В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]; В.Г. Тюкин, преп. каф. тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описывается модель формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности, анализируются результаты экспериментальной работы по выявлению эффективности данной модели и соответствующей технологии.
Ключевые слова: реабилитация, физическая культура, реабилитационная физическая культура, педагогический процесс, модель, технология.
В современном российском обществе в последние годы происходят постоянные экономические и социальные изменения. Реформирование общества сопровождается трансформациями во всех его подсистемах. На данном фоне некоторые из контролирующих систем общества становятся ослабленными. В этой связи наблюдается процесс интенсификации преступности, сопровождаемый усилением ее профессионализма, организованности и вооруженности.
Отмеченные тенденции обострения криминальной обстановки в совокупности с локальными боевыми действиями, а также с напряженностью социально-экономических отношений негативно сказываются на выполнении сотрудниками органов внутренних дел служебных и профессиональных обязанностей, способствуя возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний, снижая функциональные резервы организма сотрудников, вплоть до их полного истощения.
Подобные условия определяют высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их физической подготовленности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Однако длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели, ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к личностным качествам, обусловливающим готовность сотрудников использовать средства и методы реабилитации.
В настоящее время курсантов вузов МВД РФ готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. Однако имеющиеся образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.
Недостаточная организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса в вузах МВД РФ в рассматриваемом направлении актуализировала необходимость выявления эффективности практической реализации в условиях данного процесса модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.
Анализ научных взглядов на содержание понятия «реабилитация» [1; 2; 3 и др.], а также теоретический анализ феномена, средств и методов реабилитационной физической культуры позволяют сделать вывод о том, что обеспечить формирование готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры (РФК) в профессиональной деятельности можно, создав соответствующую систему мер, реализуемую в образовательном процессе вузов МВД РФ и спроектированную по специально разработанному образцу - модели (рис. 1).
В целом, данная модель позволяет конкретизировать, какие изменения и в какой степени произошли в уровнях готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и мето-
дов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.
Уровни готовности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности:
1. Низкий уровень - неясное, расплывчатое представление о средствах и методах РФК, обладание минимальным набором действий, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Слабая и неустойчивая мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом не включена в личностную систему ценностей, ценности физического и психического здоровья предстают в теоретическом, идеальном виде как абстрактные понятия безотносительно к реальной ситуации будущей профессиональной деятельности. Методика самодиагностики использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности не отработана, оценка своего физического и психического состояния носит бессистемный и нерегулярный характер, получаемая при этом информация не анализируется и практические не используется для управления собственным физическим и психологическим состоянием.
2. Средний уровень - знание о средствах и методах РФК, обладание набором умений и навыков, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Присутствует мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом включена в личностную систему ценностей, ценности физического и психического здоровья рассматриваются в соответствии с контекстом (спецификой) будущей профессиональной деятельности, так как выступают в качестве мотивов, целей, которые побуждают и к которым стремится курсант. Отработана методика самодиагностики использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности, периодически осуществляется оценка своего физического и психического состояния, полученные результаты являются предметом самоанализа и используются для коррекции собственного физического и психологического состояния.
3. Высокий уровень - четкое и правильное представление о средствах и методах РФК, владение комплексом умений и навыков, необходимых для использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Высокая мотивация к овладению навыками и знаниями в области использования средств и методов РФК в процессе профессионального саморазвития, необходимость формирования готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности становится одной из ведущих ценностно-смысловых установок личности. Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом включена в систему профессиональных ценностей, ценности физического и психического здоровья рассматриваются в тесной связи с контекстом (спецификой) будущей профессиональной деятельности, выступают в качестве ее мотивов, целей. Высокая рефлексивность в области использования средств и методов РФК в профессиональной деятельности,
Соц. Заказ |--------^ Образовательный стандарт МВД РФ
______________________________________________________________________________1_______________________________________
Цель:
Формирование готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной
деятельности.
