.А., Филипчук К В. Практические вопросы обеспечения качества радиоэлектронной аппаратуры в проектных организациях. Вестник ИМСИТ номер 4 2015г. С.24-28.

© Сапунова Т.А., Случевская П.А., 2016

УДК 658

Т.А. Сапунова

к.э.н., доцент Академии маркетинга и социально - информационных технологий - ИМСИТ

zipow@mail.ru В.В. Тонгуш магистрант Академии маркетинга и социально - информационных технологий - ИМСИТ

vlladdik@mail.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация

Важнейшей задачей предприятия является грамотная оценка эффективности действующей системы менеджмента качества. В данной статье рассматриваются два основных подхода к оценке системы менеджмента качества. И предложения для улучшения оценки эффективности системы менеджмента качества.

Ключевые слова

стандарты ISO, система менеджмента, эффективность, оценка результативности, аудит, оценка затрат.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

В стандартах ISO серии 9000 одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества является измерения результативности действующей системы менеджмента качества. Однако в стандартах не предлагается определённого механизма комплексной оценки результативности поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной объективной оценки, а также последующего анализа результативности системы менеджмента качества приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости для каждого отдельно взятого предприятия .

Следует отметить, что в настоящее время не разработаны общие методики оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества предприятия, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по-своему.

Требования, которыми необходимо руководствоваться в процессе разработки комплексной оценки результативности системы менеджмента качества, заключены в стандарте ISO 9001:2008. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» п.5.6 «Анализ со стороны руководства»[1]. Также в этом стандарте перечислены основные данные, необходимые для анализа со стороны руководства. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях системы менеджмента качества организации, в том числе в политики и целях в области качества.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:

-результаты аудитов (проверок);

-обратная связь от потребителей;

-функционирование процесса несоответствие продукции;

-статус предупреждающих и корректирующих действий;

-последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства.

Основными подходами, которые в настоящее время пользуются для оценки и анализа в системе менеджмента качества являются аудит и оценка затрат на качество и прибыли, как важнейшего элемента системы менеджмента качества. Несомненными достоинствами аудита являются его формализованность, систематизированность, независимость. Результаты аудита основывается на фактах, что полностью согласуется с принципами стандартов серии ISO 9000 [1]. Однако этот подход имеет ряд недостатков. Проводимые на предприятиях проверки не обеспечивают постоянной, системной оценки элементов системы менеджмента качества и всей системы в целом. Эффективность и полнота аудита в значительной мере зависят от квалификации и опыта аудиторов. Проверки носят статический характер, так как аудитор лишь фиксирует ошибки и недостатки, но не дает сведений о том, что стало причиной ошибки. В тоже время выполнения минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности функционирования системы менеджмента качества, так как это соответствует приблизительно 17% от идеальной модели системы качества предприятия[2]. В результате проверок, как правило, практически отсутствуют количественные показатели оценки эффективности системы менеджмента качества. Безусловным недостатком аудита является отсутствие оценки экономической составляющей обеспечения качества, которая во многом определяет эффективность системы менеджмента качества[3].

Таким образом, анализ применяемых в настоящее время подходов к анализу и оценке системы менеджмента качества показывает, что каждый из них лишь частично оценивает эффективность функционирования системы менеджмента качества. Именно это и обуславливает необходимость разработки системы комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества. Разрабатываемый комплекс модели мониторинга, анализа и оценивания системы менеджмента качества должен охватывать все элементы и основные процессы, обеспечивающие качество промышленного предприятия. А так же должен решать следующие задачи: осуществление параметрического анализа и оценки системы менеджмента качества по соответствующему множеству оценочных показателей, выбор баз для сравнения методов расчета и правил интерпретации результатов в зависимости от целей анализа, формирование вариантов изменения значений показателей и их оценку.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М: Издательство стандартов, 2008.

2. Кане М.М., Иванов Б.В Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. -СПб: Питер, 2015. - 560 с.

3. Сапунова Т.А. Практические вопросы обеспечения качества радиоэлектронной аппаратуры в проектных организациях (статья). Г. Краснодар , 2015.

© Сапунова Т.А., Тонгуш В.В., 2016

УДК 658

Сараева Ирина Александровна

ассистент

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

г.Воронеж, РФ

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация

В статье на основе изучения трактовок различных авторов уточнена сущность и особенности антикризисного управления предприятием как специфической формы менеджмента

Ключевые слова

Антикризисное управление, антикризисный менеджмент, организация, кризис, система, менеджмент

Понятие «антикризисное управление», «антикризисный менеджмент» являются сравнительно новыми в экономической литературе. Однако в настоящее время словосочетание антикризисное управление или антикризисный менеджмент все чаще употребляются учеными и практиками. Но до сих пор существуют разногласия в толковании данного понятия и определении его сущности.

Антикризисное управление - сравнительно молодая, но весьма быстро развивающаяся область менеджмента. Пристальное внимание специалистов по управлению к данной проблематике вызвано рядом объективных причин. Кризисные ситуации, время от времени возникающие в любой организации, требуют от менеджеров и сотрудников действий, во многом отличающихся от их типичного поведения в процессе повседневной работы [1, с.3].

Хотя существует мнение, что управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным [2, с.8].

Содержание, основные направления и проблематика антикризисного управления весьма обширны и многоаспектны.

Отечественные экономисты трактуют это понятие по-разному. Так А.Г. Грязнова дает следующее определение: «Антикризисный менеджмент - это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы» [3, с.7-8].

С приведенным определением можно поспорить. Так, по мнению автора, предприятие должно опираться не только на собственные ресурсы.

Антикризисный менеджмент как управление организацией в состоянии, близком к изменению её

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.