Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности'

Оценка эффективности реализации модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / REHABILITATION / PHYSICAL TRAINING / REHABILITATING PHYSICAL EDUCATION / TEACHING PROCESS / MODEL / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайник В. Л., Тюкин В. Г.

В статье описывается модель формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности, анализируются результаты экспериментальной работы по выявлению эффективности данной модели и соответствующей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайник В. Л., Тюкин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL FND TECHNOLOGY THAT FORMS READINESS OF CADETS OF THE INTERIOR TO USE MEANS AND METHODS OF REHABILITATING OF PHYSICAL TRAINING IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

The model that forms readiness of cadets of the Interior to use means and methods of rehabilitating physical training in professional activities is described in the article. There is also the analysis of results of experimental work that identifies the effectiveness of the model and the related technology.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности»

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: kraynikviktor@mail.ru; В.Г. Тюкин, преп. каф. тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описывается модель формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности, анализируются результаты экспериментальной работы по выявлению эффективности данной модели и соответствующей технологии.

Ключевые слова: реабилитация, физическая культура, реабилитационная физическая культура, педагогический процесс, модель, технология.

В современном российском обществе в последние годы происходят постоянные экономические и социальные изменения. Реформирование общества сопровождается трансформациями во всех его подсистемах. На данном фоне некоторые из контролирующих систем общества становятся ослабленными. В этой связи наблюдается процесс интенсификации преступности, сопровождаемый усилением ее профессионализма, организованности и вооруженности.

Отмеченные тенденции обострения криминальной обстановки в совокупности с локальными боевыми действиями, а также с напряженностью социально-экономических отношений негативно сказываются на выполнении сотрудниками органов внутренних дел служебных и профессиональных обязанностей, способствуя возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний, снижая функциональные резервы организма сотрудников, вплоть до их полного истощения.

Подобные условия определяют высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их физической подготовленности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Однако длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели, ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к личностным качествам, обусловливающим готовность сотрудников использовать средства и методы реабилитации.

В настоящее время курсантов вузов МВД РФ готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. Однако имеющиеся образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.

Недостаточная организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса в вузах МВД РФ в рассматриваемом направлении актуализировала необходимость выявления эффективности практической реализации в условиях данного процесса модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Анализ научных взглядов на содержание понятия «реабилитация» [1; 2; 3 и др.], а также теоретический анализ феномена, средств и методов реабилитационной физической культуры позволяют сделать вывод о том, что обеспечить формирование готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры (РФК) в профессиональной деятельности можно, создав соответствующую систему мер, реализуемую в образовательном процессе вузов МВД РФ и спроектированную по специально разработанному образцу - модели (рис. 1).

В целом, данная модель позволяет конкретизировать, какие изменения и в какой степени произошли в уровнях готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и мето-

дов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Уровни готовности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности:

1. Низкий уровень - неясное, расплывчатое представление о средствах и методах РФК, обладание минимальным набором действий, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Слабая и неустойчивая мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом не включена в личностную систему ценностей, ценности физического и психического здоровья предстают в теоретическом, идеальном виде как абстрактные понятия безотносительно к реальной ситуации будущей профессиональной деятельности. Методика самодиагностики использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности не отработана, оценка своего физического и психического состояния носит бессистемный и нерегулярный характер, получаемая при этом информация не анализируется и практические не используется для управления собственным физическим и психологическим состоянием.

2. Средний уровень - знание о средствах и методах РФК, обладание набором умений и навыков, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Присутствует мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом включена в личностную систему ценностей, ценности физического и психического здоровья рассматриваются в соответствии с контекстом (спецификой) будущей профессиональной деятельности, так как выступают в качестве мотивов, целей, которые побуждают и к которым стремится курсант. Отработана методика самодиагностики использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности, периодически осуществляется оценка своего физического и психического состояния, полученные результаты являются предметом самоанализа и используются для коррекции собственного физического и психологического состояния.

