но, снижает эффективность терапии имеющегося у ребенка заболевания. Чаще всего «средней» точки зрения придерживались педиатры со стажем до 10 лет — их было около половины (51,4 %) против 29,3 % среди проработавших 10 лет и более; p < 0,05. Стоит отметить и большое количество респондентов (21,3 %), затруднившихся ответить на данный вопрос.
Поскольку у достаточно большого количества опрошенных специалистов были претензии к использованию в домашних условиях физиотерапевтической аппаратуры, то возникает вопрос о повышении грамотности родителей, причем не только узконаправленно (относительно использование приборов для ФТ), но и более широко — о всем комплексе вопросов, связанных с состоянием здоровья, профилактикой и лечением заболеваний их детей с акцентом на то, что родители сами могут и/или должны делать.
Посчитали целесообразным проведение с ними соответствующих тематических лекций и практических занятий 56,3 % родителей; чаще всего за это высказались родителей детей в возрасте от 2 до 3 лет:
65.9 % против 47,5 % среди родители детей от 1 года до 2 лет (р < 0,01) и против 53,2 % среди родителей детей в возрасте до 1 года (р < 0,02). Соответственно
21.9 % родителей отнеслись к этой идее отрицательно (реже всего это были родители детей в возрасте от 2 до 3 лет — 14,7 %) и значительная часть родителей (21,8 %) затруднилась ответить на данный вопрос. Что касается педиатров, то они значительно чаще считали целесообразным проведение подобных занятий с родителями — «за» было 87,2 % (88,5 % среди проработавших до 10 лет и 86,6 % среди проработавших 10 и более лет), «против» всего 7,7 % и 5,1 % врачей затруднились ответить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время достаточно большое количество (25,5 %) родителей детей раннего возраста имеют у себя аппаратуру для проведения физиотерапии в домашних условиях, а наблюдающееся повышение рождаемости на фоне стабилизации экономической ситуации в стране позволяет прогнозировать увеличение их количества. Однако для повышения грамотности ее использования представляется целесообразным проведение с родителями специальных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Т. Г., Шестакова В. Н., Рябухин Ю. В., Маркова Т. А. Руководство участкового педиатра. — М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2008. — 352 с.
2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. — 6-е изд. — М.: КДУ, 2010. — 295 с.
3. Деларю В. В., Прочная Е. Л. // Детская и подростковая реабилитация. — 2010. — № 1 (14). — С. 18—21.
4. Калмыкова А. С., Ткачева Н. В., Климов Л. Я. и др. Поликлиническая педиатрия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 720 с.
5. Педиатрия / Под ред. А. А. Баранова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 1024 с.
6. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.
Контактная информация
Деларю Наталья Викторовна — ассистент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ, e-mail: [email protected]
УДК 79/799:341.95:378.4
ПРЕПОДАВАНИЕ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» С УЧЕТОМ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков
Кафедра физической культуры и здоровья ВолгГМУ
Преподавание дисциплины «Физическая культура» у иностранных студентов предполагает учет этнических особенностей данного контингента учащихся.
Ключевые слова: иностранные студенты, физическая культура, этнические особенности.
TEACHING «PHYSICAL EDUCATION» WITH ACCOUNT OF ETHNIC DIFFERENCES OF FOREIGN STUDENTS
I. A. Ushakova, V. B. Mandrikov
Teaching Physical education to foreign students presupposes taking into account ethnic differences of this group of students.
Key words: foreign students, physical culture, ethnic differences.
В настоящее время подготовка специалистов для мость и является важной составляющей внешнеэкозарубежных стран получила государственную значи- номической и внешнеполитической деятельности Рос-
Выпуск 3 (39). 2011 85 =
сийского государства. Деятельность высших учебных заведений в области подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе поиск современных методов и средств, оптимизирующих процесс адаптации иностранных студентов, является одним из главных направлений по утверждению престижа российского образования в мировом образовательном процессе.
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к непривычной им действительности высшей школы незнакомой страны [1].
Попадая в иную социокультурную среду, иностранный студент испытывает необходимость адаптироваться к ней с разных позиций: как представитель своей страны, то есть носитель своей социокультуры, традиций, обычаев, норм поведения, системы ценностей; как молодой человек, то есть личность с присущими ей специфическими личностными особенностями; как студент, то есть субъект деятельности педагогической среды, и как объект воздействия этой среды на него [2].
Важен процесс приспособления представителя иной этнической группы к принимающей среде. На этот процесс влияет множество факторов, в том числе величина социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и иностранными студентами, индивидуальная психологическая гибкость, особенности родной культуры, религиозные убеждения, языковые способности и даже пол и возраст.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выявить особенности преподавания дисциплины «Физическая культура» в полиэтничной среде иностранных студентов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведен анализ результативности внедрения инновационных методов преподавания физической культуры в учебный процесс зарубежных учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Занятия по физической культуре для иностранных студентов рассматриваются руководством Волгоградского государственного медицинского университета как фактор, способствующий успешной адаптации к новым условиям обучения и проживания. Однако преподавание дисциплины «Физическая культура» у иностранных студентов предполагает учет этнических особенностей данного контингента учащихся.
