ТЕОРИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУА ТАЦИЯ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
УДК 629.113
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В.Н. Шабуров, А. А. Абабкова
Рассмотрены возможные пути повышения прибыли автосервисных предприятий, а также направления совершенствования производственно-технической инфраструктуры таких организаций. В основу методики оценки эффективности производственно-технической инфраструктуры предприятий автомобильного сервиса положен алгоритм оценки удельных показателей экономических результатов деятельности.
Ключевые слова: предприятия автомобильного сервиса, производственно-техническая инфраструктура, направления совершенствования, показатели, эффективность.
В настоящее время на отечественном рынке автосервиса широкое распространение получили специализированные предприятия, которые выполняют либо обслуживание определенной марки автомобилей, либо определенный вид ремонта. Но все же доля комплексных предприятий значительна, особенно в малых городах, где наблюдается разброс в марочном и возрастном составе транспортных средств.
Любому предприятию со временем приходиться решать, каким путем пойти дальше, как увеличить получаемую прибыль и обеспечить себе постоянный приток клиентов.
С этой целью предпринимаются следующие шаги [1]:
- расширяется спектр оказываемых компанией услуг;
- минимизируются затраты на приобретение оборудования (за счет осуществление тех или иных работ в специализированных компаниях);
- сокращаются арендные платежи;
- активно применяются маркетинговые ходы для привлечения и удержания клиентов.
Особенно важно определить, в каком направлении будет развиваться комплексное предприятие. Возможные направления совершенствования и развития станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) могут быть определены на основе анализа производственной деятельности предприятия. В этих целях необходимо изучить конкурентные преимущества существующих предприятий автосервиса, провести маркетинговые исследования в отношении востребованности услуг и работ по ТО и ремонту. Анализ этих материалов позволяет оценить в общем виде направления совершенствования производственно-технической инфраструктуры (ПТИ) автосервиса в целях увеличения номенклатуры и объема оказываемых услуг, пользующихся спросом, и, как следствие, увеличение прибыли предприятия.
В целом направлениями совершенствования ПТИ предприятий автосервиса являются:
- реконструкция, расширение ПТИ и увеличение числа постов технического обслуживания и ремонта;
- создание новых производственных участков для реализации ранее не выполняемых услуг;
- техническое перевооружение отдельных зон, участков, постов;
- перераспределение выполняемых видов услуг по предприятию;
- организационно-технические мероприятия (изменение режима работы, совершенствование организации технологических процессов и т. д.).
Каждое предприятие самостоятельно решает, какой путь модернизации выбирать. Но руководству чаще всего сложно сделать выбор. Это связано с особенностью автосервиса как сферы услуг. Кроме того, большинство автосервисных предприятий не имеет в достаточном количестве ресурсов для совершенствования всей ПТИ. При определении направлений развития СТОА необходимо провести оценку эффективности функционирования ПТИ предприятия в целом или его отдельных участков.
Для оценки эффективности ПТИ предлагается использовать экономические результаты деятельности предприятия, отнесенные к занимаемой площади предприятия или участка; т. е.:
- удельный доход
< = ,
где Б - доход, руб.; Г - площадь участка или предприятия, м ;
- удельные расходы
^ = Б/Г,
где Б - расходы участка или предприятия, руб;
По величине прибыли получаемой с единицы площади участка или предприятия в целом, можно судить об организационно-технологическом совершенстве предприятия, т. к. чем выше качество организации работ на предприятии и выше уровень реализуемых технологических процессов, тем большую величину будет иметь используемый показатель.
Рассматривая более подробно, как формируются доходы и расходы предприятия, представленные выше показатели можно рассчитать по следующим формулам:
где N - число автомобилей, прошедших обслуживание на участке или предприятии, шт.; tср - средняя трудоемкость одного обслуживания автомобиля, чел.-ч./шт.; Снч - стоимость одного нормо-часа обслуживания на участке или средняя стоимость одного нормо-часа обслуживания по предприятию, руб/чел.-ч.; 2 - расходы на заработную плату, руб.; Ь - расходы на электроэнергию, руб.; Ж - расходы на водоснабжение, руб.; Н - расходы на запасные части и материалы, руб.; Р - расходы, связанные с выполнением части работ на специализированных предприятиях, руб.
Как видно, доходы СТОА напрямую зависят от числа автомобилей, прошедших обслуживание на участке или предприятии. Кроме того, расходы предприятия также находятся в зависимости от количества обслуживаемых транспортных средств. Заработная плата автомехаников, как правило, является сдельной, то есть она напрямую зависит от объема выполненных сотрудником работ. Что же касается расходов на электроэнергию, то значительная ее доля приходится на работу оборудования, которое эксплуатируется только при обслуживании автомобилей. С расходами на водоснабжение ситуация схожая, основной объем расходуемой жидкости применяется для мойки транспортных средств, поэтому они могут быть рассчитаны по количеству автомобилей, прошедших мойку на данном предприятии. Таким образом, доходы, расходы и прибыль предприятия есть функция количества автомобилей, и они могут быть рассчитаны по этой величине.
