Научная статья на тему 'Влияние инновационных подходов в организации учебного процесса по физической культуре на успешность адаптации иностранных студентов'

Влияние инновационных подходов в организации учебного процесса по физической культуре на успешность адаптации иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / FOREIGN STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / ACADEMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков Виктор Борисович

При работе с иностранными студентами на кафедре физической культуры используется подход, который ориентирует учебновоспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурнооздоровительной и спортивной деятельностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While working with foreign students professors of the physical education department use the approach that during academic activity emphasizes all-around development of a person as well as self-determination of a person through creative motional, health, fitness and sport activities.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных подходов в организации учебного процесса по физической культуре на успешность адаптации иностранных студентов»

УДК 316:796:378

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Ушакова Ирина Анатольевна, старший преподаватель, кандидат биологических наук

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра физической культуры и здоровья, г. Волгоград, Россия irinayshakova1@mail. ты Мандриков Виктор Борисович, заведующий кафедрой, доктор педагогических наук Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра физической культуры и здоровья, г. Волгоград, Россия vbmandтikov@vlgmed. ты

При работе с иностранными студентами на кафедре физической культуры используется подход, который ориентирует учебновоспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурнооздоровительной и спортивной деятельностями.

Ключевые слова: иностранные студенты; физическая культура; учебный процесс.

THE INFLUENCE OF INNOVATIVE APPROACHES IN ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION ACADEMIC ACTIVITY ON PRODUCTIVITY OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Ushakova Irina, Senior lecturer,

Candidate of Biology Saenz

Volgograd State Medical University, Department of physical culture and health, Volgograd, Russia, irinayshakova1@mail.ru Mandrikov Victor, Head of the Department, Doctor of Education Volgograd State Medical University, Department of physical culture and health, Volgograd, Russia, vbmandrikov@vlgmed.ru

While working with foreign students professors of the physical education department use the approach that during academic activity emphasizes all-around development of a person as well as self-determination of a person through creative motional, health, fitness and sport activities.

Keywords: foreign students; physical culture; academic activity.

Экспорт образовательных услуг является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений развития высшего профессионального образования (В.В. Путин, VIII съезд Российского Союза Ректоров, 8-9 июня 2006, Москва). Весьма актуальным является разработка новых педагогических технологий и подходов в организации учебного процесса с иностранными студентами, а также обмен накопленным опытом в реализации этого направления. Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к непривычной им действительности высшей школы незнакомой страны [1].

Опыт работы с зарубежными студентами позволил нам выделить ряд факторов, лимитирующих их успешную адаптацию к новым условиям

проживания и обучения в России (состояние здоровья, двигательная активность, социально-культурные особенности) и на основании этого разработать концепцию здоровьесберегающей социализации иностранных студентов в медицинских вузах России средствами физической культуры и спорта [2].

В Волгоградский государственный медицинский университет поступают от 25% до 37% иностранных студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья. Это не может не сказываться отрицательно на их физической и умственной работоспособности, и, следовательно, замедлять процесс адаптации к новым условиям обучения.

Проведенный в 2009-2010 учебном году социологический опрос иностранных студентов из Индии, Малайзии, Китая, Кении, Арабских стран первого (28 девушек, 28 юношей) и второго курсов (32 девушки, 30 юношей) с целью субъективной оценки своего здоровья позволил выявить, что как девушки, так и юноши второго курса чаще жаловались на головные боли, головокружение, ухудшение зрения, дискомфорт в области желудочнокишечного тракта, боли в суставах, а также влияние на самочувствие климатических условий. Больше на 19,6% девушек и 26,4% юношей второго курса по сравнению с первокурсниками отметили, что отказались от ранее употребляемой пищи. Ко второму году обучения в вузе увеличилось в среднем на 20% количество студентов, которым стало труднее сосредоточиться, чем в прошлые годы.

В итоге 62,1% юношей и 74,4% девушек второго курса оценили свое здоровье как «хорошее» (на первом курсе 78,9% и 72,1% соответственно).

Выявлено, что большинство зарубежных первокурсников, как юношей (65,4%), так и девушек (68,4%) - имеют астенический тип телосложения.

Рядом авторов отмечается, что люди астенического телосложения имеют склонность к заболеваниям дыхательной системы - астме, туберкулезу, острым респираторным заболеваниям. Им свойственна повышенная нервозность и

подверженность риску появления неврозов (Э. Кречмер, 2000 и др.). В связи с этим, возникла необходимость включить в занятия по физической культуре широкий арсенал оздоровительных методик, направленных на профилактику ОРВИ, укрепление мышц дыхательной системы, а также уравновешивание психоэмоционального состояния учащихся.

Специализированное исследование выявило в результате проведения оздоровительных мероприятий снижение обращений зарубежных студентов с острыми респираторными вирусными инфекциями на 13% за три года обучения в вузе. Эффективность применения оздоровительных методик в учебном процессе обосновывает целесообразность их использования на всем протяжении обучения зарубежных студентов в Российском вузе [3].

