Научная статья на тему 'Результаты изучения знаний студентами физкультурного вуза профессионального бокса'

Результаты изучения знаний студентами физкультурного вуза профессионального бокса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ / ОПРОС СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL BOXING / TRAINING PROCESS IN SPORTS INSTITUTE / POLL OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Микаэлян Сергей Ишханович, Горюнов Анатолий Иванович

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов по различным аспектам профессионального бокса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Микаэлян Сергей Ишханович, Горюнов Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the studying of knowledge by students of sports professional boxing institute

The article presents the results of questionnaire of students on various aspects of professional boxing.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения знаний студентами физкультурного вуза профессионального бокса»

ходимо учитывать вид спорта, специфику тестов и физических нагрузок. Исключительный интерес представляет применение подобного подхода для индивидуального анализа взаимосвязей между тренировочными нагрузками, медико-биологическими показателями и спортивными результатами у выдающихся спортсменов при лонги-тюдных исследованиях на различных этапах годичного цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер, Б.С. К вопросу о непрерывности развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма // Тезисы докладов конференции по вопросам физиологии спорта. - Тбилиси, 1960. - C. 66-69.

2. Фалалеев, А.Г. Стабильность, вариативность, внутри- и межсистемные взаимосвязи двигательных и вегетативных функций при физических нагрузках : авто-реф. дис. ... д-ра биол. наук / Фалалеев А.Г. - Л., 1981. - 41 с.

3. Меерсон, Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Руководство по физиологии. Физиология адаптационных процессов. - М., Наука: 1986. -C. 10-76.

4. Солодков, А.С. Адаптация функциональных систем и физиологические резервы организма // Системные механизмы адаптации и мобилизации функциональных резервов организма в процессе достижения высшего спортивного мастерства. - Л., 1987. - С. 5-12.

5. Фалалеев, А.Г. Электроэнцефалографичекая характеристика стадий формирования двигательного навыка у спортсменов-велосипедистов // Материалы 12 международной научно-практической конференции 26 октября 2007 года «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе». - СПб., 2007. - С. 161-162.

Контактная информация: kaffiz@gup.ru УДК 796.83 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОКСА

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,

Сергей Ишханович Микаэлян, аспирант,

Анатолий Иванович Горюнов, доцент,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов по различным аспектам профессионального бокса

Ключевые слова: профессиональный бокс, процесс обучения в физкультурном вузе, опрос студентов.

RESULTS OF THE STUDYING OF KNOWLEDGE BY STUDENTS OF SPORTS PROFESSIONAL BOXING INSTITUTE

Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Sergey Ishhanovich Mikaeljan, the post-graduate student,

Anatoly Ivanovich Gorjunov, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of questionnaire of students on various aspects of professional

boxing.

Keywords: professional boxing, training process in sports institute, poll of students.

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие спорта высших достижений, в частности профессионального бокса, ставит, наряду с другими, задачи существенного повышения эффективности системы физкультурного образования, подготовки высококвалифицированных специалистов. Одним из условий совершенствования высшего образования является формирование профессиональной компетенции будущих специалистов в области физической культуры и спорта [1,2]. Этот процесс, наряду с другими, обеспечивается в первую очередь учебными дисциплинами специализации. В рамках учебной дисциплины специализации «Теория и методика бокса» вопросы, раскрывающие различные грани профессионального бокса расширили бы профессиональный уровень подготовки специалистов, однако этим проблемам практически не уделяется внимания. Вместе с тем, сфера профессионального бокса все больше расширяется в нашей стране, отечественные боксеры добиваются заметных результатов [3,4].

В данной статье проанализированы результаты изучения отношения студентов, обучающихся на кафедре «Теория и методика бокса» НГУ им. П.Ф.Лесгафта, как к профессиональному боксу, так и к необходимости его преподавания. Для решения этой исследовательской задачи использовался анкетный опрос. В нем приняли участие студенты университета 3, 4 и 5 курсов дневного и 1, 3 и 5 курсов заочного обучения.

