Научная статья на тему 'Оптимизация количества рабочих постов предприятий автомобильного сервиса'

Оптимизация количества рабочих постов предприятий автомобильного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА / AUTOMOTIVE SERVICE ENTERPRISES / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PRODUCTION AND TECHNICAL INFRASTRUCTURE / РАБОЧИЕ ПОСТЫ И УЧАСТКИ / ВХОДЯЩИЙ ПОТОК ЗАЯВОК / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / WORKSHOP BAYS / THE INFLOW OF ORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абабкова Анастасия Александровна, Шабуров Виктор Николаевич

В статье представлены основные расчетные формулы методики оценки эффективности использования производственно-технической инфраструктуры предприятий автомобильного сервиса. Рассмотрены преимущества имитационного моделирования и его применение для формирования входящего потока заявок. Приведен алгоритм расчета показателей эффективности для станций технического обслуживания автомобилей и анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абабкова Анастасия Александровна, Шабуров Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE NUMBER OF WORKSHOP BAYS IN AUTOMOTIVE SERVICE ENTERPRISES

The article presents the basic calculation formulas of method assessing the efficiency of production and technical infrastructure of automotive service enterprises. The advantages of simulation modelling and its application for the formation of the inflow of orders are described. The algorithm of calculation performance indicators for vehicle service stations and analysis of the results are presented.

Текст научной работы на тему «Оптимизация количества рабочих постов предприятий автомобильного сервиса»

новном используются традиционные методики производства автотехнической экспертизы. Наряду с проблемой предоставления необходимых для производства исходных данных экспертам приходится сталкиваться с невозможностью проведения следственных экспериментов, что приводит к применению в решениях задач дифференцированных значений необходимых параметров на основе экспериментальных исследований (давностью 10 лет и более, не охватывающих полный спектр необходимой информации) и значений ГОСТ и регламентов, которые не соответствуют характеристикам эксплуатируемых в действительности автомобилей. Исходя из проведенного анализа проблематики предлагается совершенствование путем экспериментальных исследований наиболее важных, согласно статистике, показателей: времени реакции водителя и параметров торможения ТС. Также предлагается рассмотреть целесообразность анализа отдельной категории ошибок водителей - осознанно вынужденных, для установления истины в виновности ДТП и внедрение технического обеспечения, считывающего с ТС необходимые для производства экспертиз параметры.

Список литературы

1 Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных

происшествий : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 288 с.

2 Евтюков С. А., Васильев Я. В. Расследование и экспертиза дорожно-

транспортных происшествий. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2004. 288 с.

3 Иларионов В. А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного

движения и основы безопасности управления автомобилем. М. : Транспорт, 1995. 445 с.

4 Показатели состояния безопасности дорожного движения URL:

https://www.gibdd.ru/start/Cведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (дата обращения: 10.04.2015)

5 Подопригора Н. В. Методика определения параметров процесса

торможения автотранспортных средств при реконструкции и экспертизе дорожно-транспортных средств. СПб., 2013. 133 с.

6 Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации - информация об

исследовании. URL: http://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info/Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации. Гуманитарная энциклопедия (дата обращения: 10.04.2015).

7 Суворов Ю. Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза.

Судебная оценка действий водителя и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП : учебное пособие. М. : Изд-во «Экзамен», 2003. 208 с.

8 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных

средств», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №720.

9 Черепашкин А. С. Криминологическая характеристика и

предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками милиции общественной безопасности. М., Изд-во «Экзамен», 2004, 464 с.

10 Куракина Е. В. Научно-методическое обеспечение автотехнической

экспертизы, учитывающей техническое состояние автомобиля и дорожной среды : дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2014. 203 с.

УДК 629.113

А.А. Абабкова, В.Н. Шабуров

Курганский государственный университет

ОПТИМИЗАЦИЯ КОЛИЧЕСТВА РАБОЧИХ ПОСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА

Аннотация. В статье представлены основные расчетные формулы методики оценки эффективности использования производственно-технической инфраструктуры предприятий автомобильного сервиса. Рассмотрены преимущества имитационного моделирования и его применение для формирования входящего потока зая-

вок. Приведен алгоритм расчета показателей эффективности для станций технического обслуживания автомобилей и анализ полученных результатов.