Как показывают результаты ежегодно проводимого опроса иностранных студентов ВолгГМУ, от 70% до 80% из них при поступлении в вуз не задумывались о профессиональном риске и не интересовались профессионально важными физическими и психологическими качествами медицинского работника. До 90% - не осознают, что профессиональноприкладная физическая подготовка (ППФП) - одна из составляющих профессиональной подготовки человека к труду, которая поддерживает требуемый уровень профессионально важных физических и психических качеств и связанных с ними способностей к трудовой деятельности на базе разносторонней общей физической подготовки. Поскольку зарубежные студенты обучаются на лечебном, стоматологическом и фармацевтическом факультетах, на практических занятиях учитывается специфика работы врача-хирурга, врача-терапевта, врача-стоматолога, провизора.

При работе с иностранными студентами на кафедре физической культуры используется подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностями.

Прежде всего, ставится задача, опираясь на материал таких наук, как гуманитарные дисциплины, теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология сформировать у иностранных студентов целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В числе ведущих тенденций построения учебных занятий по физической культуре с зарубежными студентами можно отметить усиление их образовательной направленности. Формирование и углубление знаний о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о здоровом образе жизни и т.д. На кафедре физической культуры ВолгГМУ для иностранных студентов в программу по дисциплине «Физическая культура» включены теоретический и методико-практический разделы, состоящие из 4 лекций, 4 методико-практических занятий и 20 тем элективного курса. Элективный курс является дополнением к основному теоретическому разделу программы и включают в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ.

Внедрение и реализация элективного курса позволили не только оптимизировать работу с временно освобожденными по состоянию здоровья от практических занятий иностранными студентами, но и разработать индивидуальные оздоровительные программы с учетом физического развития, физической подготовленности и лимитирующих факторов здоровья конкретного студента, оптимизировать формирование физической культуры личности будущего врача.

На основании полученных данных нами были внесены изменения в учебный процесс по физической культуре, разработана программа

оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для иностранных студентов.

В связи с наличием у зарубежных учащихся периодов отказа от еды по религиозным мотивам, из учебного процесса на этот промежуток времени исключаются упражнения высокой интенсивности и на выносливость. Уроки имеют игровую направленность с применением упражнений на развитие гибкости и координации.

Наблюдения за иностранными учащимися на обязательных занятиях по физической культуре, позволили отметить, что малазийские и китайские студенты ведут себя более активно по сравнению со сверстниками из Индии, быстрее осваивают новые двигательные навыки. Студентки из Малайзии и Китая с удовольствием принимают участие в совместных с юношами спортивных играх. Индийские девушки чаще выражают желание заниматься отдельно от ребят.

Значительное внимание нами уделяется тестированию физических качеств иностранных учащихся. Практика показала, что с нормативами по физической подготовленности (в соответствии с требованиями Государственной учебной программы по физической культуре для российских вузов) справляется меньше половины учащихся. Исходная физическая подготовленность индийских студентов при поступлении в ВолгГМУ оценивается в основном на «неудовлетворительно» и ниже, малайзийских и китайских - на «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». Поэтому акцент делается на показатели прироста индивидуальных результатов, исходя из того, что тестирование должно побуждать учащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к занятиям физическими упражнениями, помогать создать у студентов положительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер, дают учащимся представление о текущем уровне их физической подготовленности.

Новые подходы к содержанию занятий ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности занимающихся. Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию. Такой подход стимулирует приобретение ими навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Внимание преподавателей при приведении урока акцентируется на положительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физической культуры, широкое использование наглядных и технических средств.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с зарубежными учащимися учитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Вариативный подход повышает значимость социальных и профессионально-ценностных мотивов, направленных на укрепление здоровья, совершенствование профессионально значимых качеств будущего врача, позволяет решать психолого-педагогические задачи воспитания, а также вопросы физического самосовершенствования.

Участие в соревнованиях и совместных тренировках с российскими студентами является одним из факторов, который способствует эффективному изучению русского языка зарубежными студентами, свободному и активному

их поведению в неформальной обстановке, оптимальной формой расширения и закрепления двигательных навыков, приобретаемых на учебных занятиях. У иностранных студентов, занимающихся оздоровительной физической культурой на протяжении всего периода обучения в медицинском вузе, отмечена более высокая академическая успеваемость, в том числе по предмету «Русский язык».

Таким образом, занятия физической культурой являются средством создания культурно-оздоровительного пространства, позволяющего иностранному студенту самоопределиться, самореализоваться, принять физическую культуру как личную ценность, осознать ответственность за собственное здоровье, его сохранность в процессе будущей профессиональной деятельности и способности внедрить эти навыки в работу с будущими пациентами. Являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей иностранных студентов содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.

Литература

1. Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей // Автореф. дисс...док. соц. наук, 2008. - 47 с.

2. Ушакова И.А. Системообразующие факторы в обеспечении адаптации иностранных студентов к обучению в Российских вузах: Монография. -Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 308 с.

3. Ушакова И. А. Здоровьесбережение - необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков / И. А. Ушакова,

В. Б. Мандриков // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского медицинского университета». - №4 (36). - Волгоград, 2010. - С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.