Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев А.Л., Рассоха В.И., Лукоянов В.А.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием дорожных заторов, вызванных большим количеством мелких дорожно-транспортных происшествий (ДТП), с оформлением которых участники не всегда справляются самостоятельно. Цель заключается в проведении детального анализа различных вариантов регистрации ДТП как самими его участниками, так и с привлечением сотрудников полиции или представителей служб аварийных комиссаров. Использованным методом является SWOT-анализ, позволяющий наглядно представить основные факторы, определяющие направление успешного развития деятельности института аварийных комиссаров. К таким факторам можно отнести: полное удовлетворение потребности города в оформлении ДТП; минимизацию времени ликвидации последствий ДТП; упорядочение работы страховых фирм в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности; сбор и анализ статистической информации о ДТП и так далее. Материалы статьи могут быть полезными при регламентации и нормировании деятельности служб аварийных комиссаров, а также при оптимизации их взаимодействия с органами полиции и страховыми компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев А.Л., Рассоха В.И., Лукоянов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY EVALUATION OF ROAD ACCIDENT REGISTRATION BY SWOT-ANALYSIS

The relevance of the researched problem is determined by existence of traffic jams caused by variety of insignificant road accidents (RTA). The majority can't document these accidents by themselves. The purpose of this paper is to conduct detail analysis of different variants of RTA registration by its participants as well as traffic officers and accident commissioners' service. The leading approach to the study this problem is SWOT-analysis permitting to represent visually the main factors of successful development for accident commissioners. These factors include complete meet of the city needs for RTA documentation, minimizing time for RTA management, streamlining of insurance companies in terms of compulsory third party liability insurance, collection and analysis of statistical information on the occured accidents, etc. The paper can be useful for regulation and rationing of accident commissioners service and optimization of their interaction with Police and insurance companies.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА»

УДК 006.72; 625.096; 656.081; 658.518.3; 658.562

A.Л. Воробьев, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

e-mail: mcc@mail.osu.ru

B.И. Рассоха, доктор технических наук, доцент, декан транспортного факультета, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

e-mail: cabin2012@yandex.ru

В.А. Лукоянов, заведующий лабораторией кафедры метрологии, стандартизации и сертификации, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: tjer2006@yandex.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием дорожных заторов, вызванных большим количеством мелких дорожно-транспортных происшествий (ДТП), с оформлением которых участники не всегда справляются самостоятельно. Цель заключается в проведении детального анализа различных вариантов регистрации ДТП как самими его участниками, так и с привлечением сотрудников полиции или представителей служб аварийных комиссаров. Использованным методом является SWOT-анализ, позволяющий наглядно представить основные факторы, определяющие направление успешного развития деятельности института аварийных комиссаров. К таким факторам можно отнести: полное удовлетворение потребности города в оформлении ДТП; минимизацию времени ликвидации последствий ДТП; упорядочение работы страховых фирм в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности; сбор и анализ статистической информации о ДТП и так далее. Материалы статьи могут быть полезными при регламентации и нормировании деятельности служб аварийных комиссаров, а также при оптимизации их взаимодействия с органами полиции и страховыми компаниями.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, аварийный комиссар, SWOT-анализ.

Процесс оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) является технологически сложным и ответственным административным мероприятием, которое требует от исполнителя специальных знаний и навыков в различных областях, чтобы технически верно зафиксировать последствия ДТП и, не нарушив действующего законодательства, оформить минимально необходимый для страховой компании пакет документов. Анализ действующей законодательной базы ОСА-ГО (Постановления Правительства РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации и так далее) показал, что в настоящее время результаты совершенного ДТП могут быть оформлены как сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), так и непосредственно самими участниками ДТП. При этом вступившее в силу с 1 июля 2015 года Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения» [6] и официальный информационный портал ГИБДД [5] четко регламентируют ситуации, в которых можно обойтись без привлечения сотрудников полиции.

Однако низкая осведомленность многих участников дорожного движения в этих вопросах, а также влияние нервного стресса от происшедшего не позволяют адекватно реагировать на возникшую

ситуацию, что нередко приводит либо к «ложным» вызовам сотрудников ГИБДД, либо к неправильному оформлению документов о ДТП. Последнее ведет к отказам страховых компаний в выплатах и, как следствие, к стремлению участников ДТП вызывать сотрудников полиции на любое, даже незначительное ДТП, с целью гарантированного получения страховых выплат. К тому же, пользуясь пробелами в знаниях автовладельцев, повсеместно действуют злоумышленники, занимающиеся так называемыми «автоподставами».