Ключевые слова: предприятия автомобильного сервиса, производственно-техническая инфраструктура, рабочие посты и участки, входящий поток заявок, оптимизация.

A.A. Ababkova, V.N. Shaburov Kurgan State University

OPTIMIZATION OF THE NUMBER OF WORKSHOP BAYS IN AUTOMOTIVE SERVICE ENTERPRISES

Abstract. The article presents the basic calculation formulas of method assessing the efficiency of production and technical infrastructure of automotive service enterprises. The advantages of simulation modelling and its application for the formation of the inflow of orders are described. The algorithm of calculation performance indicators for vehicle service stations and analysis of the results are presented.

Keywords: automotive service enterprises, production and technical infrastructure, workshop bays, the inflow of orders, optimization.

ВВЕДЕНИЕ

В современном быстро развивающемся мире задачи оптимизации становятся все более актуальными. Особенно остро эти проблемы встают при оптимизации основных фондов, которые имеют определенную инертность и не могут развиваться быстрыми темпами. Кроме того, изменения в этой сфере очень дорогостоящие. В последнее время наблюдается тенденция быстрого морального устаревания оборудования, зданий и инфраструктуры в целом при незначительном его физическом износе.

В связи с этим на предприятиях автомобильного сервиса возникает необходимость проводить оптимизацию производственно-технической инфраструктуры (ПТИ). Но прежде чем ее провести, важно оценить текущее состояние и выделить основные направления дальнейшего развития, определить первоочередные задачи, выделить наиболее проблемные участки. С этой целью нами была разработана методика оценки эффективности производственно-технической инфраструктуры автосервисных предприятий.

В данной работе рассмотрены основные положения предложенной методики, особенности формирования входящего потока заявок на обслуживание и приводятся результаты моделирования.

1 Основные расчетные формулы метода оценки эффективность ПТИ автосервисного предприятия

Для оценки эффективности ПТИ предлагается использовать экономические результаты деятельности предприятия, отнесенные к занимаемой площади предприятия или участка, т. е.:

- удельный доход:

d = D/F,

где D - доход, руб.,

F - площадь участка или предприятия, м2;

- удельные расходы:

s = S/F,

где S - расходы участка или предприятия, руб.:

^ = 2 + Ь + Ж + Н + Р,

где 2 - расходы на заработную плату, руб.; L - расходы на электроэнергию, руб.; № - расходы на водоснабжение, руб.; Н - расходы на запасные части и материалы, руб. Р - расходы на отопление, руб. - удельная прибыль:

р = (Б - Б)/ ^.

Оценивая только финансовую сторону вопроса, мы не получаем объективных данных об использовании имеющегося оборудования. Для этого рассчитывается коэффициент использования рабочего времени на постах и участках К по следующей формуле:

ФР

К =-,

Тс ■ п ■ Трп

где Тс- продолжительность смены, ч;

Трп - продолжительность расчетного периода, дней.

Проведение оценки эффективности ПТИ автосервисных предприятий по представленной методике позволяет руководителям объективно судить о наличии проблем на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), оперативно их решать и выбирать оптимальные пути развития производства, которые позволят получить жела-емый уровень дохода и обеспечивать качественное обслуживание клиентов.

Представленная выше методика опирается на использование данных работы предприятия. Для достоверности необходимо использовать фактические сведения о работе станции технического обслуживания автомобилей, что затруднительно при расчете изменений условий работы. С этой целью нами был проведен анализ фактических данных работы комплексной станции технического обслуживания автомобилей, которые затем были использованы для написания программы расчета автосервисного предприятия, а точнее для формирования приближенного к реальности входящего потока заявок. Но прежде всего рассмотрим, почему мы выбрали данный метод исследования.

2 Особенности и преимущества имитационного моделирования

Анализировать состояние ПТИ автосервисного предприятия возможно и при рассмотрении его как объекта системы массового обслуживания (СМО). Но решение данного вопроса с применением СМО не рационально, так как:

- для аналитических методов неприменимы задачи имеющие, например, случайные воздействия, нелинейные характеристики элементов системы и т.п.;

- не учитываются взаимодействия с внешней средой при анализе развернутого во времени процесса функционирования системы.

