Научная статья на тему 'Особенности морфофункционального развития иностранных студенток, обучающихся в медицинском институте ТГУ им. Г. Р. Державина'

Особенности морфофункционального развития иностранных студенток, обучающихся в медицинском институте ТГУ им. Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТКИ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL PREPAREDNESS / FOREIGN FEMALE STUDENTS / MORPHO-FUNCTIONAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Платонова Яна Валентиновна, Сырова Светлана Владимировна, Сютина Валентина Игоревна

Проведение занятий физической культурой и спортом в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина рассмотрено как фактор, оказывающий влияние на качество жизни и профессиональную адаптацию иностранных студентов. При этом состояние физической формы иностранцев, включающей в себя физическое развитие и физическую подготовленность, является одним из показателей успешного освоения ими образовательных программ. Однако решение задач физического воспитания иностранных студентов обусловлено рядом объективных и субъективных трудностей, связанных с различным образовательным и физкультурно-спортивным уровнем, высоким процентом заболеваемости, языковым барьером, этническими особенностями, низкой физической подготовленностью. Особенно актуальной данная проблема является при освоении базовых основ физической культуры иностранными девушками. Анализ результатов тестирования основных показателей физического развития 150 иностранных студенток 1-2 курсов медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина позволил выявить различия по длине и массе тела, жизненной емкости легких, силе правой и левой кистей девушек. Выявленные различия носили расовый характер. Полученные данные позволили составить морфофункциональный портрет иностранных студенток, который предполагает использование индивидуализированного подхода при организации и проведении занятий физической культурой и спортом, текущем и итоговом контроле уровня их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Платонова Яна Валентиновна, Сырова Светлана Владимировна, Сютина Валентина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MORPHO-FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF FOREIGN FEMALE STUDENTS STUDYING AT THE MEDICAL INSTITUTE OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

Conducting physical training and sports at Tambov State University named after G.R. Derzhavin is considered as a factor influencing the quality of life and professional adaptation of foreign students. At the same time, the state of the physical form of foreign citizens, which includes physical development and physical fitness, is one of the indicators of their successful development of educational programs. However, the solution of the problems of physical education of foreign students is due to a number of objective and subjective difficulties associated with various educational and sports levels, high incidence, language barrier, ethnic characteristics, low physical fitness. This problem is particularly relevant in the development of the basic foundations of physical culture of foreign girls. Analysis of the results of testing the main indicators of physical development of 150 foreign students of 1-2 courses of the Medical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin allowed to reveal differences in length and weight of a body, vital capacity of lungs, force of the right and left hands of girls. The differences are of a racial character. The obtained data allowed to create a morpho-functional portrait of foreign students, which involves the use of an individualized approach to the organization and conduct of physical culture and sports, the current and final control of their physical fitness level.

Текст научной работы на тему «Особенности морфофункционального развития иностранных студенток, обучающихся в медицинском институте ТГУ им. Г. Р. Державина»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-116-122 УДК 372.879.6

ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Яна Валентиновна ПЛАТОНОВА, Светлана Владимировна СЫРОВА, Валентина Игоревна СЮТИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 e-mail: [email protected]

Аннотация. Проведение занятий физической культурой и спортом в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина рассмотрено как фактор, оказывающий влияние на качество жизни и профессиональную адаптацию иностранных студентов. При этом состояние физической формы иностранцев, включающей в себя физическое развитие и физическую подготовленность, является одним из показателей успешного освоения ими образовательных программ. Однако решение задач физического воспитания иностранных студентов обусловлено рядом объективных и субъективных трудностей, связанных с различным образовательным и физкультурно-спортивным уровнем, высоким процентом заболеваемости, языковым барьером, этническими особенностями, низкой физической подготовленностью. Особенно актуальной данная проблема является при освоении базовых основ физической культуры иностранными девушками. Анализ результатов тестирования основных показателей физического развития 150 иностранных студенток 1-2 курсов медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина позволил выявить различия по длине и массе тела, жизненной емкости легких, силе правой и левой кистей девушек. Выявленные различия носили расовый характер. Полученные данные позволили составить морфофункциональный портрет иностранных студенток, который предполагает использование индивидуализированного подхода при организации и проведении занятий физической культурой и спортом, текущем и итоговом контроле уровня их физической подготовленности.