В сложившейся ситуации на помощь автовладельцам и, безусловно, сотрудникам ГИБДД и страховым компаниям пришли службы аварийных комиссаров [2], которые на сегодняшний день являются связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами и одним из необходимых элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения. Аварийные комиссары выполняют очень много функций: собирают и документируют фактическую информацию о случившемся ДТП, оформляют необходимый пакет документов для его подачи в страховую компанию, заполняют «европротокол», помогают зарегистрировать ДТП в местных подразделениях ГИБДД и так далее. Кроме этого, оперативное вмешательство в процесс ликвидации последствий

ДТП [1] в значительной степени уменьшает вероятность возникновения заторов на проезжей части, тем самым повышая общий уровень дорожной безопасности.

Однако на практике служба аварийных комиссаров, призванная в первую очередь содействовать участникам ДТП в своевременном и юридически грамотном оформлении последствий аварии, не пользуется таким спросом, каким можно было бы ожидать при огромном количестве происходящих ДТП. Попробуем разобраться в этом вопросе, воспользовавшись таким инструментом стратегического планирования, как SWOT-анализ, который позволит структурировать всю имеющуюся информацию и наглядно представить основные факторы, определяющие направление успешного развития деятельности института аварийных комиссаров.

Анализ проведем с позиции трех возможных вариантов оформления ДТП: самими участниками ДТП, сотрудниками полиции и представителями службы аварийных комиссаров.

Поскольку классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в функционировании процесса, потенциальных внешних угроз для его бесперебойного протекания, а также выявление благоприятных возможностей относительно стратегически важных конкурентов, построим соответствующие диаграммы для каждого варианта с указанием и описанием его «сильных» и «слабых» сторон.

Приведенная на рисунке 1 диаграмма SWOT-анализа характеризует процесс оформления ДТП самими участниками без привлечения сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров. К сильным сторонам этого варианта можно отнести: мгновенное начало процесса фиксации и оформления результатов ДТП, позволяющее не тратить время на ожидание приезда сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров; максимальная открытость и доступность всех операций по составлению и оформлению «евро-протокола»; отсутствие расходов на оплату услуг, оказываемых аварийными комиссарами.

OPPORTTINI TIES/ ВОЗМОЖНОСТИ

- Самостоятельная ликвидация затора, вызванного ДТП;

- Снижение загруженности представителей аварийного комиссариата и ГИБДД.

THREATS I УГРОЗЫ

- Риск оформления документов с несоответствиями:

- Неполнота заполнения бланков документов;

- Фальсификация и подлог документов о событии:

- Большая вероятность возникновения ышфлшсгной остуации;

- Вероятность паники:

- Недоверие к оформленным бланкам документов.

STRENGTHS / СИЛЬНАЯ СТОРОНА

- Моментальное реагирование на ситуацию;

- Отсутствие необходимости в оплате услуг по оформлению ДТП;

- Открытость всех операций процесса.

J v_

л г

WEAKNESSES / СЛАБАЯ СТОРОНА

- Отсутствие специальных знаний и навыков;

- Конфликт интересов;

- Отсутствие специальных стандартизованных методик оформления ДТП.

J V

Рисунок 1. SWOT-диаграмма процесса оформления ДТП участниками

Перечисленные положительные моменты позволяют получить следующие благоприятные возможности внешнего характера для городской системы обеспечения безопасности движения: уменьшение загруженности сотрудников ГИБДД; предоставление им возможности более внимательного и тщательного анализа обстоятельств и причин крупных и тяжелых происшествий; освобождение в кратчайшие сроки проезжей части от последствий ДТП и устранение, тем самым, основной причины возникновения дорожных заторов.

