новых теоретических материалов, позволяющих с уверенностью говорить о том, что система научных представлений о путях и средствах организации двигательной активности человека является определяющим фактором в повышении качества учебной работы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Одним из ключевых требований подготовки бакалавра в вузе является формирование умений и навыков, связанных с предстоящей трудовой деятельностью.
2. Содержание занятий по физической культуре в вузе должно опираться на методики, позволяющие изучать внимание в процессе их проведения.
3. Использование межпредметных связей на занятиях по физической культуре позволит преподавателям подобрать средства и методы для совершенствования учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания : учебник / Е.П. Ильин ; Рос. гос. пед. ун- им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
2. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II : пособие / Е.Е. Миронова. -Минск : Женский институт "Энвила", 2006. - 146 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of physical training, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg.
2. Mironova, E.E. (2006), Collection of psychological tests. Part II, Women's institute "Envila",
Minsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2019
УДК 796.011
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ван Зунг Зыонг, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты опыта реализации программы социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Показана эффективность использования социализирующего потенциала физической культуры и спорта как средства адаптации к новым условиям жизнедеятельности студентов-иностранцев на начальном этапе обучения в российских вузах.
Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, программа, оценка эффективности.
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS BY USING THE POTENTIAL OF SPORT AND SPORTS ACTIVITIES
Van Dung Duong, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow; Tatiana Konstantinovna Kim, the doctor of
pedagogical sciences, professor, Department chairman, Moscow State Pedagogical University
Annotation
The article presents the results of experience of the program implementation for the social adaptation of the foreign students in the process of physical training and sports activities. It shows the efficiency of use of the socializing capacity of the physical culture and sports as a means of adapting to the new conditions of life activities of the foreign students at the initial stage of training at the Russian universities.
Keywords: social adaptation, foreign students, program, assessment of effectiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Вектор развития современной системы высшего образования определяет в качестве приоритетных задачу дальнейшего наращивания сотрудничества с другими государствами и закрепления присутствия ведущих вузов Российской Федерации в странах ближнего и дальнего зарубежья, что, в свою очередь, способствует повышению академической мобильности в преподавательской и студенческой среде, постоянному увеличению числа российских студентов обучающихся за рубежом, а также регулярному притоку иностранных граждан с целью получения образования в вузах России.
Изменение условий жизни требует от студентов способности к адаптации как необходимому качеству личности, определяющему эффективность учебной и иных видов деятельности [2].
Процесс социальной адаптации студентов является сложным и многогранным, часто вузы не уделяют ему должного внимания, что приводит к значительному отсеву иностранных студентов на начальных курсах обучения. Одной из причин подобного явления выступает отсутствие четко выстроенной системы педагогического сопровождения иностранных студентов, программы их социальной адаптации, в том числе с использованием потенциала физкультурно-спортивной деятельности. В этой связи нами была разработана программа социальной адаптации иностранных студентов в период обучения в вузах России на основе их активного включения в регулярные занятия физическими упражнения и спортом [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценки эффективности разработанной программы нами проводилась опытно-экспериментальная работа в период с января 2017 по декабрь 2018 гг. В исследовании приняли участие 68 студентов 1 и 2 курсов бакалавриата и магистратуры, обучающихся в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова», которые составили экспериментальные группы. В качестве контрольной группы выступили студенты 1 и 2 курсов, обучающиеся в перечисленных вузах (36 человек), но не включенные в совместную физкультурно-спортивную деятельность.
Показатели социальной адаптированности иностранных студентов диагностировались с использованием: методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, Л. Ханина; опросника учебной активности студентов; теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; «Морфологического теста жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [3]. Полученные результаты переводились в баллы, и определялась обобщенная оценка уровня социальной адаптированности студентов. Количество набранных баллов соответствовала определенному уровню социальной адаптированности (высокий, средний, низкий), обоснованному нами в ходе исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖЕНИЕ
Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности включала
следующие этапы:
1. Организационно-подготовительный, направленный на: оценку условий реализации программы; подготовку диагностического инструментария; определение физкуль-турно-спортивных предпочтений студенческой молодежи и их интересов; оценку уровня их социальной адаптированности, обучение студентов-волонтеров, тренеров по видам спорта.
2. Содержательно-операциональный этап был ориентирован на реализацию программы социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности и включал организационные мероприятия и проведение занятий физическими упражнениями, спортом и различными формами двигательной активности, включение в культурно-досуговые проекты. Наряду с этим большое внимание уделялось совершенствованию языковой практики студентами, оказанию им необходимой помощи в освоении дисциплин учебного плана, решении бытовых проблем и т. п.