Предложенную студентам анкету условно можно разделить на две части: первая содержательная, вторая - сведения о респондентах. Характеристика опрошенных студентов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика контингента студентов, участвовавших в исследовании (%)

Курс Кол-во чел. 1разряд КМС МС МСМК Выступают на ринге Нет

Дневное отделение

3 10 30 30 30 10 50 50

4 11 45,5 45,5 9 - 63,6 36,4

5 14 50 21,4 28,6 - 7,1 92,9

Заочное отделение

1 15 53,3 26,7 20 - 53,3 46,7

3 10 30 70 - - 50 50

5 8 50 37,5 - 12,5 12,5 87,5

Всего 68 44,1 36,8 16,2 2,9 39,7 60,3

В анкету были включены вопросы, отражающие курс, на котором учится студент, его спортивную квалификацию и состояние его спортивной деятельности на момент заполнения анкеты - продолжает ли он выступать на ринге или уже завершил их. Анкетный опрос студентов проводился в 2009 году.

В выборку респондентов вошли студенты разных курсов и отделений обучения, что дает более объективное, репрезентативное представление о генеральной совокупности. Как видно из таблицы больше половины студентов имеют спортивное звание «Кандидат в мастера спорта» и «Мастер спорта». 39,7% респондентов продолжают выступать на ринге. Исходя из приведенных данных, можно сказать, что контингент студентов, участвовавших в анкетном опросе, с точки зрения спортивной деятельности вполне квалифицированный, имеет определенный уровень образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ ответов респондентов по первой части анкеты позволил выявить следующее. Первый вопрос анкеты был связан со знанием студентами даты проведения первого поединка профессиональных боксеров в нашей стране. Эта дата для отечественного профессионального бокса важна, так как с нее началась спортивная деятель-

ность в этом виде спорта. Напомним, что первый поединок профессиональных боксеров в нашей стране состоялся в Москве 20 августа 1989 года [4].

Как показывают результаты опроса (см. табл. 2), подавляющее большинство респондентов не смогли точно назвать дату проведения первого поединка профессиональных боксеров в нашей стране. Точно год этого поединка назвали всего 3 студента. В целом ряде анкет назывались 1990 и 1991 годы, то есть приблизительно студенты ориентировались, когда берет свое начало профессиональный бокс в современной России.

Таблица 2

Степень информированности студентов о дате проведения первого поединка

профессиональных боксеров в нашей стране (%)

Вопрос анкеты Дневное отделение, курс Заочное отделение, курс Суммарные результаты

3 4 5 1 3 5

Правильный ответ - - - 13,3 - 12,5 4,4

Не правильный 100 100 100 86,7 100 87,5 95,6

Следующим в анкете был вопрос, раскрывающий информированность студентов об известных им профессиональных боксерах нашей страны. Респондентам предлагалось назвать до трех фамилий профессиональных боксеров, которых они знают. Подобное знание можно расценить как определенный параметр, фиксирующий интерес студентов к профессиональному боксу.

Из содержания таблицы 3 следует, что все опрошенные студенты в большей или меньшей степени знают боксеров нашей страны, выступающих на профессиональном ринге. В анкете этот вопрос был ограничен тремя фамилиями боксеров, которые могли записать студенты. Сразу заметим, что полученные данные не рассматриваются в исследовании как рейтинг популярности того или иного спортсмена. Еще раз подчеркнем, что в данном случае фиксировался определенный уровень информированности студентов в конкретном вопросе профессионального бокса.

Результаты опроса показали, что из числа опрошенных студентов 85,3% назвали трех известных им профессиональных боксеров нашей страны, двух - 10,3% и фамилию одного боксера 4,4% респондентов. Таким образом, можно заключить, что студенты хорошо информированы о тех боксерах, которые выступают на профессиональном ринге.

Таблица 3

Степень информированности студентов о профессиональных боксерах (%)

Вопрос анкеты Дневное отделение, курс Заочное отделение, курс Суммарные результаты

3 4 5 1 3 5

Российские боксеры

Фамилия 1 боксера - - 7,1 6,7 - 12,5 4,4

Фамилии 2 боксеров - 18,2 7,2 13,3 10 12,5 10,3

Фамилии 3 боксеров 100 81,8 85,7 80 90 75 85,3

Не назвали - - - - - - -

Зарубежные боксеры

Фамилия 1 боксера - 9,1 7,1 - - - 2,9

Фамилии 2 боксеров - 18,2 14,3 13,3 30 - 13,2

Фамилии 3 боксеров 100 72,7 78,6 86,7 70 87,5 82,4

Не назвали - - - - - 12,5 1,5

Всего респондентами было названо 26 фамилий боксеров. Наиболее часто респонденты называли Николая Валуева - 69,1% опрошенных студентов, Александра По-веткина - 42,6%, а также Константина Цзю и Романа Кармазина - по 33,8%. В первую десятку названных отечественных профессиональных боксеров вошли Олег Москаев -25%; Дмитрий Кириллов - 17,6%; Денис Бахтов - 11,8%; Александр Котлабай - 5,6%.