Так, например, девушки-масульманки предпочитают заниматься отдельно от юношей. Для них физические упражнения, особенно в весенне-летний период семестра, подбираются в зависимости от особенностей одежды. Все части тела девушек, кроме лица и кистей рук закрыты, поэтому в занятиях не применяются упражнения, которые могут привести к перегреву тела.
В связи с наличием периодов ограничения в еде по религиозным мотивам, из учебного процесса на этот промежуток времени исключаются упражнения высокой интенсивности и на выносливость. Уроки имеют игровую направленность с применением упражнений на развитие гибкости и координации. У студентов есть возможность провести молебный ритуал в специально отведенных для этого местах.
Также учитывается отличительная поведенческая линия студентов. Более активно в занятиях проявляют себя малайзийские, африканские, китайские, арабские учащиеся. Они быстрее усваивают учебный материал, охотнее идут на контакт с преподавателем, чаще задают интересующие их вопросы. Более пассивными являются студенты из Индии. Индийские девушки часто стесняются проявлять свою физическую подготовленность. Поэтому урок с индийскими студентками строится с учетом их двигательных навыков. В занятиях акцентируется внимание на положительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физической культуры, широкое использование наглядных и технических средств. Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности занимающихся [3]. Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию. Такой подход стимулирует приобретение ими навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.
К более дисциплинированным относятся китайские и малазийские студенты. Они придерживаются гигиенических требований, реже опаздывают и практически не пропускают без уважительной причины обязательные учебные занятия. С остальными представителями различных этнических групп ведется более целенаправленная воспитательная работа. Объясняется необходимость наличия специальной сменной одежды и обуви для занятий физической культурой, а также разъясняются правила поведения на учебном занятии.
Значительное внимание уделяется тестированию физических качеств зарубежных учащихся. Практика показала, что с российскими нормативами по физической подготовленности справляется меньше половины учащихся. Поэтому для зарубежных студентов разработаны отдельные таблицы оценки физических качеств, и акцент делается на показатели прироста индивидуальных результатов, исходя из того, что тестирование должно побуждать учащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к занятиям физическими упражнениями, помогать создавать у студентов положительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер, дают учащимся представление о текущем уровне их физической подготовленности и не сравниваются с установленными в России нормами.
86
Выпуск 3 (39). 2011
Новые подходы к содержанию занятий с учетом этнических особенностей иностранных студентов ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с зарубежными учащимися учитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Иностранные студенты с удовольствием осваивают новые игры, но в то же время отдают предпочтение уже знакомым, национальным видам спорта. В целом спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
На кафедре физической культуры ВолгГМУ сложившийся опыт работы с иностранными студентами обеспечивает не только специфику форм, методов и подбора средств в организации учебной работы, но и качественный состав преподавателей. С группами иностранных студентов, как правило, работают опытные педагоги, имеющие большой педагогический стаж, а также ученую степень и звание, владеющие языком-посредником.
Это позволило сформировать у иностранных студентов активное отношение к занятиям, повысить посещаемость и развить устойчивый интерес. Так, если посещаемость занятий до 2003 г. была в среднем 82,4 %, то после — 94,2 %.
Участие в соревнованиях и совместных тренировках с российскими студентами является одним из факторов, который способствует эффективному изучению русского языка зарубежными студентами, свободному и активному их поведению в неформальной обстановке,
оптимальной формой расширения и закрепления двигательных навыков, приобретаемых на учебных занятиях. Более 40 % зарубежных студентов в Волгоградском государственном медицинском университете после окончания обязательного курса по предмету «Физическая культура» продолжают заниматься в различных спортивных секциях. Оптимальный объем двигательной активности стимулирует положительную динамику физического развития, функционального состояния и физической работоспособности иностранных студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вариативный подход с учетом этнических особенностей иностранных учащихся повышает значимость социальных и профессионально-ценностных мотивов, направленных на укрепление здоровья, совершенствование профессионально значимых качеств будущего врача, позволяет решать психолого-педагогические задачи воспитания, а также вопросы физического самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фомина Т. К. // Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр. ВолГМУ. — Волгоград, 2003. — Т 57. — Вып. 3. — С. 215—222.
2. Емельянов В. В. // Социс. — 2001. — № 9.
3. Ушакова И. А. // Сб. науч. тр. «Вестник Волгоградского медицинского университета». — № 4 (36). — Волгоград, 2010. — С. 22—24.
Контактная информация
Ушакова Ирина Анатольевна — к. б. н., старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья ВолгГМУ, e-mail: [email protected]
Выпуск 3 (39). 2011
87