3. Высокий уровень - четкое и правильное представление о средствах и методах РФК, владение комплексом умений и навыков, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Высокая мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития, необходимость формирования готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности становится одной из ведущих ценностно-смысловых установок личности. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом включена в систему профессиональных ценностей, ценности физического и психического здоровья рассматриваются в тесной связи с контекстом (спецификой) будущей профессиональной деятельности, выступают в качестве ее мотивов, целей. Высокая рефлексивность в области использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности,

Соц. Заказ |--------^ Образовательный стандарт МВД РФ

______________________________________________________________________________1_______________________________________

Цель:

Формирование готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной

деятельности.

Задачи:

- ценностная ориентация личности на овладение совокупностью ценностей РФК и совокупностью ценностей общественного опыта, связанных с образовательной и профессиональной деятельностью;

- формирование у курсантов вузов МВД РФ теоретической подготовленности;

- оптимальное физическое развитие;

- создание основ психического здоровья.

I

Мотивационно-ценностный Блок Содержательно-операционный Блок Рефлексивный Блок

Формирование положительного отношения к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности, создание высокой личной заинтересованности курсантов в повышении подготовки Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта практической деятельности, овладение которыми обеспечивает использование курсантами средств и методов РФК в своей профессиональной деятельности, а также способствует саморазвитию человека в целом Использование способности мониторинга физического состояния, использование информации для управления физическим и психологическим состоянием

1

Педагогические условия формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

Формирование интереса к реабилитационной физической культуре Установление в процессе физкультурной деятельности субъект-субъектных отношений между курсантами и преподавателями Структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода

Критерии определения уровня готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности:

- мотивированность (сила и устойчивость мотивации, личностно значимая направленность на использование средств и методов РФК в профессиональной деятельности, доминанта внутренней мотивации);

- ценностные ориентации (ориентация личности на овладение совокупностью ценностей РФК, место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности);

- когнитивность (познавательная активность, компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере РФК);

- рефлексивность (умение объективной оценки своих действиям в процессе разработки и реализации индивидуальных

программ РФК, анализа полученных результатов и последующей коррекции исходных установок)._______________________________

Результат - готовность курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

А

Уровни готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

Низкий Средний Высокий

Рис. 1. Модель процесса формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности деятельности после практической реализации модели

систематический самоанализ своего физического и психического состояния, полученные результаты используются для нахождения новых путей совершенствования собственного физического и психологического состояния.

Для апробации разработанной модели проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 180 испытуемых - курсанты старших курсов Барнаульского юридического института МВД РФ, 90 из которых составили экспериментальную группу (ЭГ), оставшиеся 90 - контрольную группу (КГ).

Цель педагогического эксперимента - проверить эффективность реализации педагогических условий формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Программа проведения эксперимента предусматривала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий эксперимент решал задачу изучения текущего уровня готовности курсантов вузов МВД Рф к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Было важно исследовать содержание мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов формирования готовности курсантов вузов МВД РФ

к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности, выявив специфику данных компонентов посредством определения основных показателей критериев уровня готовности курсантов (мотивированности, ценностных ориентаций, когнитивности, рефлексивности).

При этом использовался следующий диагностический инструментарий:

1. Для выявления мотивированности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности (показатель - доминирующие мотивационные тенденции) использовался адаптированный к специфике проводимого исследования тест-опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.

2. Для выявления ценностных ориентаций курсантов (показатель - место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности) использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Тест смысло-жизнен-ных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым.

3. Для выявления когнитивности курсантов (показатель -компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере РФК) использовалась анкета, направленная на определение отноше-

Констатирующий Контрольный этап Констатирующий Контрольный этап

этап

этап

ЭГ

КГ

Уровень готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Рис. 2. Изменения в уровнях готовности испытуемых ЭГ и КГ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в % по группам)

ния курсантов к РФК, понимание ее значимости в профессиональной деятельности.

4. Для выявления рефлексивности курсантов (показатель -умение объективной оценки своих действий, анализа полученных результатов и последующей коррекции исходных установок) использовалась методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство курсантов (61,1% Эг и 56,7% КГ) характеризуются низкими показателями уровня готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.

