Нур-Султан каласыныц емханаларында наукастардыц агымын баскару уш^ колданылатын жуйелердщ эсерлiлiгiн багалау
Турар О.А.1, Турсынбет Е.А.2, Бейсенова С.С.3
1 Магистратура мен докторантура ортылыгынын жетекшi маманы, Астана медициналыц
университетi, Нур-Султан, Казацстан
2 Айыртау аудандыц ауруханасынын бас дэр1гер1, СолтYстiк Казацстан облысы, Казацстан 3 Когамдыц денсаулыц кафедрасынын оцытушысы, Астана медициналыц университетi,
Нур-Султан, Казахстан
Тушндеме
3epmmeydiq мацсаты. Нур-Султан цаласынын емханаларында науцастардын агымын баскару Yшiн колданылатын жYйелердiн эсерл1л1г1н тандамалы хронометраж жYргiзу арцылы багалау.
ddicmepi. Зерттеу жумысы 2019 жылы Нур-Султан цаласынын б/'рнеше емханасында жYргiзiлген. Дэр/'гер маманнын цабылдауын кутуге жумсалатын уацытты елшеу хронометражды бацылаудын осы тYрiне цойылатын талапца сай цайталану мен кезенд/'л/'кт/' есептеместен жYзеге асырылды.
Уацытты елшеуд1н нэтижеанде науцастарды емхананын белглi б1р бел/'мшес/'не барганда жумсайтын уацыты есептел/'ндi. Емхана бел1мшелер1 зерттеуд/'н барлыц базаларында цызмет ету1не царай ¡р/'ктел/'п тандалган болатын.
Нэтижесi. Емханага келуштердщ хронометражы науцастардын агымын басцарудын келесi ерекшелктерн аныцтады: науцастын жалпы тэж1рибел1к дэргерге келгендег1 жалпы жогалтатын уацыты 20 минут (D(X)=1,32), сэулел1 жэне функционалды диагности бел1мшелер1не келгендег1 жогалтатын уацыты - 30 минут (D(X)=4) жэне акушерлк-гинекологиялыц белмше бойынша - 45 минут (D(X)=49,1). Соцгы аталган бел'шшеде науцастардын жш тобырланатыны байцалды.
Цорытынды. Хронометраждын нэтижес жалпы науцастардын агымын басцару жуйеснщ эсерлтгт аныцтады. Мунын айцын дэлелi науцастардын жалпы тэж1рибел1к дэргерге келгенде басца мамандармен салыстырганда салыстырмалы турде аз уацыт жогалтуы болып табылады. Хронометражды зерттеуд'щ нэтижелер1 медициналыц уйымдардын келушлерн сауалнамалаудын нэтижесне сэйкес келгенн атап ету цажет.
TYÜiH свздер: денсаулыц сацтаудагы ацпараттыц жуйелер, емханага келушелерд'щ хронометражы, науцастардын агымын басцару, Казацстан.
Оценка эффективности систем управления потоками пациентов, применяемых в
поликлиниках г. Нур-Султан
Турар О.А.1, Турсынбет Е.А.2, Бейсенова С.С.3
1 Ведущий специалист центра Магистратуры и докторантуры, Медицинский университет Астана,
Нур-Султан, Казахстан 2 Главный врач Айыртауской районной больницы, Северо-Казахстанская область, Казахстан 3 Преподаватель кафедры общественного здоровья, Медицинский университет Астана,
Нур-Султан, Казахстан
Резюме
Цель исследования. Оценка эффективности систем управления потоком лиц, применяемых в амбулаторно-поликлинических организациях г. Нур-Султан путем проведения выборочного хронометража.
Методы. Исследование было проведено в нескольких поликлиниках г. Нур-Султан в 2019 году. Замер времени, затрачиваемого на ожидание приема специалистом, был произведен без учета цикличности и периодичности, как и предполагают требования к данному виду хронометражного наблюдения.
В результате проведенных замеров был произведен расчет времени пациента, затрачиваемого в среднем на посещение определенного отделения поликлиники. Отделения поликлиник отбирались таким образом, чтобы они функционировали во всех базах исследования.
Результаты. Хронометраж посетителей поликлиник выявил особенности в управлении потоком посетителей с общими временными затратами 20 минут (D(X)=1,32) при посещении специалиста ВОП, 30 минут (D(X)=4) отделения лучевой и функциональной диагностики и 45 минут (D(X)=49,1) отделения акушерства и гинекологии, где и наблюдается наибольшая скученность пациентов.
Выводы. Результаты, полученные после проведения хронометража показали эффективность систем управления потоком посетителей, о чем свидетельствует меньшая продолжительность времени ожидания пациентами специалиста в отделении ВОП в сравнении с отделениями узких специалистов. Следует отметить, что результаты хронометражных исследований соответствуют данным, полученным из анкет посетителей МО.
Ключевые слова: информационные системы в здравоохранении, хронометраж посетителей поликлиники, управление потоками пациентов, Казахстан.
