Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования'

Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИЯ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL TRAINING / REFLECTION / SPORTS ORIENTATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Наталья Александровна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования. В процессе педагогического эксперимента подтверждена высокая эффективность применения данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally functional model of formation of the reflection at students with usage of sports orientation

The work presents the results of the conducted research on development of structurally functional model of reflection formation among students with usage of sports orientation. In the course of pedagogical experiment the high efficiency of application of the given model is confirmed.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования»

Обоснование необходимости для студентов рассматриваемой специализации спецкурса о профессиональном боксе строится на следующих суждениях. Знакомство с теоретическими основами профессионального бокса следует рассматривать, прежде всего, как расширение профессиональной компетенции будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты, принявшие участие в опросе, показали определенный уровень знаний о профессиональном боксе. Однако существуют проблемы по расширению области знаний в сфере профессионального бокса. В то же время они считают, что необходимо разработать и внедрить спецкурс о профессиональном боксе. В настоящее время такое учебное пособие подготовлено и издано [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, А.А. Горелов, В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Е.А. Лосин, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 2-5.

2. Бордовский, Г.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Бордовский Г.А., Митин Е.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 23-29.

3. Бокс : энциклопедия / сост. Тараторин Н.Н. - М. : Терра Спорт, 1998. - 320

с.

4. Микаэлян, В.В. Некоторые результаты становления профессионального бокса : организационный аспект / В.В. Микаэлян, С.И. Микаэлян // IV Международный Конгресс «Человек. Спорт. Здоровье». - СПб., 2009. - С. 69-70.

5. Горюнов, А.И. Профессиональный и любительский бокс : история возникновения, развития и сравнительный анализ : учеб. пособие / А.И. Горюнов. - СПб. : [б.и.], 2010. - 112 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

УДК 796.56

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Наталья Александровна Чернова, соискатель,

Ульяновский государственный технический университет,

г. Ульяновск

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования. В процессе педагогического эксперимента подтверждена высокая эффективность применения данной модели.

Ключевые слова: физическая культура, рефлексия, спортивное ориентирование, студенты.

STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF THE REFLECTION AT STUDENTS WITH USAGE OF SPORTS ORIENTATION

Natalia Aleksandrovna Chernova, the competitor,

The Ulyanovsk State Technical University

Annotation

The work presents the results of the conducted research on development of structurally func-

tional model of reflection formation among students with usage of sports orientation. In the course of pedagogical experiment the high efficiency of application of the given model is confirmed.

Keywords: physical training, reflection, sports orientation, students.

Физическая культура, как предмет в системе образовательной деятельности, включает в себя несколько аспектов, одним из которых является физическое совершенствование человека. Но главным назначением физической культуры является пробуждение потенциальных возможностей человека, необходимых для жизнедеятельности, реализации своих потребностей, интересов, способностей (В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995). Одним из видов спорта, в системе физического воспитания, реализующего поставленные задачи, является спортивное ориентирование. С помощью этого вида спорта формируются общая и специальная выносливость, быстрота в действиях и мышлении, ловкость, сила. Средствами спортивного ориентирования развиваются многие качества спортсмена, такие как самостоятельность в выборе и принятии решений, логическое мышление, скорость реакции (В.И. Бочкарев, 2008; В.И. Ткачев, 2010). Одной из способностей которую можно развить спортивным ориентированием является рефлексия.

Рефлексия - это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения, то есть анализа и оценки (В .И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995). Эта способность может способствовать реализации потребностей выпускника высшего учебного заведения достичь реализации своих потребностей, служить средством жизнеутверждения в обществе.

Целью настоящего исследования стала разработка структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования, а затем экспериментальная проверка ее эффективности.

Формирующий эксперимент был проведён на базе Ульяновского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 33 студента экспериментальной группы и 40 контрольной. Эксперимент заключался в проведении занятий в цикле предмета «Физическая культура» на специализации спортивное ориентирование и продолжался в течение всего периода обучения, с 2006 по 2009 год. Для того была разработана структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования (рис.).

Для выявления уровня рефлексивных способностей использовали метод опроса, по опроснику «Измерение уровня индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова (А.В. Карпов, 2003). Контрольное измерение уровня индивидуальной меры рефлексивности проводилось в начале курса обучения спортивному ориентированию и по окончании семестра на I-III курсах обучения в вузе (табл.).

Подсчет результатов теста измеряющего индивидуальную меру рефлексивности происходил следующим образом: данные, полученные при тестировании студентов, были нами внесены в таблицы Microsoft Excel, далее подсчёт происходил при помощи формул, заданных составителями тестов и адаптированных под систему Microsoft Excel, в которую вводили результаты опроса каждого студента. Затем, систематизируя полученные данные, мы определили верхние и нижние 30%.

При подсчете результатов для конкретного курса проверяем, к какой области относится результат студента (верхний, нижний, средний уровень) и на основании этого определяем процентное соотношение. Данные по исследованию индивидуальной меры рефлексивности свидетельствуют о том, что в контрольной группе студентов первого курса с «низким» уровнем рефлексивности выявлено у 24% опрошенных, «средний» уровень у 76% опрошенных, «высокого» уровня рефлексивности ни один из респондентов не достигли.