Вместе с тем, существует и слабая сторона данного варианта оформления ДТП, которая заключа-

ется в отсутствии элементарных знаний и навыков по оформлению «европротокола», как правило, усугубляющееся стрессовой ситуацией, в которую попали участники ДТП. В настоящее время отсутствует какая-либо стандартная, пошаговая инструкция по регистрации ДТП, доступная и понятная всем автовладельцам. Кроме того, существует большая вероятность возникновения конфликта интересов между участниками ДТП, когда обе стороны будут считать себя правыми, но при этом ни одна из сторон не может предоставить доказательств своей правоты.

Все это может привести, а зачастую и приводит,

к следующим обстоятельствам, которые в проводимом анализе будем классифицировать как возможные «угрозы»:

- неадекватная оценка тяжести ДТП, влекущая за собой дальнейшее усугубление дорожной опасности;

- «европротоколы» оформляются с существенными нарушениями;

- страховые компании с большим недоверием относятся к протоколам, оформленными самими участниками ДТП или вовсе отказывают в выплатах по причине неправильности оформления документов;

- огромное количество происшествий остаются незафиксированными, что не позволяет вести соот-

ветствующую статистику ДТП, выявлять их причины и вырабатывать организационно-технические мероприятия по их предотвращению;

- при возникновении конфликтных ситуаций не редки случаи «разборок» между участниками ДТП, в которых страдают не только они или их имущество, но и посторонние участники дорожного движения;

- мошенники часто устраивают инсценированные ДТП с целью завладения имуществом мало осведомлённой в юридических вопросах «жертвы», либо обмана страховой компании в рамках страхового случая.

Теперь рассмотрим случай, когда на место совершения ДТП вызывают сотрудников ГИБДД (рисунок 2).

OPPORTUNITIES / ВОЗМОЖНОСТИ

- Консультации по вопросам оформления ДТП по телефону;

- Доверие о оформленным бланкам.

БТЫЕХОТНБ / СИЛЬНАЯ СТОРОНА

- Точность, правильность и полнота оформления документов о ДШ;

- Отсутствие необходимости оплаты услуг по оформлению документов о ДШ;

- Наличие специальных навыков и знаний по процедуре оформления ДШ;

- Ведение статистического учета ДТП;

- Проведение анализа причин ДТП.

THREATS /УГРОЗЫ

- Вероятность наступления административной ответственностиза вызов сотрудников ГИБДД;

- Вероятность получения участниками ДТП отказа в выезде экипажа ГИБДД.

WEAKNESSES / СЛАБАЯ СТОРОНА

- Чрезмерно длительное время ожидания;

- Регламентация конкретных ситуаций, при которых возможно вызвать сотрудников ГИБДД,

- Отсутствие сопровождения документов для страхо в ой компании,

- Отсутствие специальных стандартизованных методик оформления ДТП.

Рисунок 2. SWOT-диаграмма процесса оформления ДТП сотрудниками ГИБДД

К сильной стороне этого варианта можно отнести: наличие специальных знаний, навыков и опыта в процедуре регистрации ДТП и, как следствие, безошибочность и полнота оформления пакета документов о ДТП; высокая степень доверия к выданным документам со стороны страховых компаний; возможность ведения статистического учёта количества и мест совершения ДТП, открывающая возможность для проведения анализа причин возникновения ДТП как в конкретных случаях, так и на определенном участке улично-дорожной сети.

Тем не менее, для данного варианта регистрации ДТП существуют и слабые стороны:

- ни в каждом случае, в соответствии с современной редакцией ПДД, разрешается вызывать сотрудников ГИБДД, в определенных случаях это грозит административной ответственностью;

- в связи с ограниченностью штата и количества

экипажей сотрудников ГИБДД время ожидания их приезда затягивается на продолжительное время;

- в настоящее время отсутствуют стандартные методы и стандартизованные методики оформления и регистрации ДТП [3, 4], лимитирующие и оптимизирующие время, затрачиваемое на этот процесс; вместе с тем, временной показатель очень важен при ликвидации последствий ДТП [1].

Указанные выше «слабые стороны» приводят к одному, но сверхважному в обеспечении безопасности дорожного движения негативному последствию - возникновению дорожных заторов вследствие долгого ожидания приезда сотрудников ГИБДД и продолжительной процедуры оформления.

Диаграмма SWOT-анализа услуг, оказываемых аварийными комиссарами, представлена на рисунке 3.

