УДК 796:614:378.661
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ
Мандриков Виктор Борисович,
заведующий кафедрой физической культуры и здоровья, доктор педагогических наук, профессор Ушакова Ирина Анатольевна,
старший преподаватель, кандидат биологических наук Замятина Наталья Владимировна,
старший преподаватель, кандидат социологических наук
Волгоградский государственный медицинский университет,
г. Волгоград, Россия vbmandrikov@vlgmed. ru, irinayshakova1@mail. ru, znv.zva@gmail. com
Обсуждаются сравнительные данные отношения студентов-медиков разных курсов к физической культуре и самооздоровлению. Системный анализ позволил выявить факт недостаточно используемых возможностей социального воздействия на студентов, позволяющих изменить их отношение не только к занятиям физической активностью, но и к здоровому образу жизни в целом.
Ключевые слова: студенты-медики; физическая культура; оздоровление; здоровый образ жизни.
MEDICAL STUDENTS’ ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE AND
HEALTH IMPROVEMENT
Victor Mandrikov,
Head of the Department, Doctor of Education
Irina Ushakova,
Senior lecturer, Candidate of Biology Saenz Natalia Zamyatina,
Senior lecturer, Candidate of Sociology Saenz
Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia vbmandrikov@vlgmed. ru, irinayshakova1@mail. ru, znv.zva@gmail. com
Review the comparative data of medical students ’ attitude to physical culture and health improvement. The system analysis revealed the insufficient utilization of all possibilities of social impact to students that can change students ’ attitude to both physical activities and healthy life-style.
Keywords: medical students; physical culture; health improvement; healthy lifestyle.
Отношение человека к здоровью и собственному оздоровлению обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается во мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие. Приобщение к здоровому образу жизни как внутренней потребности должно осуществляться в условиях продолжающегося ухудшения показателей здоровья россиян и массового распространения нездорового образа жизни среди населения. Последнее также распространяется и на медицинских работников (в том числе студентов - медиков), которые, несмотря на свою профессиональную деятельность в области охраны здоровья граждан, мало уделяют времени и усилий на сохранение собственного здоровья, а за последние 8-10 лет среди молодёжи практически не отмечается положительных сдвигов в психологических установках и поведении в сторону оздоровления своего образа жизни [1]. Врачу больше, чем кому-либо, необходимо знать о физической культуре и её средствах. Таким образом, направленность мотиваций к занятиям оздоровлением и физической культурой
будущих врачей имеют огромное значение в деле воспроизводства здоровья нации. Одной из главных задач в подготовке медицинских специалистов является развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов, которое должно осуществляться на основе учёта их желаний и склонностей, усиления социально значимой мотивации интереса самого студента. Но подход к исследованию должен быть дифференцированным, так как выпускники медицинских вузов, в сравнении с другими, будут вовлечены в особую отраслевую группу или область деятельности, представлять такую часть интеллигенции, от которой в полной мере зависит жизнедеятельность и физическое благополучие огромной общности людей [2].
Современное обучение в медицинском вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к состоянию их здоровья.
Вместе с тем, самооценка психического и физического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, поскольку обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур. Актуальность формирования мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения в медицинском вузе подчёркивает то, что чем раньше формируется конкретное диспозиционное поведение, тем эта позиция оказывается стабильнее в последующей жизни [3].