Повышение уровня искомой готовности было обеспечено путем реализации на формирующем этапе исследования разработанной модели и адекватной ей технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности на основе комплекса педагогических условий, отраженных в модели (рис. 1).

Технология «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» предусматривала решение следующих задач:

1. Изучение социальных аспектов и естественнонаучных основ РФК.

2. Ознакомление с предметом, методами, системой, принципами, основными понятиями РФК.

3. Формирование современного представления о здоровье и его компонентах, факторах, влияющих на формирование, сохранение и укрепление здоровья в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

4. Осознание своей ответственности за формирование, сохранение и укрепление здоровья.

5. Демонстрация важности индивидуального подхода в физическом развитии и реабилитации человека.

6. Овладение навыками оценки физического развития человека.

7. Овладение навыками оценки нервно-психического статуса человека.

8. Овладение навыками оценки уровня здоровья человека.

9. Ознакомление с основными системами реабилитации.

10. Формирование знаний и практических навыков РФК.

Практическая работа по организации педагогических условий в ходе реализации технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности предполагала прохождение трех последовательных и преемственных этапов, хронологически отражающих изменения педагогических условий формирования готовности курсантов: начальном, основном, заключительном. На каждом из этапов была поставлена цель, определены задачи, предложены средства и методы их достижения и решения.

Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу об эффективности разработанных и реализованных модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.

Анализ полученных результатов, оцениваемый с использованием методик, которые применялись на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, позволил зафиксировать следующие изменения, произошедшие в содержании мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.

Во-первых, изменились показатели, характеризующие доминирующие мотивационные тенденции испытуемых: отмечено повышение доли мотивационных стремлений к проявлению общей активности и заботы о собственном жизнеобеспечении в структуре внутренней мотивации личности, на 16,8% повысилось количество испытуемых ЭГ с гармоничным мотивационным профилем.

Во-вторых, изменились показатели, характеризующие место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности: на первые места в структуре терминальных ценностей испытуемых ЭГ выдвинулись такие ценности, как здоровье и развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). В структуре инструментальных ценностей более высокие места заняли самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других.

На 6,6% и 6,7% повысились показатели среднего и высокого уровня сформированности смысло-жизненных ориентаций испытуемых ЭГ

В-третьих, изменились показатели, характеризующие компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере реабилитационной физической культуры: после реализации в экспериментальной группе рассматриваемой технологии знания и практические навыки РФК в своей профессиональной деятельности стали использоваться практически каждым из курсантов ЭГ.

Наконец, изменились показатели, характеризующие умение объективной оценки своих действий, анализа полученных результатов и последующей коррекции: на 18,8% и 9% соответственно повысилось количество испытуемых ЭГ со средним и высоким уровнями развития рефлексивности.

В целом же, контрольный этап исследования показал, что включение в процесс обучения рассматриваемой технологии позволило повысить уровень готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности у курсантов ЭГ (рис. 2).

Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 6,6% (с 8,9% до 15,5%), со средним - на 26,8% (с 30% до 56,8%), с низким - понизилось на 33,4% (с 61,1% до 27,7%), при этом показатели курсантов КГ остались неизменными.

Библиографический список

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют рекомендовать разработанные модель и технологию формирования готовности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности для использования в образовательной практике вузов МВД РФ.

1. Калмыков, А.А. Адаптационные возможности человека и задача социально-экологической реабилитации // Вестник экологического образования. - 2001. - № 12.

2. Рогачева, Т. В. Содержательные компоненты понятия «реабилитация» // Молодое поколение в современном обществе: процессы социализации, адаптации и реабилитации: сб. науч. статей. - Пермь, 2003.

3. Фельдман, Д.М. Реабилитация: археология понятия // Вестник СГУ. - 2010. - № 5.

Bibliography

1. Kalmihkov, A.A. Adaptacionnihe vozmozhnosti cheloveka i zadacha socialjno-ehkologicheskoyj reabilitacii // Vestnik ehkologicheskogo obrazovaniya. - 2001. - № 12.

2. Rogacheva, T.V. Soderzhateljnihe komponentih ponyatiya «reabilitaciya» // Molodoe pokolenie v sovremennom obthestve: processih socializacii, adaptacii i reabilitacii: sb. nauch. stateyj. - Permj, 2003.