Именно поэтому нами был применен метод имитационного моделирования. Основной причиной выбора такого метода исследования является то, что традиционные расчетные математические методы требуют применения высокой степени абстракции и не учитывают важные детали. Имитационное моделирование позволяет описать структуру системы и её процессы в естественном виде, не прибегая к использованию формул и строгих математических зависимостей.

Кроме того, на наш выбор повлияли преимущества, присущие методу имитационного моделирования, а именно:

1 Большинство сложных реальных систем с вероят-

ностными параметрами нельзя точно описать с использованием математических моделей.

2 Путем моделирования можно разработать ряд альтернативных вариантов моделей системы и затем определить, какой из них наиболее соответствует исходным требованиям.

3 Имитационное моделирование в ряде случаев гораздо менее затратное, чем проведение экспериментов с реальными системами. Тем более, иногда эксперименты на реальных системах в принципе невозможны.

4 Моделирование позволяет изучить длительный интервал функционирования системы в сжатые сроки или, наоборот, более подробно работу системы в развернутый интервал времени.

5 При динамическом имитационном моделировании можно получать любое количество оценок вероятностной модели, проводя ее прогоны. Подробное изучение полученных оценок приемлемо использовать при оптимизации модели.

6 Наглядность. Имитационная модель обладает возможностями визуализации процесса работы системы во времени, схематичного задания её структуры и выдачи результатов в графическом виде. Это позволяет наглядно представить полученное решение.

В связи с этим мы используем метод имитационного моделирования для формирования входящего потока заявок. Рассмотрим более подробно полученные на основе преобразований собранных данных закономерности и зависимости.

3 Формирование входящего потока заявок

Для проектирования деятельности предприятия автомобильного сервиса необходимо рассматривать распределение количества поступающих заявок в течение года, недели и дня. Колебания спроса на услуги автосервиса в течение года представлены на рисунке 1.

Такой характер распределения отчасти объясняется погодными условиями нашего региона, что проявляется в снижении потребительской активности в зимний период времени и повышении в летние месяцы. Повышение спроса на услуги автосервиса в межсезонье вызвано необходимостью подготовки автомобиля к эксплуатации в тяжелых зимних условиях, а весной - подготовкой автомобиля к дальним или частым поездкам в летний период (выезды на природу, семейный отдых).

Рисунок 1 - График распределения удельного количества заявок в год

Распределение количества заявок по дням в течение недели, и их удельные значения, то есть отнесенные к общему числу заявок за рассматриваемый период, представлены на рисунке 2, который наглядно демонстрирует колебание спроса на услуги автосервиса в течение недели.

Как мы видим, наибольший пик обслуживания приходится на понедельник и пятницу, затем в середине не-

дели наблюдается небольшое снижение потребительской активности, а в конце недели потребность в обслуживании и ремонте автомобилей значительно снижается. Такой характер распределения входящего потока заявок имеют большинство автосервисных предприятий, который связан со стремлением людей за рабочую неделю привести свой автомобиль в порядок, с целью его использования на выходных, именно поэтому значительно снижается количество обращений в выходные дни. Отчасти это может быть связано с плохой информированностью о режимах работы предприятия.

Рисунок 2 - Гоафик распределения заявок по дням недели

Распределение, представленное на рисунке 2, характерно для полиномиальной зависимости (тонкая сплошная линия). Кроме того, на графике указано уравнение данной кривой и величина достоверной аппроксимации (97,8%). Большие значения величины аппроксимации показывают возможность описания фактических данных с помощью теоретических зависимостей и, тем самым, обеспечивают возможность моделирования на их основе элементов для создания приближенного к реальности входящего потока заявок.

Но для более детального моделирования приближенной к реальности работы станции технического обслуживания автомобилей необходимо рассматривать изменение входящего потока заявок в течение дня. На рисунке 3 представлено распределение заявок на 12 интервалов, каждый из которых соответствует одному часу рабочего времени. На графике мы видим, что пик поступлений наблюдается в утренние часы, затем спад и незначительное увеличение в послеобеденное время и в конце рабочего дня. Такой характер поступления заявок объясняются графиком работы потребителей и значительной долей обслуживаемых организации (на анализируемом предприятии).

входящих потоков заявок с различными интенсивностя-ми в зависимости от общего числа автомобилей, обслуживаемых за рассматриваемый период времени, при моделировании работы СТОА.

