Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ'

Проблема формирования готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюкин Василий Георгиевич

В статье описывается негативное воздействие на физическое и психическое здоровье сотрудников системы МВД РФ во время выполнения ими профессиональной деятельности, проблема недостаточной теоретической и организационно-методической обеспеченности учебно-воспитательного процесса образовательных организаций МВД РФ в направлении реабилитационной физической культуры. Показываются пути решения указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюкин Василий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ»

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК 796.011.3

Тюкин Василий Георгиевич, преподаватель кафедры физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Россия

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ

Аннотация: В статье описывается негативное воздействие на физическое и психическое здоровье сотрудников системы МВД РФ во время выполнения ими профессиональной деятельности, проблема недостаточной теоретической и организационно-методической обеспеченности учебно-воспитательного процесса образовательных организаций МВД РФ в направлении реабилитационной физической культуры. Показываются пути решения указанной проблемы.

Ключевые слова: физическая культура, реабилитационная физическая культура, педагогический процесс, профессиональная подготовка курсантов.

Курсанты образовательных организаций МВД РФ - это сотрудники ОВД, которые обучаются по специальности высшего профессионального образования. Период обучения в образовательной организации является самым важным с позиции формирования индивида - в качестве специалиста и в качестве личности, которая обладает соответственным уровнем культуры, включая и физическую, в качестве определённой основы на полный период службы его в ОВД и жизни в общем.

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

В педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ дисциплина «Физическая подготовка» является «результирующей мерой полного воздействия разнообразных организационных средств, форм и методов профессионально-прикладной и общей физической подготовки на личность будущего специалиста в ходе развития его профессиональной компетентности» [4, с. 49].

Согласно результатам прикладных исследований последних лет [2, 3 и др.], имеющаяся система подготовки курсантов образовательных организаций МВД РФ не осуществляет полноценной их готовности к достижению профессиональных целей. Этому свидетельствуют складывающиеся негативные последствия в процессе несения службы сотрудниками ОВД:

- отмечаемая специалистами стабильная тенденция роста профессиональной инвалидности и заболеваемости сотрудников ОВД, в числе главных причин которой значится низкая физическая подготовка [5];

- актуальность проблемы ранения и гибели работников полиции (по данным Л. Я. Путан, в год в ходе исполнения служебных обязанностей умирают около 400 работников и более 1000 имеют ранения) [6];

- рост количества сотрудников различных подразделений системы МВД РФ, которые заканчивают службу или не могут эффективно выполнять служебные обязанности по причине низкого уровня сформированности профессионально важных умений и навыков, физических и психических качеств, дезадаптации, низкой профессиональной работоспособности, наступления профессиональной деформации и профессиональных заболеваний.

Таким образом, с одной стороны, для службы в органах внутренних дел требуются здоровые сотрудники, с другой - ежегодные медицинские осмотры и психологическое тестирование сотрудников ОВД показывают ухудшение

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

состояния их здоровья и физического состояния, негативно сказывающихся на дальнейшей профессиональной деятельности, в основном из-за неумения их целенаправленно укреплять.

Очевидно, что в настоящее время действующие в образовательных организациях МВД РФ программы подготовки, которые направлены на усовершенствование физических качеств и соответственных двигательных навыков курсантов, не выражают полного спектра характерных для правоохранительной деятельности особенностей и в ней происходящих изменений, которые касаются психических (эмоциональных, ценностных, когнитивных) и физических (двигательный режим, характер и направленность физической нагрузки) составляющих.

Данную проблему возможно решить внедрив в учебный процесс образовательных организаций МВД РФ реабилитационную физическую культуру, под которой понимается - комплекс мероприятий, направленных на коррекцию дефекта или сохранение существующих функций, имеющих своей целью возвращение индивида к активной жизни в обществе и профессиональной деятельности, безмедикаментозными средствами физической подготовки и спортивной тренировки [6, с. 58].

Следовательно, перед образовательными организациями МВД РФ стоит задача не только вооружить будущих сотрудников здоровьесозидающими технологиями, но и сформировать у них готовность к использованию реабилитационной физической культуры как неотъемлемого компонента будущей профессиональной компетентности. Искомая готовность должна рассматриваться в качестве неотъемлемой составляющей профессиональной подготовленности и снабжения безопасности жизней будущих сотрудников ОВД, нужное условие разумной осознанной организации обучающимися собственной жизни на базе поддержания и сохранения собственного здоровья.

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Рассматривая проблему формирования готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ, целесообразно акцентировать внимание на целях и задачах примерной программы, разработанной в соответствии с Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации от 13. 11. 2012 № 1025, которая определяет основы организации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД РФ.