3. Feljdman, D.M. Reabilitaciya: arkheologiya ponyatiya // Vestnik SGU. - 2010. - № 5.

Статья поступила в редакцию 20.07.13

УДК 37.02.+372.881.161.1

Kulaeva G.M. METHODICAL MODEL OF FORMATION BY PUPILS OF 5 - 11 CLASSES LANGUISTIC AESTHETIC IDEAL. Article dedicate of description of methodical model of formation by pupils 5-11 classes of languistic aesthetic ideal in process of teaching Russiuan Language, uncovered blocks of conceptual model.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: languistic aesthetic ideal, aesthetic cognition russiuan language, aesthetic speech activity, aesthetic students s attitude to Russiuan Language.

Г.М. Кулаева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ

ВПО «Оренбургский гос. педагогический университет», г. Оренбург, Е-mail: galina-kulaeva@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ ЯЗЫКОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Статья посвящена описанию методической модели формирования у школьников 5-11 классов представления о языковом эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку содержательно раскрыты целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативный блоки концептуальной модели.

Ключевые слова: языковой эстетический идеал, эстетическое познание русского языка, эстетическая речевая деятельность, эстетическое отношение учащихся к русскому языку.

Необходимость решения вопроса воспитания у школьников уважительного отношения к родному русскому языку в контексте ФГОС второго поколения, безусловно, усиливает значимость аксиологического подхода в обучении русскому языку в средней школе. Пути формирования положительного уважительного ценностного отношения к родному языку отражены в трудах уче-ных-методистов М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Т.К. Донской, РБ. Сабаткоева, А.Д. Дейкиной, Т.Н. Волковой и их последователей [1].

Одной из магистральных линий учебной работы, реализующей ценностный подход в обучении русскому языку, следует признать формирование у школьников представления о языковом эстетическом идеале. Под языковым эстетическим идеалом мы понимаем совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, о совершенной (идеальной) речи, с позиций которых оценивается степень совершенства /несовершенства созданного или создаваемого речевого высказывания [2, с. 5]. Сформиро-ванность представлений языкового эстетического идеала позволит говорить об осознании учащимися эстетической ценности русского языка, выдвигаемой в Примерных программах по русскому языку как личностный результат овладения учащимся русским языком.

Развитие представлений учащихся о языковом эстетическом идеале зависит, во-первых, от наличия у них субъективного эстетического опыта, во-вторых, от имеющихся интуитивных представлений об эстетическом потенциале языка и речи, в-третьих, от правильной и эффективной организации речевой деятельности на уроках, наконец, от уровня воспитанного у школьников эстетического отношения к русскому языку.

Исходя из этого, нами были определены три стержневые линии учебной работы: 1) эстетическое познание языка и речи; 2) организация эстетической речевой деятельности (эстетическое восприятие, выразительное чтение, оценка, создание собственных высказываний с учетом эстетических критериев, осуществление эстетического речевого контроля над собственной речью); 3) формирование эстетического отношения учащихся к русскому языку.

Разработка научной концепции формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале при обучении русскому языку с 5 по 11 классы связана с созданием методической модели. Структурными основаниями модели являются блоки: целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный (таблица 1).

Целевой блок модели определялся в соответствии с идеей о трехкомпонентной модели целей образования: цель - идеал, цель-средство, цель-субъект [3]. Представления учащихся о языковом эстетическом идеале как повышение языковой, культуро-ведческой и лингвоэстетической компетенции на уроках русского языка определяем как стратегическую цель (цель - идеал).

В реализации содержательного блока осуществлялся поиск оптимальной модели формирования у школьников представлений об эстетической ценности русского языка и речи. Существование двух концентров - 5-9 классы и 10-11 классы и соответственно разных подходов к изучению русского языка в основной и старшей школе позволяет говорить о возможности создания двух моделей обучения, определяющих траекторию и поиск конкретных методических решений. Поскольку содержание школьного курса русского языка в 5-9 классах связано с изучением языковой системы, разделов науки о языке и обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.