Представленные выше графики и зависимости описывают изменение поступления заявок автовладельцев на обслуживание и ремонт своих автомобилей в течение заданного промежутка времени, они наглядно показывают неравномерность процесса формирования входящего потока заявок.

Использование зависимостей, выявленных в результате проведения наших исследований, при моделировании деятельности автосервисных предприятий позволяет получать результаты, схожие с анализом деятельности предприятия по фактическим данным работы станции.

4 Алгоритм моделирования работы и анализа эффективности ПТИ автосервисного предприятия

Как упоминалось ранее, нами разработана программа на языке программирования Паскаль, которая позволяет проводить расчет автосервисного предприятия при различных сочетаниях входящих параметров. Рассмотрим алгоритм разработанной нами программы. На рисунке 4 алгоритм представлен в виде укрупненных блоков.

Рисунок 3 - Гоафик распределения заявок по часам в течение дня

Выявленные нами закономерности показывают, какая доля заявок прибывает в каждый момент времени на предприятие. Использование удельных показателей позволяет применять полученные значения для расчета

Рисунок 4 - Алгоритм моделирования работы и анализа эффективности ПТИ предприятия автомобильного сервиса

В качестве исходных данных для расчета деятельности станции технического обслуживания автомобилей мы используем следующие сведения:

- число рабочих постов;

- число мест ожидания;

- количество заявок, поступивших на обслуживание;

- среднее время выполнения работ;

- режим работы предприятия (число смен, продолжительность смены, число рабочих дней в году);

- продолжительность рассчитываемого периода;

- площадь рассчитываемого помещения (но не менее нормативной);

- число рабочих (не менее технологически необходимого числа рабочих);

- величины, определяющие затраты (заработная плата, тарифы и т.п.).

Данный метод позволяет рассмотреть различные варианты сочетаний параметров и выявить самый оптимальный по выбранному критерию. Нами было проведено исследование работы автосервисного предприятия за период 7 дней. Рассмотрим подробнее полученные результаты.

5 Результаты моделирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При моделировании мы получили следующие результаты:

1 Проводя анализ влияния числа постов ожидания на удельную прибыль, мы выявили, что оптимально содержать одно место ожидания, для любого количества рабочих постов (рисунок 5).

на графике явно видно оптимальное число рабочих постов для малых значений среднего времени обслуживания (рисунок 7).

Рисунок 7 - Гоафик изменения удельной прибыли от числа рабочих постов

4 Проводя анализ зависимости прибыли от числа заявок, мы выявили, что величина удельной прибыли изменяется не значительно при увеличении числа постов (рисунок 8).

Рисунок 5 - График изменения удельной прибыли от количества мест ожидания

2 При малом времени обслуживания содержание большого числа рабочих постов не рационально. В этом случае удельная прибыль значительно снижается (рисунок 6).

Рисунок 8 - Гоафик изменения удельной прибыли от числа поступивших заявок

5 Рассматривая совместно изменение удельной прибыли и коэффициента занятости поста, мы наглядно видим, что при КИ0,4 прибыль мала (рисунок 9). Поэтому использовать такие посты не рационально.

Согласно представленным выше результатам мы видим, какое влияние на значение параметров удельной прибыли оказывают различные показатели и как повлияет на ее величину изменение тех или иных входящих параметров.

Рисунок 6 - График изменения удельной прибыли от продолжительности обслуживания

3 При малом времени выполнения работ появляется оптимальное число постов для определенного количества заявок. При увеличении продолжительности обслуживания максимум смещается вверх. Таким образом,

Рисунок 9 - График изменения удельной прибыли и К от числа рабочих постов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На любом предприятии в тот или иной момент времени возникает необходимость оптимизировать свою де-

ятельность. Как правило, в качестве критерия оптимизации используется общая прибыль предприятия, что не всегда удобно и вызывает сложности в определении прибыли от работы каждого участка. Предлагаемый нами метод определения оптимального числа рабочих постов на основе удельных показателей позволяет повысить объективность в определении вклада в общую прибыль предприятия существующих участков.

В процессе исследования с применением метода имитационного моделирования и используя результаты анализа входящего потока заявок нами был разработан алгоритм моделирования работы предприятия автомобильного сервиса. Он позволяет проводить анализ работы СТОА при изменении ее мощностей либо рассматривать, как нужно изменить производство при изменении количества обслуживаний, а также позволяет нам увидеть, как повлияет на станцию увеличение или снижение продолжительности обслуживания транспортных средств. По результатам имитационного моделирования определены величины удельной прибыли и уровень загрузки рабочих постов, которые наглядно показывают результаты деятельности различных производственных участков.