Предпринятое нами социологическое исследование осуществлялось в 2009-20010 г.г. на кафедре физической культуры и здоровья и кафедре физической реабилитации и спортивной медицины Волгоградского государственного медицинского университета. Под наблюдением находилось 739 студентов. Для непосредственного проведения исследований были выбраны ведущие факультеты университета - лечебный и педиатрический. Для анализа было сформировано три группы респондентов для проведения сравнительных исследований. Первая группа (п=225) состояла из студентов 1 курса. Особенность данной группы состоит в том, что студенты в ней являются «новичками», не имеют опыта занятий физической культурой в высшем
медицинском учебном заведении, перед ними стоят задачи освоения насыщенной учебной программы, овладение начальными навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни. Вторая группа (п=266) состояла из студентов 4 курса. Студенты этой группы имеют 4-х летний опыт занятий физической культурой в высшем медицинском учебном заведении, знакомы со спецификой обучения по дисциплине «физическая культура», в большинстве своём овладели навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни. Большинство из них кроме занятий по физической культуре дополнительно занимаются в спортивных секциях. Третья группа (п=248) состояла из студентов 6 курса. Студенты данной группы завершают курс обучения в высшем медицинском учебном заведении. У них чётко сформирована направленность будущей профессиональной деятельности, имеются навыки по укреплению и сохранению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни, полученные при изучении дисциплин: «физическая культура», «гигиена», «лечебная физическая культура и реабилитация» и др. Многие из них самостоятельно занимаются физической культурой, спортом и оздоровлением.
Основной задачей предпринятого исследования стало проведение сравнительного анализа проблемы отношения студентов - будущих врачей к собственному оздоровлению и занятиям физической культурой. Всем исследуемым группам была предложена специально разработанная анкета. Анкета об отношении к собственному оздоровлению и занятиям физической культурой представляет собой инструмент-вопросник, в котором респондентам предлагалось оценить свое отношение к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Предстояло также рассмотреть факторы, которые могли бы негативно отразиться на здоровье; предлагалось выявить отношение к вредным привычкам; соблюдение или игнорирование режима питания и распорядка дня и др.
Результаты опроса студентов о том, как много необходимо заниматься будущим врачам физической культурой и спортом позволяют судить, что физическое здоровье всё же играет важную роль в их жизни.
Приведённые данные свидетельствуют, что чуть менее половины из всего контингента студентов (43,7%) желают заниматься физической культурой в среднем 2-4 часа в неделю. Это примерный объём сегодняшнего реального режима занятий: по учебной программе подразумеваются одноразовые (2-х
часовые) в неделю обязательные занятия по дисциплине «физическая культура». Показательно, что и первокурсники и шестикурсники придерживаются такого же мнения. Наблюдается тенденция к небольшому уменьшению от курса к курсу высказавшихся за это утверждение (на 1 курсе -46,6%, на 4 курсе - 43,2%, и на 6-м - 41,5%), но в целом разница между показателями ненамного превышает 4%. Однако, почти каждый пятый (18,8%) студент считает, что физической культурой необходимо заниматься менее двух часов. Фактически это соответствует позиции «не заниматься вообще». И большинство среди поддерживающих это утверждение - первокурсники - их оказалось 23,1% (против четверокурсников - 20,3%, и шестикурсников - всего лишь 13,3%, р < 0,001). Обращает на себя внимание факт, что количество студентов, не желающих заниматься от курса к курсу достоверно уменьшается и разница между наибольшим и наименьшим результатом весьма высока: 9,8%.
Вместе с тем, достаточно высок процент лиц, которым не достаточно минимального недельного объёма тренировок. Считающих, что заниматься необходимо 6-8 часов (или 3-4 раза) в неделю также немало. Наибольшее количество таких респондентов - студенты шестого курса (29,4%); первокурсников - 23,1%, четверокурсников - 17,2%. В среднем по всем опрошенным этот показатель соответствует - 23,1%.
Считают, что студентам-медикам нужно заниматься 9-12 часов в неделю (или 5-6 раз) 4,0 % студентов. Причём, большее количество таковых учится на 6 курсе (5,2%). Высказались за более чем 12 часов в неделю 1,9% студентов. За эту позицию высказались студенты, активно занимающиеся спортом,
повышающие своё мастерство и личные результаты в отдельных видах спорта. Вместе с тем, затруднились с ответом - 9,4% из общего числа опрошенных.
