УДК 351.811.123
https://doi.org/10.24158/pep.2019.3.5
Мартынюк Сергей Николаевич
адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД
Краснодарского университета МВД России, преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала
Краснодарского университета МВД России
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РАСПОРЯДИТЕЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫХ И НЕОТЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МЕСТАХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Martynyuk Sergey Nikolayevich
Postgraduate student, Department for Administration of Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
QUALITY ASSURANCE OF REGULATORY AND URGENT ACTIONS AT THE TRAFFIC ACCIDENT SITE
Аннотация:
В настоящей статье особое внимание уделяется деятельности подразделения дорожно-патруль-ной службы в области обеспечения безопасности дорожного движения. Автор приводит подробную статистику дорожно-транспортных происшествий, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2015 по 2018 г. В рамках предлагаемой работы исследуются актуальные вопросы обеспечения качества и своевременности распорядительно-регулировочных и неотложных мероприятий на местах дорожно-транспортных происшествий. Акцент делается на первоначальных неотложных действиях сотрудников до-рожно-патрульной службы по прибытии на место происшествия. Рассматривается алгоритм действий участников ДТП при составлении документов по европейскому протоколу. Представлены рекомендации работникам дорожно-патрульной службы по оформлению ДТП, так как на сегодняшний день наблюдается дефицит специальной литературы по данной проблеме.
Summary:
The research focuses on the Traffic Patrol Service activities in the field of road safety. The study presents the statistical data on road traffic accidents in the Russian Federation for 2015-2018 in detail. The author discusses the topical issues related to the quality assurance and promptness of regulatory and urgent actions at the road traffic accident site. The emphasis is placed on the initial urgent actions of Traffic Patrol Service officers at car accident sites upon their arrival. The research considers a course of action for people involved in a road traffic accident when fulfilling a form of Euro-pean Accident Statement. The recommendations on the registration of car accidents are proposed to traffic police officers since there is little relevant literature on this issue.
Ключевые слова:
дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, органы внутренних дел, до-рожно-патрульная служба, безопасность.
Keywords:
road traffic accident, vehicle, internal affairs bodies, Traffic Patrol Service, safety.
Обеспечение качества распорядительно-регулировочных и неотложных действий на месте совершения дорожно-транспортных происшествий является одной из первоочередных задач, которые возложены на представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Работники ГИБДД в своей профессиональной деятельности практически ежедневно оформляют материалы о расследовании ДТП. В связи с этим расследование фактов ДТП, привлечение к административной ответственности виновных участников либо передача материалов в следственные органы Министерства внутренних дел в большой степени зависят от быстрого реагирования сотрудниками ГИБДД на полученную информацию с незамедлительным прибытием на место совершения ДТП.
Исследуя показатели дорожно-транспортных происшествий, зафиксированных за последние 4 года на дорогах Российской Федерации, необходимо отметить, что нарушение правил дорожного движения является наиболее распространенной причиной ДТП. В 2015 г. было зарегистрировано 184 000 ДТП, в которых погибло 23 114 человек и пострадало 231 197. В 2016 г. наблюдалось незначительное снижение всех цифр по сравнению с данными за предшествующий год: количество ДТП сократилось до 173 694, число погибших в них людей уменьшилось до 20 308 человек, раненых - до 221 140. В 2017 г. значения аварийности продолжили снижаться: 169 432 ДТП, в которых погибло 190 88 человек, ранения получили 215 374. В 2018 г. также отмечалось уменьшение аварийности: 149 456 ДТП, в результате которых погибло 17 934 человека, ранено 209 360 [1]. На основании указанной статистики можно утверждать, что в связи со свое-
временным пресечением нарушений ПДД сотрудниками ГИБДД, установкой современных технических средств фото- и видеофиксации, а также другими немаловажными факторами уровень аварийности снижается по всем показателям.
Дорожно-транспортные происшествия, повлекшие материальный ущерб или легкие телесные повреждения участников, образуют состав административных правонарушений, рассмотрение которых входит в компетенцию должностных лиц Госавтоинспекции. Все остальные ДТП, к которым необходимо отнести причинение средней степени тяжести, тяжкого вреда здоровью или смерть одного из участников, считаются преступлениями, по которым законом предусмотрено обязательное проведение предварительного расследования с последующей передачей материалов уголовного дела в суд. Указанные ДТП различаются лишь степенью тяжести последствий, практически всегда однообразны по механизму возникновения и стереотипны по составу. Как утверждает в работах С.Н. Дмитриев, порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также связанных с ними неотложных действий на местах ДТП должен быть единообразным [2, с. 234].
В современной системе организации дорожного движения дПс является отдельным наиболее мобильным подразделением, входящим в состав ГИБДД. Его численность сегодня составляет около 72 % от общего количества сотрудников Госавтоинспекции. Работники ДПС играют определенную роль в укреплении дисциплины среди участников дорожного движения. Многообразие задач, возложенных на них, указывает на значимость данного подразделения в системе обеспечения безопасности на дорогах [3]. К самым важным из них необходимо отнести следующие: осуществление контроля путем распорядительно-регулировочных действий, оказание помощи на местах ДТП, обеспечение безопасности на дорогах страны, розыск автомототранспорта и др.
В профессиональной деятельности сотрудники ДПС в отличие от работников других подразделений ГИБДД чаще всего принимают участие в оформлении, фиксации и расследовании ДТП. В случае если имеются пострадавшие, происшествие оформляется должностными лицами следственных органов Министерства внутренних дел России. В целях оказания помощи следствию на сотрудников ДПС возлагаются следующие задачи: ограждение места ДТП с последующим обеспечением безопасности работы следственно-оперативной группы (далее - СОГ), при необходимости восстановление движения посредством распорядительно-регулировочных действий, а также выполнение других неотложных действий.