Результатами исследований является возможность выявления оптимального числа постов для определённых начальных условий и использование этих данных для выработки конкретных рекомендаций по оптимизации ПТИ автосервисных предприятий.

УДК 519.233.22 Ю.А. Гусельников

Курганский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье проводится оценка эффективности контрольной и надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в субъектах транспортной деятельности, анализ нормативно-методического обеспечения работы автотранспортных организаций по профилактике аварийности.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, оценка эффективности работы, безопасность дорожного движения.

Y.A.Guselnikov Kurgan State University

ISSUES OF THE ROAD-TRAFFIC SAFETY CONTROL IN THE SUBJECTS OF THE TRANSPORT ACTIVITY

Abstract. The paper evaluates performance of the means of control and supervision in the field of road-traffic safety in the subjects of the transport activity. The study analyzes methodological support of the work of the vehicle registration centers for accident rate prevention.

Keywords: means of control and supervision, performance assessment, road-traffic safety.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика развития автотранспортного комплекса РФ в последние годы связана не только с высокими уровнями аварийности и автомобилизации, расширением рынка транспортных услуг, но и с проблемами контроля работы автотранспортных предприятий (АТП), организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) в разнообразных субъектах транспортной деятельности (СТД).

Контроль состояния работы по ОБДД в СТД является неотъемлемой частью специальных функций Минтранса РФ, МВД РФ, других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также это обязанная функция самих СТД. При формальном подходе к контрольно-надзорной деятельности, низкой квалификации проверяющих эффективность этих форм воздействия на ОБДД в СТД низка и неоднозначна. Усиление контрольных функций государства в этой сфере за последние годы на фоне распада крупных АТП на мелкие СТД, постоянные изменения порядка допуска на рынки транспортных услуг не оказали должного положительного влияния на БДД. Высокий процент износа парка грузовых транспортных средств (ТС) и автобусов, низкий уровень развития производственно-технической базы многих СТД, недостаточные профессиональные подготовка водителей и компетентность специалистов по ОБДД в СТД также являются факторами, негативно влияющими на состояние БДД.

Отдельной масштабной проблемой в сфере управления перевозочными процессами и ОБДД на автомобильном транспорте являются «теневые» транспортные услуги. Водители, СТД, работающие нелегально, вообще находятся вне сфер контроля.

Недопустимо медленно создается новая система ОБДД в СТД, отвечающая современным условиям и вызовам, особенно нормативно-методическое обеспечение работы автотранспортных организаций по профилактике ДТП, повышению профессиональной надежности водительского состава. Требуется научно-практическая апробация современных способов проверок состояния БДД в СТД и методов оценки их эффективности.

В данной работе проведен анализ эффективности контрольно-надзорной деятельности и методов проверки состояния работы по ОБДД в СТД.

1 Оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности в СТД

Важность названных проблем, задач по их решению подтверждают статистические данные об аварийности с участием АТП и результаты контрольно-надзорной деятельности в отношении СТД.

Так, по данным Госавтодорнадзора РФ, за 12 месяцев 2014 года в России аварийность на пассажирском лицензируемом транспорте выросла по всем основным показателям (количество ДТП увеличилось на 5,2%, количество погибших и раненных - на 10,1 и 3,7% соответственно). При этом количество ДТП по вине водителей, имеющих лицензии на перевозочную деятельность, выросло на 17,5% [1].

По данным ГИБДД Курганской области, количество ДТП с участием автобусов по вине их водителей в 2013 году увеличилось на 9,5%, по вине водителей всех автотранспортных СТД - на 18%. Вырос уровень аварийности, тяжесть от ДТП также по отчетной категории «водитель грузового автомобиля». Например, по вине водителей грузовых ТС количество погибших и раненых в 2013 году увеличилось на 30,8 и 9,5% соответственно. Тяжесть ДТП достигла 15,2 (средний показатель по РФ - 9,5). Примечательно, что почти 50% водителей грузовых ТС по базе банных о ДТП по Курганской области проходят как безработные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.