Среди основных мероприятий для поддержания собственного здоровья студенты выделили несколько наиболее важных. Занимаются физической культурой и спортом в свободное от учёбы время 41,0% опрошенных. Большинство из них - студенты 6 курса (45,9%), в меньшинстве по этому показателю оказались учащиеся 4 курса (36,4%), и среди 1-курсников таковых оказалось - 40,8%.
Принципы организации рационального и здорового питания соблюдают более половины (53,7%) опрошенных. Среди представителей 1 курса за эту позицию высказалось 51,1% студентов, среди 4-х курсов - 48,8%, и в абсолютном большинстве - 6-курсники - в этой группе самый высокий процент - 61,2%.
По данным анкетирования, количество студентов, следящих за своим весом, составляет 43,1%. Большинство из них - старшекурсники: 50,4%. У четверокурсников этот показатель составляет 43,6%, и самый невысокий процент по этой позиции - у первокурсников: 34,6%.
Анализ данных о соблюдении рационального распорядка дня выявил следующее. Придерживаются его выполнения 20,5% из всего контингента опрошенных. Самый низкий процент по этому показателю - у первокурсников - 13,7%, у четверокурсников он составляет 19,5%, у шестикурсников - 27,8%.
Регулярно наблюдаются у врачей каждый десятый шестикурсник (10,4%) и четверокурсник (9,7%), и всего лишь 4,4% первокурсников регулярно проходят профилактические амбулаторные медицинские осмотры.
При ответе на вопрос о приёме витаминов и лекарств, процент различий между данными разных курсов небольшой - всего 3,3%. Большинство соблюдающих рекомендации по приёму витаминов и лекарств - первокурсники (40,8%), за ними следуют четверокурсники (39,4%), и меньше всех -шестикурсники (37,5%). А средний показатель равен 39,2%. Также невелика величина различий в данных о пребывании студентов на природе, свежем
воздухе - от 25,1% на 4 и 6 курсах до 28,8% на 1-м. В среднем этот показатель по всем опрошенным - 26,3%.
Утверждения об отсутствии вредных привычек у студентов 1-х и 6-х курсов по показателям близки друг к другу. Процент учащихся, стремящихся не курить и не курящих вообще на 1 курсе составляет 63,1%, на 6 курсе -61,2%. А вот на 4-м курсе таких студентов гораздо меньше - 47,7%. Количество стремящихся не употреблять алкоголь и его не употребляющих, также как и в отношении к курению, по показателям близки: разница между наименьшим и наибольшим составляет 5,3%. На 1 курсе он соответствует 53,7%, на 4-м -48,4% и на 6 курсе - соответственно 51,2%. Тем не менее, в среднем, очень большое количество студентов отмечают у себя наличие вредных привычек: не стремятся себя оградить от пагубного воздействия на организм курения 43,1% студентов, а алкоголя 49,0%. Данные о наличии или отсутствии таковых у студентов даёт основание предполагать, что не зависимо от того, какие мероприятия выполняются ими для соблюдения норм здорового образа жизни, всё же распространённость вредных привычек среди студентов весьма высока.
При всём арсенале средств и возможностей ведения здорового образа жизни у студентов-медиков ответы на вопрос «Полагаете ли Вы, что делаете достаточно для своего здоровья?» ответы распределились следующим образом. Выполняя большое количество мероприятий для собственного здоровья: занятия физической культурой и спортом, обеспечение для себя здорового питания, контроль за весом, приёмом лекарств и витаминов, регулярным посещением врачей, при соблюдении режима дня, выездам на природу, стремлении не курить и не употреблять алкоголь, большинство студентов (63%) считают, что делают не достаточно для поддержания собственного здоровья. Лишь 24,4% опрошенных удовлетворены количеством оздоровительных мероприятий, 11,7% респондентов затруднились с ответом. Большинство не довольных количеством мероприятий для повышения уровня здоровья учатся на 6 курсе - 65,7% против 1-курсников, которых оказалось 60,4%. Различия
между наибольшим и наименьшим результатом составили 5,3% при достаточно высоком (63,9%) общем проценте ответивших «не достаточно».