Corresponding author: Olzhas Turar, Leading Specialist of the Center for Master and Doctoral Studies, Astana Medical University, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000
Address: 187 str, 20, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 707 371 08 79 E-mail: [email protected]
J Health Dev 2020; 1(35):44-49 UDC 614; 614.2; 614:33 Recieved: 06-12-2019 Accepted: 28-01-2020
|@ © ]
¿^hs^^h This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Введение
Учреждение здравоохранения -это в первую очередь система массового обслуживания, основная цель которой заключается в укреплении здоровья населения, что в свою очередь может быть достигнуто путем максимального контроля качества предоставляемых сервисов, или, другими словами, квалифицированной медицинской помощи.
В практике организации амбулаторно-поликлинической помощи первое посещение медицинской организации начинается с регистратуры, от рациональной деятельности которой зависит скорость обслуживания больных, что в свою очередь порождает необходимость внедрения эффективной системы управления потоками пациентов амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения [1].
Одним из подходов к решению данной задачи является анализ потоков пациентов в организации и основанные на этом анализе оптимизация путей прохождения пациентов и динамическая адаптация ресурсов медицинской организации для достижения большей адекватности потоку. В рамках решения данной задачи должны анализироваться и представляться в удобном для специалиста виде данные о траекториях потоков, интенсивности потоков, длине очередей, количестве и частоте отказов в обслуживании, а также суточных, недельных, месячных и сезонных изменениях данных характеристик [2].
На сегодняшний день время пребывания пациентов в залах ожидания должно рассматриваться как значительная проблема
менеджмента и всего здравоохранения в целом. Недостаточно правильно организованное регулирование потока пациентов и, как следствие, высокая скученность, представляют собой значительное ограничение способности служб экстренной помощи обеспечивать высокое качество медицины [3]. Кроме того, своевременный доступ к услугам первичной медико-санитарной помощи играет решающую роль в снижении смертности [4].
Медицинские информационные системы, основной направленностью которых является координация потока пациентов (Patient Flow Management), достаточно широко используется в сфере здравоохранения. Patient Flow Management - уникальная методология, которая позволяет управлять потоком пациентов и их обслуживанием, начиная с первого контакта и заканчивая предоставлением услуг и сбором обратной связи.
Эффективноевнедрениеинформационных систем в сферу здравоохранения должно предполагать понижение затрат времени как персонала поликлиники, так и посетителей данной организации. Поэтому явилось необходимым провести хронометраж у посетителей поликлиник, давших согласие на принятие участие в исследовании, с целью оценки фактического времени, необходимого на каждый этап процесса посещения амбулаторно-поликлинической организации.
Цель исследования: Оценка
эффективности систем управления потоком лиц, применяемых в амбулаторно-поликлинических организациях г. Нур-Султан путем проведения выборочного хронометража.
Материалы и методы
Исследование было проведено в нескольких поликлиниках г. Нур-Султан в 2019 году. Замер времени, затрачиваемого на ожидание приема специалистом, был произведен без учета цикличности и периодичности, как и предполагают требования к данному виду хронометражного наблюдения.
В результате проведенных замеров был произведен расчет времени пациента, затрачиваемого в среднем на посещение определенного отделения поликлиники. Отделения поликлиник отбирались таким образом, чтобы они функционировали во всех базах исследования.
С целью оценки эффективности систем управления очередями был проведен выборочный хронометраж, предполагающий замеры времени нахождения перед кабинетом необходимого специалиста посетителями
в разных отделениях поликлиник. Таким образом задачей данного исследования было выявить отделения с наибольшим временем ожидания и найти причины в операционных действиях персонала поликлиники, влияющие на длительность пребывания посетителя в МО. Замер времени, затрачиваемого на ожидание приема специалистом, был произведен без учета цикличности и периодичности, как и предполагают требования к данному виду хронометражного наблюдения.
Данные были получены из разных отделений поликлиник. Отделения поликлиник отбирались таким образом, чтобы они функционировали во всех базах исследования (таблица 1).
Таблица 1 - Среднее время ожидания посетителями специалиста и временные затраты во вспомогательных структурах
Гардероб го Ci Время ожидания пациентом приема врача
^ 1— го Ci 1— о s 1_ ф CL Отделение лучевой и функциональной диагностики Отделения ВОП Отделение профилактики и социально-психологической помощи Отделение акушерства и гинекологии
Среднее значение, мин 1,67 2,23 12,6 3,4 1,6 23,5
Диапазон колебаний, мин 0,4-2,7 0,4-3 8-17 2-7 1-3 12-41
Полученные результаты представлены в таблице 2:
Таблица 2 - Результаты расчета математического ожидания, дисперсии и среднего квадратического отклонения
Гардероб Регистратура Отделение лучевой и функциональной диагностики Отделения ВОП Отделение профилактики и социально-психологической помощи Отделение акушерства и гинекологии
М(Х) 1,67 2,23 12,6 3,4 1,6 23,5
D (Х) 0,19 0,25 4 1,32 0,19 49,1
б 0,43 0,5 2 1,15 0,44 7
Результаты
Результаты показали, что посещение поликлиники начинается с ее гардероба, на который пациент затрачивает незначительное количество времени, как и на посещение регистратуры, которая является следующим этапом процесса посещения амбулаторно-поликлинической организации. На основе полученных результатов можно построить диаграмму для более понятного визуального восприятия корректности показателя среднего времени ожидания.