Представленные выше показатели позволяют оценить деятельность предприятия, но они не учитывают существующую ситуацию на рынке услуг. Применение предложенных показателей позволяет выявить недостаточный спрос на оказываемые услуги, в этом случае удельная прибыль бу-
5 = (2 + Ь + Ж + Н + Р)/ Р,
^р • Снч )-(2 + Ь + Ж + Н + Р)УР ,
дет низкой. В условиях же, близких к полной загрузке, когда спрос существенно превышает возможности предприятия, показатели будут иметь одинаково высокие значения как для случая незначительного, так и для случая существенного несоответствия возможности обслуживания на СТОА и потребности в нем. Чтобы учесть перспективы роста предприятия, предлагается учитывать еще один показатель - упущенный доход, который появляется в том случае, если не все автовладельцы могут обслуживаться на их предприятии, как правило, это проявляется в отказах клиенту по различным причинам. Удельный упущенный доход рассчитывается по следующей формуле:
< у = Бу/ Г,
где Бу - упущенный доход, руб.
Для существующего предприятия оценить уровень упущенного дохода можно, только регистрируя все отказы клиентам. Для вновь проектируемого предприятия расчет удельного потерянного дохода можно спрогнозировать путем моделирования работы предприятия и определить по формуле
< у = (А ■ tср ■ Снч УГ ,
где А-число автомобилей, получивших отказ в обслуживании на участке или предприятии, шт.
Таким образом, задача оптимизации производственно-технической инфраструктуры в общем виде формулируется следующим образом:
а = (Б - Б - Бу у Г ® тах .
Определяемые данным методом показатели позволяют анализировать работу предприятия в целом и отдельно по каждому из имеющихся участков. На их основании возможно сделать выводы о состоянии ПТИ и выдвинуть предложения по улучшению работы предприятия.
Рассмотрим применения данной методики оценки эффективности ПТИ на примерестанции технического обслуживания ООО «ГАЗ-Сервис». На рисунке приведен график распределения удельной прибыли предприятия по постам и участкам.
Представленный выше график наглядно демонстрирует, какие посты и участки на предприятии приносят ему доходы и в каком размере, а также он показывает, какие участки являются убыточными. Для данной СТОА одним из направлений повышения прибыли и загрузки может быть привлечение клиентов, с помощью рекламы, скидок, акций. С другой стороны, возможно снизить площадь определенных участков, тем самым повысить показатель удельной прибыли. В данном случае снизить затраты возможно, отказавшись от убыточных постов кузовного ремонта, окрасочных и электротехнических работ и моторного участка, но при этом часть работ возможно выполнять на специализированных предприятиях.
Удельная прибыль с единицы площади по постам и участкам: 1 - участок диагностики; 2 - кузовной и окраска; 3 - мойка; 4 - посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования; 5 - посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием; 6 - пост геометрии; 7 - участок топливный; 8 - моторный участок;
9 - шиномонтаж; 10 - электротехнические работы
Подводя итог, можно утверждать, что проведение оценки эффективности ПТИ автосервисных предприятий по представленной методике позволяет руководителям объективно судить о наличии проблем на СТОА, оперативно их решать и выбирать оптимальные пути развития производства, которые позволят получить желаемый уровень дохода и обеспечивать качественное обслуживание клиентов.
Список литературы
1. ООО «Деловой мир» [Электронный ресурс] // Инвестиции в автосервис: [сайт]. URL: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=269 (дата обращения: 5.12.2014).
Шабуров Виктор Николаевич, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Курган, Курганский государственный университет,
Абабкова Анастасия Александровна, студентка, [email protected], Россия, Курган, Курганский государственный университет
PERFORMANCE EVALUATION OF PRODUCTION-TECHNICAL INFRASTRUCTURE
A UTOSERVICE ENTERPRISES
V.N. Shaburov, A.A. Ababkova 7
Possible ways to increase profits auto service enterprises, as well as ways of improving production-technical infrastructure such organizations. The basis of the methodology for assessing the effectiveness of production-technical infrastructure of auto service enterprisesis algorithm evaluation of specific indicators of economic performance.
Key words: enterprises auto service, production-technical infrastructure, areas of improvement, indicators, efficiency.
Shaburov Viktor Nikolaevich, сandidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Kurgan, Kurgan State University,
Ababkova Anastasia Aleksandrovna, student, akiral59l a mail.ru, Russia, Kurgan, Kurgan State University
УДК 621.43
РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ
И.Е. Агуреев, М.В. Малиованов, А.Е. Радько, Р.Н. Хмелев
Разработаны математические модели системы управления карбюраторным и инжекторным двигателями, ориентированные на включение в динамическую модель ДВС. Приведены результаты расчетов.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, система управления, математическое моделирование.
При проектировании современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) необходимо учитывать ограничения, касающиеся топливной экономичности и токсичности отработавших газов, которые с каждым годом ужесточаются. Для обеспечения требуемых экономических и экологических показателей работы двигателей в настоящее время широко используют системы автоматического управления (САУ) [13], реализующие достаточно сложные алгоритмы.
Перед разработчиками САУ современными автомобильными двигателями стоят три основные задачи [4]:
1) контроль заданного вращающего момента двигателя или стабилизация заданной частоты вращения коленчатого вала. Данный контур управления реализовать затруднительно и в большинстве двигателей он не используется;