Среди студентов, считающих, что они ведут здоровый образ жизни, только менее половины лиц (41,0%) занимается физической культурой регулярно, как того требует режим ведения здорового образа жизни. 28,0% учащихся занимается физкультурой примерно раз в неделю и почти пятая часть (18,2%) вообще не занимается. А по утверждению В.В.Пономарёвой ведение здорового образа жизни предполагает ежедневную утреннюю гимнастику продолжительностью 15-20 минут и 45-60 минутные занятия 2-3 раза в неделю физическими упражнениями [4].
Среди лиц, рассматривающих свой образ жизни как здоровый, придаётся мало значения рациональному питанию (46,3% респондентов питаются нерегулярно), 79,5% не соблюдают распорядок дня (по не зависящим от них причинам), 73,7% лиц редко выезжают на природу, не выполняют закаливающих процедур. Следовательно, ведение здорового образа жизни является в значительной мере декларативным, так как многие студенты, считающие, что ведут такой образ жизни, в реальности не придерживаются его норм.
За время обучения в медицинском вузе к шестому курсу студенты приобретают как общие медицинские знания, так и знания теоретического раздела программы по физической культуре, которые дают возможность студентам в полной мере овладеть приёмами и навыками ведения здорового образа жизни и повышения уровня собственного здоровья.
Подводя итог рассмотрению особенностей отношения студентов к физической культуре и оздоровлению, можно сделать следующие выводы:
1. Высок процент студентов, относящихся к физической культуре и оздоровлению равнодушно-отрицательно, а также вообще не занимающихся физической культурой и спортом.
2. Такие показатели, как повышение уровня собственного физического развития, регулярные занятия физической культурой, внимательное отношение
к собственному здоровью у большинства студентов не являются приоритетными.
3. Студенты 1-х курсов, обнаруживая объективно меньшую компетентность в оценках собственного здоровья, демонстрируют более позитивные проявления внимания к собственному здоровью, по сравнению с представителями старших курсов. Старшекурсники, завершая процесс обучения в вузе, практически на идентичном уровне восприятия своего телесного состояния с первокурсниками, в ходе обучения оказываются не в состоянии реализовать необходимые меры и требования ведения здорового образа жизни, не смотря на, безусловно, высокий уровень общей информированности по этому вопросу.
Таким образом, совершенно очевидно, что реально представление о здоровье как благополучии у студентов находится в стадии становления.
Представляется правомерным трактовать полученные данные как результат недостаточности стимулов, как внешних побудителей к деятельности. На наш взгляд причина лежит в недостаточно используемых возможностях социального воздействия на изменение отношения не только к занятиям физической активностью, но и к здоровому образу жизни в целом. В медицинском вузе необходимо создать условия для расширения возможностей становления медико-профилактических компетенций у будущих врачей за счёт введения в структуру образования специальных подходов и методов, позволяющих эти компетенции сформировать. А также научить студентов трудиться, формировать устойчивые качества самореализующейся, творчески мыслящей личности и подготовить её физически, психофизически и духовно к дальнейшей самостоятельной жизни, привить будущим врачам знания, умения и навыки использования средств физической культуры в своей предстоящей профессиональной деятельности.
Литература
1. Вершинин Е.Г. Мотивация ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов медицинского вуза: дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук.- Волгоград, 2003.- С. 3.
2. Ушакова И.А. Мотивации к занятиям физической культурой российских и зарубежных студентов-медиков / И.А. Ушакова, В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Вестник ВолгГМУ. - 2011. - №1(37).- С. 28-30.
3. Журавлёва И.В. Поведенческие факторы здоровья подростков //Социология медицины. - 2002. - № 1. - С. 32-47.
4. Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В. Пономарёвой. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. - С. 44.
Рецензент:
Волчанский М.Е., доктор социологических наук, профессор (Волгоградский государственный медицинский университет)