Ключевые слова: физическое воспитание; физическое развитие; физическая подготовленность; иностранные студентки; морфофункциональный портрет

Интенсивно развивающиеся межгосударственные образовательные контакты увеличивают количество людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Престиж российского высшего образования среди иностранных граждан растет. Высшее образование в России смогло сохранить свой высокий уровень и фундаментальный подход к обучению, оставаясь при этом значительно дешевле стран Западной Европы или США. В настоящее время Россия стабильно занимает одно из лидирующих мест в рейтинге государств с наибольшим количеством студентов-иностранцев: в российских вузах в общей сложности обучаются около 300 тыс. иностранных студентов, что составляет 7 % от общего числа обучающихся1.

1 Борьба за место: в 2017 г. число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот. URL: https://russian.rt.com/russia/ arti-cle/424109-ino strancy-obuchenie-ro ssiya (дата

обращения: 14.01.2018).

Большая часть иностранных студентов прибыла из стран СНГ, далее следуют страны Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Министерство образования и науки РФ прогнозирует, что в дальнейшем число иностранных студентов будет расти в соответствии с повышением качества российского образования, его ориентированностью на рынок труда, развитием научно-исследовательской базы, созданием более комфортных условий проживания и обучения иностранцев. К факторам популяризации отечественного образования среди иностранных граждан относится в том числе уменьшение случаев проявления национализма и расизма2.

2 Там же; История обучения иностранных студентов в России. Иностранные студенты в России: эпоха реформирования российского образования. URL: http://ru.edu-cation.mon.gov.ru/artides/3/ (дата обращения: 19.01.2018).

116

© Платонова Я.В., Сырова С.В., Сютина В.И., 2018

Дальнейшее увеличение количества иностранных студентов, получающих образование в России, планируется за счет реализации на государственном уровне приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленного на расширение новых форм и услуг в области образовательной деятельности для различных категорий иностранных граждан. В соответствии с утвержденным паспортом проекта в случае успешной реализации к 2025 г. количество иностранных учащихся в российских вузах достигнет 710 тыс. человек3.

К наиболее востребованным направлениям обучения относятся медицина, экономика, финансы, менеджмент, гуманитарно-социальные специальности. Меньшим спросом у иностранных студентов пользуются направления информатики и вычислительной техники. Треть всех иностранных студентов приходится на Москву (25 %) и Санкт-Петербург (9,7 %). Следом за ними идут Омская и Томская области - 4,8 и 4,2 % соответственно. Лидером по подготовке учащихся из-за рубежа является Российский университет дружбы народов (РУДН), в котором обучаются 5139 человек4.

Молодые люди, получающие образование в вузах Российской Федерации, должны не только настроиться на новый вид учебной деятельности, включающей существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента, но и адаптироваться к совершенно новому социокультурному пространству [1-4].

В исследовании, проведенном Российским университетом дружбы народов [4], говорится, что по приезде в Россию иностранным студентам труднее всего привыкнуть к погоде (26 %), необходимости общаться на русском языке (24 %), условиям проживания в общежитии (16 %), другому образу жизни (14 %), отношению окружающих (11 %), отсутствию родственников (5 %), особенностям русской кухни (3 %). Наибольшие трудности на начальной стадии адаптации испытывают студенты из неараб-

3 URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya (дата обращения: 14.01.2018).

4 Там же; URL: http://ru.education.mon.gov.ru/artic-les/3/ (дата обращения: 19.01.2018).

ских стран Африки, далее идут студенты из Азии, Китая, Латинской Америки. В целом проблемы с общей адаптацией испытывают иностранные студенты из семей со средним достатком, наименьшее количество проблем во всех сферах адаптации имеют студенты из обеспеченных семей (3-8 %).

Согласно данным ежегодных медицинских осмотров (И.А. Ушакова и др., 2012), различные отклонения в состоянии здоровья при поступлении в медицинский вуз имеют от 25 до 37 % иностранных студентов. Это не может не сказываться отрицательно на их физической и умственной работоспособности и, следовательно, замедлять процесс адаптации к новым условиям обучения. Проведенные исследования подтверждают, что 72,5 % учащихся хотели бы улучшить состояние своего здоровья.

