Научная статья на тему 'Технология повышения качества взаимоотношений, срабатываемости и успешности совместной деятельности тренера и спортсмена'

Технология повышения качества взаимоотношений, срабатываемости и успешности совместной деятельности тренера и спортсмена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОДНОРОДНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СРАБАТЫВАЕМОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллаевна

В статье приводится теоретический анализ значения психологической однородности в процессе совместной деятельности, в результате чего обосновывается актуальность разработки и эмпирической апробации технологии повышения этой однородности. В статье приводится краткое описание такой технологии: ее цели¸ задачи, этапы и средства. И главное, в статье отражены результаты апробации этой технологии с использованием экспериментальной и контрольной группы пар «тренер спортсмен». В результате применения технологии произошло возрастание не только уровня однородности, но и качества взаимоотношений, срабатываемости и, главное, успешность совместной деятельности. В контрольной группе таких изменений не произошло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for improvement of the quality of relationship, compatibility and success of the joint activity of the trainer and athlete

The article has given the theoretical analysis of the value of psychological uniformity in the process of joint activity, as a result of which it has justified the urgency of development and empirical approval of the technology for increase of this uniformity. The article provides the brief description of this technology: its purpose¸ task, stages and means. In addition, the main thing, the article reflected the results of the approval of this technology with the use of the experimental and control group of pairs “trainer athlete”. As a result of application of the technology we observed not only the growth of the level of uniformity, but also the quality of interrelations, coordination and, most importantly, the success of joint activity. There have not been such changes in the control group.

Текст научной работы на тему «Технология повышения качества взаимоотношений, срабатываемости и успешности совместной деятельности тренера и спортсмена»

2. Основными мишенями психологической помощи для всех осужденных по корыстным преступлениям является: проработка негативных чувств по отношению к себе и окружающим, интеграция образа Я в прошлом и будущем, выработка адекватных ожиданий относительно отношения окружающих. Дополнительно к выше перечисленным у женщин к мишеням психологической помощи можно отнести генерализованную тревогу, дефицит способности к прямым, открытым контактам внутри семьи, а у мужчин - дефицит способности дифференцировать собственные чувства, эмоции, повышение рефлексивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы ипатологии / Р.М. Баевский. - М. : Медицина, 1979. - 298 с.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.

3. Медведев, В.И. О проблеме адаптации / В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. - Л. : Наука, 1984. - С. 3-16.

4. Сандомирский, М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осуждённых / М.Е. Сандомирский. - Уфа : Здравоохранение Башкортостана, 2001. - 88 с.

5. Суханов, А.А. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. М., 2011 [Электронный ресурс] // URL : http://www.rae.ru/monographs/138. - Дата обращения 30.08.2014.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. (1979), Prediction of states on the verge of norm and pathology, publishing house "Medicine", Moscow.

2. Berezin, F.B. (1988), Mental and psychological and physiological adaptation of the person, Science, Leningrad.

3. Medvedev, V.I. (1984), "On the issue of adaptation", Components adaptation process, Science, Leningrad, pp. S. 3-16.

4. Sandomirskiy, M.E. (2001), Mental adaptation to conditions penitentiary stress and personality-typological features probation, publishing house "Health Care Of Bashkortostan", Ufa

5. Sukhanov, A.A. (2011), Psychological adaptation and psychological health in the complicated conditions of the living environment, publishing house "Academy of natural sciences", Moscow, available at: http://www.rae.ru/monographs/138.

Контактная информация: anet203@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2014.

УДК 159.9.07

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СРАБАТЫВАЕМОСТИ И УСПЕШНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА

Тамара Абдуллаевна Мусхаджиева, старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

Аннотация

В статье приводится теоретический анализ значения психологической однородности в процессе совместной деятельности, в результате чего обосновывается актуальность разработки и эмпирической апробации технологии повышения этой однородности. В статье приводится краткое описание такой технологии: ее цели, задачи, этапы и средства. И главное, в статье отражены результаты апробации этой технологии с использованием экспериментальной и контрольной группы пар «тренер - спортсмен». В результате применения технологии произошло возрастание не только уровня однородности, но и качества взаимоотношений, срабатываемости и, главное, успешность

совместной деятельности. В контрольной группе таких изменений не произошло.