Рис. Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов вузов с использованием спортивного ориентирования

Таблица

Данные уровня индивидуальной меры рефлексии в контрольных и экспериментальных группах, в зависимости от курса обучения в вузе _________________до и после педагогического эксперимента, в %___________________

№ п/п Уровень индивидуальной меры рефлексии Экспериментальная группа Контрольная группа

I курс II курс III курс I курс II курс III курс

До педагогического эксперимента

1. «Высокий» 0 10 16 0 0 2

2. «Средний» 75 28 67 76 33 31

3. «Низкий» 25 62 17 24 67 67

По окончании педагогического эксперимента

4. «Высокий» 4 46 25 1 3 18

5. «Средний» 61 22 45 48 53 48

6. «Низкий» 35 42 30 51 44 32

В экспериментальной группе «низкий» уровень рефлексии представлен у 25%, «средний» уровень у 75% студентов и «высокого» обнаружить не удалось. Данные свидетельствуют о том, что «высоким» уровнем рефлексии на первом курсе не обладает никто из студентов. Молодой человек, только что вступивший в сферу высшего образования, не имеет представления о структуре организации образовательной деятельности. Не может сконструировать её в соответствии со своими целями и программами, не осознаёт в полной мере возникающую проблематику.

Проведенное исследование показывает, что большинство студентов, не может самостоятельно принимать решения и рефлексировать свои действия и поступки. Рефлексивные возможности используются им в ограниченной степени.

Полученные исходные данные по исследованию индивидуальной меры рефлексивности студентов второго курса свидетельствуют о том, что в контрольной группе студентов обладающих низким уровнем рефлексии 67%. Средним уровнем рефлексии 33%. Высокого уровня рефлексии не обнаружено. В экспериментальной группе низким уровнем рефлексии обладают 62%, средним уровнем 28% и высоким уровнем 10%. Массового повышение уровня индивидуальной меры рефлексивности не происходит. Лишь 10% студентов экспериментальной группы переходят на уровень рефлексивного мышления.

В результате исследования выяснилось, что студенты в начале обучения спортивному ориентированию, на первом курсе, имеют «низкий» и «средний» уровень развития рефлексии. У студентов второго курса, также преобладает «низкий» уровень рефлексивных способностей. И лишь на третьем курсе студенты достигают «среднего» уровня рефлексии, а в некоторых случаях «высокого».

Экспериментальные данные по уровню индивидуальной меры рефлексивности у студентов третьего курса свидетельствуют о том, что под воздействием занятий спортивным ориентированием, уровень рефлексивных способностей студентов, в контрольной группе изменился: показатели «высокого» уровня увеличились на 48%, «среднего» - на 23%. В контрольной группе уменьшение показателей «низкого» уровня индивидуальной меры рефлексивности у студентов произошло в 20% случаях, «среднего» - в 6%.

По окончании экспериментального периода занятий по спортивному ориентированию и участия в соревновательной деятельности, уровень рефлексивных способностей у студентов экспериментальной группы изменился в лучшую сторону. Прирост показателей «среднего» уровня составил: на первом курсе 12%, на втором - 23%, на третьем курсе - 4%.

ВЫВОД

Проведенные исследования показали, что занятия спортивным ориентированием по разработанной нами модели формирования рефлексии у студентов, можно значительно повысить уровень данной способности во время обучения в вузе и, соответственно, быть лучше подготовленным к возникающим жизненным трудностям и особенностям профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.И.Бочкарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности : учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 284 с.

3. Ткачев, В.И. Методика подготовки спортсменов-разрядников по спортивному ориентированию в условиях вуза / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 91-94.

4. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

Контактная информация: a bolotin@inbox.ru УДК 796.01:159.9

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА АДАПТИРОВАННОСТЬ К СПОРТУ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент,

Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ),

Санкт- Петербург

Аннотация

В статье отражены основные результаты исследования, свидетельствующие о том, что характеристики психологической адаптации, существенно нарушенные у спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры, способствуют снижению степени их адаптированности к спортивной деятельности.

Ключевые слова: завершение спортивной карьеры, психологическая адаптация, адапти-рованность.

INFLUENCE OF THE PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE ATHLETES ON ADAPTATION TO THE SPORT AT THE STAGE OF COMPLETION OF SPORTS

CAREER

Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer,

The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the main results of the study, indicating that the characteristics of psychological adaptation that are fundamentally breached among the athletes at the completion of sports career, contribute to reduction of their adaptability to sports activities.

Keywords: completion of sports career, psychological adaptation, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования свидетельствуют, что на этапе завершения спортивной карьеры психологическая адаптация спортсменов протекает с большими затруднениями [1,2,3]. Это не может не сказываться на качестве адаптационных процессов, проявляющемся в степени фактической приспособленности спортсменов к реальности. Наибольшие затруднения в этот период жизни относятся к их самореализации в спорте. С этой точки зрения немаловажно определить психологические механизмы, снижающие степень адаптированности спортсменов к спортивной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью корреляционного анализа устанавливались взаимосвязи характеристик психологической адаптации спортсменов на всех ее уровнях (психофизиологическом, личностном, социально-психологическом) с показателями их адаптированности к спортивной карьере (по Стамбуловой Н.Б., [2]). Анализировались только связи с высоким уровнем достоверности (р > 0,50 при p < 0,05). В исследовании применялся пакет широко известных психодиагностических методик. Контингент испытуемых составили 228 спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.