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса иностранных студентов является физическое воспитание. Анализ учебно-методической литературы и практика проведения занятий физической культурой и спортом с иностранными студентами показывают, что с российскими нормативами по физической подготовке справляется не более половины учащихся [5-8]. Положительное воздействие различных средств физической культуры при проведении занятий с иностранными и российскими студентами отмечено лишь у российских студентов. Сдвигов наиболее значимых функциональных показателей физического развития и физической подготовленности у иностранных студентов не выявлено [5; 6].

Специалисты, работающие с данным контингентом учащихся, подтверждают, что для оценки физических качеств иностранных юношей и девушек должны разрабатываться отдельные таблицы и тестовые задания, в которых основной акцент должен уделяться показателям прироста индивидуальных результатов. Тестовые задания должны иметь информационный характер, позволяющий учащимся создать представление о текущем уровне их физической подготовленности [6; 7].

При выборе режимов занятий физической культурой с иностранными студентами, помимо решения задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической и функциональной подготовленности, особую актуальность приобретает проблема

роста устойчивости к целому ряду неблагоприятных факторов (непривычному климату, психологическому стрессу, умственному перенапряжению и т. д.). В достижении устойчивой адаптации учитывается скорость мобилизации физиологических резервов и приспособительных механизмов: чем медленнее происходит нарастание физических нагрузок, тем легче организму приспособиться к ним [2].

К другим особенностям организации занятий физической культурой с данным контингентом занимающихся следует относить поведенческую линию студентов. Так, девушки, придерживающиеся позиций ислама, предпочитают заниматься отдельно от юношей. Проведение занятий физической культурой с девушками-мусульманками строится с учетом особенностей одежды, закрывающей все части тела, кроме лица и кистей рук, и исключает упражнения, которые могут привести к перегреву тела. Активная физическая деятельность, включающая упражнения высокой интенсивности и упражнения на выносливость, становится меньше в связи с соблюдением студентами поста во время священного месяца мусульманского календаря и ограничениями в еде и питье.

Активную позицию в занятиях физической культурой и спортом проявляют малазийские, африканские, китайские, арабские учащиеся: они быстрее усваивают учебный материал, легче идут на контакт с преподавателем, чаще задают интересующие их вопросы. Китайские и малазийские студенты являются более ответственными и дисциплинированными, соблюдают гигиенические требования, реже опаздывают и стараются не пропускать учебные занятия без уважительной причины. Остальные студенты различных национальностей требуют более детального разъяснения правил поведения на учебном занятии по физической культуре и объяснения необходимости наличия специальной сменной одежды и обуви для занятий [7].

Более пассивными, стесняющимися проявлять свою физическую подготовленность, являются студенты из Индии. Проведение занятий с индийскими студентами строится с учетом их двигательных навыков, где основной акцент уделяется на положительные качества и достижения учащихся, на удовле-

творение их потребности в самоутверждении и общении. Решение данных задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, использование всего разнообразия форм, средств и методов физической культуры [7].

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина обучаются более двух с половиной тысяч иностранных студентов, из которых половина - девушки, относящиеся к разным этносам и национальностям. Кроме перечисленных выше особенностей, при организации и проведении занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», осуществлении текущего и итогового контроля уровня их физической подготовленности необходимо придерживаться принципа учета индивидуальных особенностей иностранных студентов, в том числе использовать данные морфофункционального портрета студентов различных национальностей. В проведенном нами исследовании приняли участие иностранные студентки 1-2 курсов, получающие медицинское образование в ТГУ им. Г.Р. Державина, которые условно были разделены на три равные группы: студентки из арабских стран Африки, студентки из неарабских стран Африки, студентки из стран Южной Азии (в основном Индия). Морфофункциональный портрет иностранных студенток рассматривался по показателям роста и веса тела, жизненной емкости легких и динамометрии кистей рук (табл. 1).

Данные о физическом развитии иностранных студенток анализировались нами с учетом понятий о морфофункциональных признаках, характеризующих возрастной уровень биологического развития и определяющих запас физических сил человека. Основные параметры морфологического статуса (длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила кистей рук) считаются важнейшими критериями в оценке состояния здоровья человека и являются ценными санитарно-гигиеническими показателями, отражающими положительное и отрицательное воздействие факторов внешней среды и социально-экономических условий жизнедеятельности населения [3; 9].