Целью данной примерной программы является формирование готовности курсантов образовательных организаций МВД РФ к эффективному решению оперативно-служебных задач на основе развития психофизической подготовленности, формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков применения боевых приемов борьбы.

Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- обучение основам теории и методики физического воспитания, спорта и здорового образа жизни;

- обучение боевым приёмам борьбы и формирование профессионально-прикладных двигательных умений и навыков;

- развитие профессионально важных физических качеств, обеспечивающих должный уровень физической подготовленности и высокую работоспособность;

- формирование системы практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное (правомерное) применение физической силы, специальных средств, для пресечения противоправных проявлений в типичных и экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

- воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств личности [1, с. 285].

Проведённый анализ примерной программы показал, что она не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям из-за отсутствия компонента, формирующего навыки реабилитации. Необходимость формирования готовности курсантов образовательных организаций МВД РФ к использованию реабилитационной физической культуры уже ранее доказана [1, 3, 4, 6 и др.]. В настоящее время курсантов образовательных организаций МВД РФ готовят к дальнейшей службе в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. В то же время многие сотрудники полиции оказываются не готовыми к применению реабилитационной физической культуры для восстановления качества жизни и профессиональной деятельности, что, в первую очередь объясняется недостаточной заострённостью процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД РФ на решении именно этой задачи.

Подводя итог сказанному, можем сделать вывод о том, что реабилитационная физическая культура курсанта образовательной организации МВД РФ должна включать в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

1) мотивационно-ценностный, который подразумевает ориентацию личности на активное и деятельностное отношение к усвоению ценностей реабилитационной физической культуры, применению их в служебной работе и в процессе досуга, постоянную потребность в занятиях физкультурой и здоровом стиле жизни;

2) содержательно-операционный, который подразумевает знание средств и методов реабилитационной физической культуры, а также способность их применения с целью укрепления здоровья, повышения

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

умственной и физической работоспособности, развития двигательных умений и навыков, усовершенствования профессионального мастерства;

3) рефлексивный, подразумевающий формирование у курсантов способности к объективной оценке своего физического состояния, потребности в реабилитации, использования полученной в ходе самооценивания информации для управления своим физическим и психологическим состоянием.

Формирование готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ, включающая в себя все данные компоненты, обеспечит подготовку сотрудника ОВД, не только имеющего требуемый уровень физической подготовки, но и мотивированного на выполнение физических упражнений и поддержание имеющегося уровня физической работоспособности, способного эффективно и целесообразно использовать реабилитационную физическую культуру с целью разрешения задач укрепления здоровья и физической подготовки, способного в течение всего периода службы сохранять оптимальную работоспособность и хорошее психическое и физическое здоровье в качестве залога успешной профессиональной работы.

Итак, становится очевидным, что эффективное решение задач физического совершенствования курсантов в условиях образовательных организаций МВД РФ не может быть обеспечено без специально организованного педагогического процесса, целью которого будет являться воспитание или формирование готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в дальнейшей профессиональной деятельности. В данном контексте готовность курсанта к использованию реабилитационной физической культуры становится одним из целевых

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

ориентиров и системообразующих факторов всего образовательного процесса в рамках дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД РФ.

Таким образом, рассмотрение проблемы формирования готовности курсантов к использованию реабилитационной физической культуры в педагогическом процессе образовательных организаций МВД РФ показало необходимость совершенствования процесса их профессиональной подготовки с целью повышения его эффективности в данном направлении.

Библиографический список

1. Ахматгатин, А. А. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России / А. А. Ахматгатин // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. - 2010. - № 1 (80). - С. 282290.

2. Гадалов, А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Гадалов. - М., 2000. - 24 с.

3. Колеватов, А. В. Формирование саногенной направленности личности курсантов юридических вузов ФСИН России в процессе профессиональной подготовки / А. В. Колеватов // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир, 2011. - Вып. 4 (21). - С. 14-18.

4. Миронов, А. Г. Программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо / А. Г. Миронов, П. А. Апакаев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 48-52.

5. Полянский, В. П. Теоретико-методическое обеспечение служебно-боевой подготовки в связи с модернизацией системы профессионального

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

образования / В. П. Полянский // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: материалы Международного научного конгресса / Москва 2-4 февраля 2006 г. - М. : ООО «Антиа Пресс», 2006. - С. 243-249.

6. Путан, Л. Я. Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук / Л. Я. Путан. - СПб., 2003. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.