Ключевые слова: психологическая однородность, психологические качества, взаимоотношения, срабатываемость, успешность совместной деятельности, удовлетворенность деятельностью.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p193-198

TECHNOLOGY FOR IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF RELATIONSHIP, COMPATIBILITY AND SUCCESS OF THE JOINT ACTIVITY OF THE TRAINER

AND ATHLETE

Tamara Abdullaevna Muskhadzhiyeva, the senior teacher, Chechen State Teacher Training College, Grozny

Annotation

The article has given the theoretical analysis of the value of psychological uniformity in the process of joint activity, as a result of which it has justified the urgency of development and empirical approval of the technology for increase of this uniformity. The article provides the brief description of this technology: its purpose, task, stages and means. In addition, the main thing, the article reflected the results of the approval of this technology with the use of the experimental and control group of pairs "trainer -athlete". As a result of application of the technology we observed not only the growth of the level of uniformity, but also the quality of interrelations, coordination and, most importantly, the success of joint activity. There have not been such changes in the control group.

Keywords: psychological uniformity, psychological qualities, interrelation, coordination, success of joint activity, satisfactoriness with activity.

Как известно, спортивный результат является итогом взаимных усилий тренера и спортсмена. Одним из факторов эффективности взаимодействия и успешности совместной деятельности, выступает однородность их психологических качеств [1, 4].

Однако проблема выявления характеристик психологической однородности-разнородности в парах «тренер-спортсмен» и характера ее влияния на взаимоотношения, срабатываемость и успешность их совместной деятельности пока мало исследована.

На успешность совместной деятельности, взаимоотношения и срабатываемость тренера со спортсменом оказывает влияние их однородность-разнородность по комплексу психологических качеств, включающему в себя свойства темперамента, эмоциональные, коммуникативные, нравственные, интеллектуальные и волевые свойства личности, ведущие мотивы деятельности и ценностные ориентации. Наиболее успешной является работа в парах «тренер - спортсмен» с высокой однородностью по свойствам темперамента, волевым, эмоциональным, нравственным и интеллектуальным качествам, мотивам и ценностям, ориентацией на дружелюбие и альтруизм, и разнородностью - по таким коммуникативным качествам, как авторитарность - подчиненность, зависимость - независимость [3].

На сегодняшний день отсутствуют психолого-педагогические технологии, направленные на повышение психологической однородности тренера со спортсменами с целью увеличения результативности их совместной работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Действия, заложенные в технологию, должны быть воспроизводимы любым специалистом. Технология включает в себя систему критериев проверки ее эффективности, диагностические процедуры, позволяющие измерить реальный, объективный результат ее применения [2]. Таким образом, разработка новых психолого-педагогических технологий, основанных на результатах теоретического анализа и эмпирического исследования решаемой задачи.

В качестве испытуемых выступили 77 пар «тренер - спортсмен» из детско-юношеских спортивных секций г. Грозного (допускалось участие одного и того же тре-

нера дважды в разных парах, всего в состав участников вошли 141 человек); в формирующей части исследования принимали участие 35 пар (две группы по 17 и 18 пар).

Для измерения однородности: свойств темперамента Я. Стреляу; личностный опросник Г. Айзенка; самооценки волевых качеств Н.Б. Стамбуловой; ОТКЛЭ Н.И. Рей-енвальда; агрессии Басса и Дарки; тревожности Спилбергера-Ханина; межличностных отношений Т. Лири; мотивации в спорте и МИЦО А.Н. Николаева; мотивации достижения и боязни неудачи Реана А. А.; отношений в паре «Тренер-спортсмен» Ф. Фидлера в модификации Ю.Л. Ханина, А.В. Стамбулова; «Личностный семантический дифференциал». Для измерения срабатываемости: «Зеркало» (Мусхаджиева Т.А., 2013). Для измерения успешности совместной деятельности: методика экспертной оценки. Для измерения удовлетворенности спортсмена и тренера совместной деятельностью: авторская модификация шкалы «Тренер-спортсмен», разработанная Ю.Л. Ханиным.

В работе использовались не только методы вариационной статистики, но и непараметрические статистические критерии и коэффициенты. Это расчет средних значений, стандартных отклонений, коэффициентов вариативности (вариационные статистики), анализ процентных соотношений, критерий знаков G (по П.Ф. Рокицкому, 1973) для определения сдвига в выраженности признака, корреляционный анализ рангов по Спир-мену. Группы были уравнены по исходным показателям однородности в парах [5].

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОДНОРОДНОСТИ В ПАРЕ ТРЕНЕР - СПОРТСМЕН

Принципами технологии выступили следующие положения: принцип гуманитар-ности (ориентация на развитие личности тренера и спортсмена, оптимизацию их отношений и выработку ценностного единства); принцип научной обоснованности (опора на достижения социальной психологии, педагогики, психологии спорта, а также на эмпирические результаты исследования психологической однородности); принцип воспроизводимости (доступности ее применения широким кругом специалистов); принцип диффе-ренцированности (применение вариативных стратегий и способов в зависимости от особенностей личности и психологической однородности конкретных тренеров и спортсменов); принцип комплексности (синтез различных подходов и средств в процессе формирования психологической однородности тренера и спортсмена); принцип оптимальности (обеспечение достижения поставленных задач при оптимальных затратах труда и времени).