При получении сообщения о ДТП с пострадавшими, а также информации о существенной задержке прибытия СОГ или отдаленности места ДТП от подразделений полиции сотрудники ДПС безотлагательно должны выехать на место, поскольку являются наиболее мобильным подразделением. По прибытии необходимо незамедлительно извлечь пострадавших из транспортного средства и оказать первую доврачебную помощь. На автомагистралях и дорогах с интенсивным движением при образовании транспортного затора следует обеспечить охрану места ДТП до приезда СОГ. Качественное выполнение этой задачи под силу только некоторым сотрудникам ДПС или полиции, имеющим специальное снаряжение.
В сложных погодных условиях (при тумане, дожде, снеге), в результате которых ограничивается видимость приближающихся транспортных средств к месту происшествия, сотрудники ДПС незамедлительно должны принять все возможные меры по предотвращению вторичного ДТП. В первую очередь следует включить специальные проблесковые маячки на патрульном автомобиле, установить предупреждающие знаки или специальные мигающие фонари на безопасном расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей приближающихся транспортных средств об опасности.
При наличии признаков административного правонарушения, в результате которого на месте совершения ДТП установить состав этого правонарушения сотруднику ДПС не представляется возможным, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Если в результате ДТП нет пострадавших, а был причинен только материальный ущерб механическим транспортным средствам участников, дежурный инспектор предлагает им самостоятельно оформить европротокол, выданный страховыми компаниями Российской Федерации. В ходе составления документа рекомендуется использовать фото- или видеосъемку для фиксации места ДТП, все собранные материалы в течение 5 дней необходимо передать в страховую компанию для получения страховой выплаты, которая в 2019 г. составляет не более 100 000 р. [4]. Если указанной суммы будет недостаточно, чтобы произвести ремонт автотранспорта, потерпевший имеет право обратиться в суд для взыскания с виновного участника ДТП недостающих средств. Также нужно помнить, что самостоятельно ремонтировать свой автомобиль участникам ДТП в течение 15 календарных дней запрещено. При наличии каких-либо разногласий к оформлению могут привлекаться аварийные комиссары страховых компаний.
В случае если один из участников ДТП категорически отрицает вину, ведет себя агрессивно по отношению к другому участнику, проявляет признаки алкогольного или наркотического опьянения, скрылся или пытается скрыться с места происшествия, европротокол не составляется.
Участнику ДТП необходимо незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего разбирательства и привлечения к ответственности виновного.
Процедура составления европротокола на территории Российской Федерации, безусловно, облегчила процесс оформления дорожно-транспортных происшествий как для участников, обеспечивая значительную экономию времени, так и для сотрудников ГИБДД, позволяя предотвращать образование заторов на дороге. Таким образом, у работников ДПС появилось больше времени для осуществления профилактики ДТП, а также оформления более серьезных происшествий с пострадавшими, которые без их участия не могут быть разрешены.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в связи с резким ростом количества автомобильного транспорта самое пристальное внимание сегодня необходимо уделить повышению качества и увеличению протяженности существующих и строящихся автомобильных дорог. В целях снижения аварийности следует оснастить их, особенно участки, потенциально провоцирующие на нарушение ПДД, например скоростные отрезки трассы, техническими средствами фиксации нарушений, что будет соответствовать принципу равенства всех участников дорожного движения перед законом.
По мнению Е.А. Ладно, для усовершенствования системы безопасности на дорогах в современных условиях нужно внедрять в учебные программы всех общеобразовательных учреждений изучение правил дорожного движения [5]. Мы считаем, что это будет способствовать развитию у детей с раннего возраста и подростков понимания необходимости соблюдения ПДД, в частности при переходе проезжей части. К сожалению, на сегодняшний день уровень детского дорожно-транспортного травматизма в РФ остается высоким по сравнению с данным показателем в других странах.
Из-за отсутствия у большинства сотрудников ДПС достаточного опыта, а также знаний специфики расследования ДТП, что подтверждается дефицитом специальной литературы в данной области, личный состав подразделений ДПС не обеспечивает полноценного решения указанных задач. Их сложность заключается в том, что кадровому составу необходимо знать методику и тактику расследования ДТП, внедрять различные современные технические средства для поиска, преследования и задержания лиц, скрывшихся с мест совершения правонарушений. В связи с этим работникам ДПС нужно постоянно совершенствовать свои знания и навыки по всем направлениям несения службы, проходить профессиональную переподготовку в учебных заведениях системы МВД Российской Федерации, так как от качества решения возложенных на них оперативно-служебных задач иногда могут зависеть жизнь и здоровье граждан.
Ссылки:
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Госавтоинспекция МВД России : официальный сайт. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 14.03.2019).
2. Дмитриев С.Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 497 с.
3. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : приказ Министерства внутренних дел РФ от 23 авг. 2017 г. № 664. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ : в последней редакции. Ст. 11.1, ч. 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Ладно Е.А. Автомобильные дороги и безопасность дорожного движения // Вюник Придыпровсько'Т державно!' академп будiвництва та архтектури. 2013. № 11 (188). С. 15-22.
References:
Dmitriev, SN 2003, Legal, Organizational and Tactical Problems of the Road Patrol Service Activities of the State Traffic Safety Inspectorate, D.Phil. thesis, Moscow, 497 p., (in Russian).
'Indicators of the Road Safety State' 2019, Gosavtoinspektsiya MVD Rossii, viewed 14 March 2019, <http://stat.gibdd.ru>, (in Russian).
Ladno, EA 2013, 'Highways and Road Safety', Visnik Pridniprovs'koi derzhavnoi akademii budivnitstva ta arkhitekturi, no. 11 (188), pp. 15-22, (in Russian).