В анкетах были приведены фамилии таких известных боксеров как Валерий Брудов, Виктор Аганов, Максим Нестеренко, Вячеслав Яковлев и другие. Некоторые

фамилии включены студентами ошибочно, так как они не были профессиональными спортсменами, например, Валерий Попенченко.

Наряду с отечественными боксерами респондентам предлагалось назвать фамилии зарубежных спортсменов, выступающих на профессиональном ринге. Студенты в этом вопросе проявили хорошую осведомленность. Фамилии трех боксеров назвали 82,4% респондентов, двух - 13,2% и одного боксера - 2,9%. Ни одного боксера не смог назвать, только один респондент.

Список названных зарубежных профессиональных боксеров возглавляет Майкл Тайсон. Его фамилию назвали - 58,8% респондентов. Вторым по количеству набранных ответов оказался Рой Джонс - 45,6% и третьим легендарный Мохаммед Али -26,5%.

Всего в ответах респондентов было названы фамилии 36 зарубежных профессиональных боксеров. Среди них такие известные боксеры как Оскар Де Ла Хойя и Эвандер Холифилд (оба боксера были названы 14,7% респондентами), Леннокс Льюис, братья Кличко (по 13,2%), Флойд Мейвезер (5,9%). Кроме них в анкетах были приведены фамилии не менее известных зарубежных боксеров - Джон Руис, Руслан Чагаев, Крис Берд, Артур Абрахам и др.

Больше половины из названных боксеров получили один или два голоса, тем не менее, студентов что-то прельщало в этих спортсменах, если они сделали такой выбор, тем более что некоторые из них были чемпионами мира по версиям различных международных боксерских организаций. Иностранных боксеров было названо больше, что вполне естественно, поскольку профессиональный бокс за рубежом существует давно и во многих странах, следовательно, и классных боксеров там больше.

Подводя итог анализа ответов на данный вопрос можно заключить следующее. Студенты знают фамилии боксеров, которые выступают на ринге в настоящее время или выступали раньше. Можно предположить, что свой выбор они сделали как по результатам успешных выступлений боксеров на ринге, так и под влиянием средств массовой информации, прежде всего телевидения. Однако этот аспект требует отдельного изучения.

И, наконец, еще один вопрос анкеты, ответы на который показывают информированность студентов, специализирующихся по кафедре «Теория и методика бокса», в важном аспекте профессионального бокса. Респондентам предлагалось назвать известные им отличия между любительским и профессиональным боксом.

В анкете надо было назвать от 3-х и более отличий между любительским и профессиональным боксом. В таблице 4 приведены результаты исследования. Как следует из таблицы, не назвали ни одного отличия всего два студента. Остальные проявили в этом вопросе определенную осведомленность.

Таблица 4

Основные отличия, названные студентами, между любительским и профессиональным боксом (%) __________

Кол-во названных отличий Дневное отделение, курс Заочное отделение, курс Суммарные результаты

3 4 5 1 3 5

1 отличие - - 7,1 6,7 - - 2,9

2 отличия 20 36,4 14,3 13,3 30 - 19,2

3 отличия 80 63,7 71,5 80 60 100 75

Не назвали - - 7,1 - 10 - 2,9

75% респондентов назвали три отличия между любительским и профессиональным боксом. 19,2% указали два отличия и 2,9% - одно.

Проанализированные ответы респондентов были нами сгруппированы, после чего получилось пять основных групп названных отличий между любительским и профессиональным боксом: 1. Отличие в экипировке боксеров (отсутствие у профессиональных боксеров шлема, обнаженный торс, различия в перчатках). 2. Отличия в правилах проведения боев. 3. Различия в судействе поединков. 4. Различия в количест-

ве раундов и их продолжительности. 5. Различия в финансовом обеспечении.

Нужно отметить, что свободные ответы на рассматриваемый вопрос, были не полные, практически не раскрывали сути отличий, которые были только обозначены. Хотя даже по таким ответам можно судить, что студенты имеют достаточно четкое представление о том, чем отличается любительский от профессионального бокса.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что студенты были единодушны в своих оценках, характеризуя практически только отличия в соревновательной деятельности боксеров. За рамками ответов остались вопросы организационноуправленческие, педагогические (связанные в первую очередь с тренировочным процессом), психологические, медицинского и страхового обеспечения, менеджерского и др.