Задачи:
- ценностная ориентация личности на овладение совокупностью ценностей РФК и совокупностью ценностей общественного опыта, связанных с образовательной и профессиональной деятельностью;
- формирование у курсантов вузов МВД РФ теоретической подготовленности;
- оптимальное физическое развитие;
- создание основ психического здоровья.
I
Мотивационно-ценностный Блок Содержательно-операционный Блок Рефлексивный Блок
Формирование положительного отношения к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности, создание высокой личной заинтересованности курсантов в повышении подготовки Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта практической деятельности, овладение которыми обеспечивает использование курсантами средств и методов РФК в своей профессиональной деятельности, а также способствует саморазвитию человека в целом Использование способности мониторинга физического состояния, использование информации для управления физическим и психологическим состоянием
1
Педагогические условия формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности
Формирование интереса к реабилитационной физической культуре Установление в процессе физкультурной деятельности субъект-субъектных отношений между курсантами и преподавателями Структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода
Критерии определения уровня готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности:
- мотивированность (сила и устойчивость мотивации, личностно значимая направленность на использование средств и методов РФК в профессиональной деятельности, доминанта внутренней мотивации);
- ценностные ориентации (ориентация личности на овладение совокупностью ценностей РФК, место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности);
- когнитивность (познавательная активность, компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере РФК);
- рефлексивность (умение объективной оценки своих действиям в процессе разработки и реализации индивидуальных
программ РФК, анализа полученных результатов и последующей коррекции исходных установок)._______________________________
Результат - готовность курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности
А
Уровни готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности
Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Модель процесса формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности деятельности после практической реализации модели
систематический самоанализ своего физического и психического состояния, полученные результаты используются для нахождения новых путей совершенствования собственного физического и психологического состояния.
Для апробации разработанной модели проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 180 испытуемых - курсанты старших курсов Барнаульского юридического института МВД РФ, 90 из которых составили экспериментальную группу (ЭГ), оставшиеся 90 - контрольную группу (КГ).
Цель педагогического эксперимента - проверить эффективность реализации педагогических условий формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.
Программа проведения эксперимента предусматривала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий эксперимент решал задачу изучения текущего уровня готовности курсантов вузов МВД Рф к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности. Было важно исследовать содержание мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов формирования готовности курсантов вузов МВД РФ
к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности, выявив специфику данных компонентов посредством определения основных показателей критериев уровня готовности курсантов (мотивированности, ценностных ориентаций, когнитивности, рефлексивности).
При этом использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Для выявления мотивированности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности (показатель - доминирующие мотивационные тенденции) использовался адаптированный к специфике проводимого исследования тест-опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.
2. Для выявления ценностных ориентаций курсантов (показатель - место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности) использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Тест смысло-жизнен-ных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым.
3. Для выявления когнитивности курсантов (показатель -компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере РФК) использовалась анкета, направленная на определение отноше-
Констатирующий Контрольный этап Констатирующий Контрольный этап
этап
этап
ЭГ
КГ
Уровень готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рис. 2. Изменения в уровнях готовности испытуемых ЭГ и КГ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в % по группам)
ния курсантов к РФК, понимание ее значимости в профессиональной деятельности.
4. Для выявления рефлексивности курсантов (показатель -умение объективной оценки своих действий, анализа полученных результатов и последующей коррекции исходных установок) использовалась методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство курсантов (61,1% Эг и 56,7% КГ) характеризуются низкими показателями уровня готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.
Повышение уровня искомой готовности было обеспечено путем реализации на формирующем этапе исследования разработанной модели и адекватной ей технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности на основе комплекса педагогических условий, отраженных в модели (рис. 1).
Технология «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» предусматривала решение следующих задач:
1. Изучение социальных аспектов и естественнонаучных основ РФК.
2. Ознакомление с предметом, методами, системой, принципами, основными понятиями РФК.
