Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова А.И.

В данной статье представлены материалы, подчеркивающие важность и особую актуальность государственных программ социальной направленности в текущих социально-экономических реалиях, как отдельных инструментов программно-целевого метода управления государственными расходами. Раскрыт термин «социальное обеспечение» и его основные формы: денежная, натуральная, услуга, льгота, с помощью которых осуществляется государственная поддержка населения в зависимости от типа финансового механизма управления бюджетом. Рассмотрен и сопоставлен с действующей статистической информацией отдельный инструмент поддержки семей с детьми - материнский (семейный) капитал. Приведены ключевые задачи к определению эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL PROGRAMS

This article presents materials that emphasize the importance and particular relevance of state social programs in the current socio-economic realities, as separate tools of the program-target method of public expenditure management. The term and main forms of "social security" are disclosed, there are: monetary, in-kind, service, benefit, which help to provide state support to the population depending on the type of the financial budget management mechanism. Reviewed and compared with current statistical information a separate tool for support families with children - maternity (family) capital. The key tasks for determining the effectiveness of the use of budgetary funds in the social sphere are given.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

А.И. Пименова, магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

001:10.24412/2500-1000-2022-4-2-24-29

Аннотация. В данной статье представлены материалы, подчеркивающие важность и особую актуальность государственных программ социальной направленности в текущих социально-экономических реалиях, как отдельных инструментов программно-целевого метода управления государственными расходами. Раскрыт термин «социальное обеспечение» и его основные формы: денежная, натуральная, услуга, льгота, с помощью которых осуществляется государственная поддержка населения в зависимости от типа финансового механизма управления бюджетом. Рассмотрен и сопоставлен с действующей статистической информацией отдельный инструмент поддержки семей с детьми -материнский (семейный) капитал. Приведены ключевые задачи к определению эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере.

Ключевые слова: государственная программа, программно-целевой метод, социальная сфера, социальное обеспечение, поддержка населения, семьи с детьми, материнский (семейный) капитал, оценка эффективности.

Вопросы оценки и повышения эффективности государственных расходов социального характера являются актуальными направлениями действующей бюджетной политики. В системе государственного управления наибольший интерес представляют инновационная и промышленная политика, а также социальное развитие страны в целом.

Основной целью данного исследования является сопоставление действующих мер государственной поддержки семей с детьми с текущей социально-экономической ситуацией на примере отдельного инструмента -материнский (семейный) капитал.

Федеральный бюджет состоит из программных и непрограммных направлений государственных расходов. К программным направлениям относятся бюджетные ассигнования, распределённые по государственным программам Российской Федерации (далее - госпрограммы), в том числе социальной направленности.

В последние годы в целях обеспечения текущих расходов особое внимание уделяется программно-целевому методу бюджетирования, вследствие которого и формируются госпрограммы различной направленности на отдельных уровнях бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации.

Социальная направленность касается всех программных направлений государственной деятельности, однако особую значимость представляют именно специальные госпрограммы. Целями специализированных социальных программ выступают конкретные установки, например по предупреждению наступления условий бедности, производственного травматизма или же минимизации численности населения, нуждающегося в отдельных выплатах.

Госпрограммы социальной направленности в современных социально-экономических условиях имеют ключевое значение в поддержании достойного уровня и качества жизни населения. Реализация госпрограмм осуществляется через действующую систему социального обеспечения населения, что является в свою очередь, обязательной основой и гарантом стабильного развития индивидов в любой стране. Причём социальные программы могут решаться как на государственном уровне, так и конкретными экономическими субъектами.

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2022 год и на пла-

новый период 2023 и 2024 годов» (далее -ФЗ о ФБ) [1], наибольшее количество расходов в общей совокупности на 2022 год приходится на такие разделы социального характера, как «Социальная политика» -5 823 344 773,6 тыс. рублей; «Национальная экономика» - 3 261 278 869,1 тыс. рублей; «Образование» - 1 237 380 556,0 тыс. рублей; и «Здравоохранение» -1 234 574 095,9 тыс. рублей.

В связи с этим, проводимая в стране социальная политика должна опираться на чёткое понимание потребностей населения и источников средств для его социального обеспечения.

Международная ассоциация социального обеспечения (International Social Security Association, далее - МАСО) определяет социальное обеспечение как «любую программу социальной защиты, установленную законодательством, или любое другое обязательное соглашение, которое обеспечивает индивидам определённую степень гарантированного дохода, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами вследствие старости, потери кормильца, нетрудоспособности, инвалидности, безработицы или по причине воспитания детей» [2]. Также социальное обеспечение может включать в себя медицинскую помощь, программы социального страхования и прочее.

Следует отметить, что существуют определённые различия между терминами «социальное обеспечение», «социальная защита» и «социальное страхование».