Как и в случае с вариантом регистрации ДТП

ОРРОКТиКТПЕЯ / ВОЗМОЖНОСТИ

- Быстрое реагирование на вызов

- Полнота заполнения документов;

- Соответствие оформления документов требованиям

- Поддержка при обращении в страховую шмпанию;

- Быстрая ликвидация образовавшихся заторов:

- Разрешение возможных спорных и конфликтных ситуаций:

- Психологическая поддержка:

- Предварительная ышсультация по телефону.

STRENGTHS / СИЛЬНАЯ СТОРОНА

- Наличие специальных навыкови знаний.

- Открытость всех операций;

- Дополнительные услуги (эважуатор, такси, гостиница);

- Реализация ресурсов с цепью получения прибыли.

THREATS / УГРОЗЫ

- Знания и навыки не подтверждены документально;

- Вероятность фальсификации и подлога;

- Недовериек оформленным документам;

- Вероятность дополнительных расходов участниками ДТП.

V_У

WEAKNESSES / СЛАБАЯ СТОРОНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Нет законодательного и нормативного обеспечения деятельности;

- Отсутствие специальных полномочий;

- Необходимость в оплате услуг участниками ДЕЛ:

- Отсутствие специальных стандартизованных методик оформления ДТП.

Рисунок 3. SWOT-диаграмма процесса оформления ДТП аварийными комиссарами

представителями полиции, «сильной» стороной является наличие у аварийных комиссаров профессиональных знаний и навыков в области юридически грамотного оформления всех необходимых документов для страховых компаний и ГИБДД. Вследствие наличия большего количества экипажей аварийных комиссаров, несущих дежурство на улицах города, по сравнению с количеством экипажей сотрудников ГИБДД, оказывающих аналогичные услуги, значительно сокращается время ликвидации последствий ДТП. Кроме того, аварийные комиссары оказывают пострадавшим дополнительные услуги в виде вызова эвакуатора, бригады техпомощи и так далее, которые в определенных случаях бывают необходимы.

«Слабыми» сторонами работы служб аварийных комиссаров являются отсутствие законодательного и нормативного обеспечения их деятельности и недостатка определенных полномочий в пределах выполнения функций. Это, в свою очередь, приводит к возникновению недоверия к деятельности служб аварийных комиссаров как со стороны участников ДТП, так и со стороны органов ГИБДД.

Обобщая результаты проведенного SWOT-анализа оформления ДТП различными субъектами, можно сделать следующие выводы в пользу применения услуг аварийных комиссаров, как неотъемлемого элемента системы обеспечения безопасности дорожного движения:

1) количество служб аварийных комиссаров в го-

роде ограничивается только условиями конкурентной борьбы, что позволит полностью удовлетворить потребности города в услугах по регистрации ДТП;

2) оперативное прибытие аварийных комиссаров на место совершения ДТП позволит минимизировать время ликвидации его последствий, тем самым снижая вероятность возникновения дорожных заторов;

3) профессионализм и компетентность аварийных комиссаров позволит упорядочить и обезопасить работу страховых фирм в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности и, так называемого, КАСКО;

4) контроль дорожной ситуации аварийными комиссарами препятствует возникновению мошенничества в области обязательного страхования автогражданской ответственности;

5) собранная службами аварийных комиссаров статистическая информация о количестве, предпосылках и местах совершения ДТП позволит объективно определить причины возникновения аварийных участков улично-дорожной сети и выработать мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.

Однако для достижения этих преимуществ необходима детальная, научно обоснованная разработка положений и принципов гармоничного функционирования института аварийных комиссаров в общей системе обеспечения безопасности дорожного движения.

Литература

1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: материалы I международной науч.-метод. конф. - Уфа: РИЦ БашГУ - 2014. - С. 101-104.

2. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации: материалы международной науч.-практ. конф. - Оренбург: ООО «ИПК Университет». - 2014. - С. 40-41.

3. Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 18-23.

4. Воробьев, А.Л. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. -2015. - № 6-1. - С. 18-24.

5. Официальный сайт Госавтоинспекции - [Электронный ресурс] / «ГУОБДД МВД России». - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/ - (дата обращения: 13.07.2016).

6. Правила дорожного движения Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 23.07.2016 г. - [Электронный ресурс]. [Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090]. - Москва: ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», 2016 г. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/ - (дата обращения: 09.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.