Следует заметить, что в ряде ответов респондентов эти аспекты отличий были названы. На наш взгляд, отмеченные студентами отличия по этим вопросам целесообразно здесь раскрыть. Так, например, в одной анкете было указано такое отличие как «подготовка к конкретному сопернику». Действительно, профессиональные боксеры, как правило, заранее знают своих соперников и целенаправленно готовятся к поединку именно с ним.

В другой анкете респондент указал на такое отличие как разная мотивация у боксеров, в первую очередь, связанная с призовыми вознаграждениями. Другой студент считает, что отличие профессионального и любительского бокса заключается в большей жесткости и скорости действий боксеров во время поединков профессионалов.

Два респондента обратили внимание на большую зрелищность соревнований профессиональных боксеров, а два других - назвали эти соревнования «шоу». И, наконец, в одной анкете респондент видит отличие в различном менеджменте.

Таким образом, подводя итоги результатов анкетного опроса студентов по первой части анкеты, можно заключить следующее. Во-первых, студенты имеют общее представление о профессиональном боксе. Во-вторых, им знакомы определенные факты из прошлого и настоящего этого вида спорта. В-третьих, студенты четко представляют отличия в спортивной сущности любительского и профессионального бокса.

Вместе с тем, как представляется, студентам для расширения профессионального кругозора пригодились бы более глубокие и разносторонние знания в системе профессионального бокса.

В этой связи важно было узнать, как студенты относятся к включению в учебный процесс курса по профессиональному боксу. Поэтому в анкете респондентам был предложен вопрос о необходимости включения спецкурса на кафедре «Теория и методика бокса» о профессиональном боксе. Полученные в результате опроса данные приведены в таблице 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы, 55,9% респондентов считают, что такой спецкурс нужен. Затруднились ответить почти треть опрошенных студентов - 29,4%, а 14,7% респондентов полагают, что такой спецкурс не нужен.

Обращает на себя внимание то, что если студенты дневного отделения к старшим курсам все больше убеждаются в необходимости спецкурса, то студенты заочного отделения, наоборот. К старшим курсам процент этих студентов, считающих необходимость спецкурса, уменьшается. Тем не менее, в целом большинство студентов считают, что им нужен указанный спецкурс.

Таблица 5

Необходимость спецкурса Дневное отделение, курс Заочное отделение, курс Суммарные результаты

3 4 5 1 3 5

Нужен - 54,5 78,6 60 70 62,5 55,9

затрудняюсь ответить 30 36,4 21,4 33,3 30 25 29,4

Нет, не нужен 70 9,1 - 6,7 - 12,5 14,7

Обоснование необходимости для студентов рассматриваемой специализации спецкурса о профессиональном боксе строится на следующих суждениях. Знакомство с теоретическими основами профессионального бокса следует рассматривать, прежде всего, как расширение профессиональной компетенции будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты, принявшие участие в опросе, показали определенный уровень знаний о профессиональном боксе. Однако существуют проблемы по расширению области знаний в сфере профессионального бокса. В то же время они считают, что необходимо разработать и внедрить спецкурс о профессиональном боксе. В настоящее время такое учебное пособие подготовлено и издано [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, А.А. Горелов, В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Е.А. Лосин, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 2-5.

2. Бордовский, Г.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Бордовский Г.А., Митин Е.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 23-29.

3. Бокс : энциклопедия / сост. Тараторин Н.Н. - М. : Терра Спорт, 1998. - 320

с.

4. Микаэлян, В.В. Некоторые результаты становления профессионального бокса : организационный аспект / В.В. Микаэлян, С.И. Микаэлян // IV Международный Конгресс «Человек. Спорт. Здоровье». - СПб., 2009. - С. 69-70.

5. Горюнов, А.И. Профессиональный и любительский бокс : история возникновения, развития и сравнительный анализ : учеб. пособие / А.И. Горюнов. - СПб. : [б.и.], 2010. - 112 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

УДК 796.56

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Наталья Александровна Чернова, соискатель,

Ульяновский государственный технический университет,

г. Ульяновск

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования. В процессе педагогического эксперимента подтверждена высокая эффективность применения данной модели.

Ключевые слова: физическая культура, рефлексия, спортивное ориентирование, студенты.

STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF THE REFLECTION AT STUDENTS WITH USAGE OF SPORTS ORIENTATION

Natalia Aleksandrovna Chernova, the competitor,

The Ulyanovsk State Technical University

Annotation

The work presents the results of the conducted research on development of structurally func-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.