3. Формирование современного представления о здоровье и его компонентах, факторах, влияющих на формирование, сохранение и укрепление здоровья в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
4. Осознание своей ответственности за формирование, сохранение и укрепление здоровья.
5. Демонстрация важности индивидуального подхода в физическом развитии и реабилитации человека.
6. Овладение навыками оценки физического развития человека.
7. Овладение навыками оценки нервно-психического статуса человека.
8. Овладение навыками оценки уровня здоровья человека.
9. Ознакомление с основными системами реабилитации.
10. Формирование знаний и практических навыков РФК.
Практическая работа по организации педагогических условий в ходе реализации технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности предполагала прохождение трех последовательных и преемственных этапов, хронологически отражающих изменения педагогических условий формирования готовности курсантов: начальном, основном, заключительном. На каждом из этапов была поставлена цель, определены задачи, предложены средства и методы их достижения и решения.
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу об эффективности разработанных и реализованных модели и технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.
Анализ полученных результатов, оцениваемый с использованием методик, которые применялись на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, позволил зафиксировать следующие изменения, произошедшие в содержании мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности.
Во-первых, изменились показатели, характеризующие доминирующие мотивационные тенденции испытуемых: отмечено повышение доли мотивационных стремлений к проявлению общей активности и заботы о собственном жизнеобеспечении в структуре внутренней мотивации личности, на 16,8% повысилось количество испытуемых ЭГ с гармоничным мотивационным профилем.
Во-вторых, изменились показатели, характеризующие место ценностей физического и психического здоровья в иерархии ценностей личности: на первые места в структуре терминальных ценностей испытуемых ЭГ выдвинулись такие ценности, как здоровье и развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). В структуре инструментальных ценностей более высокие места заняли самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других.
На 6,6% и 6,7% повысились показатели среднего и высокого уровня сформированности смысло-жизненных ориентаций испытуемых ЭГ
В-третьих, изменились показатели, характеризующие компетентность в области знаний, умений, навыков в сфере реабилитационной физической культуры: после реализации в экспериментальной группе рассматриваемой технологии знания и практические навыки РФК в своей профессиональной деятельности стали использоваться практически каждым из курсантов ЭГ.
Наконец, изменились показатели, характеризующие умение объективной оценки своих действий, анализа полученных результатов и последующей коррекции: на 18,8% и 9% соответственно повысилось количество испытуемых ЭГ со средним и высоким уровнями развития рефлексивности.
В целом же, контрольный этап исследования показал, что включение в процесс обучения рассматриваемой технологии позволило повысить уровень готовности к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности у курсантов ЭГ (рис. 2).
Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 6,6% (с 8,9% до 15,5%), со средним - на 26,8% (с 30% до 56,8%), с низким - понизилось на 33,4% (с 61,1% до 27,7%), при этом показатели курсантов КГ остались неизменными.
Библиографический список
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют рекомендовать разработанные модель и технологию формирования готовности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности для использования в образовательной практике вузов МВД РФ.
1. Калмыков, А.А. Адаптационные возможности человека и задача социально-экологической реабилитации // Вестник экологического образования. - 2001. - № 12.
2. Рогачева, Т. В. Содержательные компоненты понятия «реабилитация» // Молодое поколение в современном обществе: процессы социализации, адаптации и реабилитации: сб. науч. статей. - Пермь, 2003.
3. Фельдман, Д.М. Реабилитация: археология понятия // Вестник СГУ. - 2010. - № 5.
Bibliography
1. Kalmihkov, A.A. Adaptacionnihe vozmozhnosti cheloveka i zadacha socialjno-ehkologicheskoyj reabilitacii // Vestnik ehkologicheskogo obrazovaniya. - 2001. - № 12.
2. Rogacheva, T.V. Soderzhateljnihe komponentih ponyatiya «reabilitaciya» // Molodoe pokolenie v sovremennom obthestve: processih socializacii, adaptacii i reabilitacii: sb. nauch. stateyj. - Permj, 2003.