Цель технологии: повышение уровня психологической однородности-разнородности качеств личности, мотивов деятельности и ценностных ориентаций в парах «тренер - спортсмен», оказывающих значимое влияние на успешность их совместной деятельности.

Задачи технологии в отношении тренеров и спортсменов: повысить уровень психологической однородности эмоциональных, волевых нравственных, интеллектуальных свойств личности; увеличить психологическую однородность по ведущим мотивам деятельности; сформировать ценностное единство; повысить психологическую однородность таких коммуникативных качеств, как дружелюбие и альтруизм и разнородность в выраженности авторитарности; способствовать установлению и поддержанию позитивных межличностных отношений; посредством повышения психологической однородности повысить их срабатываемость и успешность совместной деятельности;

Формы реализации технологии: индивидуальная; парная, в специально организованных условиях межличностного взаимодействия; групповая, в условиях моделируемой совместной и групповой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ

Первый этап - диагностический, где проводятся: диагностика психологических критериев однородности; индивидуальная беседа с тренером и со спортсменом для выяв-

ления затруднений в совместной деятельности и проблем в межличностных отношениях. Выявляются качества, направленные на повышение (либо снижения) уровня однородности посредством повышения его выраженности у одного участника или снижения - у другого.

Второй этап - индивидуальной работы с тренерами и спортсменами направлен на развитие (либо снижение) выраженности тех личностных характеристик, по которым прослеживается наибольшая разнородность, препятствующая эффективной совместной работе. Для этого применяются техники гештальттерапии и обучения саморегуляции. Средства: когнитивная терапия, рефлексивный анализ, самонаблюдение и беседы проводится коррекция межличностного восприятия, коррекция неконструктивных установок в общении.

Третий этап - работа с парами «тренер - спортсмен», направлен на формирование однородности коммуникативных и интеллектуальных качеств личности (и разнородности по авторитарности) в межличностном взаимодействии и развитие коммуникативных навыков, оптимизации отношений. Средства: арттерапия, психогимнастические упражнения.

Четвертый этап - групповая работа с тренерами и спортсменами, направленная на выработку ценностно-мотивационного единства тренеров и спортсменов в совместной деятельности. Средства: методы активного социально-психологического обучения (групповые дискуссии, анализ спортивных ситуаций, ролевые и деловые игры).

Пятый этап - обратной связи и проверки эффективности технологии. Средства: сбор информации об оценках продуктивности занятий и их влияния на успешность совместной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Таблицы, приведенные ниже, содержат число «положительных», «отрицательных» и «нулевых» сдвигов. За «положительные» сдвиги в данном случае принималось уменьшение разности в парах индивидуальных значений признаков, то есть, уменьшение разнородности тренера и спортсмена. За «отрицательные» - увеличение разнородности. Значение критерия в - это число ожидаемых сдвигов: чем меньше эмпирическое значение в, тем более вероятно, что сдвиг статистически достоверен.

Как видно из таблицы 1, под влиянием реализации технологии в экспериментальной группе произошло увеличение психологической однородности в парах «тренер -спортсмен» по многим качествам. Тренеры и спортсмены стали более близки по выраженности всех качеств, включенных в таблицу.

Таблица 1

Достоверные изменения показателей однородности свойств личности

в экспериментальной группе (п=17)

Показатели однородности Сдвиг Сдвиг + Сдвиг 0 С Р

Целеустремленность 2 15 0 2 0,01

Настойчивость 1 14 2 1 0,01

Самообладание 2 15 0 2 0,01

Организованность 3 14 0 3 0,05

Враждебность 3 12 2 3 0,05

Тревожность 3 14 0 3 0,05

Честность 3 13 1 3 0,05

Трудолюбие 3 14 0 3 0,05

Коллективизм 3 13 1 3 0,05

Любознательность 3 13 1 3 0,05

Авторитарность 13 3 1 3 0,05

Дружелюбие 2 15 0 2 0,01

Альтруизм 3 12 2 3 0,05

Мотивация на процесс 2 14 1 2 0,01

Показатели однородности Сдвиг Сдвиг + Сдвиг 0 с Р

Мотивация на результаты 2 13 2 2 0,05

Мотивация совершенствования 1 15 1 1 0,01

Мотивация достижения 0 14 3 0 0,05

Здоровье 0 16 1 0 0,01

Интересная работа 2 16 1 2 0,01

Автономность 3 14 0 3 0,05

Профессиональные качества 1 13 3 1 0,01

Нравственные качества 2 13 2 2 0,05

Межличностные контакты 1 15 1 1 0,01

Личностный рост 2 12 3 2 0,05

Произошли положительные изменения выраженности психологических качеств, главным образом, у спортсменов, что привело к повышению их схожести с аналогичными качествами у их игроков, и, соответственно увеличилась их однородность (однородность тренеров и спортсменов по уровню авторитарности, наоборот, уменьшилась).