Таблица 1

Показатели физического развития иностранных студенток 1-2 курсов медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина (М ± т)

Исследуемые показатели Группа исследуемых Исследуемые P

1 курс (n = 75) 2 курс (n = 75)

Длина тела, см Арабские страны Африки 163,4 ± 5,1 164,1 ± 6,1 > 0,05

Неарабские страны Африки 162,9 ± 7,5 164,8 ± 6,4 > 0,05

Страны Южной Азии 155,9 ± 4,2 156,4 ± 4,7 > 0,05

Масса тела, кг Арабские страны Африки 67,8 ± 10,4 66,4 ± 10,0 > 0,05

Неарабские страны Африки 66,9 ± 10,9 65,5 ± 11,2 > 0,05

Страны Южной Азии 55,4 ± 11,7 56,9 ± 11,0 > 0,05

Динамометрия, кг правая Арабские страны Африки 25,2 ± 5,9 24,0 ± 5,8 > 0,05

Неарабские страны Африки 23,6 ± 8,0 24,8 ± 8,0 > 0,05

Страны Южной Азии 20,1 ± 5,3 21,0 ± 3,9 > 0,05

левая Арабские страны Африки 24,2 ± 5,3 23,7 ± 6,0 > 0,05

Неарабские страны Африки 23,8 ± 7,0 24,4 ± 6,1 > 0,05

Страны Южной Азии 18,4 ± 4,2 19,1 ± 5,6 > 0,05

Жизненная емкость легких, мл Арабские страны Африки 2820 ± 520 2780±450 > 0,05

Неарабские страны Африки 2580 ± 323 2610±554 > 0,05

Страны Южной Азии 2300±310 2380±220 > 0,05

Абсолютные значения длины тела студенток 1 курса всех трех групп не имеют достоверности различий (Р > 0,05) со сверстницами со 2 курса. Наименьшие значения длины тела отмечены у девушек 1-2 курсов, прибывших из Индии. По данному показателю они достоверно уступают (Р < 0,05) студенткам из арабских и неарабских стран Африки. Изучение длины тела у девушек первых двух групп достоверности различий не выявило (Р > 0,05).

Масса тела исследуемых девушек ко второму году обучения не имеет достоверности результатов во всех трех условно выделенных нами группах (Р > 0,05). Меньший вес тела выявлен у студенток из Индии. Масса тела девушек из стран Африки имеет примерно одинаковые, не имеющие статистических отличий (Р > 0,05) значения, но достоверно выше веса тела индийских девушек (Р < 0,05).

Достоверное различие результатов обнаружено на основании оценки динамометрии, выявившей значительной отставание по силе правой и левой кисти студенток из Индии по сравнению с остальными девушками (Р < 0,05). Сила правой и левой кисти девушек двух групп из стран Африки не имеет достоверной разницы полученных значений (Р > 0,05). Выявить достоверное улучшение результатов по показателю силы правой и левой кистей на втором курсе обучения не удалось (Р > 0,05). Сила кисти правой руки у

исследуемых девушек выше, чем левой, но достоверности данных установлено не было (P > 0,05).

Существенные различия между выборками наблюдаются и при сравнении величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Результаты исследований величины жизненной емкости легких имеют однонаправленную тенденцию с остальными показателями: это отсутствие достоверности результатов ко второму году обучения и достоверно низкие значения наряду с девушками из стран Африки у студенток 1-2 курсов, прибывших на обучение из Индии (P < 0,05). У студенток из неарабских стран Африки результаты ЖЕЛ также достоверно ниже (P < 0,05) по сравнению с первой группой девушек (арабские страны Африки).

Таким образом, исследование показателей физического развития студенток различных национальностей, прибывших из стран Африки и Южной Азии, стало основой для составления морфофункционального портрета иностранных девушек.

Морфофункциональный портрет студенток 1 и 2 курсов, прибывших из арабских стран Африки, выглядит следующим образом: отсутствие достоверности различий по длине и массе тела, силе правой и левой кистей, жизненной емкости легких. Средние значения длины тела равняются 163,9 см, массы тела - 66,3 кг, силы правой кисти -

24,9 кг, силы левой кисти - 24,1 кг, жизненной емкости легких - 2710 мл.

