Научная статья на тему 'Спортивно-массовая и оздоровительная работа в вузе как платформа адаптации иностранных студентов'

Спортивно-массовая и оздоровительная работа в вузе как платформа адаптации иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / СПОРИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / MASS AND SPORTING EVENTS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / DIFFERENT CULTURAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленикова Наталья Геннадьевна

В статье обосновывается необходимость вовлечения иностранных студентов в активные занятия физической культурой и спортом с целью повышения уровня их двигательной и коммуникативной активности. Занятия физической культурой и участие в спортивных мероприятиях вуза способствует расширению коммуникативных возможностей иностранных студентов, снижению языкового барьера, созданию благоприятных условий для психологической адаптации иностранных студентов к обучению и проживанию в инокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каленикова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND MASS AND HEALTH WORK IN THE HIGH SCHOOL AS A PLATFORM FOR ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

In the article justified the necessity of foreign students involvement in active physical training and sports in order to improve their motor and communicative activity. Physical training contributes to the expansion of communication ability of foreign students, reduces language barriers, creating favorable conditions for psychological adaptation of foreign students to study and live in different cultural environment.

Текст научной работы на тему «Спортивно-массовая и оздоровительная работа в вузе как платформа адаптации иностранных студентов»

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК ПЛАТФОРМА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

SPORTS AND MASS AND HEALTH WORK IN THE HIGH SCHOOL AS A PLATFORM FOR ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Каленикова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическое воспитание и спорт» Брянский государственный технический университет

г. Брянск, Россия Kalenikova Natalay Gennadevna Ph.D.,associate professor Department «Physical education and Spor» Bryansk state technical university Bryansk, Russia

Аннотация. В статье обосновывается необходимость вовлечения иностранных студентов в активные занятия физической культурой и спортом с целью повышения уровня их двигательной и коммуникативной активности.

Занятия физической культурой и участие в спортивных мероприятиях вуза способствует расширению коммуникативных возможностей иностранных студентов, снижению языкового барьера, созданию благоприятных условий для психологической адаптации иностранных студентов к обучению и проживанию в инокультурной среде.

Abstract. In the article justified the necessity of foreign students involvement in active physical training and sports in order to improve their motor and communicative activity. Physical training contributes to the expansion of communication ability of foreign students, reduces language barriers, creating favorable conditions for psychological adaptation of foreign students to study and live in different cultural environment.

Ключевые слова: физическая культура, споривно-массовые мероприятия, двигательная активность, иностранные студенты, инокультурная среда.

Keywords: physical training, mass and sporting events, foreign students, different cultural.

В XXI веке стали интенсивно развиваться межгосударственные образовательные проекты. В рамках работы образовательных проектов с каждым годом стало увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Адаптация иностранных граждан к новым социокультурным условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

Для успешной организации учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом контингента студентов иностранцев необходимо учитывать, что с поступлением в вуз они попадают в непривычную для себя социокультурную, языковую, национальную среду, к которой им предстоит

адаптироваться в процессе обучения. Успешность протекания процессов адаптации тесно связана с решением таких проблем как специфические этнические и психологические особенности каждого иностранного студента как субъекта образовательного процесса, преодоление психологических барьеров находясь в малознакомой жизненной ситуации, социальная адаптация на уровне бытовых навыков, интеграция студента как личности с набором определенных нравственны и религиозных ценностей к новой инокультурной среде вуза, новые виды деятельности и формы поведения в молодежном социуме.

Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Студенты иностранцы вынуждены не только осваивать новый вид деятельности -учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству, в котором они находятся.

В Брянском государственном техническом университете (БГТУ) в 2018 году обучается более 170 иностранных студентов, преимущественно из стран Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и стран СНГ.

Наблюдения и исследования, проводимые преподавателями кафедры «Физическое воспитание и спорт» БГТУ, при организации занятий по дисциплине «Физическая культура» с иностранными студентами в учебное и вне учебное время, при организации спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях ориентируют специалистов на необходимость учитывать следующие важные факторы:

- состояние здоровья (наличие заболеваний) и уровень физической подготовленности студентов, а также индивидуальные особенности протекания адаптационных процессов (психофизиологических и социальных);

- наличие определенного языкового барьера, связанного с разным исходным уровнем владения русским языком;

- особенности национальной культуры, традиций (в том числе и конфессиональных) в вопросах физического воспитания.