3. На результативно-оценочном этапе проводилась сравнительная динамика показателей социальной адаптированности студентов-иностранцев, при необходимости вносились коррективы в программы.
Как уже упоминалось ранее, на содержательно-операциональном этапе была реализована программа социальной адаптации иностранных студентов, которая включала проведение:
- цикла занятий по социально-личностному развитию обучающихся (1 раз в неделю), направленные на формирование коммуникативных навыков, развитие языковой практики, ознакомление с культурой и традициями разных народов и национальностей и т. п.;
- физкультурно-спортивных занятий (в секциях по видам спорта или различным формам двигательной активности) - 2 раза в неделю;
- культурно-досуговых мероприятий, включая спортивные соревнования, физкуль-турно-рекреационную деятельность и т. п.
Занятия проводились в групповой форме специально обученными студентами, под непосредственным контролем со стороны кураторов (тьютеров) групп. По запросу студентов, если возникала потребность, проводились индивидуальные консультации с привлечением специалистов - психологов, медицинских работников, преподавателей учебных дисциплин и т. п.
Как показывают результаты входного тестирования, между зарубежными студентами экспериментальной и контрольной групп не было зафиксировано статистически значимых различий в показателях социальной адаптированности (Таблица 1).
Таблица 1 - Обобщенные результаты диагностики уровня социальной адаптированности иностранных студентов, январь 2017 года, п=68_
Группы Уровневое распределение показателей социальной адаптированности иностранных студентов на начало эксперимента, в %
высокий средний низкий
Контрольная 11,3 47,3 41,4
Экспериментальная 12,8 42,7 44,5
По завершению опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика уровня социальной адаптированности студентов-иностранцев экспериментальных и контрольных групп. Как наглядно представлено в таблице 2, сравнительный анализ измеряемых параметров в декабре 2018 года зафиксировал позитивную динамику социально-адаптационного развития студентов-иностранцев, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В то же время, наблюдается большее число студентов-иностранцев экспериментальной группы с высоким уровнем социальной адаптированности и соответственно снижение их количества в группе с низким уровнем в сопоставлении со студентами контрольной группы.
Таблица 2 - Обобщенные результаты диагностики уровня социальной адаптированности иностранных студентов, декабрь 2018 года, п=68_
Группы Уровневое распределение показателей социальной адаптированности иностранных студентов на конец эксперимента, в %
высокий средний низкий
Контрольная 21,4 55,6 33,0
Экспериментальная 39,8 51,7 8,5
Также результаты анкетирования студентов с использованием методики «Самооценка учебной и внеучебной деятельности» продемонстрировали, что значительная часть респондентов экспериментальной группы позитивно оценивают результаты своей образовательной деятельности, успешнее осваивают учебный материал, в установленные сроки сдают сессию, отмечают сформированность организационных навыков, умения планировать и анализировать результаты работы, более толерантно относятся к социальному окружению, активно участвуют в общественной жизни университета, группы, во всех мероприятиях, проводимых в рамках экспериментальной программы по социальной адаптации студенческой молодежи. Значительная часть студентов отдельно отметила улучшение самочувствия, нормализацию психоэмоционального состояния, повышение физической работоспособности. Преподаватели, в свою очередь, подчеркнули положительные сдвиги у представленного контингента в усвоении разговорного русского языка, обратили внимание на то, что студенты свободнее изъясняются на различные темы, комфортнее чувствуют себя на учебных занятиях, более открыты для общения и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экспериментальная программа социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности, продемонстрировала свою эффективность. Ее внедрение в образовательный процесс вуза способствует более успешному освоению студентами учебного материала, налаживанию конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности и социальным окружением, приобщению студенческой молодежи к культурным ценностям других народов, а также оптимизации их физического и психо-эмоционального состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ким, Т.К. О программе социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Т.К. Ким, В.З. Зыонг // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 5. - С. 25.
2. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности / О.Г. Румба, М.В. Кулешова, А. А. Горелов, Г.З. Карнаухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 166-171.
3. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей / В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина // Прикладная психология. - 2001. - № 4. - С. 9-30.
REFERENCES
Kim, T.K. and Duong, VD. (2018), "About the program of social adaptation of foreign students in the process of physical training and sports activities", Physical Culture: education, education, training, No. 5, pp. 25.
Rumba, O.G., Kuleshova, M.V, Gorelov, A.A. and Karnaukhov, G.Z. (2015), "Pedagogical conditions of socialization of students in the process of motor activity". Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127). pp. 166-171.
Sopov, VF. and Karpushyna, L.V (2001), "Morphological test values", Journal of applied psychology. No. 4. pp. 9-30.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2019