3. Feljdman, D.M. Reabilitaciya: arkheologiya ponyatiya // Vestnik SGU. - 2010. - № 5.
Статья поступила в редакцию 20.07.13
УДК 37.02.+372.881.161.1
Kulaeva G.M. METHODICAL MODEL OF FORMATION BY PUPILS OF 5 - 11 CLASSES LANGUISTIC AESTHETIC IDEAL. Article dedicate of description of methodical model of formation by pupils 5-11 classes of languistic aesthetic ideal in process of teaching Russiuan Language, uncovered blocks of conceptual model.
Key words: languistic aesthetic ideal, aesthetic cognition russiuan language, aesthetic speech activity, aesthetic students s attitude to Russiuan Language.
Г.М. Кулаева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ
ВПО «Оренбургский гос. педагогический университет», г. Оренбург, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ ЯЗЫКОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА
Статья посвящена описанию методической модели формирования у школьников 5-11 классов представления о языковом эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку содержательно раскрыты целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативный блоки концептуальной модели.
Ключевые слова: языковой эстетический идеал, эстетическое познание русского языка, эстетическая речевая деятельность, эстетическое отношение учащихся к русскому языку.
Необходимость решения вопроса воспитания у школьников уважительного отношения к родному русскому языку в контексте ФГОС второго поколения, безусловно, усиливает значимость аксиологического подхода в обучении русскому языку в средней школе. Пути формирования положительного уважительного ценностного отношения к родному языку отражены в трудах уче-ных-методистов М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Т.К. Донской, РБ. Сабаткоева, А.Д. Дейкиной, Т.Н. Волковой и их последователей [1].
Одной из магистральных линий учебной работы, реализующей ценностный подход в обучении русскому языку, следует признать формирование у школьников представления о языковом эстетическом идеале. Под языковым эстетическим идеалом мы понимаем совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, о совершенной (идеальной) речи, с позиций которых оценивается степень совершенства /несовершенства созданного или создаваемого речевого высказывания [2, с. 5]. Сформиро-ванность представлений языкового эстетического идеала позволит говорить об осознании учащимися эстетической ценности русского языка, выдвигаемой в Примерных программах по русскому языку как личностный результат овладения учащимся русским языком.
Развитие представлений учащихся о языковом эстетическом идеале зависит, во-первых, от наличия у них субъективного эстетического опыта, во-вторых, от имеющихся интуитивных представлений об эстетическом потенциале языка и речи, в-третьих, от правильной и эффективной организации речевой деятельности на уроках, наконец, от уровня воспитанного у школьников эстетического отношения к русскому языку.
Исходя из этого, нами были определены три стержневые линии учебной работы: 1) эстетическое познание языка и речи; 2) организация эстетической речевой деятельности (эстетическое восприятие, выразительное чтение, оценка, создание собственных высказываний с учетом эстетических критериев, осуществление эстетического речевого контроля над собственной речью); 3) формирование эстетического отношения учащихся к русскому языку.
Разработка научной концепции формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале при обучении русскому языку с 5 по 11 классы связана с созданием методической модели. Структурными основаниями модели являются блоки: целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный (таблица 1).
Целевой блок модели определялся в соответствии с идеей о трехкомпонентной модели целей образования: цель - идеал, цель-средство, цель-субъект [3]. Представления учащихся о языковом эстетическом идеале как повышение языковой, культуро-ведческой и лингвоэстетической компетенции на уроках русского языка определяем как стратегическую цель (цель - идеал).
В реализации содержательного блока осуществлялся поиск оптимальной модели формирования у школьников представлений об эстетической ценности русского языка и речи. Существование двух концентров - 5-9 классы и 10-11 классы и соответственно разных подходов к изучению русского языка в основной и старшей школе позволяет говорить о возможности создания двух моделей обучения, определяющих траекторию и поиск конкретных методических решений. Поскольку содержание школьного курса русского языка в 5-9 классах связано с изучением языковой системы, разделов науки о языке и обу-