В процессе занятий физической культурой с иностранными студентами на фоне решения общих задач физического воспитания, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической и функциональной

подготовленности и т.д., особую актуальность приобретает решение задач, связанных с мотивацией студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, оздоровления студентов.

Одним из действенных средств в решении данного вопроса является проведение различных по своей направленности спортивных праздников и спортивно - развлекательных состязаний. Включение в программу спортивного праздника многообразия спортивных аттракционов простых по двигательному действию и интересных по содержанию таких как «Прыжки в мешках», «Перетягивание каната», «Кегельбан», спортивных элементов из таких видов спорта как «Стрельба из лука», «Городки», «Пенальти в футболе», «Армрестлинг», «Армлифтинг», «Пауэрлифтинг» (на примере жима лежа), «Мас-рестлинг», «Подъем по канату» и.т.д., позволяет студентам иностранцам активно участвовать в различных видах состязаний и не дает ощущения «жесткого состязания» где надо четко придерживаться правил и иметь определенные

навыки в технике выполнения, и определенный уровень физической подготовки. Наблюдения показывают, что студенты иностранцы с недостаточным уровнем физического развития плохо посещают практические занятия по «Физической культуре».

И в тоже время практика показывает, что после первого же проведения совместного спортивного праздника студенты иностранцы на 38% становятся более общительными, проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом, активно интегрируют в сборные студенческие команды по различным видам спорта. Становятся более эмоционально открытыми.

Необходимо также отметить, что совместная групповая деятельность на таких мероприятиях (в смешанных языковых группах) способствует активизации взаимообучению, взаимо- и самоконтролю, организации различных форм взаимопомощи, расширению коммуникативных возможностей, укреплению межличностных отношений в группе, созданию положительного психологического микроклимата в учебных группах.

Активное привлечение иностранных студентов к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях вуза в различных ролевых качествах (зритель, болельщик, участник группы поддержки, участник команды соревнований) позволяет не только студентам быстро интегрироваться в инокультурную среду, но и дает возможность преподавательскому составу совершенствовать свои навыки в работе со студентами иностранных государств.

В БГТУ для студентов-иностранцев в летний период организуются физкультурно-оздоровительные поездки в загородный студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Сосновка» г. Жуковка в другие природные места отдыха, как в зимнее, так и в летнее время. Организовываются туристические слеты, в рамках работы туристического клуба «Квазар».

Отличительной особенностью в спортивно- массовой и оздоровительной работе со студентами иностранцами в БГТУ является привлечение к участию во всех мероприятиях клуба исторической реконструкции «Кветунь и профессорско- преподавательского состава.

Традиционным в вузе стал фестиваль «Русские забавы», который ежегодно пользуется у студентов как иностранцев так и российских студентов огромным интересом и популярностью. Совместное участие с преподавательским составом вуза, а также произвольное формирование команд на различные конкурсы и задания, использование в спортивных заданиях нестандартного оборудования (ходуль, автомобильных покрышек, коромысло, валенки и т. д) вызывает огромный личностный интерес к участию и расширяет представление о культурных традициях страны, собственных практических возможностях, снижает чувство напряженности и отчужденности у студентов, дает возможность всем участникам сблизится в неформальной обстановке.

Наработки практики, в данном вопросе позволяют сделать вывод, что такой подход к организации двигательной активности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности иностранных студентов оптимизирует сложный, многофакторный процесс их адаптации к проживанию и обучению в инокультурной среде вуза БГТУ. Таким образом, физическая культура в вузе, в определенном смысле, выполняет для студентов-иностранцев функции адаптивной физической культуры. Через грамотно спланированную спортивно-

массовую и оздоровительную работу всех студентов вуза возможно органичное интегрирование иностранных студентов в наше общество и мирное проживание в стране.

В связи с вышесказанным практические занятия физической культурой и спортивно-массовые мероприятия для иностранных студентов должны быть обязательными в рабочих планах кафедры «Физическое воспитание и сорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.