Из приведённого определения прослеживается, что социальная помощь населению ориентирована на тесное взаимодействие с различными организациями страхования, осуществляющими медицинскую помощь, отдельное страхование и поддержку накоплений. В этих целях в России образованы специальные государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Самый обширный же из указанных терминов - «социальная защита», включающий в себя категорию социального обес-

печения. Основными его формами являются:

- денежная (выплата денежных средств получателю, имеющая целевую направленность);

- натуральная (предоставление физического объекта получателю (земельный участок и пр.));

- услуга (предоставление социальных услуг, к примеру, социальные работники);

- льгота (некая преференция, например - в уплате взносов по ЖКХ) [3].

Таким образом, и государство, и отдельные экономические субъекты оказывают поддержку населению в различных формах. Несмотря на то, что данные термины достаточно широко используются, к сожалению, чёткости в их определении нет ни в научной, ни в правовой литературе. В связи с этим, важно разграничивать указанные понятия и разрабатывать взаимосвязи между этими направлениями.

В научной литературе и практической деятельности сформировалось две модели социального обеспечения: «Бисмарковская модель» и «Бевериджская модель». Первая предполагает определение права на выплаты отдельным категориям граждан при помощи целевого характера уплаты взносов и формирования специальных обособленных денежных фондов, стимулируя при этом трудовую активность, поддержание дохода и повышение справедливости соответствующих мер. Другая же, направлена на предотвращение бедности и обеспечение минимального уровня жизни нуждающихся граждан, что, само собой, противоречит ранее описанной модели.

Тем не менее, в России с течением времени сформировалась своя модель социального обеспечения, систематизирующая отличительные особенности каждой из указанных концепций и осуществляемая при помощи таких программно-целевых инструментов как госпрограммы.

В настоящее время в ФЗ о ФБ, существует целый ряд параллельно реализующихся госпрограммам социальной направленности, не учитывающий зачастую действующую экономическую обстановку, статистику и не содержащий реальных показателей, по которым можно было бы

оценить их взаимосвязь и конечный результат каждой программы.

Ввиду многообразия форм поддержки населения, рассмотрим программу материнского (семейного) капитала, получившую наибольшее развитие в последние годы. Положительный эффект данной программы можно проследить уже на первоначальном этапе по увеличению рождаемости населения. Однако попробуем взглянуть на данную меру государственной поддержки с другой стороны.

В составе госпрограммы «Социальная поддержка граждан» [4] присутствует федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», предполагающий совершенствование механизмов адресной поддержки граждан - проактивный формат, а также саму финансовую поддержку, включающую предоставление государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат).

В соответствии с 256-ФЗ [5] сертификат может быть использован на:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребёнком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Согласно данным уточнённого годового отчёта о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы «Социальная поддержка граждан» за 2020 год [6], всего за время реализации Федерального закона № 256-ФЗ по состоянию на 1 января 2021 года территориальными органами ПФР выдано 10 870 882 сертификата (в том числе 1 207 624 в 2020 году).

Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходования средств составило 8 674 914, в том

числе в 2020 году - 1 179 835, из них на улучшение жилищных условий подано 7 188 727 заявлений (82,87% от общего количества обращений), в 2020 году -717 709 (60,83%), на оказание платных образовательных услуг всего подано 1 075 871 (12,40%), в 2020 году - 197 997 (16,78%), на формирование накопительной пенсии 6 070 заявлений (0,07%), в 2020 году - 896 (0,08%), на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей- инвалидов - 456 заявлений (0,005%) в 2020 году - 130 (0,01%), на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка - 403 790 заявлений (4,65%), в том числе в 2020 году - 263 103 (22,30%).

По состоянию на 1 января 2021 года полностью использовали средства материнского (семейного) капитала 6 535 894 владельцев государственных сертификатов (60,12%).

В целом же расходы федерального бюджета на материнский (семейный) капитал в 2020-2022 гг. составляют: 2020 г. -316 428 110,7 тыс. руб.; 2021 г. -443 347 376,6 тыс. руб.; 2022 г. -443 135 261,7 тыс. руб.

Из представленного материала следует, что наибольшая часть средств материнского (семейного) капитала идёт на улучшение жилищных условий. Соответственно, необходимо также развивать сферу строительства.

Программа материнского (семейного) капитала демонстрирует на своём примере насколько важна необходимость увязки различных госпрограмм. Именно грамотное сочетание отдельных госпрограмм может дать конечный социальный эффект.

В основном данная программа используется для улучшения уровня жизни молодых людей, планирующих создание семьи, либо уже имеющих детей. И, казалось бы, что данная программа, по своей сути, должна быть напрямую увязана с госпрограммой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которой фигурирует мероприятие по обеспечению жильём молодых семей. Однако

показатели последней госпрограммы разработаны таким образом, что не позволяют дать конкретную оценку решения вопроса нуждаемости в жилье не только у молодых семей, но и для остальных категорий граждан в целом.

Из этого можно сделать вывод о том, что, к сожалению, прямая взаимосвязь между госпрограммами пока не обеспечена. Идёт параллельное строительство многоквартирных домов без объектов транспортной и социальной инфраструктуры, низкого качества и почти не доступное для покупки.

