Научная статья на тему 'Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно транспортных происшествий'

Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2802
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ВИДЫ / ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПРИ ВЫЕЗДЕ НА ПРОИСШЕСТВИЕ / IS CHERISHED A TRANSPORT EVENT / TYPES / ORDER ACTION EMPLOYEE GOSAVTOINSPEKCII UNDER GO OUT ON EVENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования, описания и определения неотложных действий сотрудников Госавтоинспекции на месте совершения дорожно-транспортных происшествий. Статья показывает порядок необходимых мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции в цвете нового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно транспортных происшествий»

Затолокин Александр Александрович

преподаватель кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Описание действий сотрудников Госавтоинспекции на местах дорожно -транспортных происшествий

Аннотация

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования, описания и определения неотложных действий сотрудников Госавтоинспекции на месте совершения дорожно-транспортных происшествий. Статья показывает порядок необходимых мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции в цвете нового законодательства.

Annotation

This article reveals the questions of the legal regulation, descriptions and determinations urgent action employee Gosavtoinspekcii on place of completion road event. The Article shows the order necessary action conducted employee Gosavtoinspekcii in colour new legislation.

Ключевые слова: дорожно - транспортное происшествие, виды, порядок действий сотрудника Госавтоинспекции при выезде на происшествие.

Key words: is cherished - a transport event, types, order action employee Gosavtoinspekcii under go out on event.

В соответствии с Федеральным

законом "О безопасности

дорожного движения" дорожно

- транспортное происшествие -это событие "возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб"[1].

Нормативы прибытия нарядов

Госавтоинспекции на место дорожно-

транспортного происшествия при наличии пострадавших с момента получения соответствующей информации составляют: 20 минут - в городах и на федеральных

автомобильных дорогах; 60 минут - в прочих населенных пунктах и на других автомобильных дорогах[2]. Сотрудник Госавтоинспекции на место дорожно-транспортного происшествия прибывает как на служебном транспорте, так и на ТС, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, как об этом говорится в нормах действующего законодательства^]. Выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, не зависимо от погоды и времени

суток, потому - что дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, зачастую сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка; Сотруднику Госавтоинспекции необходимо проконтролировать правильность обозначения места дорожно

- транспортного происшествия[4]. Если к моменту прибытия на место ДТП Госинспектор обнаружит потерпевших, то следует оказать первую помощь и обеспечить вызов бригады скорой медицинской помощи.

Согласно юридической литературы существует классификация, по которой все ДТП делятся на 9 видов [5]: столкновение; опрокидывание; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на животное; наезд на гужевое транспортное средство; прочее происшествие. В данной работе, на наш взгляд, дорожно - транспортные происшествия целесообразно разделить кроме общепринятых девяти видов на три основные массива - блока по ситуациям это:

1. Дорожно - транспортных происшествий с незначительными механическими

___________________________________124

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

повреждениями

2. Дорожно - транспортных происшествий с пострадавшими

3. Дорожно - транспортных происшествий со скрывшимся участником

На практике сотрудниками Госавтоинспекции нередко допускаются неточности в оформлении того или иного ДТП. В целях исключения возможных ошибок предлагаем порядок действий инспектора на месте дорожно - транспортного происшествия.

1.1 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий с незначительными механическими повреждениями.

При получении информации о ДТП от дежурного строевого подразделения ДПС ГИБДД инспектор действует в соответствии с его распоряжениями. В случае нарушения Правил дорожного движения, в результате которого одно или несколько транспортных средства получили механические повреждения, или же имеется повреждения грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, дежурный подразделения ДПС ГИБДД дает указание наряду ДПС или инспектору оформить дорожнотранспортное происшествие. Сотрудник Госавтоинспекции, в присутствии понятых и с участием водителей, составляет схему места совершения административного правонарушения и административный протокол, в котором имеются графы для описания обстоятельств происшествия, окружающей обстановки, места учета, внешних повреждений участвовавших в ДТП транспортных средств.

Действия инспектора на месте ДТП с незначительными повреждениями, по сравнению с другими блоками, являются наиболее простым алгоритмом мероприятий, представим их в виде следующих действий. По прибытию на место дорожно-транспортного происшествия сотрудник Госавтоинспекции осуществляет мероприятия: 1. Устанавливает личности участников дорожнотранспортного происшествия; 2. Выясняет обстоятельства происшествия; 3. Выявляет свидетелей ДТП; 4. Получает объяснения от участников и свидетелей ДТП; 5. Составляет схему места совершения административного правонарушения. В схеме отражается место дорожно - транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги где произошло дорожно - транспортное

происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения; положения транспортных средств после дорожно - транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов относящихся к дорожно - транспортному происшествии, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников дорожно - транспортного происшествия до момента его наступления [6]. 6. Заполняет протокол об административном правонарушении или же в случае, когда административная ответственность за нарушение правил дорожного движения не установлена, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении [7]. 7. По завершению оформления дорожно - транспортного происшествия сотрудник Госавтоинспекции сдает материалы в дежурную часть своего подразделения. 8. Участникам ДТП выдается справка о дорожно - транспортном происшествии [8], копии справки о дорожно - транспортном происшествии с отметкой о вручении справки участникам ДТП приобщаются к делу об административном правонарушении.

1.2 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий, в которых погибли или ранены люди.

В Государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые [9]. Оформлением ДТП с погибшими в нем занимается следственно-оперативная группа (СОГ) которая является основной организационной формой взаимодействия, возглавляет СОГ - следователь [10]. Следует напомнить, что за нарушение Правил дорожного движения виновные привлекаются к административной ответственности, а при совершении ДТП в зависимости от его последствий привлекаются либо к административной, либо к уголовной ответственности. За грубое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжелого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность (например: ст. 264 УК

125

РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" [11]). При наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) или ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) процессуальные действия на месте дорожно - транспортного происшествия осуществляются следственно -оперативной группой, направляемой дежурной частью органа внутренних дел. При отсутствии признаков указанных преступлений, производство по делу об административном правонарушении на месте дорожно - транспортного происшествия осуществляется сотрудником Госавтоинспекции (дежурному по выезду на место ДТП) [6]. При отсутствии признаков преступлений,

предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации и выявления административного правонарушения, предусмотренного ст.12.24 КоАП РФ (нарушение П ра ви л д ор о жн ог о д вижения ил и п равил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) сотрудником ГИБДД составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения [12], который подписывает сам сотрудник и лица, участвующими в осмотре. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются водителям, которые находились за рулем транспортных средств непосредственно в момент совершения административного правонарушения. К протоколу осмотра места совершения административного правонарушения сотрудник ГИБДД прилагает схему места совершения административного правонарушения. В случае, когда имеются дополнительные сведения, которые имеют непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП составляется рапорт. Далее инспектор выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в порядке, предусмотренном законодательством. Участники и свидетели ДТП предоставляют объяснения по факту случившегося. Имеющиеся вещественные доказательства приобщаются к материалам дела об административном правонарушении. Участникам ДТП сотрудник ГИБДД выдает справки установленного образца [8].

1.3 Неотложные действия сотрудника Госавтоинспекции при оформлении дорожно -транспортных происшествий со скрывшимся

участником ДТП

Водитель, скрывшийся с места ДТП нарушил установленные правила (п.2.5 Правил дорожного движения) [13]. "При дорожно - транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки...". Порядок действий сотрудника Госавтоинспекции при ДТП, место которого водитель оставил, определяется особенностью этих происшествий.

Комплекс действий проводимых сотрудником ГИБДД при оформлении ДТП со скрывшимся водителем практически не многим отличается от неотложных действий при оформлении уже приведенных блоков дорожно - транспортных происшествий. Дабы избежать тавтологии предлагаем сконцентрироваться на особенностях оформления ДТП со скрывшимся участником происшествия, при котором транспорт получил механические повреждения и обнаружить виновного в ДТП по горячим следам не представляется возможным. Оформление всех номенклатурных документов схоже с приведенными выше документами (при оформлении ДТП с незначительными механическими повреждениями), лишь в схеме указывается "неустановленное транспортное средство" под управлением "неустановленного водителя". И протокол об административном правонарушении в отношении виновника, естественно не может быть вынесен, по причине отсутствия виновного на месте дорожно -транспортного происшествия. Сотрудник ГИБДД в порядке, предусмотренном ст.28.7 КоАП РФ заводит административное расследование. В свою очередь ст. 28.7 КоАП РФ гласит: "В случаях, если после выявления административного правонарушения в области . дорожного движения . осуществляются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование" [14]. В рассматриваемом нами случае имеем административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, в которой говорится: "Оставление водителем в нарушении Правил дорожного движения места дорожно - транспортного происшествия, участником которого он является" [14].

Вступивший в силу 1 сентября текущего года Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками

___________________________________126

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (Административный регламент) в ст. 210 гласит "если водитель на транспортном средстве скрылся с места дорожно - транспортного происшествия" сотруднику Госавтоинспекции необходимо выяснить: "вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя, полученные при осмотре места дорожно -транспортного происшествия и опросе свидетелей; данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник немедленно докладывает дежурному, в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями" [6].

Литература

1. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения от 10.12.1995 года №196 ФЗ в редакции от 01.12.2007// Российская газета от 05.12.2007 года.

2. Приказ МВД РФ от 2 июля 2002г. № 627

“О мерах по совершенствованию

деятельности Государственной инспекции

безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны

участников дорожного движения".

3. Закон РФ "О милиции" от 18.04.1991 № 1021-1 ст.11 п.28, с изменениями и дополнениями ОТ 02.10.2007 ФЗ №225 // Российская газета от 06.10.2007

4. Приказ Министра транспорта РФ от

08.08.1995 г. № 73 подпункт 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

5. Дмитриев С.Н. Дорожно - патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД.//М.: Спарк, 2000.-65с.

6. Приказ МВД РФ №185 от 02.03.2009 г "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований

в области обеспечения безопасности дорожного движения"//Материалы семинара - совещания с руководителями аппаратов ГИБДД МВД. Орел 2009.

7. КоАП РФ п.5 ст.28.1 с измен. и доп.от

29.06.2009 г. ФЗ "о внесении изменений в ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

8. Приказ МВД РФ №748 от 25.09.2006 г. "О форме справки о дорожно - транспортном происшествии"// "Российская газета", N 220, 03.10.2006.

9. Постановление Правительства РФ от

29.06.1995 N 647(ред. от 01.02.2005) "Об утверждении правил учета дорожно -транспортных происшествий"//

Первоначальный текст документа опубликован в "Собрание законодательства РФ" 10.07.1995, N 28, ст. 2681.

10. УПК РФ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) // Первоначальный текст документа опубликован в "Парламентская газета", N 241-242,

22.12.2001,"Российская газета", N 249,

22.12.2001.

11. УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

12. Приложение №18 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

13. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 г. №28)// Первоначальный текст документа опубликован в "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, N47, ст. 4531.

14. КоАП РФ с измен. и доп. по состоянию

29.06.2009 г.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.