Таблица 2

Достоверные изменения взаимоотношений, срабатываемости и успешности совместной деятельности тренеров со спортсменами в экспериментальной группе

(п=17)

Показатели Сдвиг Сдвиг + Сдвиг 0 О р

Взаимоотношения 0 14 3 0 0,01

Срабатываемость (сек.) 2 13 2 2 0,01

Воспитательный эффект 2 12 2 2 0,05

Образовательный эффект 1 13 3 1 0,01

Оздоровительный эффект 3 13 2 3 0,05

Соревновательный эффект 1 14 2 1 0,01

Успешность совместной деятельности 3 13 1 3 0,05

Удовлетворенность совместной деятельностью 1 15 1 1 0,01

Полученные результаты (таблица 2) убедительно показывают, что позитивные изменения во взаимоотношениях, в увеличение срабатываемости произошли и успешность деятельности по всем показателям, а также удовлетворенность деятельностью произошли в большинстве пар «тренер - спортсмен», участвовавших в занятиях по предложенной технологии.

Формирование психологической однородности тренеров и спортсменов позитивно сказалось на их взаимоотношениях, взаимодействии и успешности деятельности. Однако для доказательства того, что именно технология, а не другие сторонние факторы, повлияла на исследуемые характеристики, обратимся к динамике показателей в контрольной группе (таблица 3).

Таблица 3

Достоверные изменения однородности и успешности совместной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренеров и спортсменов в контрольной группе (п=17)

Показатели однородности Сдвиг Сдвиг + Сдвиг 0 О р

Самообладание 3 11 3 3 0,05

Тревожность 3 12 2 3 0,05

Дружелюбие 4 13 0 4 0,05

Удовлетворенность деятельностью 3 12 2 3 0,01

В контрольной группе произошли достоверные сдвиги в сторону увеличения однородности лишь по трем свойствам личности. Из показателей успешности деятельности возросла только субъективная оценка удовлетворенности спортсменов и тренеров совместной работой. Интересно, что значимо не изменились взаимоотношения и даже сра-батываемости тренеров со спортсменами. Без специальной системы психолого-

педагогических средств психологическая однородность, отношения и срабатываемость тренеров со спортсменами, результативность их совместной работы в течение полугодового периода значимо не увеличилась. Это доказывает не только эффективность разработанной технологии, но и необходимость ее применения для ускорения формирования психологического единства в парах «тренер - спортсмен», оптимизирующего совместную работу.

При применении технологии необходимо строго соблюдать последовательность этапов диагностики, индивидуальной, парной и групповой работы, обратной связи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач, А. А. Творчество тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 239 с.

2. Донцов, А. И. Разработка критериев анализа совместной деятельности / А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 61-67.

3. Мусхаджиева, Т.А. Влияние психологической однородности на успешность совместной деятельности тренеров и спортсменов / Т.А. Мусхаджиева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур РФ. - 2013. - № 3 (21). - С. 67-72.

4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте : монография / А. Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. постдипломного пед. образования. - СПб. : [б. и.], 2005. - 344 с.

5. Рокицкий, П. Ф. Биологическая статистика / П. Ф. Рокицкий. - Минск : Высшая школа, 1973. - 320 с.

REFERENCES

1. Derkach, A.A. and Isayev A.A. (1982), Creativity coach, publishing house "FIS", Moscow.

2. Dontsov, A. I., Dubovskaya, E.M. and Ulanovskaya, I.M. (1998), "Development of criteria of the analysis of joint activity", Psychology Questions, No. 2, pp. 61-67.

3. Muskhadzhiyeva, T.A. (2013), "Influence of psychological uniformity on success of joint activity of trainers and athletes", Actual problems of physical and special preparation of power structures of the Russian Federation, No. 3 (21), pp. 67-72.

4. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in sports for children and young people, publishing house "SPbAPO", St. Petersburg.

5. Rokitsky, I.F. (1973), Biological statistics, publishing house "High school", Minsk, Belarus.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2014.

УДК 378

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Анна Алексеевна Паульс, доцент, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Николай Анатольевич Багин, кандидат педагогических наук, профессор, Великолукская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования студентов, зачисленных на первый курс Института международных образовательных программ Политехнического университета. Тестирование было проведено в рамках непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов, проводимого кафедрой физической культуры и адаптации ИМОП с 2008 года. Проведенное исследование показало крайне низкий уровень психологический адаптированности по шкалам третьего и четвертого уровня опросника А.Г. Маклакова «Адаптированность». Полученные результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.