Из выступления аудитора Счётной палаты Российской Федерации Н.А. Труновой наглядно продемонстрированы проблемы снижения доступности жилья вследствие «увеличения стоимости строительства и продажи жилья из-за реализации в 2020-2021 годах ипотечных программ с господдержкой, а также удорожания основных строительных материалов. Также остро стоят проблемы низкого качества строящегося жилья и дефицита социальной инфраструктуры» [7].

По данным Росстата, в 2020 году цена 1 кв. м. в среднем по стране выросла на 12%, в 2021 году - на 26% или почти до 99 тыс. рублей за метр. При этом наблюдается существенная дифференциация в росте стоимости жилья по отдельным регионам, в некоторых она выросла более, чем на 40%.

Согласно индикаторам рынка недвижимости в Москве, средний уровень цен на жильё за квадратный метр с февраля 2020 года - 180 000 рублей поднялся до 250 000 рублей в феврале 2022 года (рис.) [8].

По данным российской газеты «новые дома появляются пока далеко не везде. В двадцати регионах строится 62% всего жилья. Среди них - Московская область, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и прочие. «Конечно, с одной стороны, это наиболее социально и экономически устойчивые, демографически населенные субъекты Российской Федерации. Но есть регионы, в которых практически не строится жильё» [9].

Рис. Индекс стоимости жилья в Москве

Согласно данным Росстата, среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации растут и составляют: 33 266 рублей в 2018 году, 35 338 рублей в 2019 году и 36 073 рублей в 2020 году [10]. Однако Россия, как и другие страны, зависит от импорта продукции, сырья, технологий. Это означает, определённую зависимость товаров, и как

следствие уровня жизни, от курса иностранной валюты - доллара.

По факту получается, что с каждым годом доходы растут, а в валютном эквиваленте наблюдается обратная ситуация (494$ в 2018 году; 561$ в 2019 году; 487$ в 2020 году). Ведь помимо жилищного вопроса у молодых семей есть множество других забот: покупка вещей, детского пи-

тания и развития ребёнка в целом. В связи с этим, помимо рассмотренных сертификатов особенно актуальным направлением в настоящее время будет являться развитие отечественного производства, независимого от валютного курса.

Кроме того, первоочередным вопросом для молодых семей является посещение ребёнком дошкольных учреждений. В этих целях существует госпрограмма «Развитие образования». Однако опять же не учитываются данные реальной статистики.

По данным Росстата [11] в 2019 году численность воспитанников составляла 7 606 698 человек, при общем количестве мест во всех типах учреждений дошкольного образования - 7 284 725 штук.

Согласно исследованию Высшей школы экономики [12], охват детей в возрасте до 3 лет дошкольным образованием в России растёт: с 2015 по 2020 г. он увеличился с 19,5 до 25%. Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составляет 68%. Для возрастной категории от 3 до 7 лет показатели распределяются следующим образом: 315 300 стоят в очереди и 51 400 детей не обеспечены местом. Численность

число мест: на 100 мест в среднем по стране приходится 102 ребёнка.

Приведённую цепочку взаимосвязей между различными госпрограммами можно продолжить другими существующими мерами господдержки. Однако общий вывод заключается в том, что это должен быть не отдельно функционирующий ряд госпрограмм, а комплекс социальных программ, эффективность которого оценивалась бы с учётом взаимосвязанных и дополняемых показателей. Эффективность использования бюджетных средств в социальной сфере включает в себя три ключевые задачи:

1) сочетание форм оказания поддержки (денежная, натуральная, услуга, льгота);

2) чёткое определение в самом начале критериев оценки эффективности (показателей/результатов госпрограмм);

3) обеспечение комплексности мер поддержки, то есть взаимосвязи существующих госпрограмм.

Таким образом, огромное количество мер со стороны государства уже сделано по отдельности, но необходимо развитие взаимосвязанной совокупности.

воспитанников детских садов превышает

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

2. Сайт Международной организации социального обеспечения (МАСО). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ww1.issa.int/Understanding%20social%20security

3. Балынин И.В. Социальное обеспечение: учебное пособие. - М.: Русайнс, 2022. -297 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

5. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

6. Уточненный годовой отчёт о ходе реализации и оценке эффективности в 2020 году государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

7. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/

8. Индикаторы рынка недвижимости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.irn.ru/

9. Региональная газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/

10. Официальный статистический сборник Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021;

11. Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

12. Газета Ведомости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/10/07/890269-issledovanie-detskih

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION OF

STATE SOCIAL PROGRAMS

A.I. Pimenova, Graduate Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. This article presents materials that emphasize the importance and particular relevance of state social programs in the current socio-economic realities, as separate tools of the program-target method of public expenditure management. The term and main forms of "social security" are disclosed, there are: monetary, in-kind, service, benefit, which help to provide state support to the population depending on the type of the financial budget management mechanism. Reviewed and compared with current statistical information a separate tool for support families with children - maternity (family) capital. The key tasks for determining the effectiveness of the use of budgetary funds in the social sphere are given.

Keywords: state program, program-target method, social sphere, social security, public support, families with children, maternal (family) capital, efficiency assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.