Морфофункциональный портрет студенток 1 и 2 курсов, прибывших из неарабских стран Африки, выглядит следующим образом: отсутствие достоверности различий по росту и массе тела, силе правой и левой кистей, жизненной емкости легких. Средние значения длины тела равняются 163,1 см, массы тела - 65,8 кг, силы правой кисти -24,4 кг, силы левой кисти - 24,0 кг, жизненной емкости легких - 2560 мл.

Морфофункциональный портрет студенток 1 и 2 курсов, прибывших из стран Южной Азии, выглядит следующим образом: отсутствие достоверности различий по росту и массе тела, силе правой и левой кистей, жизненной емкости легких. Средние значения длины тела равняются 156,2 см, массы тела - 56,4 кг, силы правой кисти - 20,5 кг, силы левой кисти - 18,6 кг, жизненной емкости легких - 2300 мл.

Список литературы

1. Козулина А.П. Современные проблемы подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

2. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В., Шалавина А.С. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению // Наука и спорт: современные тенденции. Казань, 2016. Т. 11. № 2 (11). С. 31-34.

3. Горшенева Е.Б., Тошназаров Д.Р., Сидди-ков У.Б. Сравнительная оценка физического развития студентов медицинских институтов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Кыргызско-Российского Славянского университета // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные

и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2. С. 279-282. DOI 10.20310/1810-01982017-22-2-279-282.

4. Троцук И.В., Витковская М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 1 (6). С. 169-181.

5. Амбарцумян Р.А., Колокольцев М.М. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2013. № 2 (73). С. 216-220.

6. Гонсалес С.Е. Коррекция содержания занятий физической культурой российских и иностранных студентов // Вестник спортивной науки. М., 2011. № 3. С. 65-70.

7. Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Преподавание «Физической культуры» с учетом этнических особенностей иностранных студентов // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. Волгоград, 2011. № 3 (39). С. 85-87.

8. Калинчева Я.В., Пауткин А.В. Морфофунк-циональный портрет иностранных студенток как критерий индивидуализации при проведении занятий физической культурой в вузе // 19 Державинские чтения: материалы Обще-рос. науч. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. С. 51-54.

9. Орлов В.А., Фетисов О.Б., Андрюнин М.А. Весоростовые характеристики детей школьного возраста с расчетами и оценкой по технологии «Навигатор здоровья» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2011. № 1. С. 32-33.

Поступила в редакцию 17.05.2018 г. Отрецензирована 14.06.2018 г. Принята в печать 03.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Платонова Яна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Сырова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Сютина Валентина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для корреспонденции: Платонова Я.В., e-mail: [email protected]

Для цитирования

Платонова Я.В., Сырова С.В., Сютина В.И. Особенности морфофункционального развития иностранных студенток, обучающихся в медицинском институте ТГУ им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 116-122. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-116-122.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-116-122

PECULIARITIES OF MORPHO-FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF FOREIGN FEMALE STUDENTS STUDYING AT THE MEDICAL INSTITUTE

OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

Yana Valentinovna PLATONOVA, Svetlana Vladimirovna SYROVA, Valentina Igorevna SYUTINA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. Conducting physical training and sports at Tambov State University named after G.R. Derzhavin is considered as a factor influencing the quality of life and professional adaptation of foreign students. At the same time, the state of the physical form of foreign citizens, which includes physical development and physical fitness, is one of the indicators of their successful development of educational programs. However, the solution of the problems of physical education of foreign students is due to a number of objective and subjective difficulties associated with various educational and sports levels, high incidence, language barrier, ethnic characteristics, low physical fitness. This problem is particularly relevant in the development of the basic foundations of physical culture of foreign girls. Analysis of the results of testing the main indicators of physical development of 150 foreign students of 1-2 courses of the Medical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin allowed to reveal differences in length and weight of a body, vital capacity of lungs, force of the right and left hands of girls. The differences are of a racial character. The obtained data allowed to create a morpho-functional portrait of foreign students, which involves the use of an individualized approach to the organization and conduct of physical culture and sports, the current and final control of their physical fitness level.