Однако следует отметить, что время, затраченное у регистратуры, зависит от того, к какому специалисту вы хотите обратиться. Связано это с тем, что к специалистам ВОП и участковым врачам, вы можете записаться удаленно, т.е. с помощью приложений, по номеру единомого call-центра или через интернет. Однако подобная возможность отсутствует для записи к узким специалистам, что связано со спцификой их работы.
После проведенного хронометража можно схематичекси проиллюстрировать действующий алгоритм процесса управления потоком посетителей в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь (рисунок 2).
Хронометраж посетителей поликлиник выявил особенности в управлении потоком посетителей с общими временными затратами 20 минут РЭД=1,32) при посещении специалиста ВОП, 30 минут отделения
лучевой и функциональной диагностики и 45 минут РЭД=49,1) отделения акушерства и гинекологии, где и наблюдается наибольшая скученность пациентов. Об эффективности систем управления потоком посетителей свидетельствует меньшая продолжительность времени ожидания пациентами специалиста в отделении ВОП в сравнении с отделениями узких специалистов, что связано с возможностью самостоятельной предварительной записи к специалистам ВОП.
Рисунок 2 - Действующий алгоритм процесса управления потоком посетителей в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь
Обсуждение
Следует выделить следующие моменты: при посещении узких специалистов пациентом тратиться больше времени на нахождение в очереди, в сравнении с отделениями ВОП. Этот момент объясняется тем, что с внедрением МИС к врачам ВОП и участковым терапевтам появилась возможность предварительной записи на прием через различные приложения, чего нельзя сказать о записи к узким специалистам.
Среднее время на посещение специалиста ВОП у пациента, согласно нашим расчетам, займет не более 20 минут, что соответствует рекомендациям ВОЗ о своевременности оказания медицинской помощи.
На посещение специалиста отделения лучевой и функциональной диагностики пациент в среднем потратит более 30 минут. Согласно проведенному хронометражу и полученным по его итогам данным, самое длительно ожидание и, как следствие, наибольшая скученность пациентов наблюдается в отделении акушерства и гинекологии. На посещение данного отделения посетитель в среднем тратит около 45 минут времени, при этом у специалиста пациент находится лишь 15-20 минут этого периода.
Таким образом, можно утверждать об
Выводы
Результаты, полученные после проведения хронометража показали эффективность систем управления потоком посетителей, о чем свидетельствует меньшая продолжительность времени ожидания пациентами специалиста в отделении ВОП в сравнении с отделениями узких
эффективности систем управления потоком посетителей, о чем свидетельствует меньшая продолжительность времени ожидания пациентами специалиста в отделении ВОП в сравнении с отделениями узких специалистов. Это может быть связано с возможностью самостоятельной предварительной записи к специалистам ВОП, что приводит к большей самостоятельности пациентов, тем самым организуя эффективный операционный менеджмент и позволяя врачам заниматься непосредственно лечебной деятельностью.
Преимущественное совершенствование первичной медико-санитарной помощи необходимо начинать с разрешения первостепенных проблем в амбулаторно-поликлиническом звене. Под проблемами, назревшими в амбулаторно-поликлиническом обслуживании, следует понимать старую систему регулирования потока пациентов и достаточно большой объем документации, заполнение которой занимает немалое количество времени. Все вышеперечисленные проблемы ведут к неудовлетворенности качеством получаемой медицинской помощи и появлению многочисленных жалоб относительное ее доступности.
специалистов. Следует отметить, что результаты хронометражных исследований соответствуют данным, полученным из анкет посетителей медицинской организации.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Благодарность. Выражаем №10, поликлиники №8 и поликлиники №5 г. Нур-
благодарность администрации поликлиники Султан.
Литература
1. Соколов И.В. Система управления в амбулаторно-поликлинических учреждениях России: дисс. канд.соц.наук: 22.00.08. - М., 2014. - С. 4.
Sokolov I.V. Sistema upravlenija v ambulatorno-poliklinicheskih uchrezhdenijah Rossii (Management system in outpatient facilities of Russia) [in Russian]: diss. kand.soc.nauk: 22.00.08. M., 2014: 4.
2. Jarvis P.R. Improving emergency department patient flow. Clinical and Experimental Emergency Medicine. 2016; 3(2): 63-68.
3. Wait Time Alliance. Time to close the gap. Report Card on Wait Times in Canada June 2014. Website. [Cited 25 Feb 2020]. Available from URL: http://www.waittimealliance.ca/wp-content/uploads/2014/06/ FINAL-EN-WTA-Report-Card.pdf.
4. Азанов В.Г. Структурно-функциональная модель управления потоком пациентов региональной консультативной поликлиники // Системы и средства информатики. - 2016. - №1. - С. 13-29.
Azanov V.G. Strukturno-funkcional'naja model' upravlenija potokom pacientov regional'noj konsul'tativnoj polikliniki (Structural and functional model of patient flow management in a regional consultative clinic) [in Russian]. Sistemy i sredstva informatiki. 2016; 1:13-29.