Keywords: physical education; physical development; physical preparedness; foreign female students; morpho-functional portrait

References

1. Kozulina A.P. Sovremennye problemy podgotovki inostrannykh studentov k obucheniyu v rossiyskikh vuzakh [Actual problems of preparing foreign students for studying in Russian universities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 5. (In Russian).

2. Fazleeva E.V., Vasenkov N.V., Shalavina A.S. Zanyatiya fizicheskoy kul'turoy v vuze kak sredstvo adaptatsii inostrannykh studentov k obucheniyu [Physical education classes at university as a means of adaptation of foreign students to study]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii - Science and Sport: Current Trends. Kazan, 2016, vol. 11, no. 2 (11), pp. 31-34. (In Russian).

3. Gorsheneva E.B., Toshnazarov D.R., Siddikov U.B. Sravnitel'naya otsenka fizicheskogo razvitiya studentov meditsinskikh institutov Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina i Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo universiteta [Comparative analysis of physical development of students in medical institutes of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and the Kyrgyz Russian Slavic University]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 2, pp. 279-282. DOI 10.20310/1810-0198-2017-22-2-279-282. (In Russian).

4. Trotsuk I.V., Vitkovskaya M.I. Adaptatsiya inostrannykh studentov k usloviyam zhizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) [Adaptation of foreign students to the conditions of life and study in Russia (on the example of Russian Peoples' Friendship University)]. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya - Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series Sociology, 2004, no. 1 (6), pp. 169-181. (In Russian).

5. Ambartsumyan R.A., Kolokoltsev M.M. Fizicheskoe razvitie inostrannykh studentov, obuchayushchikhsya v tekhnicheskom vuze Pribaykal'ya [Physical development of foreign students studying at Baikal Region Technical Uni-

versity], Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2013, no, 2 (73), pp, 216-220, (In Russian),

6, Gonsales S,E, Korrektsiya soderzhaniya zanyatiy fizicheskoy kul'turoy rossiyskikh i inostrannykh studentov [Correction of physical training essence in Russian and foreign students], Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of the Sports Science], 2011, no, 3, pp, 65-70, (In Russian),

7, Ushakova I.A., Mandrikov V.B. Prepodavanie «Fizicheskoy kul'tury» s uchetom etnicheskikh osobennostey inostrannykh studentov [Teaching "Physical Education" with account of ethnic differences of foreign students], Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta - Journal of Volgograd State Medical University, 2011, no, 3 (39), pp, 85-87, (In Russian),

8, Kalincheva Y,V,, Pautkin A,V, Morfofunktsional'niy portret inostrannykh studentok kak kriteriy individualizatsii pri provedenii zanyatiy fizicheskoy kul'turoy v vuze [Morpho-functional portrait of foreign students as a criterion of individualization during physical training at the university], Materialy Obshcherossiyskoy nauchnoy konferentsii «19 Derzhavinskie chteniya» [Proceedings of All-Russian Scientific Conference "19 Derzhavin Readings"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G,R, Derzhavin, 2014, pp, 51-54, (In Russian),

9, Orlov V,A,, Fetisov O,B,, Andryunin M,A, Vesorostovye kharakteristiki detey shkol'nogo vozrasta s raschetami i otsenkoy po tekhnologii «Navigator zdorov'ya» [Weight-height characteristics of schoolchildren with calculations and assessment by technology "Health Navigator"]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical Education: Education, Training, 2011, no, 1, pp, 32-33, (In Russian),

Received 17 May 2018 Reviewed 14 June 2018 Accepted for press 3 September 2018 There is no conflict of interests,

Information about the authors

Platonova Yana Valentinovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education and Adaptive Physical Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: kalinchevayana@gmail. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Syrova Svetlana Vladimirovna, Senior Lecturer of Physical Education and Adaptive Physical Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Syutina Valentina Igorevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methods of Physical Education and Sports Disciplines Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For correspondence: Platonova Y.V., e-mail: [email protected]

For citation

Platonova Y.V., Syrova S.V., Syutina V.I. Osobennosti morfofunktsional'nogo razvitiya inostrannykh studentok, obuchayushchikhsya v meditsinskom institute TGU im. G.R. Derzhavina [Peculiarities of morpho-functional development of foreign female students studying at the Medical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 116-122. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-116-122. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.